FPV на вертолетах классической схемы.
Олег, приветствую!
Ранее использовал поворотку, но отказался из-за габаритов и доп. веса - теперь перешел на “клевера”. Они обеспечивают отличное качество картинки на этих дистанциях с учетом эволюций модели и без применения направленных антенн.
А вот у меня всё произошло в обратном порядке. Как ни старался, какие ненаправленные антенны не пробовал, добиться желаемых результатов не удалось. Хрен его знает почему, может эфир Московский уж очень замусорен…
Но зато удалось сделать всю «наземку» достаточно компактной, чтобы она в транспортном состоянии помещалась в чехле под хвостом вертолёта.
Сейчас уже совершенно понятно – работает превосходно, нареканий никаких!😃
Андрей, еще попутно хотел спросить - на видео кабина вертолета иногда двигается, почему? камера у Вас вроде закреплена жестко.
Олег, это такая «магия кино»!..😉
Не всегда это требуется, но бывает влетаю в зону очень высокой турбулентности, вертолет начинает буквально швырять во всех плоскостях, и вот такие куски видео обрабатываются программной стабилизацией. Она и дает визуальный эффект будто камера оснащена стабилизирующим подвесом…
Кстати этот вопрос мне задают регулярно, иногда подшучиваю над народом – да, мол, есть такая система…….😁
взлет-посадку в очках я не могу пока осилить, но это скорее психологический момент и перестраховка… мне проще посадить визуально, чем в очках
А я как раз психологически побаиваюсь перехода (была у меня такая «детская болезнь» FPV, видимо хроническая форма😁) на визуальное пилотирование и обратно (временное ослепление после очков и т.д. и т.п.), потому даже не рассматриваю этот вариант.
Андрей, согласитесь, - есть разница в точности пилотирования…….
Ну, Олег….😃 Такое количество аугментов оспаривать невозможно!😃 Конечно да, конечно прогресс не отвратим!
Да я в общем особенно не сопротивлялся. Просто для меня видимо еще не настала пора актуальности автопилотов.😒
Олег, это такая «магия кино»!..
и вот такие куски видео обрабатываются программной стабилизацией. Она и дает визуальный эффект будто камера оснащена стабилизирующим подвесом…
Да, я подумал о том-же, еще, иногда неожиданный эффект на Ваших видео дает “цифровой зум”. Андрей, а чем редактируете? У меня материалов много, но нужен инструмент.
Ну, Олег…. Такое количество аугментов оспаривать невозможно! Конечно да, конечно прогресс не отвратим!
Да я в общем особенно не сопротивлялся. Просто для меня видимо еще не настала пора актуальности автопилотов.
Андрей, все бы хорошо, если бы не было немного грустно…
С ними не все так гладко… выяснился ПРИНЕПРИЯТНЕЙШИЙ момент… в ручном режиме я не могу превысить скорость 60 км/ч 😦
Получается, что разогнаться в пике с “горки” до “неприличных” скоростей я мог только на флайбарной классике… он просто задирает нос, очень жаль 😃 кина не будет 😢
Выходит, или стабилизация или скорость, кстати, на скокуме тоже было ограничение, но 80-90 км/ч (примерно).
В этом смысле V-bar рулит! 😒😃
Андрей, а чем редактируете? У меня материалов много, но нужен инструмент.
Олег, я пользуюсь Pinnacle Studio 14 - достаточно интуитивно понятный интерфейс, да и работает сносно… Хотя народ и поругивает эту программу… Говорят есть и получше, например Vegas Pro от Sony… Но у меня с ней как-то не «сдружилось», видимо дело привычки…
Выходит, или стабилизация или скорость, кстати, на скокуме тоже было ограничение, но 80-90 км/ч (примерно). В этом смысле V-bar рулит!
Хм… Да, по мне так это очень досадный недостаток системы… Хотя по сути это – баг: в ручном режиме не отключается алгоритм ограничения скорости, который используется в автомате и совершенно понятно для чего предназначен…
________
Ну а я продолжаю полеты и более пристальное изучение всяких технических тонкостей своего вертолета…
По скоростным параметрам могу назвать несколько любопытных и возможно полезных циферок:
Многократно проверенная максимальная скорость длительного горизонтального полета у меня получилась 145 км/ч. Это общий шаг до упора в «+» и тангажом удерживаем горизонтальную траекторию.
При этом ток двигателя колеблется в районе аж 65-ти ампер! Получается мощность без малого 1,5 киловатта, что является видимо практическим пределом для моего двигателя (паспортный максимум – 1300 ватт).
Вот оно – практическое подтверждение моих мыслей, высказанных несколько лет назад, что при FPV «зажарить» силовуху проще чем при жестком 3D потому как нагрузки носят не импульсный а постоянный характер! А тогда помнится, пилотажники спорили, спорили… типа мол именно при 3D возникают самые запредельные нагрузки…
«Нащупал» и скоростной режим при котором токи минимальны – порядка 35-40 км/ч, ток при этом 11-12 ампер. Причём потребление растет как при увеличении скорости, так и при снижении. – Наглядный пример теоретического повышения эффективности ротора при боковом обдуве на определённых скоростях.
У меня два года очень активных полетов по камере и мне уже мало просто носиться на скорости по огромным пространствам
Олег, спрашивали – не надоело ли мне «бесцельно» носится на «запредельных» скоростях…😒
Нет, не надоело! Ведь не существует предела самосовершенствования…
Как уже говорил: неспешно, маленькими шажками, осваиваю ранее казалось бы недоступные при FPV маневры…😉
Вот коротенькая «демонстрашка»:
коротенькая «демонстрашка»
Добрый день Андрей! Летатся у Вас все хорошо и красиво. Но судя по последним вашим роликам объектив не 3.2 мм (как я думал и которого я так и не нашел для сравнения, есть только переменной настройки) и похоже даже не 2.8 сейчас уже. Видимо Вы уже привыкли к этому нечеловеческому взору и оценки расстояний для уменьшающих пропорций, я даже ходить пока толком не могу с 2.8мм по квартире 😃
В общем я все еще вылизываю свои проблемы и недостатки в технике. Каждый раз проявляются много косяков, вроде как по мелочи. И все требует осознания и принятия решений для исправления, иногда серьезных. До настоящего FPV пока я еще не готов.
В тоже ремя Вы правильно говорите, лучший стимул для других - визуальность, лучше чем видео не придумаешь, пускай и не красиво, но дающих возможность оценить результат и по сути помочь советом.
Вот к примеру мой последний подлет, уже на выдыхе аккумулятора:
м`да, расход и ток потребления (в ролике пошел на второй круг) завышены в показаниях, вместо 100А установил 150А вариант датчика в конфиге прошивки.
а т.к. ютрубе качество режет сильно, то имею возможность дать ссылку на оригинал котрый грузил на ю-трубу, можно сравнить.
Проблем хватает как и у всех, вибрации в идеале победить сложно, частота ротора для нормализации съемки похоже у всех своя, зависит от конструкции. У меня получается 1750 rpm ротора примерно. К слову, контролирую именно частоту ротора датчиком холла, а как я понял датчики на безколлекторный двигатель врут и не мало.
Добрый вечер, Вадим!
судя по последним вашим роликам объектив не 3.2 мм (как я думал и которого я так и не нашел для сравнения, есть только переменной настройки) и похоже даже не 2.8 сейчас уже.
Вадим, перепроверил… 3,6 и 2,8 лежат как и полагается в коробочке. Сравнил видео со старыми съемками когда стоял 3,6… тогда в кадре были видны кончики лыж. Подтверждаю – сейчас стоит 3,2.
Возможно, разгадка отличий кроется в размере матрицы, в таком случае на моей камере она больше, - та которая 1/3 дюйма, потому и видимый угол больше.
Видимо Вы уже привыкли к этому нечеловеческому взору и оценки расстояний для уменьшающих пропорций, я даже ходить пока толком не могу с 2.8мм по квартире 😃
Вадим, ну так все просто – я же по гороскопу РЫБА, потому мне и не привыкать к «рыбьему глазу»!😉😁
частота ротора для нормализации съемки похоже у всех своя, зависит от конструкции. У меня получается 1750 rpm ротора примерно.
Да, как говорил уже резонансы – дело тёмное…
Но есть еще одна известная тонкость: если частота вращения ротора кратна частоте кадров камеры, то вибрации на видео заметно маскируются.
К слову, контролирую именно частоту ротора датчиком холла,
Да, обороты у меня тоже контролируются датчиком Холла, - стоит на 2-й ступени редуктора.
могу назвать несколько любопытных и возможно полезных циферок
Андрей спасибо, циферки действительно интересны, особенно разница между минимальным и максимальным токами.
Вот к примеру мой последний подлет, уже на выдыхе аккумулятора
Вадим посмотрел качество видео мне понравилось. Скажите что за камера у Вас для видео сьемки полета? И как я понял полетная камера к которой подключена телеметрия находится примерно на уровне шасси верно?
Подскажите кто использует камеру для fpv GoPro по AVI выходу? Как качество? Есть смысл летать по данной камере, при этом писать видео в высоком качестве? Просто присмотрел себе GoPro 3 версии Black. Если смысла нет, то на HK присмотрел для FPV через AV вот такую камеру hobbyking.com/…/__13197__1_3_inch_Sony_CCD_Video_C… ( не реклама ), и для записи FullHD вот такую hobbyking.com/…/__25656__HD_Wing_Camera_II_Full_HD… ( не реклама ) как я понял что данную камеру можно тоже использовать для записи и AV. Просто хочу получить через FPV хорошее качество по AVI, нормальный угол обзора. Очки присмотрел себе Шарки Доминатор.
GoPro по AVI выходу? Как качество? Есть смысл летать по данной камере,
Иван, я пробовал… Качесво нормальное (то которое передает PAL/NTSC радиоканал), не понравились пропорции кадра 16:9… в очках, которые 4:3, получаются нерабочими (черными) верхняя и нижняя зоны кадра, - потеря “драгоценного” угла обзора по вертикали…
Просто присмотрел себе GoPro 3 версии Black
Иван, на счет Hero3 Black - пробовал в качестве курсовой, качество картинки на AV выходе нормальное, но при самом “ходовом” разрешении 1920х1080х30, как уже сказал Андрей, пропорции у третьей версии тоже 16:9. Как промежуточный вариант можно поставить разрешение 1280х960х48 - тогда получится соотношение 4:3, везде, но угол обзора будет слишком широким (рыбий глаз) и при этом разрешении не будет еще одной сильной “фишки” Hero3 Black - интервальной съемки, параллельно с записью видео. Пока оставил маленькую курсовую и Hero3 Black.
Скажите что за камера у Вас для видео сьемки полета?
Да, у меня еще 1-я gopro, курсовая камера отдельно. Также пробовал использовать как курсовую, ставил даже переключение 3-х камер на доп. канал, но лишнее это, выше уже все верно сказали.
ставил даже переключение 3-х камер на доп. канал, но лишнее это,
А я вот кажется постепенно приближаюсь к необходимости установки второй курсовой камеры…
Дело вот в чем: та камера, которая имеется, безусловно стоит идеально правильно, обеспечивает уверенное пилотирование, взлет-посадку, хороший обзор местности. Но всё это при относительно спокойных полётах…
Полёты же становятся всё более эксремальными и вот тут «вылезло» такое неудобство: при большой скорости имеется значительный угол отрицательного тангажа и при полёте низко над землёй не видно препятствий прямо по курсу (например отдельное дерево на поле). Приходится выполнять пролёт буквально по памяти…
В общем, похоже, нужна вторая курсовая камера, разумеется установленная фиксировано, но работающая по курсу в верхней полусфере обзора…
при большой скорости имеется значительный угол отрицательного тангажа и при полёте низко над землёй не видно препятствий прямо по курсу
Андрей, как вариант, рассмотрите простенький тилт на 90гр. - очень помогает и всегда можно установить желаемый угол обзора.
Олег, с тилтом наверное не получится - фюзеляж перекрывает либо верх, либо низ… Ну и хочется именно фиксированные углы - к ним проще привыкать.
P.S. …это получится как на полноразмерных вертолётах;) - есть лобовое стекло, а есть еще остекление в ногах, для обзора вперёд-вниз…
Ну и хочется именно фиксированные углы - к ним проще привыкать.
Наверное Вы правы, если нет стабилизации, то крутить камерой может быть даже вредно… но в то же время, иногда бывает очень полезная функция… 😃
А я вот кажется постепенно приближаюсь к необходимости установки второй курсовой камеры
Я постепенно тоже прихожу к мысли, что был прав, нужна полетная камера в передней перспективе для целеустремленного полета с маниврированием отосительного вектора прямого курса, и посадочная для спуска и посадки. И еще мечтал управлять полетом видом с хвоста, посадка тогда будет идеально контролируемой.
Но т.к. еще не освоил и медленные полеты по фпв, то это мне еще пока не актуально. Ну а для съемки все рассматривается отдельно.
И еще один есть интересный вывод, для нормальной человеческой перспективы нужно 2 камеры, с отношением сторон 4:3 (передача без искажения пропорций), 2 передатчика на борту на разных частотах, 2 приемника-декодера на станции с трансляцией на 2 и так уже разных экрана очков. В итоге будет как раз 16:9 перспектива,но уже стерео. И нет смысла городить черезстрочную развертку, как в верхнй теме о 3D fpv. Передача 2 каналов вниз ни чему в целом на ЛА не мешает при адекватной развязке, прием конечно будет интерферировать немного, но фильтры все исправят до естественных уровней, и в случае взаимо помех ни кто не мешает дистанционно вырубить 1 передатчик.
В общем перспективу вижу как то так.
Еще пара роликов без ютрубы: ftp.hamsk.ru/fpv/2013-06-23/ изменил место курсовой камеры, ее фокус, уменьшил частоту ОР с 1850 до 1750 rpm. судя по всему вибрации еще сильные - надо лечить.
Вадим очень понравилось ваша видео сьёмка полета! Отличные цвета, плюс качество видео. По вибрации с камеры GoPro отлично, у меня на подвесе гораздо больше вибраций было. Думаю для видео сьемки, куплю GoPro 3, black версии. Наверное сложно будет разместить и прекрепить камеру на Trex 600, как я понял крипления не подходят, которые идут с камерой.
Наверное сложно будет разместить и прекрепить камеру на Trex 600
Иван, вот тут фотографии как это сделано у меня: rcopen.com/forum/f107/topic232635/1532
Всем привет. Сегодня пришло все. Радости полные штаны. Но вот когда стал разбираться то обнаружил что у камеры, передатчике, приемнике и мониторе все колокольчики мамы и И провода короткие. Нужно покупать переходники?? Как всё правильно расположить?? И еще конечно с подключение камеры к передатчику непонятно.
Камера вот такая
Плиз скиньто фото у кого как что расположено и как камера к передатчику подключена.
“Последняя тень”… - это он… 😃
Последняя тень"… - это он…
😲😁… 😃
Плиз скиньто фото у кого как что расположено и как камера к передатчику подключена.
Дмитрий, ну Вы хоть тему-то полистайте… полно ведь фотографий! Вот например: rcopen.com/forum/f107/topic232635/129
По монтажу: разъемы долой! Паяльник в руки…😉
У камеры черный разъем ± 12 вольт, желтый - видеовыход, его экранированным кабелем соответственно на видеовход передатчика. Где видеовход передатчика - смотрите в документации на него.