FPV на вертолетах классической схемы.
тема видеосъемки, более-менее качественной, без вибраций, «выползла» на первое по актуальности место
Андрей, просто я так понял, что у всех общая проблема с вибрациями видео, может многие и не выкладывают видео, по данной причине!
Значит больше нет проблем с собственно FPV полётами?!
Проблемы есть маленькие, но важные. У меня аппаратура Futaba 8cfg, приемник родной 8-канальный. При полетах заметил странный эффект в управлении. Взлетел, набираю высоту 350-400 метров, отлетаю от домашней точки на 1 км 200 метров, высота 370 метров, теряется сигнал управления, автопилот включает удержание и набор высоты на 10 метров, как поднялся на 10 метров, высота 380 метров, управление появилось. И что это было, помеха? И почему 10 метров набора высоты возвращают управление? Также при дистанции 150 метров от точки старта, высота 320 метров, один раз пропало управление. Надеюсь, что причина полетов в городе, помехи.
Иван, наверное, надо все-же уточнить: подвес (как Вы пишете «хотя бы двухосевой») и вибрации (борьба с ними), - это несколько разные предметы.
Андрей и другие участники, простите! Я написал неправильно. Назвал разработанное мной крепление из карбона, подвесом.
Собственно подвес служит для позиционирования, удержания в кадре, предмета съемки при эволюциях ЛА
Хочу купить 3-осевой подвес, для видео сьемки. Мне понравилось снимать видео.
Тут только различного рода демпферы (виброразвязки) справятся.
Мне помог материал шума поглощающий, автомобильный. Плюс собственная планка карбона. Спрятал камеру от набегающих потоках воздуха лопастей, жесткая фиксация камеры, с кусочком поролона, и подбор оборотов, почти устранил вибрации.
Вот мое видео, Fpv полета в городе. Летать страшно, но привыкаю. Учусь садить вертолет, капотом к себе, в шлеме, пока жесткие немного посадки, и много времени уходит на посадку. Буду рад, отзывам по видео и управления в целом.
озвучьте пожалуйста сетап
Сетап вертолета для Fpv:
Trex 600E PRO DFC ( Мотор установлен от 700-ки) Align 750mx.
Fbl: Align 3gx
Автопилот: Align aps gyro lite
Управление: 2.4 GHz, Futaba 8fg super, приемник шёл в комплекте с аппаратурой, 8-канальный с поддержкой S-bus.
Бортовое питание: Li-Fe
Питание двигателя: Lipo 3300
Регулятор: Castle phoenix 80 ампер.
Fpv оборудование:
Наземная станция: Eagle tree ground station
Телеметрия: Eagle tree osd pro.
Передача видео: lawmate 1.2ghz 1000mw
Приемник видео: LawMate RX-1260 1.2GHz 8Ch
Камера для видео сьемки и курсовая: gopro hero 3 black edition
Фотоаппарат: Sony A37
Планирую купить вот такой подвес: helidirect.com/dys-3-axis-smart3-bl-gopro-gimbal-s… ( не реклама), как я понял он уже продается с контроллером, и полный комплект для установки. Андрей, как думаете хороший подвес?
Хочу купить 3-осевой подвес, для видео сьемки. Мне понравилось снимать видео.
Распространенное заблуждение, что 3-х осевой подвес это супер пупер для видео съемки. Это не так.
Посмотрите на большинство роликов, в том числе серьезных ребят. Все сделано на грамотных пролетах на 2-х осевом подвесе.
Практика, часы налета, вдумчивость и опыт в аэросъемке дадут разительный результат. А 3-х осевой подвес нет.
Зато гемора он привносит дохера: лишний вес, дополнительная борьба с вибрациями, без второго оператора никак, монструозные убирающиеся или вращающиеся шасси и тд.
Проблемы есть маленькие, но важные… …теряется сигнал управления… И что это было, помеха?
Также при дистанции 150 метров от точки старта, высота 320 метров, один раз пропало управление. Надеюсь, что причина полетов в городе, помехи. .
Иван, скорее всего, нет, это не помехи.
Это диаграммы антенн и проблемы с ними связанные. И проблемы эти не маленькие…
Чем дальше и выше Вы будете улетать (в особенности над собой, на малом удалении по горизонту), тем сложнее будет обеспечивать «устойчивую и бесперебойную»…
Собственно вот, я тут, как-то зимой, уже разглагольствовал на эту тему…:
rcopen.com/forum/f107/topic232635/2429
Что касается Вашего видео… Да, красиво и весьма стабильно в плане вибраций!
Заметил: есть признаки постобработки, а именно - стабилизации изображения. Если не секрет: чем (какой программой) стабилизировали?
Подозреваю Vegas Pro, в нем есть стабилизация по роллу…😉
Иван, скорее всего, нет, это не помехи.
Это диаграммы антенн и проблемы с ними связанные.
На расстоянии 300 метров слабо верится в ДН, развечто приёмник в недра вертолёта закопать. Про футабу не знаю, но когда на фрскай купил направленную антенну на ХК, сначала улетел с ней на 1,2 км (крыло), а потом увидел что она светит назад от нарисованной стрелки и в горизонтальной поляризации вместо вертикальной >_<
Как футаба реагирует на видео 1,2 тоже не слышал, но 1 Вт это само по себе не мало.
Это диаграммы антенн и проблемы с ними связанные. И проблемы эти не маленькие…
Андрей, простыми словами, я так понимаю что проблема наводок (временная потеря связи ) управления, скорее всего от видео передатчика 1.2, высокой мощности верно? От приемника 2.4 у меня стоят простые тонкие родные антенны, я сделал отверстие в капоте с двух сторон, и перед полетом достаю антены из капота, и получается таким образом уважу антенны от метала, и карбоновой рамы. Получается для борьбы с потеряй управления, требуются бустер на 2.4 2W, и можно смело летать на 5 км. от себя верно?
Заметил: есть признаки постобработки, а именно - стабилизации изображения. Если не секрет: чем (какой программой) стабилизировали?
Да стабилизацию приходится применять, использую сервис на сайте ютуб, но и Vegas Pro, но заметил одно свойство стабилизации, вибрации не убрать, но возможно чуть сгладить, но качество страдает. Сам монтаж выполняю в программе adobe primere pro.
Как футаба реагирует на видео 1,2 тоже не слышал, но 1 Вт это само по себе не мало.
Говорят реагируют. И советуют покупать бустера.
Что же это получается: тема видеосъемки, более-менее качественной, без вибраций, «выползла» на первое по актуальности место…
Видимо это действительно так. Что такое полет по ФПВ? - во первых это удовольствие и во вторых полет с видом от первого лица. От качества картинки зависит многое, если не все… А какое может быть при этом удовольствие от тряски курсовой камеры? Пусть вертолет там супер-пупер классно летает, управляется, имеет отличный видеолинк, хорошую камеру, надежный канал управления, но при этом камеру трясет. Все теряет смысл если этот проблема не решена. Поэтому не удивительно, что вопрос всплыл…
Андрей, мне кажется, то, что у Вас нет проблем с тряской камер - это скорее не типичный случай. Это конечно замечательно, что Ваши камеры закреплены жестко, без виброразвязки - это так сказать идеальный случай. У меня так не получается, как наверное и у большинства. Но, к сожалению вибрации в той или иной степени проявляются почти всегда. Для меня это действительно единственная актуальная проблема при полетах, все остальное решаемо технически или приходит с опытом. Считаю, что если пилот вертолета смог приблизится к отметке в 5км, то все основные FPV проблемы более или менее решены.
Значит больше нет проблем с собственно FPV полётами?!
Ну, и я с тем же вожусь:
Тут можно сказать - нет предела совершенству! 😉
Андрей, то, что Вы улучшаете параметры FPV оборудования - это нормально (модернизация привода наземки, две курсовые камеры, доработка OSD…), но это больше косметика или работа, приносящая моральное удовлетворение от ее результатов… По-моему Вы замечательно летали по FPV 😃 и без всех этих доработок… или нет? 😉
Вот мое видео, Fpv полета в городе. Летать страшно, но привыкаю.
Иван, поздравляю с удачными полетами! 😃
Особо порадовало, что решили проблемы тряски камер и уверенно летаете на APS 😃
я так понимаю что проблема наводок (временная потеря связи ) управления, скорее всего от видео передатчика 1.2, высокой мощности верно?
Иван, у Вас большой вертолет, а значит больше возможностей для размещения антенн. Лучше разнести максимально антенны друг от друга, ну “поиграть” с частотами видеолинка для уменьшения влияния. Бывает, что какой либо один канал сильно “душит” управление при большом удалении от модели (> 1км.)
Говорят реагируют. И советуют покупать бустера.
Можно и бустера… но еще есть вариант хоть и дороже, но лучше - поставит LRS на 433МГц. Показатель дальность/надежность повыше будет.
Спасибо, почитаю про LRS. Да я тоже думаю что нужно еще попробовать антенны разместить подальше друг от друга. В лавмэйт использую 3 канал, играть с каналами страшно по причине Gps автопилота. Aps в полетах не использую, скорость маленькая, да и воздушным шаром становится вертолет, мне не понравился полет со стабилизацией.
Сделал первый самостоятельный вылет. Результат закономерен. 😃
Жалко с видео не получилось, неправильно к писалке подключился.
Сделал первый самостоятельный вылет. Результат закономерен.
Андрей, ну нафиг такие закономерности!😢
И сочувствую…, и поздравляю!
Андрей, если не лениво будет, опишите пожалуйста события, ощущения, это будет полезно другим начинающим…
__________________________
Получается для борьбы с потеряй управления, требуются бустер на 2.4 2W, и можно смело летать на 5 км. от себя верно?
Да, Иван, это так.
Это простое (и что немаловажно не дорогое) решение, если его дополнить еще и направленной антенной на земле, позволяет уверенно летать не только на 5 но и на 10 км.
Предлагаемая Олегом LRS, - решение совсем идеальное, но с ним возни несколько больше…
Вы улучшаете параметры FPV оборудования - это нормально (модернизация привода наземки, две курсовые камеры, доработка OSD…), но это больше косметика или работа, приносящая моральное удовлетворение от ее результатов… По-моему Вы замечательно летали по FPV и без всех этих доработок… или нет?
Нет, Олег, не соглашусь.
Да, я летал, когда-то без телеметрии, и без наземки, и с одной курсовой камерой… Но это, как сейчас понимаю, было ужасающе дискомфортно.
Так что доработки, которые Вы называете «косметикой» вовсе токовыми не являются. Все эти «мелочи» позволяют упростить, облегчить, пилотирование в различных ситуациях.
Например, сейчас я с ужасом вспоминаю взлёт в очках только с нижней камерой, фактически вслепую, когда видна только трава перед объективом…, или на днях, попытка посадки при помощи верхней курсовой вызвала почти такую же жесткую посадку как на крайнем видео Ивана, - просто потому что при этом ракурсе обзора плохо «читается» расстояние до земли…
Андрей, мне кажется, то, что у Вас нет проблем с тряской камер - это скорее не типичный случай. Это конечно замечательно, что Ваши камеры закреплены жестко, без виброразвязки - это так сказать идеальный случай.
Ну, Олег, «нетипичный случай» ведь не случайность…😉
У меня тоже не сразу удачно закрепились камеры, тут как оказалось необходимо соблюдение нескольких «правил»:
- Тщательная балансировка роторов вертолета (прежде чем бороться с вибрациями, желательно максимально устранить их в носителе).
- Камеры должны крепиться максимально близко к центру масс вертолёта, именно там амплитуды и угловые скорости вибраций минимальны (у меня буквально в 3-х см. от продольной оси вала ОР).
- И наконец, сами крепления должны быть действительно жесткими во всех возможных плоскостях вибраций (прежде всего поперечной для вертолёта, ибо по продольной его практически не трясёт). А с учетом «консольной сущности» креплений они должны крепить саму камеру близко уже к её центру масс, дабы избежать возможных резонансов работающих на скручивание крепления…
Конечно с «панорамной» камерой всё сложнее. Прежде всего, потому что она значительно тяжелее курсовых.
Моё старое крепление совершенно правильно соблюдало лишь 2-й пункт. И тем не менее результаты были не совсем отвратительные… В общем, неплохие были результаты.😊
Ну, а моё желание в новом креплении убрать из кадра фюзеляж, напрочь перечеркивает вообще всю идеологию жестких креплений. Мне лишь остается уходить в «область виброразвязок»…😒
В силе осталось еще одно моё пожелание – крепление и сама камера должны быть легкосъемными…
В качестве несущего элемента планера вертолёта выбор пал, на пожалуй единственный (при таких требованиях) доступный элемент, - шасси и их стойки…
Практическая конструкция постепенно формируется, по ходу изготовления изменяется, совершенствуется…
Сейчас это «чудо» имеет такой вид:
Андрей, если не лениво будет, опишите пожалуйста события, ощущения, это будет полезно другим начинающим…
Ну, для первого вылета наверное нормальная закономерность.😃 Да, еще летал как обычно в одиночку, некому было подсказать. Жаль, что с видосом накосячил, самому было бы интересно разбор полетов провести.
А, ощущения конечно интересные.😃
Сначала размялся 4-мя паками на своей боевой 550-ке. Погода зашибись, ветерок около 3м/с, сам бог велел. Собрал все до кучи, подключился, дождался нормального контакта GPS. Сначала решил так по-борзому взлететь в очках. Поелозил десяток секунд по земле, чувствую, что совсем ничего не понимаю.
взлёт в очках только с нижней камерой, фактически вслепую, когда видна только трава перед объективом
Снял очки, взлетел метров на 7-8 и одел очки (Фу-бар нормально держит, можно секунд на 5 стики бросить). Ё маё, куда я попал?😃 Нихрена не понятно. Ощущений связи с реальностью - ноль. Где я? Вперился в центр изображения, пытаюсь сориентироваться на местности. Только секунд через 15-20 дошло, что есть показометр от ОСД и, что верт летает с правым креном. Давай маленько поправляться. Расстояние до объектов и высота не ощущается совсем, качает как волна на море. Через минутку болтания вроде малость освоился, но внимание распределить по приборам и окрестностям не получается. Постоянно проваливаюсь по высоте, пару раз от самой земли резкой дачей шага выдернул. Потом начало “укачивать”, мозг “поплыл”, как пелена какая-то наваливается на розум. Чую, что пора садиться иначе совсем зарулюсь. Близко к себе не рискую подлететь, решил садиться как есть, ОСД показывало 50 м от хома, прогуляюсь. Все бы ничего, но снова не посмотрел на показометры приборов, а зря. Понимаю, что в очках не сяду. Снимаю очки и вижу, что высота всего около метра. Посмотрел бы сразу приборы, все бы было хорошо, поднялся повыше и… Ну, естественно, среагировать на изменившуюся обстановку уже не успел. В результате резкий крен влево и верт просто воткнулся лопастью в землю, даже холд не успел дернуть.
Т.ч. вывод простой: - не забывайте про приборы.😃 А, вообще здорово. Отремонтируюсь и снова в бой.😃
Сейчас это «чудо» имеет такой вид:
А почему площадка с демпферами стоит вертикально? На сколько знаю у них рабочее положение “горизонтально”.
Может и так заработают, но на сжатие им работать проще чем на срез.
Нихрена не понятно. Ощущений связи с реальностью - ноль. Где я?
Не пробовали летать в симулялторе с видом из кабины?
Пробовал в Фениксе. Фигня все это. К симу уже есть привычка, а тут совсем другое. Понятно, что со временем тоже привыкнется, но … лиха беда - начало.😃
Пробовал в Фениксе. Фигня все это.
Мне феникс помог как минимум с ориентацией по горизонту и проплывающим мимо предметам, а дальше дело практики.
Кстати, совет от лётчика 1х1 малой авиации как “увидеть” 1 метр высоты на посадке. Пешеходу обычно такая простая вещь в голову просто не приходит.
Андрей, отлично всё описали!😃
Напомнили, я как наяву увидел свой первый полёт! Ощущения на всю жизнь, - незабываемые!
Сначала решил так по-борзому взлететь в очках. Поелозил десяток секунд по земле, чувствую, что совсем ничего не понимаю.
У меня в первом полёте было три помощника, тоже вертолетчики, «визуальщики», - в те времена вообще бытовало мнение, что FPV на вертолёте невозможно, никто из наших так летать еще не пробовал, попадались только редкие «буржуйские» видеоролики на Ютубе… Потому готовились основательно: двое по углам поляны на удалении метров 200 с мобильными телефонами, третий – за моей спиной.
В очках, как ни пытался, взлететь не смог… Визуальный взлет, стабилизация вертолёта и… помощник по команде одевает мне очки…
С этого момента всё точно как у Вас:
Ё маё, куда я попал?Нихрена не понятно. Ощущений связи с реальностью - ноль. Где я?..
…внимание распределить по приборам и окрестностям не получается…
Помощники подсказывают: «Э-э-э, куда полетел!!! Дистанция уже большущая и высота… вертолёт почти не видно! Ушел в «точку»!..» А я ничего «не вижу», единственное желание – судорожно держать горизонт…
Потом начало “укачивать”, мозг “поплыл”, как пелена какая-то наваливается на разум.
Да! И единственное желание – поскорее бы сесть!
Начал немножко ориентироваться на местности, развернулся плоско и осторожно, вижу что подлетаю к точке взлёта… Разумеется понимаю что:
Понимаю, что в очках не сяду.
Пытаюсь развернуть вертолёт хвостом к себе и зависнуть перед тем как дать команду помощнику сдернуть с меня очки… А он подсказывает: «Ты слишком высоко, вертолёт почти не виден!»…
Мучительно делаю круг, сбрасываю высоту… А помощник снова: «Нет! Слишком высоко! …и слишком быстро… пролетел мимо!»…
После нескольких неудачных кругов, наконец, всё вроде «срастается», с меня сдергивают очки и……. я с ужасом понимаю, что вертолёта там где я его ожидал увидеть нету!.. Он обнаруживается дико высоко, почти надо мной… Судорожная визуальная посадка, дрожащие руки, подгибающиеся коленки… Но вертолёт в тот раз остался цел.
Долго не решался повторить попытку… Усиленно гонял симулятор, не с FPV моделью, тогда таких не было, - просто с «камерой на кокпите»…
А потом, недели через три, вторая попытка всё же свершилась. С огромным внутренним напряжением всё как-то полетело… причем в очках от взлёта до посадки…
Помощники разумеется вновь были на местах, и очень удивлялись потом: на этот раз их подсказки не потребовались.
_________________________
А почему площадка с демпферами стоит вертикально? На сколько знаю у них рабочее положение “горизонтально”.
Может и так заработают, но на сжатие им работать проще чем на срез.
Кто сказал что рабочее именно горизонтально??!!!😉
Если Вы ориентируетесь на коптеры, то ошибаетесь: основная плоскость вибраций там в плоскости роторов, т.е. вибрация горизонтальна…
Вообще у этих демпферов шаровая структура и по идее им все равно в какой плоскости работать.
Но это только по идее… На практике же оказалось что эти демпферы намного мягче работают именно на сдвиг. Проверил лично, - на сжатие они жёстче!
Теперь второй момент: вибрация вертолёта как бы крутит его вокруг продольной оси фюзеляжа, потому более «мягкие» на сдвиг демпферы и поставлены именно в этой плоскости.
Третье: такое расположение позволяет нагрузить демпферы в их более жесткой плоскости статическим весом камеры и аэродинамические нагрузки выложить туда же.
И наконец, последнее: при таком расположении демпферы максимально приближены к центру масс камеры, что позволит если не устранить, то по крайней мере уменьшить маятниковое раскачивание камеры относительно пространственной локальной точки крепления этого самого центра масс…
А, ощущения конечно интересные.
Андрей, если Вы описали об ощущениях, значит, что-то смогли все-таки почувствовать. Поздравляю с первым вылетом по фпв. Понимаю: произошёл краш, очень неприятно, но поверьте- это драгоценный опыт.
Зашла речь о симуляторе. Хочу выразить свое мнение о том, что не какой феникс для полетов по фпв не поможет, к сожалению. Я на 4-ом полете по фпв взлетел в шлеме и в обычном режиме FBL полетел, но перед взлетом оценил и составил предварительный план взлета, отрыв и набор высоты, далее выход на круг ( коробочка), плюс схема захода и посадки. Именно в реальной авиации подготовка к полету идет именно так!
Дополнительно изучаю перед вылетом метар (метео), так как стал летать высоко, необходимо четко знать давление, хотя OSD сама четко определяет. Понял для себя, что многие в первые полеты по фпв стараются взлететь и висеть, тем самым теряют положение горизонта, нервы сдают и пошла активная работа стиками, не замечая, как уже высокие расходы.
Лично мне удобно резко взлететь, дать шаг, плюс стик от себя и полетели. Как только вышел активно на круг и занял примерно 30-50 метров, начинаю активно читать телеметрию и показания всех датчиков. С самого начала данного форума я писал о том, что летаю в реале, в малой и по возможности в большой авиации, мною изучено несколько воздушных судов, правил полетов по IFR и VFR.
Часто пользуюсь симулятором Microsoft FSX и в сети Vatsim. Количество налетов на boeing 737-800- 2000 часов, плюс работа в ВА Трансаеро, плюс около 100 часов полетов с инструктором в малой авиации на малых воздушных судах, и несколько самостоятельных вылетов, дали мне опыт и облегчили мне задачу почувствовать высоту и скорость полета.
В моем видео во время полета в городе была жесткая посадка не по причине того, что я проморгал высоту, а по причине страха и просадки оборотов, просто аккумулятор вот-вот должен был дать жесткую отсечку.
Рекомендую всем, в целях безопасности, прочитать правила управления воздушными судами, безопасность полета, понять и научиться читать схему заходов воздушных судов, если ваше поле находится рядом с аэропортом. Дополнительно изучить метар, метео обязательно, если будут полеты в облачность, изучить, что такое ветровые ручейки, обледенение, и т.д.
Возможно, многие будут думать зачем нам это изучать, мы же просто летаем. Ответ прост: безопасность полета-самое главное и неважно большой это самолет и вертолет, или полет по фпв на радио-модели. По фпв пилотирует пилот-КВС (командир воздушного судна) Он должен принимать решение быстро и четко, отдавать отчет за свои действия в целях безопасности.
Кто сказал что рабочее именно горизонтально??!!!
Моё мироощущение, коптера у меня нет даже в планах на 2 года вперёд, а вот такой шарик в руках держал.
На практике же оказалось что эти демпферы намного мягче работают именно на сдвиг.
Ну да, вверх-вниз вертолёт трясёт только ХР пол своего оборота, а в горизонтальной плоскости ОР, мотор и ХР вторую половину оборота. Если поставить подушку горизонтально она и будет мягкой работой вбок гасить эти вибрации в горизонтально плоскости… помоему так.
Правда на скоростях за 150 км/ч с соответствующими перегрузками надо будет более жёсткий подвес делать, но это уже тестить надо.
Напомнили, я как наяву увидел свой первый полёт! Ощущения на всю жизнь, - незабываемые!
Рас пошла такая пьянка…
У меня всё проще и растянутей по времени. Осень-зима 12-го года, штуки 3-4 ФПВ полёта на самолёте дали привыкнуть к картинке в очках, показали что такое скорость, высота и горизонт. Зима 13-го, покупка супер микро ФПВ комплекта для установки на вертоёлт 55 грамм весом, примерно тода же обновляю феникс до 4 версии с видом из кабины - базовая механика управления вертолётом от первого лица. Конец марта 13-го, камера, передатчик и батарейка на 70 мАх прикручены скотчем на мелколёт. Облёт в ангаре на высоте сантиметров 30 (на “подушке”/экране) по очкам пользуясь возможностью видеть модель не трогая хедплеи - проверка возможности висения на месте (ну, 2х2 метра…) по очкам. На следующий день облёт на улице “в условиях приближенных к реальным”. На земле снег, на голове очки, на руках перчатки, солнце в камеру, рядом с резервным телевизором скептически настроенный наблюдатель, на всё про всё ~3 минуты пока не промёрзнет двуграммовая батарейка для видео, про телеметрию в таком размере даже думать не приходится. Оторвался от земли визуально взглядом испод очков, вдох-выдох, взгляд в очки, тапка в пол, ручка чуть от себя, удивлённый возглас товарища в первый раз увидевшего такую скорость от мелколёта. Пока вспомнил что неплохо бы куда-нибудь рулить отлетел метров на 100, разворот на 270 вместо 180, одна из серв не выдержав такого издевательства на морозе начинает дрожать на шаге чуть больше висения, вертолёт начинает временами сильно трясти, но ФБЛ сохраняет возможность управления моделью. После пары кругов в попытках найти положение шага в котором не трясёт серву посадил по очкам не очень мягко, но в горизонтальном положении, метрах в 5 от себя. Полёт по ФПВ на мелколёте признан возможным, отжившая свой век тушка списана в капремонт. Лето 13-го года, полёты на самолёте “низко и близко” между кустов на высоте около метра научили “видеть” скорость, высоту и расстояние до предметов с хорошей точностью по объективам с разным углом обзора + запомнил карту местности с точностью до кустика в радиусе 500 метров от обычной точки старта. Сентябрь 13-го, на мелколёт с новыми сервами и мотором поставлен отлетавший всё лето передатчик разжившийся клевером. Первые два полёта по телевизору, никогда до этого по телевизору не летал, соответственно краш при переключении с фпв на вызуальный полёт мордой к себе в 2 метрах от стены 😉 Дальше полёты только по очкам и примерно шестой лежит на 51 странице данной темы.
Количество налетов на boeing 737-800- 2000 часов
Про боини не скажу, но моему другу налёт на Як-52 и цесснах 172 ничего к управлению вертолётом не прибавил… На самолёте да, одел очки и полетел, даже мяко посадил со второго раза, но на вертолёт досихпор смотрит как на адовую шайтанмашину.
Правда на скоростях за 150 км/ч с соответствующими перегрузками надо будет более жёсткий подвес делать, но это уже тестить надо.
Ну, о таких скоростях говорить преждевременно, - как уже как-то писал: мой верт с навешенной камерой при 100-110 как будто «в стенку упирается», быстрее лететь не хочет.
Без камеры – другое дело, - запросто… Аэродинамика блин!😉
Ну да, вверх-вниз вертолёт трясёт только ХР пол своего оборота, а в горизонтальной плоскости ОР, мотор и ХР вторую половину оборота. Если поставить подушку горизонтально она и будет мягкой работой вбок гасить эти вибрации в горизонтально плоскости… помоему так.
Андрей, если честно, не очень понял Вашу логику, о чем это Вы? О аэродинамических вибрациях? Ну, так это «дальняя перспектива», для начала надо развязаться с примитивными механическими дисбалансами… Грубо говоря на висящем вертолёте…
В общем, по порядку:
Что касается ХР, то на него можно особо внимания не обращать.
Во первых ХР компактен, не массивен и потому без особых заморочек качественно балансируется, во вторых он работает на высоких оборотах и потому порождает относительно высокочастотные вибрации от которых легко «отвязаться» примитивными демпферами. Ну, и наконец, его вертикальная плоскость вибраций (об этом ниже…) и значительное удаление от центра масс сильно нивелирует его вибрации…
А вот с ОР и вибрациями, порождаемыми им, картинка получается такая:
Естественно сразу оговорюсь, что т.к. верт «висит в свободном пространстве», не имеет жестких точек опоры, все колебания порожденные дисбалансом ОР стремятся породить возвратно-поступательные вращения вокруг центра масс (ЦТ). Иными словами линейные вибрации типа «С» и «D» просто не возможны, не существуют.
В различные моменты времени на втулку ОР действуют мгновенные векторы t1, t2, t3, t4, …, которые вызывают отклонение верхнего конца оси вала ОР, заставляя его описывать в пространстве как бы перевернутый конус с вершиной в ЦТ.
Правильности формы этого конуса противостоят инерционные моменты вытянутого фюзеляжа с хвостовой балкой… В результате амплитуда колебаний вокруг поперечной оси B («вращательные» колебания «B») ограничивается ими, Т.Е. по тангажу верт трясет, но не сильно.
А вот при колебаниях «A», вокруг продольной оси А, особых инерционных моментов не возникает (там нет удаленных от ЦТ масс), Т.Е. ничто не мешает колебаниям по крену развивать большие амплитуды.
Иными словами именно эти вращательные колебания вибраций вокруг продольной оси вертолёта и представляют главную цель борьбы. Именно по этому площадка с демпферами была установлена в плоскости этих вибрационных колебаний…
Ну, а вообще вибрации – дело тёмное… Так что тестовые раскрутки ротора и облёты покажут что делать с подвесом дальше…
о чем это Вы? О аэродинамических вибрациях?
Об чисто механических по логам скокума. Правда он даёт картинку только для гироскопной площадки и через подушку… для камеры висящей сбоку на борту картинка по осям будет действительно другой.
Спектр довольно шумный, так у меня Атом реагировал на тяжеленные(думаю причина была именно в весе) симметричные лопасти.
…по логам скокума.
Аааа… Понятно! В Vbar(е) тоже такой замечательный инструментик имеется!😉
Так ведь это лишь спектральный анализатор частот вибраций, показывающий периодичность c которой происходят колебания и условную амплитуду оных.
А Вы то говорили о:
…трясёт только ХР пол своего оборота… ….вторую половину оборота.
Что к показаниям данного инструмента не имеет ни малейшего отношения.
Потому я и подумал, что Вы взялись уже за анализ вибраций от эффекта наступающей и отступающей лопасти, завязанный на жесткость и амплитуду работы демпферов межлопастного вала… Т.Е. за аэродинамические вибрации!..
P.S. «Непонятные» резонансы представляют из себя вторую или третью гармонику от порождающей частоты, еще это могут быть частотно суммарные или разностные (комбинационные) колебания…