FPV на вертолетах классической схемы.
Залили плату с диодами черной краской и всё!
Может Вы не поверите, но я много раз задавал себе вопрос - почему наша (Советская) промышленность делает диоды в прозрачных корпусах? - это ж может оказывать негативное влияние на работу аппаратуры…
Представляете, как мы тогда намучались пока додумались до элементарной причины: фототок от прямого солнечного света, попадавшего на диоды, вызывал сбои…
Да уж, представляю! 😃 Просто мне приходилось примерно в тех же годах использовать эту особенность прозрачных диодов при изготовления прибора для быстрого определения площади некоторых предметов. В то время еще не существовало никаких цифровых матриц или камер, но цифровые микросхемы уже были. Поэтому для решения задачи необходимый датчик пришлось изготавливать самостоятельно… И Вы не поверите из чего! 😃 Да да, именно из них - прозрачных диодов с p-n переходом… Существующие в то время фоточувствительные датчики (фоторезисторы) не подходили по габаритам и имели почти “космическую” стоимость. Идеально подошли дешевые, советские “Д9” 😃 их было использовано штук 600-800 (уже не помню точно) и стоили копейки.
Но мы отвлеклись… 😃
Пример с авто я привел для сравнения, чтобы привлечь Ваше внимание к тому простому факту, что штатное воздействие на электронную аппаратуру не должно приводить к фатальным последствиям. Именно, как в нашем случае - простое переключение камер или изменение формы или качества сигнала не должны приводить к зависанию OSD. OSD - это индикатор, который должен только показывать. Если он не может это делать или зависает, то это “плохой” или неисправный индикатор. Мне приходиться частенько диагностировать и устранять подобные “шалости” электронных устройств. Кстати, случай с авто тоже реальный - там была сильно напичканная вспомогательной электроникой машина, вся буквально обвешанная датчиками… Подобных примеров можно привести массу…, например, отключение системного блока при входящем звонке по телефонной линии… 😁
Если говорить о переключателе камер, то более грамотного исполнения не видел. У меня такой на коптере установлен. Никогда, ничего не зависало.
НЕ реклама! fpv-community.ru/…/31-rccc-multisvitcher-3-v-1-ver…
Всем привет! Добавлю свои 5 копеек в копилочку FPV полетов:
Камера FULL HD на 2-х осевом подвесе.
Камера FULL HD на 2-х осевом подвесе.
Вот это качество!!! Аж глаз выпадает от такой картинки… Курсовую бы такую…
Правда желе чучуть мешает.
В стабилизации летаете??
Сегодня решил слетать от ВПП до карьера.
Посмотрел по карте, удаление 1900 метров, ориентир хороший, возврат модели простой, достаточно увидеть ВПП.
Все это было выбрано для того, что если что-то откажет, то можно возвратить модель назад.
Но произошло то, в чем я пока разобраться не могу.
Рекордер я включил поздно, когда уже долетел до объекта, ну хорошо что вообще вспомнил!
Когда долетел до карьера, тут все и началось. У меня на рексе 450м стоит система Helicommand Rigid.
Летел в режиме горизонтальной стабилизации. И уже возле карьера меня стало так колбасить, что ничего не мог сделать.
Меня крутило и опрокидывало, как пушинку в аэродинамической трубе.
Вообщем перевел я вертушку в 3D режим - режим ручной - аля VBAR (на других вертушках он у меня и стоит)
И кое-как долетел до дома… в режиме возврата включал на короткое время стабилизацию, и опять меня колбасило и опрокидывало…
Дотянул до точки старта, включаю опять режим стабилизации, все прекрасно работает, все управляется.
Посадил вертушку, перекрестился, но причину не выяснил…
Сделал для себя вывод! Летал я 3D на вертушках на VBAR, и на FPV буду летать тоже на VBAR.
Не нужны мне никакие стабилизации, горе от них.
Выкладываю техн. видео.
Слева шкала скорости по GPS. Слева внизу Spd - показания воздушной скорости.
Справа шкала высоты по GPS. Справа внизу Alt - показания высоты по барометру.
Вот это качество!!! Аж глаз выпадает от такой картинки… Курсовую бы такую…
Правда желе чучуть мешает.
В стабилизации летаете??
Никаких стабилизаций, но летаю только с включенным режимом удержания курса на Микробеасте.
Никаких стабилизаций, но летаю только с включенным режимом удержания курса на Микробеасте.
Или мнем только кажется, или на скорости хвостом трясёт повышенная чуйка.
Не нужны мне никакие стабилизации, горе от них.
Автопилот то штука полезная, только где бы ещё хороший вертолётный взять…
Скокум как-то не сильно радует, это всё-таки больше фбл. С назой коптеры в китай летают регулярно. Про новый алайн ничего плохого пока не слышал, но и не читал особо т.к. сам бренд не нравится >_<
Сделал для себя вывод! Летал я 3D на вертушках на VBAR, и на FPV буду летать тоже на VBAR.
Не нужны мне никакие стабилизации, горе от них.
Горе от любой электроники и FBL в том числе, если она глючит 😉
На мой взгляд иметь просто стабилизацию недостаточно. Если летать далеко по FPV, то нужно иметь автопилот - это необходимость. Это как минимум Ваша страховка при потере связи, Вы не потеряете модель из-за временных проблем со связью, даже если автопилот без RTH. Поэтому автопилот должен быть на борту, он просто увеличивает безопасность полетов. А летать в стабилизации или без - это зависит от назначения и стиля полетов. Для скоростных полетов с адреналином и т.д. стабилизация разумеется не нужна, теряется весь эффект, но если хотите поснимать видео, то без нее не обойтись. Я начинал без стабов, на обычной классике, потом, разумеется, захотелось большего - увеличить время полета, поснимать разноплановое видео. Наличие стаба никаким образом не отменяет классику, а просто увеличивает Ваши возможности - один щелчок тумблера и все Ок! 😃
Автопилот то штука полезная, только где бы ещё хороший вертолётный взять…
С назой коптеры в китай летают регулярно
Вертолетная Наза в Китай не улетает 😇
Сегодня решил слетать от ВПП до карьера.
Посмотрел Ваше видео, мужественно боролись 😃
Поздравляю с мягкой посадкой!
При приближении к отметке 90-100 км/ч Вы “ловите” так знакомый мне “эффект маятника” - вертолет задирает нос… Лечить можно повышением оборотов, уменьшением массы, центром тяжести, или классом вертолета.
Горе от любой электроники и FBL в том числе, если она глючит На мой взгляд иметь просто стабилизацию недостаточно. Если летать далеко по FPV, то нужно иметь автопилот - это необходимость.
Олег, согласен полностью! Но я не согласен платить бешеные деньги компании DJI за Ace One. А NAZA-H не спасет нас при потере связи, если мы на ней будем лететь в горизонтальной стабилизации (ATTI) или 3D режиме. Она спасет, а точнее зависнет в точке, где потерялась связь, только в режиме ATTI+GPS! Сами знаете, что в этом режиме вертолет “задушен” по всем параметрам.
Я вертушку собирал только, чтобы порезвиться 😃
А для видеосъемок у меня коптер DJI-550 с Naza-M, и подвесом на AlexMos.
Посмотрел Ваше видео, мужественно боролись Поздравляю с мягкой посадкой!
Спасибо большое! Что самое интересное, во время выруливания я не нервничал… Наверное сказывается опыт от полетов в 3D от третьего лица.
Мысль была одна, не угодить в речку 😃
При приближении к отметке 90-100 км/ч Вы “ловите” так знакомый мне “эффект маятника” - вертолет задирает нос… Лечить можно повышением оборотов, уменьшением массы, центром тяжести, или классом вертолета.
Странно, что он не возник когда я летел на карьер, жаль нет видео. Крейсерская была 85-90 км/ч. Наверное тут еще направление ветра сыграло злую шутку.
Есть подозрение, что словил еще и помеху. На полосе ВПП, военные мачты стоят (типа глушилок). Их включают когда им заблагорассудится.
Лечить можно повышением оборотов, уменьшением массы, центром тяжести, или классом вертолета.
Буду лечить классом 😃 А на мальке не выше 70 км/ч летать.
Она спасет, а точнее зависнет в точке, где потерялась связь, только в режиме ATTI+GPS!
В этом Вы ошибаетесь. Абсолютно безразлично, в каком режиме летаете! Это исключительно вопрос настроек. По умолчанию действительно будет так, как Вы и описываете, но что мешает настроить файлсэйв приемника на включение ATTI GPS? Тогда будет безразлично, в каком режиме летаете, но при выключении пульта вертолет обязательно зависнет в геоточке. Я именно так и летаю.
Но я не согласен платить бешеные деньги компании DJI за Ace One.
Видимо как и все 😃 ценник совершенно неадекватен 😠
Странно, что он не возник когда я летел на карьер, жаль нет видео. Крейсерская была 85-90 км/ч. Наверное, тут еще направление ветра сыграло злую шутку.
Ветер имеет значение. При плавном ускорении я разгонял свой верт до 100-105 км/ч без срывов, но стоило только перейти в пике, то при достижении отметки 90 км/ч возникала картина точь в точь как на Вашем видео.
В этом Вы ошибаетесь. Абсолютно безразлично, в каком режиме летаете! Это исключительно вопрос настроек. По умолчанию действительно будет так, как Вы и описываете, но что мешает настроить файлсэйв приемника на включение ATTI GPS? Тогда будет безразлично, в каком режиме летаете, но при выключении пульта вертолет обязательно зависнет в геоточке. Я именно так и летаю.
Очень рад, что есть это!!! - настроить файлсэйв приемника на включение ATTI GPS. Ибо у меня была информация другая, что нужно именно лететь в режиме ATTI GPS, и потерять связь именно только в этом режиме.
Олег, в связи с такой хорошей новостью, расскажите пожалуйста, на каком классе вертолета установлена у вас Naza-H ? И каково её (назы) поведение в режиме 3D ? Похоже на VBAR (если вы конечно летали на этой системе) ?
480 класс, конфиг практически как и у Вас, только другой ESC с говернером, двигатель на 3S 2100KV (не скорпион), лопасти ассиметрики 350мм. Мне тоже нравиться V-bar для 3D, установлен на двух других вертах 450 и 500 класса. Поведение похоже, но есть некоторые проблемы с хвостом, не так идеально как на V-bar.
Поведение похоже, но есть некоторые проблемы с хвостом, не так идеально как на V-bar.
Вот елки-палки. Что-то да не допилят, эти китайцы.
Они в последнее время испортились, прошивки не обновляют… 😊
Про новый алайн ничего плохого пока не слышал, но и не читал особо т.к. сам бренд не нравится
Хвалить APS не буду, необходимость в наличие автопилота тоже личное дело каждого, просто хочу отметить его плюсы и минусы.
Начнём с минусов:
-
Жёсткая привязка к 3GX,
-
Отсутствие собственной OSD,
-
Ограничение по высоте APS – 700 м, APS Lite – 400 м (как это работает, ни кто не пишет, сам не проверял).
-
Чувствительность к вибрации (для электричек с версией прошивки 1.3 особых проблем не вижу).
-
Полёт по точкам для версии APS на мой взгляд это пародия, так как координаты точек нельзя ввести, их можно только запомнить в полёте и сохраняются они лишь на время полёта.
Из всего перечисленного более ни менее существенным неудобством является отсутствие собственной OSD. Для тех, кто летает высоко, наверное, будет ограничение по высоте.
Плюсы:
-
Наличие RTH (работает безукоризненно, проверено неоднократно).
-
Полная стабилизация в режиме APS. (Если GPS потеряет спутниковый сигнал во время полета, APS автоматически переключится в attitude mode режим позиционирования. Хотя вертолет может дрейфовать в направлении в этом режиме, он все равно будет оставаться в горизонтальном положении и поддерживать высоту).
-
Полуавтономная посадка (спасает во многих аварийных ситуациях).
-
Практически не требует настройки (все основные настройки в 3GX).
Возможно это не полный список.
Из небольшого опыта эксплуатации APS Lite хотел добавить про вибрацию. Провожу обычную предполётную проверку на предмет люфтов и т.п. Если не было крашей и ударов, то ничего неожиданного не происходит. После любой модернизации или смены деталей, конечно, следует проводить штатную проверку на вибрацию. После переключения в режим APS, если в течение первой секунды всё хорошо, то дальше неожиданностей не бывает (переключение в режим APS в любом случае делаю с запасом по высоте в приделах 10 м для возможности вернуть в режим 3GX, на случай таковых).
Ранее писал про аварийный полёт с выпавшими и висящими батареями. При порывах ветра или сильном боковом, а также при смещении центра тяжести (модель летит по прямой с необходимым креном) стабилизация удерживает модель без проблем, лишь увеличивается расход батареи.
Ну и как уже неоднократно отмечалось, наличие автопилота не мешает вам летать в ручном режиме.
Чувствительность к вибрации
Этот минус можно убрать, т.к у меня стоит на бензиныче.
Из плюсов можно оставить только один - это RTH, а остальное есть у всех с намного лучшем качеством.
Всем привет! ну не выходит молчать, просто прет…
Вчера часом была не пятница, тринадцатое…? нет??? нежданно “счастье” подвалило…
В очередной раз пытался взять планку в 2км, так спокойно поснимать видовс с высоты полета птичек ну прям магия… - уже третий раз что либо необъяснимо мешает, каждый раз разное, но на этот раз - жесткая посадка. Правда, это не причина, а следствие… Причина непонятна совсем, - вот сижу, смотрю видовс - сплошные непонятки, такое чувство, что глюкнул приемник. Выходит подняться - поднялся, а вот спуститься ни-ни…
Дело было так: на отметке 1650м уперся в сероватую тучку, видимость так неприятно поплыла… ну по типу ежиков в тумане… из странного - запищала наземка, такое происходит при пропадании картинки с данными телеметрии, но картинка идеальная, даже не дернулась! В общем, видимость упала до нуля, а с ней и желание лететь дальше, ну и решил я вернуться, газ выставляю в среднее положение, что соответствует снижению со скоростью 5-7 м/с, а он и не думает снижаться 😃 но заметил это не сразу… сбросил газ почти до минимума - почти ничего! еле-еле начал снижаться 0,5м/с. Ну думаю класс! что делать? Этож никакой батареи не хватит с такой скоростью лететь домой… у меня ж не планер, вертолет, а посмотришь вниз - так совсем красота 😃
В общем, крутил стиком газа почти до срыва говернера, снизился до 500м, ток почему-то пошел вверх, батарея начала таять просто на глазах и тут я допустил серьезную ошибку… теперь из видео видно, что надо было просто продолжать планировать к “дому”, так наиболее экономично, но я, желая восстановить нормальную управляемость, решил, что причина может в переключателе оборотов (Nor/Idle1/Idle2). Одним словом это было неправильно. Потерял драгоценное время, запас энергии и самое плохое - получил срыв на говернере и раскрутку с нуля… После некоторого количества кувырков и восстановления планирования, понял, что батарея сдохла… совсем 😦 Авторотация, блин с 200м - без тренировки… и с моей удельной нагрузкой на лопасти… ну и самое хреновое - камера то пока только на стабилизированном подвесе, но и он начал глючить, возможно по питанию…
Горизонтальную и вертикальную скорость удалось погасить (как казалось), но видимо не полностью…
Шасси - в дребезги, пострадал подвес - лопнул 3мм вал на двигателе, лопнула карбоновая рама в точке крепления подкоса, погнулась балка ХР с валом внутри, но все остальное вроде не пострадало 😃
Странности: - запортился файл на писалке (такого никогда не было!), последние 30 сек видео на Hero3 не записались, проша отключилась, видимо от удара, при включении показала символ на подобии разбитого стекла и Ок, видимо восстановила файл, но обрезала конец. Чудеса, да и только.
Вот сижу и думаю - что это было?
Вчера часом была не пятница, тринадцатое…? нет???
Олег, приветствую! Вчера испытывал 700ку (Logo 600SE с карбоновой рамой под FPV), смотрел сколько “кушает” энергии. Ни разу не упал, и ничего не произошло. Значит точно вчера была не пятница 13е 😃
Дело было так: на отметке 1650м уперся в сероватую тучку, видимость так неприятно поплыла… ну по типу ежиков в тумане… из странного - запищала наземка, такое происходит при пропадании картинки с данными телеметрии, но картинка идеальная, даже не дернулась! В общем, видимость упала до нуля, а с ней и желание лететь дальше, ну и решил я вернуться, газ выставляю в среднее положение, что соответствует снижению со скоростью 5-7 м/с, а он и не думает снижаться
А у тучки случаем не сильные восходящие потоки были, как у пылесоса ? И какая температура была на земле и на высоте 1650 ?
но заметил это не сразу… сбросил газ почти до минимума - почти ничего! еле-еле начал снижаться 0,5м/с.
Это все происходило на NAZA-H ?
камера то пока только на стабилизированном подвесе, но и он начал глючить, возможно по питанию…
То есть у вас и курсовая и съемочная в одном “лице” ? Если так, то я бы не рискнул это делать у себя на вертушке. Только на коптере могу себе такое позволить, потому что есть автовозврат.
Чудеса, да и только. Вот сижу и думаю - что это было?
Можно конечно и похихикать над этим предположением, но НЛО часто скрываются в облаках, как пишут уфологи.
Примите мои соболезнования, восстанавливайтесь побыстрее.
На вертушке я бы все-же не летал на таких высотах. Для этого лучше пенолеты подходят.
Странности: - запортился файл на писалке (такого никогда не было!), последние 30 сек видео на Hero3 не записались
еще одна аномалия… Для GOPRO это совершенно редчайший случай.
Олег, а у вас выведен в телеметрии уровень принимаемого сигнала на приемник радиоуправления?
Я после полетов на карьер не поленился, разобрался c Futaba R6008 и вывел уровень RSSI через буфер www.dpcav.com/xcart/RSSI-Buffer-for-OSD-Pro.html
Шасси - в дребезги, пострадал подвес - лопнул 3мм вал на двигателе, лопнула карбоновая рама в точке крепления подкоса, погнулась балка ХР с валом внутри, но все остальное вроде не пострадало
Олег, сочувствую, желаю скорейшего восстановления.
По сути инцидента мысли вот какие: я из “шалости” тоже несколько раз залетал в облака, без последствий, но как-то однажды, после посадки обнаружил что из верта буквально льётся вода.😃
Видимо при определенных атмосферных условиях в облаке выпадает очень мощный конденсат, электроника вся мокрая - сами понимаете, в такой ситуации “глюки” могут быть какие угодно,… самые невообразимые.
В общем после обнаруженного эффекта стараюсь держаться подальше от “белых и пушистых”, но сильно мокрых…
Всем спасибо за сочувствие!
Повреждения в принципе легко устранимы, больше всего переживал за камеры и лопасти, но с ними все в порядке, жаль только на записи нет момента приземления. Сейчас пытаюсь спокойно проанализировать этот инцидент. Получается, что что-то случилось с коллективным шагом ОР: вверх идет, а вниз - нет, по циклику тоже отрабатывает нормально. Такое чувство, что с приемника приходило именно так… В общем, хладнокровия видимо не хватило или просто не был готов в тот момент к подобному развитию событий.
после посадки обнаружил что из верта буквально льётся вода.
У меня такое тоже было, но ранее, причем на 300м! - залетел в низкую облачность, так линзы залило водой! хоть дворники ставь 😃
На этот раз верт был совершенно сухой, тут что-то еще, но очевидно туча как то повлияла…
Ни разу не упал, и ничего не произошло. Значит точно вчера была не пятница 13е 😃
Ну не знаю, не знаю… 😃 я вот вчера первый комплект батарей отлетал без происшествий, отрабатывал скоростные и медленные пролеты на предельно низких высотах, в пределах 300-400м, может просто вчера нельзя было дальше? 😃
А у тучки случаем не сильные восходящие потоки были, как у пылесоса ? И какая температура была на земле и на высоте 1650 ?
Вы знаете, были, и благодаря Назе это очень хорошо видно. Типичный ток висения составляет 16-17А, но при приближении к тучке он упал до 12-13А - и это с учетом быстрого подъема! Правда потом был затяжной “термик в инверте” - газ минимален, но верт почти не летит вниз, а току жрет мама не горюй… 26-28А. В общем этот полет - сплошные аномалии. Датчик температуры есть, но у меня он показывает температуру двигателя, поэтому температуру воздуха можно оценить только косвенно. Типичная температура при полетах 40-45 градусов, а тут было что-то в районе 28, т.е. видимо было прилично холоднее.
То есть у вас и курсовая и съемочная в одном “лице” ?
Нет, Hero3 только для HD видео и фото, курсовая отдельно, но они вместе, одним блоком установлены на гиро подвесе. Видеовыход проши сильно уступает нормальной курсовой камере.
еще одна аномалия… Для GOPRO это совершенно редчайший случай.
При ударе похоже сдвинулась батарея (батарейный отсек был чуть приоткрыт) и проша резко отключилась во время записи, при повторном включении она показала тот странный символ и видимо восстановила файл в последней возможной точке.
Олег, а у вас выведен в телеметрии уровень принимаемого сигнала на приемник радиоуправления?
Да, у меня LRS приемник, в нем есть RSSI выход и игловская телеметрия все показывает, уровень был нормальный, примерно 90% на удалении 2км и высоте 1,6км.
На вертушке я бы все-же не летал на таких высотах. Для этого лучше пенолеты подходят.
Видимо да, но за месяц полетов уже начало все как то приедаться, что ли, а тут такой простор 😃
В принципе, время показало, что все полетное оборудование работает в штатном режиме и относительно стабильно и зная особенности высотной навигации и имея некоторый опыт - такое тоже возможно.