FPV на вертолетах классической схемы.
GPS приёмники, - это лишь приёмники… Если два или несколько будут рядом, их работоспособность от этого не изменится.
По “Назе” точно не скажу, Вам лучше обратиться в профильные темы.
Но насколько помню модули GPS Naza-M и Naza-H не совместимы, впрочем дело может быть вовсе и не в протоколах GPS приемников…
А вот DJI точно использует “экзотику” c протоколом иным нежели традиционный NMEA.
По модулям пишут что они взаимозаменяемые,по крайней мере у человека стоит ГПС датчик от Назы -М лайт на вертолетной назе и все работает.Вот я и подумал,раз у меня ОСД Скайларк и наза-Н ,то может возможно использовать один датчик ГПС на обе системы через этот переходник.Закажу, попробую,возможно и прокатит.
Ассиметричные лопасти, также можно заказать с амокса (их поставщики: empirerc.com/helicopter-blades-spin-blades-c-220_2…)
Ну и ощущения, ветер держит прекрасно от 450 ки отличается сильно, более тяжел и стабилен, получился как и планировал более скоростной. 100 ку разменял легко
Да, безусловно красавец! Притягивает взгляд и смотрится замечательно 😃
Ну и жирный плюс - с размещением электроники нет проблем (в сравнении с 450pro).
Дмитрий, а обороты какие? На 350-х лопастях поведение верта не должно отличаться от 450-ки по стабильности, другое дело с родными 380 мм.
Я вот не решился на Гоблина:
Эти “шасси” - может кому и нравятся, (о вкусах не спорят)) но как по мне - так это, по крайней мере, не практично. Классика гораздо приятней. ИМХО.
Такие “шасси” могут иметь смысл только в версии “Goblin Speed”, потому, что он подразумевает достижение больших скоростей 200+ км/ч. и если на него действительно “вкорячить” соответствующие классу стандартные шасси, то про аэродинамику гоблиновского корпуса видимо можно просто забыть. А в версии 380 размеры шасси гораздо меньше и скорости “попроще”. Если на 380 Гоблина, шасси можно поставить нормальные, а вот ремень… - тут народ горит, что это тоже очень гуд. Так ли это? У меня есть сомнения. Дмитрий, так у 380 Гоблина два ремня? т.е. передача от мотора к большой шестерни тоже ремнем. Этим видимо и объясняется другой звук и меньший уровень вибраций. Последнее, без вариантов - плюс. Но у каждого решения есть и плюсы и минусы. Ради интереса посмотрел цену ремешков и шестерен. Шестерни - 61 евро, два ремешка - 33 евро - это для версии 380. Такое чувство, что речь про запчасти для авто 😃
Я после большого опыта полета на “ремнях” не испытываю никакого желания к ним возвращаться. Как ни странно, но когда я установил в своем верте вал - уровень вибраций уменьшился, ее почти нет. Звук - видимо да - стал немного громче, но на фоне главной шестерни его почти не заметно, а когда отлетишь на 20-30 м это уже не имеет никакого значения. Плюсов гораздо больше: нет никаких проскакиваний ремня и связанного с этим очень быстрого износа зубчиков на шестернях. С ремнем - все эти бесконечные подстройки натяжения - если мало, то ремень проскакивает и быстрый износ всего узла, а если сильно перетянуть, то увеличение потерь и снова повышенный износ… и так по кругу… Одним словом, с валом верт всегда готов к полету и я уверен, что хвост всегда будет работать стабильно и при любых нагрузках. Просто один раз (при сборке) настроил и забыл про этот узел на длительное время. Хочется надеятся, что у Гоблина все это лучше.
Ассиметричные лопасти, также можно заказать с амокса
а можно у производителя spinblades за половину цены дилера )
Я после большого опыта полета на “ремнях” не испытываю никакого желания к ним возвращаться…
…нет никаких проскакиваний ремня и связанного с этим очень быстрого износа зубчиков на шестернях. С ремнем - все эти бесконечные подстройки натяжения - если мало, то ремень проскакивает и быстрый износ всего узла, а если сильно перетянуть, то увеличение потерь и снова повышенный износ… и так по кругу…
Одним словом, с валом верт всегда готов к полету и я уверен, что хвост всегда будет работать стабильно и при любых нагрузках.
Олег, опять же повторю про ремни: «Вы просто не умеете их готовить!»😃😉
Ну, если серьёзно, то вот что хотел сказать:
Наблюдается такая «штука»: на ремни жалуются владельцы во первых, небольших вертолётов, во вторых, вертолётов определённых производителей. И то, что написал Олег - один из примеров.
К недовольству Олега добавлю еще такую информацию: многие жалуются на быстрый износ ремней, через незначительный период эксплуатации из ремня, по краям, начинают выбиваться нити, еще немного и он просто лопается в полёте… “дрова”…😦
Ну, почему же у меня запасной ремень уже пять лет пылится в запчастях и менять его нет никакой нужды?! И означенного износа шкивов нет? И работает всё прекрасно, без проскальзываний, «бесконечных» перерегулировок, с совершенно лёгким «ходом»…
Вот тут и посетила возможная догадка: всё дело в самом конструктиве ременной передачи.
Во первых: на небольших вертолётах и детали небольшие – следовательно из-за маленького диаметра шкивов ремень сильно перегибается при работе (отсюда – износ ремня, лишние потери, невозможность слабого натяжения).
Во вторых: на маленьких шкивах и зубцы небольшие (опять же, не натянул - проскальзывание… заскользило - и пожалуйста эту мелочь «слизало»).
В третьих: из-за малых габаритов вертолёта нет конструктивно нормальных успокоителей ремня, и даже далеко не всегда встречаются ролики «укладчики», которые предотвращают проскальзывание – ведь у ремня под нагрузкой натянуто лишь одно «плечо», второе прослаблено тем больше чем больше нагрузка – все условия для провоцирования проскальзывания (потому и натягивает их народ до безумия)…
Вот и получается, что жалуются на ремни как таковые, а дело то не в них, - а в конструкторах…
К слову сказать, на «Гоблинах» всё сделано правильно – есть и успокоители, и прижимные ролики. (Ремень, который стоит от мотора, на вторую ступень редуктора, очень короткий и широкий потому в особых мерах не нуждается, - при его длине он не “тянется”.)
Ну, и просто из моего опыта: ремень ни в коем случае нельзя перетягивать – начнутся механические потери, износ, : натяжение должно быть минимальным лишь-бы вращая хвостовой ротор рукой можно было провернуть двигатель.
И еще: (кому-то может показаться странным), но зубчатый ремень (как и шестерни! ) надо обязательно смазывать в меру густой смазкой - тогда он и работает совсем легко и изнашивается минимально.
Ассиметричные лопасти, также можно заказать с амокса
Всё бы в них хорошо, но 515-ые спинблейды почти в 2 раза тяжелее обычных и стречнутая тушка 500 Атома с ними начинает сильно трястись практически во всём спектре на любых оборотах >_<
А 430-ые будут по эффективности почти как симметричные 515 на соответственно пониженных оборотах.
на «Гоблинах» всё сделано правильно – есть и успокоители, и прижимные ролики. (Ремень, который стоит от мотора, на вторую ступень редуктора, очень короткий и широкий потому в особых мерах не нуждается, - при его длине он не “тянется”.)
Оно хорошо, ежели так.
У меня кстати, ремни служили долго и изнашивались в меру. Просто не нравиться сама необходимость периодической проверки и регулировки натяжения, как пример - при изменении температурного режима. В помещении все нормально, а вышел на улицу - ремень провис, ну и снова ежики… 😃 или это только у меня так?
Не - дело не в “умении их готовить”, а в конструктивных особенностях, а это - разные вещи 😉
В варианте без ремня проблемы хвоста просто не существует - о нем забываешь сразу после первой настройки и не важно в помещении или на улице, тепло или холодно - этот узел более не требует внимания, потому что его производительность всегда находится на должном уровне. Поэтому должны быть более веские причины его использования в наше время, а иначе - это шаг назад.
Но насколько помню модули GPS Naza-M и Naza-H не совместимы
Андрей, я тоже так думал - пока не проверил… да - все работает! Все идентично и внутри и с наружи, кроме цвета букв… и цены 😃
Только и остается удивлятся предприимчивости и находчивости китайцев и их манере убеждения 😛.
…без ремня проблемы хвоста просто не существует - о нем забываешь сразу после первой настройки… …- этот узел более не требует внимания…
Олег, а у меня как раз с ремнём – проблемы привода хвоста просто не существует.
Во время лётного сезона (полеты весьма частые) внимание на привод с ремнём заключается только в профилактическом осмотре раз в месяц ну и тогда же маслица ему - 5-6 капель, равномерно по длине – всё!
В то время как с валами я натерпелся… вибрации, гарантированное уничтожении всех шестерёнок при краше (деформации балки) или случайном касании лопастями ХР земли, сгустка бурьяна, воды и т.п.
На 700-ках очень часто из-за высоких оборотов вала на шестернях не держится никакая смазка, редуктор на вал ХР (который на самом хвосте) порой греется так, что после посадки с него дым идет, и ничего с этим не поделаешь…
Да, уточню, это важно: говорю о вертолетах не меньше 600-ки.
Поэтому должны быть более веские причины его использования в наше время, а иначе - это шаг назад.
Веских причин более чем достаточно, и шаг этот вперёд, а ни как не назад:
Ремень конструктивно проще, - значит надежней, несомненно легче, менее требователен к точности изготовления всех комплектующих, да и самих комплектующих заметно меньше, следовательно – дешевле, редко повреждается при серьезных деформациях хвостовой балки, совершенно устойчив к случайным повреждениям при касании ХР препятствий, земли, наконец менее шумный, меньше вибраций… и т.д. и т.п. (ну, разумеется если сделано всё правильно).
В выходе еще полетал на гоблине. Олег прикрутил к нему шаси пошире, стало вообще красиво и устойчиво, вечером фотку скину. На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9. Пробовал разгонять а вот тут немного опечалился… 100 ку дает и все… больше не летит, видимо надо менять пиньены и обороты 😦(. Крейсерская 60 км. По сравнению с 450 кой более собран что ли, на отвесном пикировании ни вибраций ничего, 450 ка при этом болтается сильно. Летал с парами аккумуляторов 2700 3700 и 5000. с 3700 понравилось больше всего. Полетное время 15 мин при этом расход где-то 2200. По прилету все еле теплое (движок, регуль, батареи), в итоге заказал еще 3000 батарей пару штук.
Осталась еще одна не решенная проблема с креплением мебиуса, канопу курочинь не хочу, а прикрутить его пока некуда 😦.
Ну и по поводу самой тушки, брать его как тренировочный фпв точно не стоит, тут очень дорогое падение, а вот как второй самое оно. Оборудование проверено на 450 ке и весь сетап перекочевал в него, с учетом того что полеты почти не 3д ресурса его за глаза, валы и шестерни там на совесть 😃
Облет был на 360 ассиметричных лопостях, пиньены заменил на низкоборотистые как на основном роторе так и на хвосте…
В итоге ток висения где-то 12-13а, в полете ток падал до 9-10а.
На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9. Пробовал разгонять а вот тут немного опечалился… 100 ку дает и все…
Хм… А вот это любопытно…
Дмитрий, подскажите пожалуйста: а на каких оборотах ротора всё это происходит, и каков взлетный вес?
Андрей, вес вечером замерю а вот с оборотами не все так просто. У меня изменение оборотов выведено на крутилку и в зависимости от аккумуляторов я оборотами играюсь, подбираю при взлете так чтобы был небольшой необходимый запас по тяге на максимльных углах. В полете иногда добавляю, если ветер сильный или хочется побыстрее…
…вес вечером замерю а вот с оборотами не все так просто. У меня изменение оборотов выведено на крутилку…
Дмитрий, по оборотам ну хотя бы приблизительно попробуйте, сориентируйте?..
“Крутилку” тоже замикшировал на газ;), но цель несколько иная: она у меня работает как корректор оборотов в небольших пределах для синхронизации ротора с частотой кадровой развертки - чтобы лопасти не мельтешили, и по вибрациям тоже интересные эффекты наблюдаются (можно отстроится от резонанса)…
Завесил гоблина, с аккумуляторами 2 на 5000 где то 1,9-2 кг.
И фотка шасси
В выходные попробую обороты замерить.
Дмитрий, спасибо за дополнительную информацию.
И так ещё раз;): Хм… А вот это любопытно…
…на 360 ассиметричных лопостях…
…ток висения где-то 12-13а, в полете ток падал до 9-10а.
На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9.
Посидел с калькулятором и вот что получается:
Энергетическая эффективность полёта в Вашем случае практически не зависит от профиля лопастей (и это несколько странно), но зато с весьма высокой точностью коррелирует с площадью ометаемой поверхности. Не буквально с длинной лопастей, а именно с этой самой площадью (удельной нагрузкой на неё).
Иными словами, весьма вероятно, что небольшое удлинение лопастей даст заметный выигрыш по энергопотреблению.
Ну и еще «магия цифр»😒: параметры Вашего и моего вертолётов, будучи пересчитаны на единицу взлётного веса, оказались весьма похожи: на висении у Вас в первом варианте было порядка 72 ватта/килограмм, во втором 63 Вт/кГ., мой верт в экономичном режиме очень похож (попал в серединку): 65 Вт/кГ.
Про обороты спрашивал скорее из любопытства, а вот более важный параметр в каком режиме работает двигатель – на скольких процентах уровня газа (от этого заметно зависит его КПД)?
Поздравляю всех с праздниками! Разбавлю чуток паузу. Камера моя ещё в пути, а тут майские праздники, шашлыки, море…. Жаль было пропускать. Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть.
Поздравляю, Александр - хорошие кадры, особенно завораживает граница суши и моря. Судя по видео, удаление от места взлета было 1600-1800 метров? Как себя ведет на такой дистации видеоканал?
Сегодня тоже воспользовался моментом и не смотря на сильный ветер решил пройти над Камой. И все бы хорошо, да только вот последнее время не так часто беру пульт в руки. Несколько раз у меня отключалась телеметрия, в результате чего высоту держал “на глазок” и при движении “домой” едва не вписался в провода ЛЭП, потерял время на маневр, не учел общее время полета с поправкой на ветер, итог - аварийная посадка на отсечке в чистом поле (не дотянул 60 метров). Можно сказать отделался легким испугом 😃
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Время работы двигателя - 8 мин 27 сек. Кто может подсказать на сколько оптимально работает двигатель? Есть ли резервы для увеличения времени полета на симметричных 550-х лопастях?
А обороты пилотажные, или пониженные?
По статистике на симметричных лопастях получается около 20% экономии на близких к идеальным оборотах.
Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть.
Александр, здОрово у Вас получается «на скорую руку»!😃
Я вон почитай уже год вожусь с подвесом «Мебиуса» и только сейчас едва-едва начал получать приемлемые результаты, а у Вас на скорую руку – и картинка ровненькая, почти без вибраций…😉
Отлично!
Несколько раз у меня отключалась телеметрия, в результате чего высоту держал “на глазок” и при движении “домой” едва не вписался в провода ЛЭП,…
Ох, Сергей, даже просмотр Вашего видео – сплошной адреналин, а уж каково оно в полёте…😃
И при чем тут телеметрия?! - Визуально же прекрасно видно просадки по высоте…
А начиная с 7:30 такое ощущение, что пилот просто «ослеп», - летит буквально «на ощупь»! Сергей, что не так? У Вас или картинка с курсовой совсем отвратительная по качеству, или эта самая курсовая камера «смотрит в небо»?..
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Время работы двигателя - 8 мин 27 сек. Кто может подсказать на сколько оптимально работает двигатель? Есть ли резервы для увеличения времени полета на симметричных 550-х лопастях?
Наверняка есть. У меня тоже 550-й и лопасти симметричные, на схожих аккумуляторах (6S 4800 mA/h) время висения 19 минут.
Сергей, по приведенным цифрам трудно что-то говорить и считать по силовой, - потому что в реальном полёте потребление может быть самое разное в зависимости от режима, например: можно лететь со скоростью 130 – 140 и тогда ток на вертолёте нашего класса будет постоянно около (а то и больше) 40 А со всеми вытекающими, а можно на «крейсерской», на косом обдуве, получить ток заметно меньше чем даже на висении…
Для получения правильных исходных данных выполните контрольное висение в безветренную погоду, вне зоны влияния земли (на высоте 3-4 метра) и замерьте ток потребления. Вот тогда и посчитаем…
А вообще, из Ваших данных «бросилось в глаза» что как-то тяжеловат он у Вас…
Считаю что у меня на борту много лишнего веса: обтекатели не очень легкие (в том числе задний которого обычно ни у кого нет), узел подвеса-сброса, поисковый GPS-GSM маяк (100 c лишним грамм), сонар, камеры, резервный БЭК, БАНО, «чужая» тяжелая хвостовая балка… и тем не менее у меня взлетный – 3200 гр… А размер то у нас одинаковый…
Судя по видео, удаление от места взлета было 1600-1800 метров? Как себя ведет на такой дистации видеоканал?
Цели отдалиться подальше не ставил, просто хотелось покружиться над базой. Максимальное отдаление – 1200 м. Вдали от города видео без помех, поэтому позволяет без проблем отдаляться на 3 км. В радиусе 1500 м, картинка сохраняется, дальше появляется зернистость, сигнал слабеет, но это вполне приемлемо.
Сергей, Вам, конечно, повезло, что Вы вовремя отреагировали на провода. Качество картинки в моей камере далеко от совершенства, поэтому я держусь повыше и подальше от препятствий. Провода я бы точно не разглядел, если только не сориентироваться по столбам. Планирую поменять курсовую, но пока не знаю на что.
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Это её наминал, а фактически она сколько отдаёт? У Вас, как я понимаю, для камеры подвес установлен, он дополнительный вес даёт, сопротивление в полёте. Всё равно по токам смотреть надо.
картинка ровненькая, почти без вибраций…
Вибрации, конечно, есть и на некоторых режимах они особенно заметны, но приемлемые. С подвесами пока не мудрил из-за ограниченного пространства и веса, поэтому и Мебиус тоже подвешена на жёстком креплении. По качеству Мебиус заметно уступает прошке, но вес и габариты для 450-ки подкупают.
Качество картинки в моей камере далеко от совершенства, поэтому я держусь повыше и подальше от препятствий. Провода я бы точно не разглядел, если только не сориентироваться по столбам. Планирую поменять курсовую, но пока не знаю на что.
Ну, Александр, провода – это традиционная беда и в большой авиации. Их и глазами пилоты не видят, и ориентируются тоже в основном по столбам, а провода порой оказываются не там где подсказывает «логика столбов», - почитайте отчеты на сайте МАК (www.mak.ru) за последние 2-4 года и с легкостью найдёте примеры АП и катастроф в результате столкновений с проводами и вертолётов, и самолетов, и автожиров…
С качеством картинки с курсовой камеры и мне уже давно хочется улучшений…
Более того как раз сейчас этим занимаюсь и решение уже найдено (конструкция в стадии завершения), правда волею случая оно оказалось в несколько неожиданной для меня плоскости…, ладно, не буду забегать вперед, как только облетаю, - обязательно расскажу…
По качеству Мебиус заметно уступает прошке, но вес и габариты для 450-ки подкупают.
Это да, Прошка то качеством лучше, но её габариты, форма, совершенно не согласуются в моем случае с желаемой аэродинамикой…
А обороты пилотажные, или пониженные?
По статистике на симметричных лопастях получается около 20% экономии на близких к идеальным оборотах.
Обороты выставлены судя по звуковому тахометру: 1760±100 об/мин.
Двигатель 1150кV, основная шестерня 111, пиньен 11 зубьев.
У Вас или картинка с курсовой совсем отвратительная по качеству, или эта самая курсовая камера «смотрит в небо»?..
Картинка с курсовой 700 TVL действительно не важная, провода ЛЭП не видно да и столб по курсу увидел не сразу - отвлекся от монитора на мгновенье (на девушку) 😃
Курсовая и камера для записи установлены немного под разными углами (разница около 7 град.), наверное поэтому маневрирование над объектами воспринимается как не логичное.
Это её наминал, а фактически она сколько отдаёт? У Вас, как я понимаю, для камеры подвес установлен, он дополнительный вес даёт, сопротивление в полёте. Всё равно по токам смотреть надо.
Батарея 4200 мА, принимает при заряде 3200 мА, батарее уже год и всего 36 вылетов.