FPV на вертолетах классической схемы.
Андрей, вес вечером замерю а вот с оборотами не все так просто. У меня изменение оборотов выведено на крутилку и в зависимости от аккумуляторов я оборотами играюсь, подбираю при взлете так чтобы был небольшой необходимый запас по тяге на максимльных углах. В полете иногда добавляю, если ветер сильный или хочется побыстрее…
…вес вечером замерю а вот с оборотами не все так просто. У меня изменение оборотов выведено на крутилку…
Дмитрий, по оборотам ну хотя бы приблизительно попробуйте, сориентируйте?..
“Крутилку” тоже замикшировал на газ;), но цель несколько иная: она у меня работает как корректор оборотов в небольших пределах для синхронизации ротора с частотой кадровой развертки - чтобы лопасти не мельтешили, и по вибрациям тоже интересные эффекты наблюдаются (можно отстроится от резонанса)…
Завесил гоблина, с аккумуляторами 2 на 5000 где то 1,9-2 кг.
И фотка шасси
В выходные попробую обороты замерить.
Дмитрий, спасибо за дополнительную информацию.
И так ещё раз;): Хм… А вот это любопытно…
…на 360 ассиметричных лопостях…
…ток висения где-то 12-13а, в полете ток падал до 9-10а.
На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9.
Посидел с калькулятором и вот что получается:
Энергетическая эффективность полёта в Вашем случае практически не зависит от профиля лопастей (и это несколько странно), но зато с весьма высокой точностью коррелирует с площадью ометаемой поверхности. Не буквально с длинной лопастей, а именно с этой самой площадью (удельной нагрузкой на неё).
Иными словами, весьма вероятно, что небольшое удлинение лопастей даст заметный выигрыш по энергопотреблению.
Ну и еще «магия цифр»😒: параметры Вашего и моего вертолётов, будучи пересчитаны на единицу взлётного веса, оказались весьма похожи: на висении у Вас в первом варианте было порядка 72 ватта/килограмм, во втором 63 Вт/кГ., мой верт в экономичном режиме очень похож (попал в серединку): 65 Вт/кГ.
Про обороты спрашивал скорее из любопытства, а вот более важный параметр в каком режиме работает двигатель – на скольких процентах уровня газа (от этого заметно зависит его КПД)?
Поздравляю всех с праздниками! Разбавлю чуток паузу. Камера моя ещё в пути, а тут майские праздники, шашлыки, море…. Жаль было пропускать. Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть.
Поздравляю, Александр - хорошие кадры, особенно завораживает граница суши и моря. Судя по видео, удаление от места взлета было 1600-1800 метров? Как себя ведет на такой дистации видеоканал?
Сегодня тоже воспользовался моментом и не смотря на сильный ветер решил пройти над Камой. И все бы хорошо, да только вот последнее время не так часто беру пульт в руки. Несколько раз у меня отключалась телеметрия, в результате чего высоту держал “на глазок” и при движении “домой” едва не вписался в провода ЛЭП, потерял время на маневр, не учел общее время полета с поправкой на ветер, итог - аварийная посадка на отсечке в чистом поле (не дотянул 60 метров). Можно сказать отделался легким испугом 😃
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Время работы двигателя - 8 мин 27 сек. Кто может подсказать на сколько оптимально работает двигатель? Есть ли резервы для увеличения времени полета на симметричных 550-х лопастях?
А обороты пилотажные, или пониженные?
По статистике на симметричных лопастях получается около 20% экономии на близких к идеальным оборотах.
Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть.
Александр, здОрово у Вас получается «на скорую руку»!😃
Я вон почитай уже год вожусь с подвесом «Мебиуса» и только сейчас едва-едва начал получать приемлемые результаты, а у Вас на скорую руку – и картинка ровненькая, почти без вибраций…😉
Отлично!
Несколько раз у меня отключалась телеметрия, в результате чего высоту держал “на глазок” и при движении “домой” едва не вписался в провода ЛЭП,…
Ох, Сергей, даже просмотр Вашего видео – сплошной адреналин, а уж каково оно в полёте…😃
И при чем тут телеметрия?! - Визуально же прекрасно видно просадки по высоте…
А начиная с 7:30 такое ощущение, что пилот просто «ослеп», - летит буквально «на ощупь»! Сергей, что не так? У Вас или картинка с курсовой совсем отвратительная по качеству, или эта самая курсовая камера «смотрит в небо»?..
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Время работы двигателя - 8 мин 27 сек. Кто может подсказать на сколько оптимально работает двигатель? Есть ли резервы для увеличения времени полета на симметричных 550-х лопастях?
Наверняка есть. У меня тоже 550-й и лопасти симметричные, на схожих аккумуляторах (6S 4800 mA/h) время висения 19 минут.
Сергей, по приведенным цифрам трудно что-то говорить и считать по силовой, - потому что в реальном полёте потребление может быть самое разное в зависимости от режима, например: можно лететь со скоростью 130 – 140 и тогда ток на вертолёте нашего класса будет постоянно около (а то и больше) 40 А со всеми вытекающими, а можно на «крейсерской», на косом обдуве, получить ток заметно меньше чем даже на висении…
Для получения правильных исходных данных выполните контрольное висение в безветренную погоду, вне зоны влияния земли (на высоте 3-4 метра) и замерьте ток потребления. Вот тогда и посчитаем…
А вообще, из Ваших данных «бросилось в глаза» что как-то тяжеловат он у Вас…
Считаю что у меня на борту много лишнего веса: обтекатели не очень легкие (в том числе задний которого обычно ни у кого нет), узел подвеса-сброса, поисковый GPS-GSM маяк (100 c лишним грамм), сонар, камеры, резервный БЭК, БАНО, «чужая» тяжелая хвостовая балка… и тем не менее у меня взлетный – 3200 гр… А размер то у нас одинаковый…
Судя по видео, удаление от места взлета было 1600-1800 метров? Как себя ведет на такой дистации видеоканал?
Цели отдалиться подальше не ставил, просто хотелось покружиться над базой. Максимальное отдаление – 1200 м. Вдали от города видео без помех, поэтому позволяет без проблем отдаляться на 3 км. В радиусе 1500 м, картинка сохраняется, дальше появляется зернистость, сигнал слабеет, но это вполне приемлемо.
Сергей, Вам, конечно, повезло, что Вы вовремя отреагировали на провода. Качество картинки в моей камере далеко от совершенства, поэтому я держусь повыше и подальше от препятствий. Провода я бы точно не разглядел, если только не сориентироваться по столбам. Планирую поменять курсовую, но пока не знаю на что.
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Это её наминал, а фактически она сколько отдаёт? У Вас, как я понимаю, для камеры подвес установлен, он дополнительный вес даёт, сопротивление в полёте. Всё равно по токам смотреть надо.
картинка ровненькая, почти без вибраций…
Вибрации, конечно, есть и на некоторых режимах они особенно заметны, но приемлемые. С подвесами пока не мудрил из-за ограниченного пространства и веса, поэтому и Мебиус тоже подвешена на жёстком креплении. По качеству Мебиус заметно уступает прошке, но вес и габариты для 450-ки подкупают.
Качество картинки в моей камере далеко от совершенства, поэтому я держусь повыше и подальше от препятствий. Провода я бы точно не разглядел, если только не сориентироваться по столбам. Планирую поменять курсовую, но пока не знаю на что.
Ну, Александр, провода – это традиционная беда и в большой авиации. Их и глазами пилоты не видят, и ориентируются тоже в основном по столбам, а провода порой оказываются не там где подсказывает «логика столбов», - почитайте отчеты на сайте МАК (www.mak.ru) за последние 2-4 года и с легкостью найдёте примеры АП и катастроф в результате столкновений с проводами и вертолётов, и самолетов, и автожиров…
С качеством картинки с курсовой камеры и мне уже давно хочется улучшений…
Более того как раз сейчас этим занимаюсь и решение уже найдено (конструкция в стадии завершения), правда волею случая оно оказалось в несколько неожиданной для меня плоскости…, ладно, не буду забегать вперед, как только облетаю, - обязательно расскажу…
По качеству Мебиус заметно уступает прошке, но вес и габариты для 450-ки подкупают.
Это да, Прошка то качеством лучше, но её габариты, форма, совершенно не согласуются в моем случае с желаемой аэродинамикой…
А обороты пилотажные, или пониженные?
По статистике на симметричных лопастях получается около 20% экономии на близких к идеальным оборотах.
Обороты выставлены судя по звуковому тахометру: 1760±100 об/мин.
Двигатель 1150кV, основная шестерня 111, пиньен 11 зубьев.
У Вас или картинка с курсовой совсем отвратительная по качеству, или эта самая курсовая камера «смотрит в небо»?..
Картинка с курсовой 700 TVL действительно не важная, провода ЛЭП не видно да и столб по курсу увидел не сразу - отвлекся от монитора на мгновенье (на девушку) 😃
Курсовая и камера для записи установлены немного под разными углами (разница около 7 град.), наверное поэтому маневрирование над объектами воспринимается как не логичное.
Это её наминал, а фактически она сколько отдаёт? У Вас, как я понимаю, для камеры подвес установлен, он дополнительный вес даёт, сопротивление в полёте. Всё равно по токам смотреть надо.
Батарея 4200 мА, принимает при заряде 3200 мА, батарее уже год и всего 36 вылетов.
Съёмка в ХД, его стабилизация и полёты вдаль это конечно хорошо, но я вот зимой насмотрелся копретов 250-го калибра носящимся по лесам и крытым парковкам (а именно за полётами по кустам я и пришёл в ФПВ, правда самолётное) и подумал “а чем собственно мой мелколёт хуже? о_О”
Ну кроме того что он раз в 7 легче, раз в 10 меньше мощности и размах между кончиками лопастей на ~15 см меньше… зато крашеустойчивость на уровне.
Так сказать проба пера, пока в лесу лужи по колено и руку не набил. Как всегда с помехами и артефактами.
отвлекся от монитора на мгновенье (на девушку)
Ай-я-я!!! Сергей, так нельзя😠, надо как в песне: «Первым делом, первым делом вертолёты, ну а девушки? - А девушки потом!»😃😉
Курсовая и камера для записи установлены немного под разными углами (разница около 7 град.), наверное поэтому маневрирование над объектами воспринимается как не логичное.
Нет, Сергей, оно и есть нелогичное: вертолёт летит вперёд к посадочной площадке, «падает» вниз, вновь набирает высоту, пятится назад (?), снова вперёд… Это я не про облёт ЛЭП, а про то что было потом…
Помнится, мы с Вами уже обсуждали угол установки курсовой камеры…, так может быть Вам все-же опустить её пониже для облегчения ориентирования в пространстве?
Ну и просто к сведению, напомню: когда у меня была одна курсовая камера она стояла под углом примерно 15 градусов вниз, - летать спокойно, «в горизонте» было очень удобно. Сейчас камер две: одна стоит точно горизонтально (в плоскости ротора), вторая наклонена вниз под углом 30 градусов, так что нижний срез кадра оказывается почти вертикалью. Такое расположение камер позволяет уверенно летать при любом расположении вертолёта относительно горизонта и объектов на земле, включая полёт «в инверте».
…а чем собственно мой мелколёт хуже?..
…Так сказать проба пера, пока в лесу лужи по колено и руку не набил.
Андрей, да ничем не хуже! Думается в будущем всё будет на «мелколётах» и камеры ХД, и скорости, и дистанции, и устойчивость…
На днях с увлечением наблюдал за крупным шмелём, - вот уж действительно непревзойдённый «мелколёт». Диапазон скоростей от уверенного и очень точного висения, и до… А какова точность маневрирования между ветками и стеблями…!!! И всё это в сильный порывистый ветер, а ему хоть бы что, ни малейшего ложного смещения…
Думается в будущем всё будет на «мелколётах» и камеры ХД, и скорости, и дистанции, и устойчивость…
Я в плане кустолётности (маневренность в ограниченном пространстве, нулевой урон при краше), остальное то лет через 10 будет. Кроме устойчивости, она итак на уровне.
Только резко изменить направление полёта без сильной потери скорости или набора высоты мне оказалось сложно. Или от нулевого опыта в вертолётом пилотаже, или одно из двух… (с)
Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть
Александр красивое видео на скорую руку получилось. Уверенный и плавный полет, вид красивый. Вы летели в 3gx или aps режиме?
Еще раз о съемке видео, подвесах, вибрациях, болтанке… Просто познавательный материал для сравнений, оценок, лучшего понимания…
Андрей, PRODAD конечно улучшает видео, я заметил еще один момент. Если изначальное видео без вибраций, то после обработки создается эффект фильма, резкие изменения курса камеры в полете, после обработки prodad становятся более плавными.
Сегодня тоже воспользовался моментом и не смотря на сильный ветер решил пройти над Камой
Сергей видео впечатляет. Выбрано красивое место, во время просмотра у меня адреналин зашкаливал. Как Вам нестрашно летать над рекой? Затем на малой высоте пролет вдоль дороги к жилой зоне, и чуть-чуть не хватило акб. Да ЛЭП и правда основная проблема, и я тоже обращаю внимание на столбы. У меня страх летать так низко, а над водой после водяного краша 2 года назад, до сих пор вызывает дрож и страх.
Андрей, Вы испытываете чувство страха в полете? В плане тех.отказа или потери видео? Я заметил по своим ощущениям, что мне до сих пор страшно летать, и я даже не знаю как бороться с этим чувством.
Вы летели в 3gx или aps режиме?
Пока летаю в режиме APS, уже стал привыкать. В ручном режиме пробовал, но для этого нужно безупречное видео, а у меня пока с этим проблема. Чтобы потренироваться нужно уезжать подальше, так как в черте города помеха по видео проявляется уже на 300 м.
Соорудил для APS GYRO купол, чтобы исключить влияние потока от лопастей ОР(он ведь у меня под лопастями стоит), вот и проверял в полёте на отсутствие раскачки. Скорость правда больше 50 км/час не развивал.
Андрей, Вы испытываете чувство страха в полете? В плане тех.отказа или потери видео? Я заметил по своим ощущениям, что мне до сих пор страшно летать, и я даже не знаю как бороться с этим чувством.
В полёте нет. А вот перед полётом, а особенно после длительного перерыва в полётах, ой как порой не хочется взлетать. До дрожи в пальцах и коленках…
Так уж получается, что у меня все «длительные перерывы» сопровождаются серьёзными переделками вертолёта, наземки…, вот и возникает где-то в подсознании подленькое чувство неуверенности: а вдруг в этом, новом, что-то не так, что-то не досмотрел, не учел, или как-то «поломал» старое, проверенное…
А еще бывает мерзкое ощущение что разучился летать, потерян навык… Но после взлета «мозг отключается», включаются рефлексы и всё нормально… Ну или почти нормально – всегда немного побаиваюсь процедуры посадки.
Как со всем этим борюсь? – Просто готовлю себя морально к самому худшему, прокручиваю во всех подробностях свои действия в случае: управление потеряно, вертолёт потерян… внимательно проверяю всё «поисково-спасательное» оборудование и начинаю предвзлетную подготовку вертолёта…
Всё, выбора больше не остаётся – только взлетать!😉
Немного об ужасах в полёте. Не далее как неделю назад, когда смастерил тот самый купол для APS, решил его проверить. Вот тут меня ждал сюрприз, который добавил седых волос на голову. Привычное место карьер, отлетел на 500 м, видео стало пропадать. Повернул модель, чтобы поменять ориентацию антенны, но видео не улучшилось. Включил возврат домой, но вижу жуткую картину: горизонт непривычно поплыл, затем сильный крен вперёд и вроде бы вертолёт начал движение вперёд, но недолго я радовался, пролетев метров 200 он стал пятиться назад. К тому же из-за сильного бокового ветра модель сносило в сторону торгового центра. Видео практически нет, только рывками. Смиренно жду, не понимая, что происходит. Благо APS высоту удерживал стабильно 130 м. Из отрывков видео понял, что он пытается справиться с ситуацией, но ему что-то мешает. Когда видеосигнал стал приемлемым, понял, что модель находится уже почти над торговым центром. В этот момент происходит чудо, вертолёт выравнивается и летит домой. Достигнув отметки 100 м, он снова гасит скорость и пятится назад на отметку 320 м. После этого переключился в режим стабилизации и дотянул модель до дома. Оказалось, что при крене назад тяга иногда цепляется за мою конструкцию. При монтаже проверял и подтачивал, но когда подтянул крепление, конструкция чуть сместилась, и этого было достаточно.
Оказалось, что при крене назад тяга иногда цепляется за мою конструкцию… …конструкция чуть сместилась, и этого было достаточно.
Да, уж…
Вот ОНО лишнее подтверждение того что в нашем деле мелочей не бывает!.. или любая, казалось бы малозначительная, деталь может стать причиной больших проблем.
Не смотря на такие вот неудачи, тяга к полётам не ослабевает и пересиливая страх снова взлетаем.
В полёте нет. А вот перед полётом, а особенно после длительного перерыва в полётах, ой как порой не хочется взлетать. До дрожи в пальцах и коленках…
Из личного опыта: помогает бодрая музыка, которая доносится из динамиков машины на протяжении всего полета. Пальцы уже не осциллируют на стиках, а раз нервы в порядке - меньше ошибок в воздухе. Адреналин догоняет уже позже, после приземления …😒