FPV на вертолетах классической схемы.
Ну и ощущения, ветер держит прекрасно от 450 ки отличается сильно, более тяжел и стабилен, получился как и планировал более скоростной. 100 ку разменял легко
Да, безусловно красавец! Притягивает взгляд и смотрится замечательно 😃
Ну и жирный плюс - с размещением электроники нет проблем (в сравнении с 450pro).
Дмитрий, а обороты какие? На 350-х лопастях поведение верта не должно отличаться от 450-ки по стабильности, другое дело с родными 380 мм.
Я вот не решился на Гоблина:
Эти “шасси” - может кому и нравятся, (о вкусах не спорят)) но как по мне - так это, по крайней мере, не практично. Классика гораздо приятней. ИМХО.
Такие “шасси” могут иметь смысл только в версии “Goblin Speed”, потому, что он подразумевает достижение больших скоростей 200+ км/ч. и если на него действительно “вкорячить” соответствующие классу стандартные шасси, то про аэродинамику гоблиновского корпуса видимо можно просто забыть. А в версии 380 размеры шасси гораздо меньше и скорости “попроще”. Если на 380 Гоблина, шасси можно поставить нормальные, а вот ремень… - тут народ горит, что это тоже очень гуд. Так ли это? У меня есть сомнения. Дмитрий, так у 380 Гоблина два ремня? т.е. передача от мотора к большой шестерни тоже ремнем. Этим видимо и объясняется другой звук и меньший уровень вибраций. Последнее, без вариантов - плюс. Но у каждого решения есть и плюсы и минусы. Ради интереса посмотрел цену ремешков и шестерен. Шестерни - 61 евро, два ремешка - 33 евро - это для версии 380. Такое чувство, что речь про запчасти для авто 😃
Я после большого опыта полета на “ремнях” не испытываю никакого желания к ним возвращаться. Как ни странно, но когда я установил в своем верте вал - уровень вибраций уменьшился, ее почти нет. Звук - видимо да - стал немного громче, но на фоне главной шестерни его почти не заметно, а когда отлетишь на 20-30 м это уже не имеет никакого значения. Плюсов гораздо больше: нет никаких проскакиваний ремня и связанного с этим очень быстрого износа зубчиков на шестернях. С ремнем - все эти бесконечные подстройки натяжения - если мало, то ремень проскакивает и быстрый износ всего узла, а если сильно перетянуть, то увеличение потерь и снова повышенный износ… и так по кругу… Одним словом, с валом верт всегда готов к полету и я уверен, что хвост всегда будет работать стабильно и при любых нагрузках. Просто один раз (при сборке) настроил и забыл про этот узел на длительное время. Хочется надеятся, что у Гоблина все это лучше.
Ассиметричные лопасти, также можно заказать с амокса
а можно у производителя spinblades за половину цены дилера )
Я после большого опыта полета на “ремнях” не испытываю никакого желания к ним возвращаться…
…нет никаких проскакиваний ремня и связанного с этим очень быстрого износа зубчиков на шестернях. С ремнем - все эти бесконечные подстройки натяжения - если мало, то ремень проскакивает и быстрый износ всего узла, а если сильно перетянуть, то увеличение потерь и снова повышенный износ… и так по кругу…
Одним словом, с валом верт всегда готов к полету и я уверен, что хвост всегда будет работать стабильно и при любых нагрузках.
Олег, опять же повторю про ремни: «Вы просто не умеете их готовить!»😃😉
Ну, если серьёзно, то вот что хотел сказать:
Наблюдается такая «штука»: на ремни жалуются владельцы во первых, небольших вертолётов, во вторых, вертолётов определённых производителей. И то, что написал Олег - один из примеров.
К недовольству Олега добавлю еще такую информацию: многие жалуются на быстрый износ ремней, через незначительный период эксплуатации из ремня, по краям, начинают выбиваться нити, еще немного и он просто лопается в полёте… “дрова”…😦
Ну, почему же у меня запасной ремень уже пять лет пылится в запчастях и менять его нет никакой нужды?! И означенного износа шкивов нет? И работает всё прекрасно, без проскальзываний, «бесконечных» перерегулировок, с совершенно лёгким «ходом»…
Вот тут и посетила возможная догадка: всё дело в самом конструктиве ременной передачи.
Во первых: на небольших вертолётах и детали небольшие – следовательно из-за маленького диаметра шкивов ремень сильно перегибается при работе (отсюда – износ ремня, лишние потери, невозможность слабого натяжения).
Во вторых: на маленьких шкивах и зубцы небольшие (опять же, не натянул - проскальзывание… заскользило - и пожалуйста эту мелочь «слизало»).
В третьих: из-за малых габаритов вертолёта нет конструктивно нормальных успокоителей ремня, и даже далеко не всегда встречаются ролики «укладчики», которые предотвращают проскальзывание – ведь у ремня под нагрузкой натянуто лишь одно «плечо», второе прослаблено тем больше чем больше нагрузка – все условия для провоцирования проскальзывания (потому и натягивает их народ до безумия)…
Вот и получается, что жалуются на ремни как таковые, а дело то не в них, - а в конструкторах…
К слову сказать, на «Гоблинах» всё сделано правильно – есть и успокоители, и прижимные ролики. (Ремень, который стоит от мотора, на вторую ступень редуктора, очень короткий и широкий потому в особых мерах не нуждается, - при его длине он не “тянется”.)
Ну, и просто из моего опыта: ремень ни в коем случае нельзя перетягивать – начнутся механические потери, износ, : натяжение должно быть минимальным лишь-бы вращая хвостовой ротор рукой можно было провернуть двигатель.
И еще: (кому-то может показаться странным), но зубчатый ремень (как и шестерни! ) надо обязательно смазывать в меру густой смазкой - тогда он и работает совсем легко и изнашивается минимально.
Ассиметричные лопасти, также можно заказать с амокса
Всё бы в них хорошо, но 515-ые спинблейды почти в 2 раза тяжелее обычных и стречнутая тушка 500 Атома с ними начинает сильно трястись практически во всём спектре на любых оборотах >_<
А 430-ые будут по эффективности почти как симметричные 515 на соответственно пониженных оборотах.
на «Гоблинах» всё сделано правильно – есть и успокоители, и прижимные ролики. (Ремень, который стоит от мотора, на вторую ступень редуктора, очень короткий и широкий потому в особых мерах не нуждается, - при его длине он не “тянется”.)
Оно хорошо, ежели так.
У меня кстати, ремни служили долго и изнашивались в меру. Просто не нравиться сама необходимость периодической проверки и регулировки натяжения, как пример - при изменении температурного режима. В помещении все нормально, а вышел на улицу - ремень провис, ну и снова ежики… 😃 или это только у меня так?
Не - дело не в “умении их готовить”, а в конструктивных особенностях, а это - разные вещи 😉
В варианте без ремня проблемы хвоста просто не существует - о нем забываешь сразу после первой настройки и не важно в помещении или на улице, тепло или холодно - этот узел более не требует внимания, потому что его производительность всегда находится на должном уровне. Поэтому должны быть более веские причины его использования в наше время, а иначе - это шаг назад.
Но насколько помню модули GPS Naza-M и Naza-H не совместимы
Андрей, я тоже так думал - пока не проверил… да - все работает! Все идентично и внутри и с наружи, кроме цвета букв… и цены 😃
Только и остается удивлятся предприимчивости и находчивости китайцев и их манере убеждения 😛.
…без ремня проблемы хвоста просто не существует - о нем забываешь сразу после первой настройки… …- этот узел более не требует внимания…
Олег, а у меня как раз с ремнём – проблемы привода хвоста просто не существует.
Во время лётного сезона (полеты весьма частые) внимание на привод с ремнём заключается только в профилактическом осмотре раз в месяц ну и тогда же маслица ему - 5-6 капель, равномерно по длине – всё!
В то время как с валами я натерпелся… вибрации, гарантированное уничтожении всех шестерёнок при краше (деформации балки) или случайном касании лопастями ХР земли, сгустка бурьяна, воды и т.п.
На 700-ках очень часто из-за высоких оборотов вала на шестернях не держится никакая смазка, редуктор на вал ХР (который на самом хвосте) порой греется так, что после посадки с него дым идет, и ничего с этим не поделаешь…
Да, уточню, это важно: говорю о вертолетах не меньше 600-ки.
Поэтому должны быть более веские причины его использования в наше время, а иначе - это шаг назад.
Веских причин более чем достаточно, и шаг этот вперёд, а ни как не назад:
Ремень конструктивно проще, - значит надежней, несомненно легче, менее требователен к точности изготовления всех комплектующих, да и самих комплектующих заметно меньше, следовательно – дешевле, редко повреждается при серьезных деформациях хвостовой балки, совершенно устойчив к случайным повреждениям при касании ХР препятствий, земли, наконец менее шумный, меньше вибраций… и т.д. и т.п. (ну, разумеется если сделано всё правильно).
В выходе еще полетал на гоблине. Олег прикрутил к нему шаси пошире, стало вообще красиво и устойчиво, вечером фотку скину. На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9. Пробовал разгонять а вот тут немного опечалился… 100 ку дает и все… больше не летит, видимо надо менять пиньены и обороты 😦(. Крейсерская 60 км. По сравнению с 450 кой более собран что ли, на отвесном пикировании ни вибраций ничего, 450 ка при этом болтается сильно. Летал с парами аккумуляторов 2700 3700 и 5000. с 3700 понравилось больше всего. Полетное время 15 мин при этом расход где-то 2200. По прилету все еле теплое (движок, регуль, батареи), в итоге заказал еще 3000 батарей пару штук.
Осталась еще одна не решенная проблема с креплением мебиуса, канопу курочинь не хочу, а прикрутить его пока некуда 😦.
Ну и по поводу самой тушки, брать его как тренировочный фпв точно не стоит, тут очень дорогое падение, а вот как второй самое оно. Оборудование проверено на 450 ке и весь сетап перекочевал в него, с учетом того что полеты почти не 3д ресурса его за глаза, валы и шестерни там на совесть 😃
Облет был на 360 ассиметричных лопостях, пиньены заменил на низкоборотистые как на основном роторе так и на хвосте…
В итоге ток висения где-то 12-13а, в полете ток падал до 9-10а.
На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9. Пробовал разгонять а вот тут немного опечалился… 100 ку дает и все…
Хм… А вот это любопытно…
Дмитрий, подскажите пожалуйста: а на каких оборотах ротора всё это происходит, и каков взлетный вес?
Андрей, вес вечером замерю а вот с оборотами не все так просто. У меня изменение оборотов выведено на крутилку и в зависимости от аккумуляторов я оборотами играюсь, подбираю при взлете так чтобы был небольшой необходимый запас по тяге на максимльных углах. В полете иногда добавляю, если ветер сильный или хочется побыстрее…
…вес вечером замерю а вот с оборотами не все так просто. У меня изменение оборотов выведено на крутилку…
Дмитрий, по оборотам ну хотя бы приблизительно попробуйте, сориентируйте?..
“Крутилку” тоже замикшировал на газ;), но цель несколько иная: она у меня работает как корректор оборотов в небольших пределах для синхронизации ротора с частотой кадровой развертки - чтобы лопасти не мельтешили, и по вибрациям тоже интересные эффекты наблюдаются (можно отстроится от резонанса)…
Завесил гоблина, с аккумуляторами 2 на 5000 где то 1,9-2 кг.
И фотка шасси
В выходные попробую обороты замерить.
Дмитрий, спасибо за дополнительную информацию.
И так ещё раз;): Хм… А вот это любопытно…
…на 360 ассиметричных лопостях…
…ток висения где-то 12-13а, в полете ток падал до 9-10а.
На 380 х родных лопостях расход поменьше… ток висения где-то 11 а, в полете 8-9.
Посидел с калькулятором и вот что получается:
Энергетическая эффективность полёта в Вашем случае практически не зависит от профиля лопастей (и это несколько странно), но зато с весьма высокой точностью коррелирует с площадью ометаемой поверхности. Не буквально с длинной лопастей, а именно с этой самой площадью (удельной нагрузкой на неё).
Иными словами, весьма вероятно, что небольшое удлинение лопастей даст заметный выигрыш по энергопотреблению.
Ну и еще «магия цифр»😒: параметры Вашего и моего вертолётов, будучи пересчитаны на единицу взлётного веса, оказались весьма похожи: на висении у Вас в первом варианте было порядка 72 ватта/килограмм, во втором 63 Вт/кГ., мой верт в экономичном режиме очень похож (попал в серединку): 65 Вт/кГ.
Про обороты спрашивал скорее из любопытства, а вот более важный параметр в каком режиме работает двигатель – на скольких процентах уровня газа (от этого заметно зависит его КПД)?
Поздравляю всех с праздниками! Разбавлю чуток паузу. Камера моя ещё в пути, а тут майские праздники, шашлыки, море…. Жаль было пропускать. Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть.
Поздравляю, Александр - хорошие кадры, особенно завораживает граница суши и моря. Судя по видео, удаление от места взлета было 1600-1800 метров? Как себя ведет на такой дистации видеоканал?
Сегодня тоже воспользовался моментом и не смотря на сильный ветер решил пройти над Камой. И все бы хорошо, да только вот последнее время не так часто беру пульт в руки. Несколько раз у меня отключалась телеметрия, в результате чего высоту держал “на глазок” и при движении “домой” едва не вписался в провода ЛЭП, потерял время на маневр, не учел общее время полета с поправкой на ветер, итог - аварийная посадка на отсечке в чистом поле (не дотянул 60 метров). Можно сказать отделался легким испугом 😃
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Время работы двигателя - 8 мин 27 сек. Кто может подсказать на сколько оптимально работает двигатель? Есть ли резервы для увеличения времени полета на симметричных 550-х лопастях?
А обороты пилотажные, или пониженные?
По статистике на симметричных лопастях получается около 20% экономии на близких к идеальным оборотах.
Решил на скорую руку подвесить GoPro-шку и подлетнуть.
Александр, здОрово у Вас получается «на скорую руку»!😃
Я вон почитай уже год вожусь с подвесом «Мебиуса» и только сейчас едва-едва начал получать приемлемые результаты, а у Вас на скорую руку – и картинка ровненькая, почти без вибраций…😉
Отлично!
Несколько раз у меня отключалась телеметрия, в результате чего высоту держал “на глазок” и при движении “домой” едва не вписался в провода ЛЭП,…
Ох, Сергей, даже просмотр Вашего видео – сплошной адреналин, а уж каково оно в полёте…😃
И при чем тут телеметрия?! - Визуально же прекрасно видно просадки по высоте…
А начиная с 7:30 такое ощущение, что пилот просто «ослеп», - летит буквально «на ощупь»! Сергей, что не так? У Вас или картинка с курсовой совсем отвратительная по качеству, или эта самая курсовая камера «смотрит в небо»?..
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Время работы двигателя - 8 мин 27 сек. Кто может подсказать на сколько оптимально работает двигатель? Есть ли резервы для увеличения времени полета на симметричных 550-х лопастях?
Наверняка есть. У меня тоже 550-й и лопасти симметричные, на схожих аккумуляторах (6S 4800 mA/h) время висения 19 минут.
Сергей, по приведенным цифрам трудно что-то говорить и считать по силовой, - потому что в реальном полёте потребление может быть самое разное в зависимости от режима, например: можно лететь со скоростью 130 – 140 и тогда ток на вертолёте нашего класса будет постоянно около (а то и больше) 40 А со всеми вытекающими, а можно на «крейсерской», на косом обдуве, получить ток заметно меньше чем даже на висении…
Для получения правильных исходных данных выполните контрольное висение в безветренную погоду, вне зоны влияния земли (на высоте 3-4 метра) и замерьте ток потребления. Вот тогда и посчитаем…
А вообще, из Ваших данных «бросилось в глаза» что как-то тяжеловат он у Вас…
Считаю что у меня на борту много лишнего веса: обтекатели не очень легкие (в том числе задний которого обычно ни у кого нет), узел подвеса-сброса, поисковый GPS-GSM маяк (100 c лишним грамм), сонар, камеры, резервный БЭК, БАНО, «чужая» тяжелая хвостовая балка… и тем не менее у меня взлетный – 3200 гр… А размер то у нас одинаковый…
Судя по видео, удаление от места взлета было 1600-1800 метров? Как себя ведет на такой дистации видеоканал?
Цели отдалиться подальше не ставил, просто хотелось покружиться над базой. Максимальное отдаление – 1200 м. Вдали от города видео без помех, поэтому позволяет без проблем отдаляться на 3 км. В радиусе 1500 м, картинка сохраняется, дальше появляется зернистость, сигнал слабеет, но это вполне приемлемо.
Сергей, Вам, конечно, повезло, что Вы вовремя отреагировали на провода. Качество картинки в моей камере далеко от совершенства, поэтому я держусь повыше и подальше от препятствий. Провода я бы точно не разглядел, если только не сориентироваться по столбам. Планирую поменять курсовую, но пока не знаю на что.
Вес вертолета 550 серии - 4050 грамм, батарея - 6S, 4200 мА.
Это её наминал, а фактически она сколько отдаёт? У Вас, как я понимаю, для камеры подвес установлен, он дополнительный вес даёт, сопротивление в полёте. Всё равно по токам смотреть надо.
картинка ровненькая, почти без вибраций…
Вибрации, конечно, есть и на некоторых режимах они особенно заметны, но приемлемые. С подвесами пока не мудрил из-за ограниченного пространства и веса, поэтому и Мебиус тоже подвешена на жёстком креплении. По качеству Мебиус заметно уступает прошке, но вес и габариты для 450-ки подкупают.
Качество картинки в моей камере далеко от совершенства, поэтому я держусь повыше и подальше от препятствий. Провода я бы точно не разглядел, если только не сориентироваться по столбам. Планирую поменять курсовую, но пока не знаю на что.
Ну, Александр, провода – это традиционная беда и в большой авиации. Их и глазами пилоты не видят, и ориентируются тоже в основном по столбам, а провода порой оказываются не там где подсказывает «логика столбов», - почитайте отчеты на сайте МАК (www.mak.ru) за последние 2-4 года и с легкостью найдёте примеры АП и катастроф в результате столкновений с проводами и вертолётов, и самолетов, и автожиров…
С качеством картинки с курсовой камеры и мне уже давно хочется улучшений…
Более того как раз сейчас этим занимаюсь и решение уже найдено (конструкция в стадии завершения), правда волею случая оно оказалось в несколько неожиданной для меня плоскости…, ладно, не буду забегать вперед, как только облетаю, - обязательно расскажу…
По качеству Мебиус заметно уступает прошке, но вес и габариты для 450-ки подкупают.
Это да, Прошка то качеством лучше, но её габариты, форма, совершенно не согласуются в моем случае с желаемой аэродинамикой…
А обороты пилотажные, или пониженные?
По статистике на симметричных лопастях получается около 20% экономии на близких к идеальным оборотах.
Обороты выставлены судя по звуковому тахометру: 1760±100 об/мин.
Двигатель 1150кV, основная шестерня 111, пиньен 11 зубьев.
У Вас или картинка с курсовой совсем отвратительная по качеству, или эта самая курсовая камера «смотрит в небо»?..
Картинка с курсовой 700 TVL действительно не важная, провода ЛЭП не видно да и столб по курсу увидел не сразу - отвлекся от монитора на мгновенье (на девушку) 😃
Курсовая и камера для записи установлены немного под разными углами (разница около 7 град.), наверное поэтому маневрирование над объектами воспринимается как не логичное.
Это её наминал, а фактически она сколько отдаёт? У Вас, как я понимаю, для камеры подвес установлен, он дополнительный вес даёт, сопротивление в полёте. Всё равно по токам смотреть надо.
Батарея 4200 мА, принимает при заряде 3200 мА, батарее уже год и всего 36 вылетов.
Съёмка в ХД, его стабилизация и полёты вдаль это конечно хорошо, но я вот зимой насмотрелся копретов 250-го калибра носящимся по лесам и крытым парковкам (а именно за полётами по кустам я и пришёл в ФПВ, правда самолётное) и подумал “а чем собственно мой мелколёт хуже? о_О”
Ну кроме того что он раз в 7 легче, раз в 10 меньше мощности и размах между кончиками лопастей на ~15 см меньше… зато крашеустойчивость на уровне.
Так сказать проба пера, пока в лесу лужи по колено и руку не набил. Как всегда с помехами и артефактами.
отвлекся от монитора на мгновенье (на девушку)
Ай-я-я!!! Сергей, так нельзя😠, надо как в песне: «Первым делом, первым делом вертолёты, ну а девушки? - А девушки потом!»😃😉
Курсовая и камера для записи установлены немного под разными углами (разница около 7 град.), наверное поэтому маневрирование над объектами воспринимается как не логичное.
Нет, Сергей, оно и есть нелогичное: вертолёт летит вперёд к посадочной площадке, «падает» вниз, вновь набирает высоту, пятится назад (?), снова вперёд… Это я не про облёт ЛЭП, а про то что было потом…
Помнится, мы с Вами уже обсуждали угол установки курсовой камеры…, так может быть Вам все-же опустить её пониже для облегчения ориентирования в пространстве?
Ну и просто к сведению, напомню: когда у меня была одна курсовая камера она стояла под углом примерно 15 градусов вниз, - летать спокойно, «в горизонте» было очень удобно. Сейчас камер две: одна стоит точно горизонтально (в плоскости ротора), вторая наклонена вниз под углом 30 градусов, так что нижний срез кадра оказывается почти вертикалью. Такое расположение камер позволяет уверенно летать при любом расположении вертолёта относительно горизонта и объектов на земле, включая полёт «в инверте».
…а чем собственно мой мелколёт хуже?..
…Так сказать проба пера, пока в лесу лужи по колено и руку не набил.
Андрей, да ничем не хуже! Думается в будущем всё будет на «мелколётах» и камеры ХД, и скорости, и дистанции, и устойчивость…
На днях с увлечением наблюдал за крупным шмелём, - вот уж действительно непревзойдённый «мелколёт». Диапазон скоростей от уверенного и очень точного висения, и до… А какова точность маневрирования между ветками и стеблями…!!! И всё это в сильный порывистый ветер, а ему хоть бы что, ни малейшего ложного смещения…
Думается в будущем всё будет на «мелколётах» и камеры ХД, и скорости, и дистанции, и устойчивость…
Я в плане кустолётности (маневренность в ограниченном пространстве, нулевой урон при краше), остальное то лет через 10 будет. Кроме устойчивости, она итак на уровне.
Только резко изменить направление полёта без сильной потери скорости или набора высоты мне оказалось сложно. Или от нулевого опыта в вертолётом пилотаже, или одно из двух… (с)