FPV на вертолетах классической схемы.
Немного об ужасах в полёте. Не далее как неделю назад, когда смастерил тот самый купол для APS, решил его проверить. Вот тут меня ждал сюрприз, который добавил седых волос на голову. Привычное место карьер, отлетел на 500 м, видео стало пропадать. Повернул модель, чтобы поменять ориентацию антенны, но видео не улучшилось. Включил возврат домой, но вижу жуткую картину: горизонт непривычно поплыл, затем сильный крен вперёд и вроде бы вертолёт начал движение вперёд, но недолго я радовался, пролетев метров 200 он стал пятиться назад. К тому же из-за сильного бокового ветра модель сносило в сторону торгового центра. Видео практически нет, только рывками. Смиренно жду, не понимая, что происходит. Благо APS высоту удерживал стабильно 130 м. Из отрывков видео понял, что он пытается справиться с ситуацией, но ему что-то мешает. Когда видеосигнал стал приемлемым, понял, что модель находится уже почти над торговым центром. В этот момент происходит чудо, вертолёт выравнивается и летит домой. Достигнув отметки 100 м, он снова гасит скорость и пятится назад на отметку 320 м. После этого переключился в режим стабилизации и дотянул модель до дома. Оказалось, что при крене назад тяга иногда цепляется за мою конструкцию. При монтаже проверял и подтачивал, но когда подтянул крепление, конструкция чуть сместилась, и этого было достаточно.
Оказалось, что при крене назад тяга иногда цепляется за мою конструкцию… …конструкция чуть сместилась, и этого было достаточно.
Да, уж…
Вот ОНО лишнее подтверждение того что в нашем деле мелочей не бывает!.. или любая, казалось бы малозначительная, деталь может стать причиной больших проблем.
Не смотря на такие вот неудачи, тяга к полётам не ослабевает и пересиливая страх снова взлетаем.
В полёте нет. А вот перед полётом, а особенно после длительного перерыва в полётах, ой как порой не хочется взлетать. До дрожи в пальцах и коленках…
Из личного опыта: помогает бодрая музыка, которая доносится из динамиков машины на протяжении всего полета. Пальцы уже не осциллируют на стиках, а раз нервы в порядке - меньше ошибок в воздухе. Адреналин догоняет уже позже, после приземления …😒
Музыка, девушки, ну прямо все условия для… 😉, но только не для вертолётов:-/.
Не, мне не подходит: в одном ухе наушник со звуковой сигнализацией с борта (сонар, удержание-смена режима гувернёра, отказы питания), да и двигатель с лопастями слушать полезно при динамичном маневрировании, вторым ухом слушаю сигнализацию наземки (битые пакеты телеметрии, потеря слежения…). Даже чья-нибудь праздная болтовня раздражает.
Так что никакой “развлекухи” и праздности, - вертолёты этого не любят и не прощают.
Даже чья-нибудь праздная болтовня раздражает.
Хуже если спросят “а так может?”, а ты возьми да и покажи “вот как умеешь”… 90% дрова.
Хуже если спросят "а так может?
Публика, наверное, везде одинаково любопытная, но случаются и феномены, которые не просто в стороне стоят и вопросы задают, а могут потрогать за плечо и задать вопрос: “почему не отвечаешь, не уважаешь?”. В основном удаётся уединиться, но иногда такие типы появляются неожиданно, в таких случаях просто сажаю модель, будь то самолёт или вертолёт и жду, когда публика разойдётся. Хуже если это FPV, могут попросить посмотреть в монитор, или ещё чего, а при этом модель далеко, посадить и переждать не получится.
Публика, наверное, везде одинаково любопытная, но случаются и феномены…, …могут потрогать за плечо и…
Александр, менталитет московской публики (зрителей) к счастью несколько иной, - ближе 5 метров обычно не подходят, и прежде чем задавать вопросы извиняются и спрашивают разрешения, при этом адекватно реагируют на просьбу: «простите, давайте поговорим после посадки».
К сожалению, «свои же», коллеги (самолетчики), особенно начинающие, порой умудряются задать тысячу вопросов в процессе полёта, - приходится отгонять как «назойливых мух»…
А в сельской местности (Подмосковье) у меня другая «беда», ну просто уже традиционно повторяющаяся:
Во время полёта вдруг кто-то начинает ритмично постукивать по ноге повыше колена, и неслабо так постукивать…
Что за хрень… 😃??? Ведь не было никого рядом! Снять очки, посмотреть, невозможно - вертолёт то без стабилизации. С неописуемым чувством разворачиваю верт чтобы посмотреть что за…… А это собака! Прибежала откуда-то из соседнего поселка, хвостом бешено виляет и бьет по ноге. В другой раз, в другом месте, опять повторяется тоже самое!
Что за ерунда такая…, – оказывается она охотится… на вертолёт!
Начинаешь заходить на посадку, а она – в боевую стойку, ну сейчас бросится… Дура, куда ты, лопастями же по морде…, мало не покажется, да и вертолёт жалко…😦
К счастью животное в меру умное, на дистанции в пару-тройку метров соображает, что эта «птица» несъедобная, испуганно пятится… Но после посадки обязательно подойдёт, - обнюхает вертолёт, и лишь тогда разочарованно возвращается восвояси.
Никак не мог понять: ну зачем же по ноге меня обязательно стучать хвостом? Сообразил: охотится из укрытия, «маскируется», а так как это всегда открытое поле то и прятаться больше некуда как за меня…
Так что вот,- любят меня собаки!😉
Снять очки, посмотреть, невозможно - вертолёт то без стабилизации.
А вот это странно. В сидящих на глазах Шарках не летал, может их снимать/одевать слишком сложно и долго, но если моего мелколёта поднять метров на 20 и поставить в горизонт (если нет порывов ветра под 7-8 м/с), то на следующие секунд 15 можно про него забыть и заниматься своими делами. Иногда бывает надо очки перезагрузить, старый Хедплейский баг с понижением фпс раз в 5 после долгой и сильной помехи.
Всегда считал, что чем вертолёт больше, тем монументальней. Из стабилизаций у меня тоже только вшитая в глубины платы управления простейшая ФБЛ старше 5 лет отроду.
В сидящих на глазах Шарках не летал, может их снимать/одевать слишком сложно и долго, но если моего мелколёта поднять метров на 20 и поставить в горизонт…
Ну, Андрей, я то могу конечно бросить управление вертолётом секунд на 15-20…, но вот со снятием очков в полёте у меня видимо “стойкий комплекс неполноценности”😊… Мне проще вертолёт развернуть, войти в “воронку”, да посмотреть что там рядом со мной.
И так уже много лет (посмотрите буквально первую страницу этой темы)…
Именно из-за “острого нежелания” снимать очки я и освоил в своё время в совершенстве взлет и посадку в очках.😉
…на самом деле есть конечно и специфика Шарков…, их и снимать/одевать не очень удобно, и в отличии от тех же Хедов (открытых для естественной подсветки снизу) снимая/одевая Фатшарки, из-за их полной светонепроницаемости, буквально слепнешь от перепадов яркости как в ту, так и в другую сторону…
В общем когда то пробовал - очень не понравилось, ну и всё!..
снимая/одевая Фатшарки, из-за их полной светонепроницаемости, буквально слепнешь от перепадов яркости как в ту, так и в другую сторону…
Вот об этом не подумал.
Были какие-то очки с камерой, наверно какраз на такой случай =]
В рамках борьбы за удобство полётов, эксплуатации наземного оборудования, ну и качество картинки с борта, продолжаю доделывать конструкцию «Терминала пилота FPV»… (во название придумал…).😒😉
Ну, а сама наземка, или уже «по взрослому»😉 - НСУ (наземная станция управления), превращается в полный ретранслятор…
А поведать-то вот что хотел:
Ретрансляция видео с наземки на «терминал» производится естественно на частоте 5,8 GHz. Так вот: «какая же дрянь, какая дрянь…» этот диапазон 5,8!
Думал:
Не понравилось как работает вторичный видеоканал на 5,8… ну тут понятно – надо поменять антенны со штырей на клевера.
А вот и не угадал! Да, клевера исправляют ситуацию с перекрёстной поляризацией, но они совершенно не помогают в борьбе с основной проблемой на которую «нарвался» – федингом. А так как пилот с «терминалом» подвижен, относительно медленно перемещается, и находится близко к переотражающей поверхности (земле), противофазный прием случается очень часто, ну порой просто беда – за два шага пять-шесть полных провалов сигнала, три - за поворот на 180 градусов стоя на месте.
И еще: нахожусь в зоне сильных помех, в километре от Останкинской телебашни и большого количества других антенн теле-радио вещания, разбросанных по округе.
Одновременно, в одинаковых условиях, работают два видеолинка – на 1,2 и на 5,8. Так вот тот который на 1,2 просто «монолит» - ни помех, ни фединга, картинка идеально чистая. А 5,8 то «полосит», а то и вовсе умирает в «ноль»…
Пробовал разные передатчики, антенны…, - всё бесполезно.
Но спасение таки нашлось! В виде Boscam(овского) диверсити приёмника D58-2 .
С обычными штырями, и с поляризацией все нормально, и фединг практически не наблюдается (приемники успевают переключиться при первых признаках возникающего противофазного приема). И почти необъяснимое: даже работая в паре со слабеньким 25 mW передатчиком этот приемник не подвержен внешним помехам, - их просто нет! Учитывая то что он еще и 32-х канальный (т.е. имеются все частоты, использующиеся всеми производителями) - так ему и вовсе «цены нет»!
А “мораль сей «басни»”: никогда не использовал и использовать не буду видеоканал на 5,8 как основной с борта на землю. Нет, нет и нет, - только 1,2 GHz!
А “мораль сей «басни»”: никогда не использовал и использовать не буду видеоканал на 5,8 как основной с борта на землю. Нет, нет и нет, - только 1,2 GHz!
После неудачных попыток справиться с помехой на 5,8 GHz тоже хотел попробовать установить свой передатчик 1,2 GHz. Теперь скорее всего так и сделаю, заодно решу ещё одну проблему, не придётся таскать разные приёмники для ская и вертолёта и каждый раз перестраиваться.
После неудачных попыток справиться с помехой на 5,8 GHz тоже хотел попробовать установить свой передатчик 1,2 GHz.
Александр, а как будет согласовываться работа видеоканала 1,2GHz с частотой пульта управления 2,4GHz, не будет ли помех на видео и битых посылок в приемнике модели?
Александр, а как будет согласовываться работа видеоканала 1,2GHz с частотой пульта управления 2,4GHz,
Да нет никаких проблем, улетал на стоковой аппаратуре на 10 км при отсутствии внешних помех, к тому же я уже перешёл на 433 МГц, как на скае так и на вертолёте.
Как всегда, прежде чем начинать летать с новым оборудованием тщательно проверяю его, в том числе устраиваю тестовый прогон в течении 1-2 суток.
На этот раз проверке подвергся новый приёмник Boscam D58-2, приобретенный специально для вторичного видеолинка ретрансляции с наземки.
На первый взгляд приемник показался работоспособным, сутки отработал без выключения, при тестировании в комплекте с наземкой вполне справился с основной своей задачей, - картинка на выходе стабильная при разнообразном перемещении относительно наземки.
При более детальной проверке оказалось: канал RX2 работает нормально, а вот RX1 оказался весьма «туповатым»… Еще более внимательная проверка выявила, что наличие или отсутствие антенны на RX1 никак не влияет на качество приема, - т.е. принятый антенной сигнал по какой-то причине не попадает на вход приемника…
Первые мысли: неисправна антенна, обломлен или не пропаян сигнальный вывод разъема…
Ан, нет! Вскрытие выявило просто потрясающий производственный брак:
эти чудаки тупо забыли припаять высокочастотный вход модуля приемника к основной плате:), т.е. вообще не касались этих трёх выводов паяльником!
При этом стоящий рядом модуль RX2 смонтирован вполне качественно.
Вот такое вот у них производство… и в том числе добросовестность выходного контроля продукции… Их «QS Passed» совершенно ничего не гарантирует…😕
В общем вот: прежде чем взлетать с чем-то “новеньким” проверяйте ЭТО всяко и разносторонне!❗
А теперь с корректно работающей второй половиной нет помех или чего-то вроде срыва синхры при переключении с одного приёмника на другой?
Ато у меня SkyZone с ХК переключается довольно грубо (регулярные моргания на видео выше). Особенно при “одинаково хорошем” сигнале на обоих приёмниках раздражает.
с корректно работающей второй половиной нет помех или чего-то вроде срыва синхры при переключении с одного приёмника на другой?
Андрей, ни до того, ни после устранения брака, никаких проблем на картинке при переключении приёмников не заметил…
Можно “поймать” такую позицию антенн когда переключения идут очень часто, раз пять в секунду, и даже в этом случае - картинка чистая.
…
Еще раз попробовал и внимательно посмотрел…
Точнее даже вот как: глядя на экран совершенно не понятно переключаются приёмники или нет, признаков никаких. Зафиксировать факт переключений можно только взглянув на индикационные светодиоды.
Знать бы об этом год назад… никогда б не подумал, что китайцы будут к ним разные варианты схем переключения делать >_<
Блин, ну я совершенно уже не понимаю, как народ летает с видео на диапазоне 5,8 GHz, - или он, мерзкий, мстит мне за мою нелюбовь?!..😕
Выбрался сегодня в поле, на тестирование того что уже наваял…, маленько полетал, выявились мелкие недоработки…, но поведать хотел о другом:
Дома они у меня как-то не «встречались»: пульт и приёмник видео на 5,8… Ну, а в поле естественно оказались рядом…
Частота приемника - 5820 MHz (сетка «В», канал 5), пульт Spektrum DX8, протокол - DSMX 11 mS, «регион» - US-247 (самая большая мощность).
Включил борт, дождался пока GPS «зацепится», выполнил привязку баро и GPS высоты, проверил сонар… Всё хорошо.
Включаю пульт и… Офигеваю:): жуткая, белая «полосня» по экрану, да и не «полосня» вовсе, а четкий прием одной (судя по периодичности следования) из частот Spektrum(а), такой четкий, что на стоп-кадре «в графическом виде» можно изучать двоичную структуру пакета…
Естественно попробовал перейти на другие каналы видео, - помеха, при несколько ослабленном сигнале с наземки (расстояние 100 метров, передатчик 25 mW), появляется на дистанции до пульта 3 метра на средних каналах, 1-1,5 метра на высокочастотном конце, и лишь на самом низкочастотном канале (5740 MHz) оказывается приемлемо мала, – проявляется только при расстоянии от антенн приемника до антенны пульта 7-10 сантиметров.
На первом канале и летал.
_________
Вот ведь окончательно обозлюсь на 5,8 и перейду на передатчик с сеткой «А» (кстати, где-то валяется на полочке…), - там самая нижняя частота 5625 MHz, а на 5,8 всё равно летать не буду! 😠
А ведь и сегодня летал на… 5,7!😉😁
Чёрная магия какая-то… Spektrum DX6i в 5,8 не гадил ни разу, правда не знаю умеет ли он 11 мс и летаю всегда на 5645 МГц т.к. на многих передатчиках 5,8 чем меньше частота, тем выше мощность.