Сильно греются L298 подскажите
Собственно спаял контроллер rcopen.com/files/444cc8a899707300770b505c 😃
Раньше грелись всегда движки (маленькие от принтеров)Теперь прикупил 57sth76 на 2,8А. От старого блока питания даже не запустились 😮
Сейчас питаю их от тора 12V 15A через выпрямитель 25А и туеву кучу конденсаторов…Теперь как сабаки ргеются L298, поменял радиатор на больший - всеравно герются ❗
[через пару минут вращения всеми движками палец не удержишь на радиаторе 😕
Что делать ??? ОГРОМНЫЙ РАДИАТОР , ограничить силу тока, НОВЫЙ КОНТРОЛЛЕР……сопротивление обмоток 1,13 Ом
-
Напряжение питания 12 В, imho, маловато. Судя по буржуинским источникам, должно быть
(5…6)*Uдв = (5…6)*(Iдв*R) = 16…19 В. -
Микросхема перегружена, поэтому и греется:
- выходной ток фазы не должен превышать 2 А (см. параметр Io в таблице “ABSOLUTE MAXIMUM RATINGS” в datasheet на L298 - 1773.pdf)
- при предельно допустимой мощности рассеяния 25 Вт у Вас получается (с некоторыми допущениями для простоты) 2*(VCEsat*Io)=2*(4,9*2,8) = 27,44 Вт.
Здесь никакие радиаторы/вентиляторы не помогут.
Что делать:
- снизить ток фаз двигателя до 2 A, при этом упадет момент;
- использовать другую, более мощную, микросхему, желательно чтобы у нее на выходе были полевые (а не биполярные как L298) транзисторы;
- включить выходные каскады параллельно
см. раздел 3 Application в 1773.pdf, стр.7/13):
“…When the repetitive peak current needed from the load is higher than 2 Amps, a paralleled configuration сan be chosen (See Fig.7).)”
и см. раздел HANDLING HIGH CURRENT в 1650.pdf, стр. 4/5:
“For current drives greater than 2A/phase, the two bridges in an L298N IC can be paralleled by connecting
inputs to the corresponding outputs. However, for a more equal distribution of the load and chip heating,
driver 1 should be paralleled with driver 4, and driver 2 with driver 3. Additionally, total current should be
derated by 0.5 A to allow for the maximum possible imbalance between the current in each bridge. Thus
two L298s can drive motors rated at 3.5 A/phase.”
при этом потребуется 2 штуки L298 на двигатель.
P.S. Все упомянутые pdf от фирмы ST.
- Микросхема перегружена, поэтому и греется:
- выходной ток фазы не должен превышать 2 А.
Что делать:
- снизить ток фаз двигателя до 2 A, при этом упадет момент;
Спасибо за исчерпывающий ответ 😃 😃 😃
А как по грамотному ограничить ток фаз двигателя ? ☕
Не хочется перепаивать плату. 😵
Лучше новую спаять более серьезную 😃
…
А как по грамотному ограничить ток фаз двигателя ? ☕
Не хочется перепаивать плату. 😵
…
Очень просто:
В схеме измерительные резисторы R14, R15 равны 0,5 Ом,
ток фазы нужно ограничить на уровне 2 А, следовательно опорное напряжение, поступающее
со среднего вывода подстроечного резистора R4 (? номер и номинал непонятен) на вывод 15 (Vref) L297 должно быть равно:
Vref = Rизм*Iфазы = 0,5 * 2 = 1 В.
Аналогично можно все посчитать для других значений токов или сопротивления измерительных резисторов.
Измерять лучше цифровым мультиметром, у него входное сопротивление большое, поэтому он окажет меньшее влияние на установленное напряжение.
Очень просто:
Vref = Rизм*Iфазы = 0,5 * 2 = 1 В.
при выставлении в 1 В начинают противно пищать. Как от этого можно избавиться ?
при 1,5 В писк проподает но это уже 3A и опять перегрев
при 0,65 В практически не греется , двигатель рукой остановить за вал не могу
2ATLab:
(5…6)*Uдв = (5…6)*(Iдв*R) = 16…19 В. зачем так много?, они уже от пяти вольт будут крутиться не чуть не хуже без всякого разогрева микросхем, возможно только максимальная скорость без потери момента поменьше будет…
при выставлении в 1 В начинают противно пищать. Как от этого можно избавиться ?
при 1,5 В писк проподает но это уже 3A и опять перегрев
при 0,65 В практически не греется , двигатель рукой остановить за вал не могу
Без осциллографа сложно точно что-то сказать.
Если Вы включаете одновременно несколько двигателей, а драйверы сделаны для каждого двигателя на своей плате, то, практически на 100%, это связано с тем, что генераторы в L297 у вас несинхронизированы, и каждый работает на своей частоте, в результате чего и образуются биения частот, слышимые в звуковом диапазоне.
Посмотрите, как сделаны схемы многоканальных драйверов: там генератор работает только в одной L297, а остальные L297 синхронизируются с ним по выводу 1 (SYNC) - см. Figure 3 : Synchronising L297s в 1334.pdf
Проверить просто - включите только один драйвер и двигатель, все остальное отключите от блока питания. Писк должен пропасть.
Далее, возможно происходит колебание опорного напряжения (Vref) на звуковой частоте. Попробуйте:
- Увеличить емкость электролитического конденсатора в цепи питания +5 В
- Поставить керамические конденсаторы 0,1 - 0,47 мкФ в цепь питания +5 В, (один крайне желательно прямо у выводов L297)
- Поставить конденсатор керамический 0,47 - 2 мкф или/и электролитический (желательно танталовый)
на 4,7-22 мкФ в цепь Vref.
Кстати, я так и не понял, какой номинал у подстроечного резистора, регулирующего Vref - надеюсь единицы килоом, а не мегомы, как можно почитать по картинке?
2ATLab:
(5…6)*Uдв = (5…6)*(Iдв*R) = 16…19 В. зачем так много?, они уже от пяти вольт будут крутиться не чуть не хуже без всякого разогрева микросхем, возможно только максимальная скорость без потери момента поменьше будет…
-
Напряжение питания повышают для ускорения процесса установления заданного тока в обмотке. Чем выше напряжение, тем быстрее установится ток. Этот параметр влияет на скорость шагания.
-
Вообще говоря, рассеиваемая микросхемой мощность (а точнее транзисторными ключами в ней) практически не зависит от напряжения питания, а зависит только от падения напряжения на открытых ключах (напряжения насыщения) и тока через них протекающего.
Например, для L298, рассеиваемая мощность 1 канала определится как VCEsat*Io, где VCEsat - суммарное падение напряжения на верхнем и нижнем ключах, Io - ток фазы.
И, кстати, в графиках Вы не найдете зависимости VCEsat от напряжения питания, в то время как есть
зависимость VCEsat от тока фазы - и это правильно, это основы работы ключа на биполярном транзисторе. Не буду их излагать, если интересно - почитайте любую доступную (хотя бы и через Inet) литературу.
Пример: предположим, требуется определить максимальный ток фазы, чтобы рассеиваемая мощность не превысила предельно допустимую.
По datasheet:
Pmax=25 Вт (всей микросхемой), соответственно для одной фазы P=12,5 Вт
VCEsat = 4,9 (при таких расчетах нужно всегда исходить из наихудших параметров),
тогда
Iomax = 12,5 / 4,9 = 2,55 А, при этом, в соответствии с таблицей “ABSOLUTE MAXIMUM RATINGS”, температура корпуса будет 75 градусов 😃
Если Вы включаете одновременно несколько двигателей, а драйверы сделаны для каждого двигателя на своей плате, то, практически на 100%, это связано с тем, что генераторы в L297 у вас несинхронизированы, и каждый работает на своей частоте, в результате чего и образуются биения частот, слышимые в звуковом диапазоне.
Сделаю синхронизацию
Проверить просто - включите только один драйвер и двигатель, все остальное отключите от блока питания. Писк должен пропасть.
Всеравно пиищит 😵
Далее, возможно происходит колебание опорного напряжения (Vref) на звуковой частоте. Попробуйте:
- Увеличить емкость электролитического конденсатора в цепи питания +5 В
- Поставить керамические конденсаторы 0,1 - 0,47 мкФ в цепь питания +5 В, (один крайне желательно прямо у выводов L297)
- Поставить конденсатор керамический 0,47 - 2 мкф или/и электролитический (желательно танталовый)
на 4,7-22 мкФ в цепь Vref.
Сегодня вечером попробую 😃
Кстати, я так и не понял, какой номинал у подстроечного резистора, регулирующего Vref - надеюсь единицы килоом, а не мегомы, как можно почитать по картинке?
2кОм
Дык она с шимом чтоли, а, ну тогда да - пофиг до напряжения, я просто думал что там линейные стабилизаторы тока и все лишнее на них в тепло высаживается…
Сегодня вечером попробую 😃
Вместо осциллографа можно использовать высокоомный (больше 1 килоома) наушник (были такие ТОН-1, ТОН-2), подключив его:
- один вывод к общему проводу
- второй, через разделительный керамический конденсатор 0,047 - 0,47 мкф, тыкать в схему и слушать есть писк или нет.
Если наушника нет - можно использовать любой звуковой усилитель, включать так же, только последовательно с конденсатором можно добавить резистор на 50-100 кОм. Уровень громкости, для начала, можно поставить потише 😃
Проверять надо начинать с цепи питания +5В, потом Vref.
при выставлении в 1 В начинают противно пищать. Как от этого можно избавиться ?
при 1,5 В писк проподает но это уже 3A и опять перегрев
при 0,65 В практически не греется , двигатель рукой остановить за вал не могу
От противного писка избавиться можно затычкой в уши,перегрев и трескание пополам микросхем
устраняется покупкой их оптом и регулярной заменой,а вал легко останавливается плоскогубцами 😂 Если серьезно,то все дело в самовозбуждении контроллера,который является
быстродействующим и сильноточным оборудованием. Устраняется специальными мерами,наушниками тут не обойтись.
Тут контроллер, который не свиститвообще
…Skipped…
Если серьезно,то все дело в самовозбуждении контроллера,который является
быстродействующим и сильноточным оборудованием. Устраняется специальными мерами,наушниками тут не обойтись.
Тут контроллер, который не свиститвообще
Сам себя не похвалишь… А если еще сделать умный вид…
Вопрос был не “где купить контроллер”, поэтому с предлжениями о продаже, pls, в другой раздел.
По существу вопроса есть рекомендации?