Безлюфтовая гайка из EBFM
зачем мощная пружина? из рисунка же видно
едем вправо - работает (нагружена) левая часть гайки
едем влево - работает (нагружена) правая часть гайки
Когда “едем влево” - усилие на закрепленную часть гайки чем передается?
Пружиной. Усилие преднатяга должно быть достаточным, чтобы при пуске пружина стала двигать левую половину гайки.
Из каталога Wexon:
Отсутствие люфта на резьбовых стержнях достигается путем предварительного
напряжения двух половинок гайки пружиной или подобным устройством. Тогда
”беззазорность” зависит от усилия пружины. Большое усилие добавляет момент
сопротивления и ускоряет износ гайки.
Когда “едем влево” - усилие на закрепленную часть гайки чем передается?
Пружиной. Усилие преднатяга должно быть достаточным, чтобы при пуске пружина стала двигать левую половину гайки.
Вы правы, если не фиксируется вторая часть гайки то все зависит от пружины.
На мой взгляд доверять пружине - говенный вариант.
GOOD LUCK
К тому же в такой гайке в реальности люфт будет зависеть от ускорений
А в таком варианте - пылеговно будет забиваться под гайку несимметрично “ход влево- ход вправо”, в т.ч. и сопротивление полёту в разные стороны будет разным… 😃
Справедливо.
Хотя в любом случае как правило, “сопротивление полёту в разные стороны” обычно разное
Стандартная трапецеидальная резьба имеет угол расхождения - 29градусов.
это примерно 15 градусов на сторону
котангенс 15-ти градусов - это соответствие поперечного к продольному смещению точки на склоне резьбы.
ctg(15гр)=3,7
другими словами - чтобы выбрать люфт гайки 0,1мм - нужно уменьшить радиус этой гайки на 0,37мм.
мне кажется что в гайке нет таких запасов радиуса (диаметр - в два раза, - 0,74).
Есть значительно более интересные решения!
и еще - с какой силой вы собираетесь поджимать гайку?
ведь не менее 100% усилия резания - а иначе это бесполезно.
а если вы нагрузите гайку пружиной да с усилием килограм десять…
моторы вам это крутить не станут ни с какой маломальски серьезной скоростью.
гайку делают - Жесткой, разрезают, настраивают (выбирают люфт) зажимают.
гоняют туда сюда - она каплю стирается, остается (ВСЕГДА) незначительный люфт в сотку или около того мм. Это касается трапецивидной резьбы.
на ШВП можно делать преднатяг - там трение качения.
Стандартная трапецеидальная резьба имеет угол расхождения - 29градусов.
это примерно 15 градусов на сторонукотангенс 15-ти градусов - это соответствие поперечного к продольному смещению точки на склоне резьбы.
ctg(15гр)=3,7
другими словами - чтобы выбрать люфт гайки 0,1мм - нужно уменьшить радиус этой гайки на 0,37мм.
мне кажется что в гайке нет таких запасов радиуса (диаметр - в два раза, - 0,74).
Есть значительно более интересные решения!
У резьб с шагом 2-5 мм - запас составляет 0,5 мм на диаметр.
и еще - с какой силой вы собираетесь поджимать гайку?
ведь не менее 100% усилия резания - а иначе это бесполезно.
а если вы нагрузите гайку пружиной да с усилием килограм десять…
моторы вам это крутить не станут ни с какой маломальски серьезной скоростью.
Поджимать половинки гайки надо с усилием в 1/tg(15 град) меньше чем осевое усилие на винте. Т. е. Pзаж = 0,267Рос
гайку делают - Жесткой, разрезают, настраивают (выбирают люфт) зажимают.
гоняют туда сюда - она каплю стирается, остается (ВСЕГДА) незначительный люфт в сотку или около того мм. Это касается трапецивидной резьбы.
на ШВП можно делать преднатяг - там трение качения.
Не надо мне рассказывать как это все устроено в станках. Я курс МРС прошел уже.
По Вашей логике всем плюнуть и делать только так, как где-то уже сделано? Да, это опробовано 10000000000 раз. Но это не означает, что это истина в последнеей инстанции.
Если где-то что-то так уже делают - это не означает, что это правильно (Какой-то проф. из ТПУ)
И гайки с компенсацией люфта есть и работают, хотя бы у того-же Kerkа
Да и не утверждаю я, что такой вариант гайки - вообще супер. Давайте искать варианты.
Стандартная трапецеидальная резьба имеет угол расхождения - 29градусов.
Интересно. Откуда такие данные? Ровно 30 градусов.
Ирландский ГОСТ?
acme screw.
американский стандарт - 29градусов.
так вот - если гайка ваша люфтит 0,1мм, то половинки надо сжать на 0,74мм - что выходит за пределы запасов.
можно вообще все сделать значительно умнее!
берем гайку, делаем прорези (не до конца) поперек
получается что-то вроде гармошки на трубке гайки.
разжимаем любым удобным нам способом, хоть пружиной, хоть жестко внешней гайкой.
гармошка будет раздвигаться - но в то же время не даст проворачиваться второй половине, в результате все счастливы и не срутся.
мы курсов МРС не заканчивали)) мы на физмате учились 😃
ГОСТ 9484 - 30 град между трапеций.
А вот, разглядывая Анурьева в области борьбы с люфтами в ходовых парах, что если гайку для выборки люфта резать не поперек оси резьбы а по? И цанговать. Мне кажется, рабочая поверхность в этом случае будет больше - на каждом нитке участо рабочий случится… 😃
Извращенцы 😁
Еще какие! 😁 И плагиаторы - в Анурьеве такая же конусная нарисована 😃
Еще какие! 😁 И плагиаторы - в Анурьеве такая же конусная нарисована 😃
А мне - такая конструкция - в 10 раз технологичнее и качественней кажется…
никаких тебе фрезерных обработок, размер можно уменьшать до скольки угодно, прорези - дома на колене ножовкой по металу…
в такой дизайн легко перерабатывается абсолютно любая цилиндрическая гайка…
А когда сотрется, можно в муфту переделать! 😃
Не, в муфте требуется специальная сталь, там в этом фокус.
Просто кусок железяки - сломается через некоторое время.
но идея - да, от муфты заимствована
Да, полезная конструкция.
Есть минус - изнашиваться быстрее будет. Из-за того, что угол подъема витков на гайке и винте разные.
А если поставить пружину, то опять как у стандартного варианта: усилие преднатяга должно быть гораздо выше осевой нагрузки.
Но, вообще интересно.
Еще какие! 😁 И плагиаторы - в Анурьеве такая же конусная нарисована 😃
Скажи том и страницу, завтра на работе гляну.
ГОСТ 9484 - 30 град между трапеций.
А вот, разглядывая Анурьева в области борьбы с люфтами в ходовых парах, что если гайку для выборки люфта резать не поперек оси резьбы а по? И цанговать. Мне кажется, рабочая поверхность в этом случае будет больше - на каждом нитке участо рабочий случится… 😃
Это типа как маточная гайка? Ну да вариант. Режем по оси вращения и делаем натяг вдоль оси.
Если натяг пружиной - опять (см. предыдущие посты)
Если стягиваем поперек - то Constantine прав. Для винта-гайки 10x2-7H/7e максимальный зазор без учета погрешности профиля и шага получается что-то около 0,08. На новые видимо хватит запаса выборки люфта, а изношенные - уже нет.
Да, полезная конструкция.
Есть минус - изнашиваться быстрее будет. Из-за того, что угол подъема витков на гайке и винте разные.А если поставить пружину, то опять как у стандартного варианта: усилие преднатяга должно быть гораздо выше осевой нагрузки.
Но, вообще интересно.
ну - не быстрее чем стандартная гайка, а угол подьема витков - он по идее должен быть одинаковым - что для винта что для гайки - не так ли?
иначе какой смысл в трапецевидной резьбе…?
и какой смысл делать угод подьема разным?
возможно я что-то не правильно понял - поясните
по поводу продольного разреза и цангования - особо это не поможет по пол витка на всю длину
или по целому витку - на пол длины - разницы нет.
там прикол в уменьшении размеров только.
и в возможности снимать ставить гайку - не разбирая коробку с винтом - насколько я понимаю
ну - не быстрее чем стандартная гайка, а угол подьема витков - он по идее должен быть одинаковым - что для винта что для гайки - не так ли?
иначе какой смысл в трапецевидной резьбе…?
и какой смысл делать угод подьема разным?возможно я что-то не правильно понял - поясните
Пружина разжимает гайку, вследствие чего шаг ее увеличивается на величину Зазор/(количество рабочих витков). Соответственно плывет угол подъема витков в гайке - уменьшается действительная площадь контакта винта и гайки - интенсивность износа растет. И чем дальше, тем больше.
там прикол в уменьшении размеров только.
и в возможности снимать ставить гайку - не разбирая коробку с винтом - насколько я понимаю
Нет там разъемная гайка (маточная) для вкл/откл перемещения от ходового винта при нарезании резьбы.
Да, а люфт в ней есть, и порой ого-го!
по поводу продольного разреза и цангования - особо это не поможет по пол витка на всю длину
или по целому витку - на пол длины - разницы нет.
Тут ничего не понял
Пружина разжимает гайку, вследствие чего шаг ее увеличивается на величину Зазор/(количество рабочих витков).
ага - понял.
в моей картинке подразумевается что разрез посередине и относительно небольшой.
все прорези могут помещаться на одном витке.
да - этот один виток - жертвуется, но две половины гайки - слева и справа - будут работать нормально и исправно.
внешней трубкой и гайкой (вариантов решения может быть много) - такая разрезная гайка - растягивается.
то бишь - скажем у вас винт - трапеция, 16х4мм
и гайка - цилинд 30-40мм длинной.
зажав - на ней нарезаем резьбу снаружи.
тонкой пилой делаем пару разрезов (смотрим - достаточно ли гибкости или нет).
приделываем распирающую трубку (неважно как, желательно жестко к одной половине)
После этого, достаточно просто накрутить гайку на винт, и натянуть ее внешней гайкой распирающей.
внутренний виток - 4мм работать не будет - потому что будет виртуально в воздухе.
а две половины гайки - одна будет тереться одной стороной витков
другая - другой.
т.е. гармошка - она только посередине, - и работают две полугайки по краям.
Тут ничего не понял
я пытался описать что получится если сделать две маточные гайки (половинные разрезанный вдоль) - обхватывающие винт - с натягом - одна вперед винта, другая назад винта.
ага - понял.
в моей картинке подразумевается что разрез посередине и относительно небольшой.
все прорези могут помещаться на одном витке.
да - этот один виток - жертвуется, но две половины гайки - слева и справа - будут работать нормально и исправно.
Так “жертвенный виток” и упрется первым. У него угол наклона - больше. Он первым перестанет помещаться в во впадину на винте и создаст натяг. Остальные витки не дойдут до касания.
не - не станет
если нарисуете витки в виде параллелепипедов - увидите,
слева параллелепипеды упираются левыми гранями, - справа - правыми.
Средний виток:
верхний край упирается налево
нижний край - направо
середина - висит в воздухе.
так что все будет ок.
даже если что-то будет не так - середина быстро вытрется - и подтянув распирающую гайку - опять войдем в нормальный режим
не - не станет
Средний виток:
верхний край упирается налево
нижний край - направо
середина - висит в воздухе.
так что все будет ок.
Это не означает, что левые и правые витки войдут в касание. Толщина среднего витка гайки, измеренная по оси, больше толщины остальных витков!
даже если что-то будет не так - середина быстро вытрется - и подтянув распирающую гайку - опять войдем в нормальный режим
Угол ещё больше увеличится, площадь контакта станет ещё меньше.
Ща покурю попробую нарисовать.
не - угол увеличиваться будет только до момента касания второй половины гайки, дальше - штатный режим когда середина не участвует в выборе люфта.