Безлюфтовая гайка из EBFM
Стандартная трапецеидальная резьба имеет угол расхождения - 29градусов.
это примерно 15 градусов на сторону
котангенс 15-ти градусов - это соответствие поперечного к продольному смещению точки на склоне резьбы.
ctg(15гр)=3,7
другими словами - чтобы выбрать люфт гайки 0,1мм - нужно уменьшить радиус этой гайки на 0,37мм.
мне кажется что в гайке нет таких запасов радиуса (диаметр - в два раза, - 0,74).
Есть значительно более интересные решения!
и еще - с какой силой вы собираетесь поджимать гайку?
ведь не менее 100% усилия резания - а иначе это бесполезно.
а если вы нагрузите гайку пружиной да с усилием килограм десять…
моторы вам это крутить не станут ни с какой маломальски серьезной скоростью.
гайку делают - Жесткой, разрезают, настраивают (выбирают люфт) зажимают.
гоняют туда сюда - она каплю стирается, остается (ВСЕГДА) незначительный люфт в сотку или около того мм. Это касается трапецивидной резьбы.
на ШВП можно делать преднатяг - там трение качения.
Стандартная трапецеидальная резьба имеет угол расхождения - 29градусов.
это примерно 15 градусов на сторонукотангенс 15-ти градусов - это соответствие поперечного к продольному смещению точки на склоне резьбы.
ctg(15гр)=3,7
другими словами - чтобы выбрать люфт гайки 0,1мм - нужно уменьшить радиус этой гайки на 0,37мм.
мне кажется что в гайке нет таких запасов радиуса (диаметр - в два раза, - 0,74).
Есть значительно более интересные решения!
У резьб с шагом 2-5 мм - запас составляет 0,5 мм на диаметр.
и еще - с какой силой вы собираетесь поджимать гайку?
ведь не менее 100% усилия резания - а иначе это бесполезно.
а если вы нагрузите гайку пружиной да с усилием килограм десять…
моторы вам это крутить не станут ни с какой маломальски серьезной скоростью.
Поджимать половинки гайки надо с усилием в 1/tg(15 град) меньше чем осевое усилие на винте. Т. е. Pзаж = 0,267Рос
гайку делают - Жесткой, разрезают, настраивают (выбирают люфт) зажимают.
гоняют туда сюда - она каплю стирается, остается (ВСЕГДА) незначительный люфт в сотку или около того мм. Это касается трапецивидной резьбы.
на ШВП можно делать преднатяг - там трение качения.
Не надо мне рассказывать как это все устроено в станках. Я курс МРС прошел уже.
По Вашей логике всем плюнуть и делать только так, как где-то уже сделано? Да, это опробовано 10000000000 раз. Но это не означает, что это истина в последнеей инстанции.
Если где-то что-то так уже делают - это не означает, что это правильно (Какой-то проф. из ТПУ)
И гайки с компенсацией люфта есть и работают, хотя бы у того-же Kerkа
Да и не утверждаю я, что такой вариант гайки - вообще супер. Давайте искать варианты.
Стандартная трапецеидальная резьба имеет угол расхождения - 29градусов.
Интересно. Откуда такие данные? Ровно 30 градусов.
Ирландский ГОСТ?
acme screw.
американский стандарт - 29градусов.
так вот - если гайка ваша люфтит 0,1мм, то половинки надо сжать на 0,74мм - что выходит за пределы запасов.
можно вообще все сделать значительно умнее!
берем гайку, делаем прорези (не до конца) поперек
получается что-то вроде гармошки на трубке гайки.
разжимаем любым удобным нам способом, хоть пружиной, хоть жестко внешней гайкой.
гармошка будет раздвигаться - но в то же время не даст проворачиваться второй половине, в результате все счастливы и не срутся.
мы курсов МРС не заканчивали)) мы на физмате учились 😃
ГОСТ 9484 - 30 град между трапеций.
А вот, разглядывая Анурьева в области борьбы с люфтами в ходовых парах, что если гайку для выборки люфта резать не поперек оси резьбы а по? И цанговать. Мне кажется, рабочая поверхность в этом случае будет больше - на каждом нитке участо рабочий случится… 😃
Извращенцы 😁
Еще какие! 😁 И плагиаторы - в Анурьеве такая же конусная нарисована 😃
Еще какие! 😁 И плагиаторы - в Анурьеве такая же конусная нарисована 😃
А мне - такая конструкция - в 10 раз технологичнее и качественней кажется…
никаких тебе фрезерных обработок, размер можно уменьшать до скольки угодно, прорези - дома на колене ножовкой по металу…
в такой дизайн легко перерабатывается абсолютно любая цилиндрическая гайка…
А когда сотрется, можно в муфту переделать! 😃
Не, в муфте требуется специальная сталь, там в этом фокус.
Просто кусок железяки - сломается через некоторое время.
но идея - да, от муфты заимствована
Да, полезная конструкция.
Есть минус - изнашиваться быстрее будет. Из-за того, что угол подъема витков на гайке и винте разные.
А если поставить пружину, то опять как у стандартного варианта: усилие преднатяга должно быть гораздо выше осевой нагрузки.
Но, вообще интересно.
Еще какие! 😁 И плагиаторы - в Анурьеве такая же конусная нарисована 😃
Скажи том и страницу, завтра на работе гляну.
ГОСТ 9484 - 30 град между трапеций.
А вот, разглядывая Анурьева в области борьбы с люфтами в ходовых парах, что если гайку для выборки люфта резать не поперек оси резьбы а по? И цанговать. Мне кажется, рабочая поверхность в этом случае будет больше - на каждом нитке участо рабочий случится… 😃
Это типа как маточная гайка? Ну да вариант. Режем по оси вращения и делаем натяг вдоль оси.
Если натяг пружиной - опять (см. предыдущие посты)
Если стягиваем поперек - то Constantine прав. Для винта-гайки 10x2-7H/7e максимальный зазор без учета погрешности профиля и шага получается что-то около 0,08. На новые видимо хватит запаса выборки люфта, а изношенные - уже нет.
Да, полезная конструкция.
Есть минус - изнашиваться быстрее будет. Из-за того, что угол подъема витков на гайке и винте разные.А если поставить пружину, то опять как у стандартного варианта: усилие преднатяга должно быть гораздо выше осевой нагрузки.
Но, вообще интересно.
ну - не быстрее чем стандартная гайка, а угол подьема витков - он по идее должен быть одинаковым - что для винта что для гайки - не так ли?
иначе какой смысл в трапецевидной резьбе…?
и какой смысл делать угод подьема разным?
возможно я что-то не правильно понял - поясните
по поводу продольного разреза и цангования - особо это не поможет по пол витка на всю длину
или по целому витку - на пол длины - разницы нет.
там прикол в уменьшении размеров только.
и в возможности снимать ставить гайку - не разбирая коробку с винтом - насколько я понимаю
ну - не быстрее чем стандартная гайка, а угол подьема витков - он по идее должен быть одинаковым - что для винта что для гайки - не так ли?
иначе какой смысл в трапецевидной резьбе…?
и какой смысл делать угод подьема разным?возможно я что-то не правильно понял - поясните
Пружина разжимает гайку, вследствие чего шаг ее увеличивается на величину Зазор/(количество рабочих витков). Соответственно плывет угол подъема витков в гайке - уменьшается действительная площадь контакта винта и гайки - интенсивность износа растет. И чем дальше, тем больше.
там прикол в уменьшении размеров только.
и в возможности снимать ставить гайку - не разбирая коробку с винтом - насколько я понимаю
Нет там разъемная гайка (маточная) для вкл/откл перемещения от ходового винта при нарезании резьбы.
Да, а люфт в ней есть, и порой ого-го!
по поводу продольного разреза и цангования - особо это не поможет по пол витка на всю длину
или по целому витку - на пол длины - разницы нет.
Тут ничего не понял
Пружина разжимает гайку, вследствие чего шаг ее увеличивается на величину Зазор/(количество рабочих витков).
ага - понял.
в моей картинке подразумевается что разрез посередине и относительно небольшой.
все прорези могут помещаться на одном витке.
да - этот один виток - жертвуется, но две половины гайки - слева и справа - будут работать нормально и исправно.
внешней трубкой и гайкой (вариантов решения может быть много) - такая разрезная гайка - растягивается.
то бишь - скажем у вас винт - трапеция, 16х4мм
и гайка - цилинд 30-40мм длинной.
зажав - на ней нарезаем резьбу снаружи.
тонкой пилой делаем пару разрезов (смотрим - достаточно ли гибкости или нет).
приделываем распирающую трубку (неважно как, желательно жестко к одной половине)
После этого, достаточно просто накрутить гайку на винт, и натянуть ее внешней гайкой распирающей.
внутренний виток - 4мм работать не будет - потому что будет виртуально в воздухе.
а две половины гайки - одна будет тереться одной стороной витков
другая - другой.
т.е. гармошка - она только посередине, - и работают две полугайки по краям.
Тут ничего не понял
я пытался описать что получится если сделать две маточные гайки (половинные разрезанный вдоль) - обхватывающие винт - с натягом - одна вперед винта, другая назад винта.
ага - понял.
в моей картинке подразумевается что разрез посередине и относительно небольшой.
все прорези могут помещаться на одном витке.
да - этот один виток - жертвуется, но две половины гайки - слева и справа - будут работать нормально и исправно.
Так “жертвенный виток” и упрется первым. У него угол наклона - больше. Он первым перестанет помещаться в во впадину на винте и создаст натяг. Остальные витки не дойдут до касания.
не - не станет
если нарисуете витки в виде параллелепипедов - увидите,
слева параллелепипеды упираются левыми гранями, - справа - правыми.
Средний виток:
верхний край упирается налево
нижний край - направо
середина - висит в воздухе.
так что все будет ок.
даже если что-то будет не так - середина быстро вытрется - и подтянув распирающую гайку - опять войдем в нормальный режим
не - не станет
Средний виток:
верхний край упирается налево
нижний край - направо
середина - висит в воздухе.
так что все будет ок.
Это не означает, что левые и правые витки войдут в касание. Толщина среднего витка гайки, измеренная по оси, больше толщины остальных витков!
даже если что-то будет не так - середина быстро вытрется - и подтянув распирающую гайку - опять войдем в нормальный режим
Угол ещё больше увеличится, площадь контакта станет ещё меньше.
Ща покурю попробую нарисовать.
не - угол увеличиваться будет только до момента касания второй половины гайки, дальше - штатный режим когда середина не участвует в выборе люфта.
не - угол увеличиваться будет только до момента касания второй половины гайки, дальше - штатный режим когда середина не участвует в выборе люфта.
Бесконечно не может поворачиваться. Посмотрите рис. Первым упрется средний виток. При этом правые и левые сместятся друг относительно друга не величину Зазор-ТолщинаВитка*sin(угла поворота). Т.е. правые и левые отойдут друг от друга на величину меньшую, чем зазор и, естественно, его не выберут.
Мысль появилась: кинь в этот топик проект любой гайки - все равно докажут что работать не будет!!! 😃😃😃
Бесконечно не может поворачиваться. Посмотрите рис. Первым упрется средний виток. При этом правые и левые сместятся друг относительно друга не величину Зазор-ТолщинаВитка*sin(угла поворота). Т.е. правые и левые отойдут друг от друга на величину меньшую, чем зазор и, естественно, его не выберут.
Мысль появилась: кинь в этот топик проект любой гайки - все равно докажут что работать не будет!!! 😃😃😃
😉
я тоже так думаю
давайте оставим на этом теоретизирование, попробовать если у вас есть подходящая под это дело задача - время одного вечера.
Мой метод - по любому даст меньшие изменения геометрии резьб чем стандартная разрезная гайка стягиваемая или распираемая винтом (как у степфор, и у Графа).
Технологичность и простоту подхода я думаю вы и сами видите.
в принципе - если захотите - попробуете сами (я так сделал, у меня работает, единственное растягивал не распирающей гайкой как нарисовал - а прикрутил каждую половинку своим винтом (через стенку).
Ключевой момент это, что половины гайки связанны и не проворачиваются, и добился я этого - разрезом а не сложными слесарными работами как фрезерование, шпонки, и прочее.
этот дизайн был запланирован как совместимый с “крутящаяся гайка, фиксированный винт” геометрией, хорошо вписывается в подшипники, хорошо одеваются шкивы.
красным - нарисовал куда будет ориентированн наклоненный виток.
единственная проблема с обратным витком (черным) - но он просто тупо притрется.
в рисунке вашем маленькая ошибка.
люфт продольный - 0,1мм
запас диаметра - 0,5мм
т.е. ситуация обратная - сдвиг по горизонтали - маленький, запас по вертикали - большой.