Безлюфтовая гайка из EBFM

Максим_64
parabellum:

Скажи том и страницу, завтра на работе гляну.

Том 2, стр. 777

А про трапециидальную резьбу ГОСТ - 2 том, стр. 612, 613

parabellum
Constantine:

😉
Мой метод - по любому даст меньшие изменения геометрии резьб чем стандартная разрезная гайка стягиваемая или распираемая винтом (как у степфор, и у Графа).

Технологичность и простоту подхода я думаю вы и сами видите.

в принципе - если захотите - попробуете сами (я так сделал, у меня работает, единственное растягивал не распирающей гайкой как нарисовал - а прикрутил каждую половинку своим винтом (через стенку).

Ключевой момент это, что половины гайки связанны и не проворачиваются, и добился я этого - разрезом а не сложными слесарными работами как фрезерование, шпонки, и прочее.

Я не говорю, что это не работает, но недостаток с искажением геометрии и площадок контакта - есть, как у любой разрезной гайки.

Constantine:

красным - нарисовал куда будет ориентированн наклоненный виток.
единственная проблема с обратным витком (черным) - но он просто тупо притрется.
в рисунке вашем маленькая ошибка.
люфт продольный - 0,1мм
запас диаметра - 0,5мм
т.е. ситуация обратная - сдвиг по горизонтали - маленький, запас по вертикали - большой.

Вы, к сожалению не поняли. Я про радиальный зазор ничего не имел в виду, только про осевой. Попробую ещё раз. При растягивании гайки действительный шаг на среднем витке увеличивается на величину осевого зазора. Но это увеличение шага реализуется не только за счет перемещения крайних точек витка, но и его поворота. Соответственно, толщина витка (профиля) резьбы увеличится на (толщина витка)*sin(угла поворота). На эту величину друг относительно друга не дойдут до контакта с резьбой правые и левые витки.

Кстати, посмотрите предыдущий пост:
Вариант а) - по сути Ваш вариант
б) - стандартный с автокомпенсацией
в) - по сути аналогичен предложенному в первом посту
Вывод: все это работает со всеми своими недостатками и достоинствами.

Максим_64:

Том 2, стр. 777

Прикольно, у меня т.2 с. 528. (1982 г. издания)

Constantine

Давайте так, - не приходим к абсолютному консенсусу в течении двух реплик - забиваем на это

parabellum:

Я не говорю, что это не работает, но недостаток с искажением геометрии и площадок контакта - есть, как у любой разрезной гайки.

у разрезной гайки - искажение геометрии площадки - для всех витков.
в моем варианте - только для одного - которым можно пожертвовать

Вы, к сожалению не поняли. Я про радиальный зазор ничего не имел в виду, только про осевой. Попробую ещё раз. При растягивании гайки действительный шаг на среднем витке увеличивается на величину осевого зазора. Но это увеличение шага реализуется не только за счет перемещения крайних точек витка, но и его поворота. Соответственно, толщина витка (профиля) резьбы увеличится на (толщина витка)*sin(угла поворота). На эту величину друг относительно друга не дойдут до контакта с резьбой правые и левые витки.

представим себе что у нас есть пружина накрученная на винт.
Шаг пружины - совпадает с шагом винта.
толщина проволоки - в пружине - меньше чем толщина винта.

берем средний виток - и растягиваем его до касания левой половины - левого склона резьбы
правой половины - правого склона резьбы винта
середина - подвешивается в воздухе
ничего нигде не трется.

Теперь представим что мы поворачиваем средний виток а не растягиваем
середина витка - может начать тереться - но нам на это наплевать, потому что после притирки - работать будет только левая и правая половина пружины.

если рассмотреть то же самое с обычной разрезной гайкой, то там не один виток потеряет геометрию, а половина гайки. В этом и состоит удобство.
второе удобство - это технологичность - потому что пропилы можно сделать дома на коленке.
третье удобство - в том что стягивать и растягивать такую пружину можно при помощи внешней гайки а не громоздить щечки/болты в них накрученные. то бишь компактность
сравнимым по качеству - будет тот монстр - с конусами.
но для монстра - нужен токарник, фрезерник, квадратные детали большого размера

для моей - достаточно подходящий кусок круглой гайки, плашка подходящего диаметра и шага, кусок трубы, внешняя гайка.

Кстати, посмотрите предыдущий пост:
Вариант а) - по сути Ваш вариант
б) - стандартный с автокомпенсацией
в) - по сути аналогичен предложенному в первом посту
Вывод: все это работает со всеми своими недостатками и достоинствами.

Прикольно, у меня т.2 с. 528. (1982 г. издания)

отличие моего от варианта а) - в том, что там сложится вся гайка.
А в моем - противостоящие разрезы сыграют как параллелограм оставляя половины гайки - соосными.
я бы и простую разрезную гайку - пилил с двух сторон вообщето 😃

Максим_64

Вот так, имхо, проще 😃

А параллелограммы надоть будет прорезать, привязываясь к шагу резьбы и довольно точно

parabellum

К сожалению, Constantine, Вы меня не убедили насчет витков. В середине среднего витка терется как раз ничего и не будет. Пожалуй, закрываем обсуждение Вашей гайки.
Хотелось бы подумать над конструкцией с автоматическим выбором зазора. Все (?) гайки подпружиненные вдоль оси имеют недостаток - преднатяг должен быть значительно выше рабочего усилия на гайке.

Максим_64:

Вот так, имхо, проще

А параллелограммы надоть будет прорезать, привязываясь к шагу резьбы и довольно точно

Вроде бы как выяснили, что при стягивании поперек оси гайки может не хватить зазора по наружным и внутренним диаметрам резьбы.

Constantine
parabellum:

К сожалению, Constantine, Вы меня не убедили насчет витков. В середине среднего витка терется как раз ничего и не будет. Пожалуй, закрываем обсуждение Вашей гайки.
Хотелось бы подумать над конструкцией с автоматическим выбором зазора. Все (?) гайки подпружиненные вдоль оси имеют недостаток - преднатяг должен быть значительно выше рабочего усилия на гайке.

Хорошо - закругляемся.
насчет подпружиненной гайки - совершенно верно.
я пробовал - теряется момент, теряется скорость, теряется очень сильно
любые неоднородности винта тут же дают о себе знать.

подумав логически пришел к следущему выводу - жесткая регулировка винта - дает малое трение но люфт - порядка 0,05-0,01 в зависимости от качества винта.

упругий элемент - нет люфта, но большое трение, либо если малое трение - то и малая жесткость на сдвиг гайки.

отсутствие люфта требуется на чистовых режимах работы, когда усилия на инструменте небольшие (10-20% от максимальных).

т.е. если бы можно было вчерную ободрать с люфтом 0,05
а потом в чистовую - без люфта = это решит почти все проблемы.
вывод
попробовать совместить два режима в одном
жесткая заделка с упорным элементом, которая не позволит люфтить больше чем 0,05 - плюс слабый упругий элемент - чтобы в убрать остаток люфта.

parabellum

Может быть такой вариант. Гибрид Вашего, моего и предложения с круглыми кольцевыми пружинками

Constantine

Возможно подобная идея, но не совсем так сделать надо.
Винтом или гайкой жестко должен выбираться люфт до определенного момента.
плюс - какой-то упругий элемент - для остатка в 0,05мм.
в показанном варианте - ее не отрегулировать.

parabellum

Да в прошлом посте - это только идея.
Посередине простая разрезная втулка с одним пропилом

Constantine

О!
можно сделать по вашему - если снаружи поставить трубку или на эту - одеть жесткое кольцо (с зазором)
чтобы подпружиненное - не расходилось больше определенного уровня!

DL2008

может такой вариант как выше предлогалось?

Constantine
DL2008:

может такой вариант как выше предлогалось?

уже обсудили - работать не будет.

DL2008

тогда такой вариант ,
гдето на сайте видел один чувак такие гайки сам делал из эпоксидной смолы или еще чегото с добовлением графитого порошка или бронзовой пудры или апилок для увеличения износостойкости
делал бортики на половину диаметра винта , и заливал смесью ( только винт надо чемто промазать чтоб эпоксидка к нему неприклеелась маслом какимнибудь или еще чемнибудь)
затем когда одна половина затвердеет то по анологии делал вторую половину
тем самым получив две половинки гайки , затем стягивал их болтами и все работает
а главное всегда можно запостную гайку сделать себестоимость вроде приемлемая 😉

parabellum
Constantine:

уже обсудили - работать не будет.

Не то, что совсем не будет. Не факт что каждая конкретная гайка будет работать. Я же прикидывал по максимальному зазору в соединении, а какими окажутся действительные размеры конкретной пары гайка-винт - не известно.

DL2008:

тогда такой вариант ,
гдето на сайте видел один чувак такие гайки сам делал из эпоксидной смолы или еще чегото с добовлением графитого порошка или бронзовой пудры или апилок для увеличения износостойкости
делал бортики на половину диаметра винта , и заливал смесью ( только винт надо чемто промазать чтоб эпоксидка к нему неприклеелась маслом какимнибудь или еще чемнибудь)
затем когда одна половина затвердеет то по анологии делал вторую половину
тем самым получив две половинки гайки , затем стягивал их болтами и все работает
а главное всегда можно запостную гайку сделать себестоимость вроде приемлемая 😉

Такая, видимо, будет. Только это в принципе безлюфтовая (почти) гайка. Только данный пост не в тему. Речь идет о готовых (покупных) гайках, как их переделать в безлюфтовые.

Constantine:

О!
можно сделать по вашему - если снаружи поставить трубку или на эту - одеть жесткое кольцо (с зазором)
чтобы подпружиненное - не расходилось больше определенного уровня!

Расходится не будет. Угол торцов должен обеспечивать самоторможение.
Принцип настройки следующий:

  1. навинчиваем гайку без пружинок
  2. Регулировочной гайкой уменьшаем люфт, ориентируясь, например, по трению в паре
  3. Надеваем пружинки для создания преднатяга
Constantine

я тут подумал на досуге.
а если сделать трубку с противоположным наклоном, резрезать ее как цангу (сделать пружинистой) и также токарнуть гайку, то можно будет сделать так.
закручиваем до упора когда “цанга” упирается в тело гайки, и гайка растягивается и держит винт, после чего отпускаем на н-е количество градусов.
гайка еще растянута, а “цанга” - разжимается - подпружинивая.
будет вообще супер

DL2008

тогда просто используйте 2 гайки на одном винте , прокрутив их относительно друг друга на величину люфта и зафиксировав их в таком положении по принцепу действия обычных контро-гаек ( которую можно сделать самому по вышеописанному методу если в бюджет неукладывается покупная)

п.с мы неищем легких путей , нам хлеба ненадо работы давай ! 😉

parabellum
Constantine:

я тут подумал на досуге.
а если сделать трубку с противоположным наклоном, резрезать ее как цангу (сделать пружинистой) и также токарнуть гайку, то можно будет сделать так.
закручиваем до упора когда “цанга” упирается в тело гайки, и гайка растягивается и держит винт, после чего отпускаем на н-е количество градусов.
гайка еще растянута, а “цанга” - разжимается - подпружинивая.
будет вообще супер

Да, можно и так. НО опять та же пружина вдоль оси - усилие преднатяга должно быть большИм, чтобы двигать узел, закрепленный на гайке, особенно при ускорении.

DL2008:

тогда просто используйте 2 гайки на одном винте , прокрутив их относительно друг друга на величину люфта и зафиксировав их в таком положении по принцепу действия обычных контро-гаек

Я о подобной конструкции думал. Можно сделать даже с автокомпенсацией люфта, если пружину кручения поставить. Только соответствующую пружину хрен найдешь. Поэтому пока склоняюсь к гибриду с кольцевыми пружинками.