Безлюфтовая гайка из EBFM

parabellum

К сожалению, Constantine, Вы меня не убедили насчет витков. В середине среднего витка терется как раз ничего и не будет. Пожалуй, закрываем обсуждение Вашей гайки.
Хотелось бы подумать над конструкцией с автоматическим выбором зазора. Все (?) гайки подпружиненные вдоль оси имеют недостаток - преднатяг должен быть значительно выше рабочего усилия на гайке.

Максим_64:

Вот так, имхо, проще

А параллелограммы надоть будет прорезать, привязываясь к шагу резьбы и довольно точно

Вроде бы как выяснили, что при стягивании поперек оси гайки может не хватить зазора по наружным и внутренним диаметрам резьбы.

Constantine
parabellum:

К сожалению, Constantine, Вы меня не убедили насчет витков. В середине среднего витка терется как раз ничего и не будет. Пожалуй, закрываем обсуждение Вашей гайки.
Хотелось бы подумать над конструкцией с автоматическим выбором зазора. Все (?) гайки подпружиненные вдоль оси имеют недостаток - преднатяг должен быть значительно выше рабочего усилия на гайке.

Хорошо - закругляемся.
насчет подпружиненной гайки - совершенно верно.
я пробовал - теряется момент, теряется скорость, теряется очень сильно
любые неоднородности винта тут же дают о себе знать.

подумав логически пришел к следущему выводу - жесткая регулировка винта - дает малое трение но люфт - порядка 0,05-0,01 в зависимости от качества винта.

упругий элемент - нет люфта, но большое трение, либо если малое трение - то и малая жесткость на сдвиг гайки.

отсутствие люфта требуется на чистовых режимах работы, когда усилия на инструменте небольшие (10-20% от максимальных).

т.е. если бы можно было вчерную ободрать с люфтом 0,05
а потом в чистовую - без люфта = это решит почти все проблемы.
вывод
попробовать совместить два режима в одном
жесткая заделка с упорным элементом, которая не позволит люфтить больше чем 0,05 - плюс слабый упругий элемент - чтобы в убрать остаток люфта.

parabellum

Может быть такой вариант. Гибрид Вашего, моего и предложения с круглыми кольцевыми пружинками

Constantine

Возможно подобная идея, но не совсем так сделать надо.
Винтом или гайкой жестко должен выбираться люфт до определенного момента.
плюс - какой-то упругий элемент - для остатка в 0,05мм.
в показанном варианте - ее не отрегулировать.

parabellum

Да в прошлом посте - это только идея.
Посередине простая разрезная втулка с одним пропилом

Constantine

О!
можно сделать по вашему - если снаружи поставить трубку или на эту - одеть жесткое кольцо (с зазором)
чтобы подпружиненное - не расходилось больше определенного уровня!

DL2008

может такой вариант как выше предлогалось?

Constantine
DL2008:

может такой вариант как выше предлогалось?

уже обсудили - работать не будет.

DL2008

тогда такой вариант ,
гдето на сайте видел один чувак такие гайки сам делал из эпоксидной смолы или еще чегото с добовлением графитого порошка или бронзовой пудры или апилок для увеличения износостойкости
делал бортики на половину диаметра винта , и заливал смесью ( только винт надо чемто промазать чтоб эпоксидка к нему неприклеелась маслом какимнибудь или еще чемнибудь)
затем когда одна половина затвердеет то по анологии делал вторую половину
тем самым получив две половинки гайки , затем стягивал их болтами и все работает
а главное всегда можно запостную гайку сделать себестоимость вроде приемлемая 😉

parabellum
Constantine:

уже обсудили - работать не будет.

Не то, что совсем не будет. Не факт что каждая конкретная гайка будет работать. Я же прикидывал по максимальному зазору в соединении, а какими окажутся действительные размеры конкретной пары гайка-винт - не известно.

DL2008:

тогда такой вариант ,
гдето на сайте видел один чувак такие гайки сам делал из эпоксидной смолы или еще чегото с добовлением графитого порошка или бронзовой пудры или апилок для увеличения износостойкости
делал бортики на половину диаметра винта , и заливал смесью ( только винт надо чемто промазать чтоб эпоксидка к нему неприклеелась маслом какимнибудь или еще чемнибудь)
затем когда одна половина затвердеет то по анологии делал вторую половину
тем самым получив две половинки гайки , затем стягивал их болтами и все работает
а главное всегда можно запостную гайку сделать себестоимость вроде приемлемая 😉

Такая, видимо, будет. Только это в принципе безлюфтовая (почти) гайка. Только данный пост не в тему. Речь идет о готовых (покупных) гайках, как их переделать в безлюфтовые.

Constantine:

О!
можно сделать по вашему - если снаружи поставить трубку или на эту - одеть жесткое кольцо (с зазором)
чтобы подпружиненное - не расходилось больше определенного уровня!

Расходится не будет. Угол торцов должен обеспечивать самоторможение.
Принцип настройки следующий:

  1. навинчиваем гайку без пружинок
  2. Регулировочной гайкой уменьшаем люфт, ориентируясь, например, по трению в паре
  3. Надеваем пружинки для создания преднатяга
Constantine

я тут подумал на досуге.
а если сделать трубку с противоположным наклоном, резрезать ее как цангу (сделать пружинистой) и также токарнуть гайку, то можно будет сделать так.
закручиваем до упора когда “цанга” упирается в тело гайки, и гайка растягивается и держит винт, после чего отпускаем на н-е количество градусов.
гайка еще растянута, а “цанга” - разжимается - подпружинивая.
будет вообще супер

DL2008

тогда просто используйте 2 гайки на одном винте , прокрутив их относительно друг друга на величину люфта и зафиксировав их в таком положении по принцепу действия обычных контро-гаек ( которую можно сделать самому по вышеописанному методу если в бюджет неукладывается покупная)

п.с мы неищем легких путей , нам хлеба ненадо работы давай ! 😉

parabellum
Constantine:

я тут подумал на досуге.
а если сделать трубку с противоположным наклоном, резрезать ее как цангу (сделать пружинистой) и также токарнуть гайку, то можно будет сделать так.
закручиваем до упора когда “цанга” упирается в тело гайки, и гайка растягивается и держит винт, после чего отпускаем на н-е количество градусов.
гайка еще растянута, а “цанга” - разжимается - подпружинивая.
будет вообще супер

Да, можно и так. НО опять та же пружина вдоль оси - усилие преднатяга должно быть большИм, чтобы двигать узел, закрепленный на гайке, особенно при ускорении.

DL2008:

тогда просто используйте 2 гайки на одном винте , прокрутив их относительно друг друга на величину люфта и зафиксировав их в таком положении по принцепу действия обычных контро-гаек

Я о подобной конструкции думал. Можно сделать даже с автокомпенсацией люфта, если пружину кручения поставить. Только соответствующую пружину хрен найдешь. Поэтому пока склоняюсь к гибриду с кольцевыми пружинками.