OS GT15HZ вертолетный двигатель

jkson

Переделал на сигнал от датчика холла двигателя. Так просто как планировал не получилось. Там мало того что сигнал инверсный, так еще он положительный в отличие от алайновского. А если мерить относительно плюса он нормальный, но меняется от 3 вольт до 8 вольт у меня (питание зажигания). Видимо в самом датчике внутри стабилизатор на 5 вольт, потому как независимо от напряжения питания выход относительно минуса - 5 вольт. Соответственно чтобы снять нужный сигнал и подать его на оптрон пришлось добавить свой стабилизатор на 5 вольт. Также увеличил на всякий случай сопротивление, хотя это не принципиально. Схема и фотка готового изделия:

Насчет корректной работы не уверен, померить реальные обороты нечем. На минимальных оборотах мне кажется брешет, холостой ход примерно 4500. Но на среднем газе и выше больше на правду похоже. Во всяком случае гувернеру уже есть на что ориентироваться и работу свою вроде выполняет. Вроде, потому как не могу я понять суть настроек смеси двумя иглами. ИМХО поэтому моторы и умирают, внятной методики настройки нет. Сейчас у меня такая картина - развивает обороты вроде ровно, мощность есть, но после определенного порога оборотов мотор как бы задыхается и рост оборотов прекращается, звук становится натужным. Спустя несколько секунд в таком режиме слышно как обороты начинают расти, двигатель как бы оживает. И вот хрен пойми что крутить и куда. Вадим, у Вас есть какой то алгоритм настройки игл на доступном уровне изложения? 😃

P.S. Надеюсь что вопрос с помехами закрыт, т-т-т. Сделал поводок от колпачка к двигателю и сжал посильнее кольцо. Сегодня делал несколько подлетов - без происшествий. Кстати пробовал гирик футабы ставить на милтон-мод (скотч-пластинка и притяжка силиконовой трубкой) - фуфло для бензинки, голова плывет. Самый пока лучший вариант - гирик стоит на блоке хвостовой балки сверху, на один слой скотча. Вертолет - скала, 60% чувствительности по осям, думаю можно без проблем поднять чувствительность еще. Никаких даже подергиваний на перегазовках без лопастей, однозначно лучше чем родное место на морде.

ДмитрийС

настройка двигателя. точнее карбюратора, должна быть подробно описана в мануале движка, по крайней мере OS в своей инструкции к калилкам очень подробно дает инструкции по настройке движка и выводу его на режим…

когда же будет обещанное приглашение на демонстрацию?
И как удалось поднять при сегодняшнем ветре? 10-12 м/с…

jkson
ДмитрийС:

должна быть подробно описана в мануале движка

Дима, с калилками намного проще. Там объем топлива через иглы огромен, соответственно настройка не такая чувствительная, да и движок не так критичен к качеству смеси. У высокооборотистого бензина же настройка просто ювелирная, чуть больше - нет мощности и оборотов, чуть меньше - клин или задиры. В инструкции очень скупо и для меня непонятно. Завод выпустил более подробное описание и даже видео, но там все очень субъективно, без каких либо цифр. А учитывая очень большой риск запороть мотор - экспериментировать страшновато.
Кстати появилось видео на английском, это лучше чем с иероглифами, но все равно, скупо. Исходя из этого видео если ты смог оторваться от земли, постепенно обедняя смесь от заводских установок - то ты настроил… Если б в реале было так просто. Бедная смесь определяется по отсутствию дыма и перекрута оборотов. Вот только дым субъективен, да и перекрут сильно зависит от соотношения кривых газа и шага, а также от диапазона углов лопастей. Про большую иглу вообще ни слова на видео. Только о том что если смесь бедная то крути влево… Спасибо КЕП, только как определить бедность большой иглы…

ДмитрийС:

когда же будет обещанное приглашение на демонстрацию?
И как удалось поднять при сегодняшнем ветре? 10-12 м/с…

Я на 500-ке в ветер комфортно летаю, а уж 700-ка то вообще как корова. 10-12 я не ощутил. 6-7 максимум.
Сегодня первый раз поднял после ремонта. Приглашу обязательно как чуть чуть оседлаю этого монстра 😃 Пока больше головоломок чем полетов. У тебя тахометра оптического ЖК-шторка нет?

vadson

Раскажу в двух словах. Первы не совсем правильные настройки - как и говорил ос иглу больших оборотов не трогал и крутил только малую, добился работы на сто проц газе 2150 об ротора макс. Ну вроде летит но что то не то., если резко с айдла включить холд у меня глох, не глох только если очень нежно спускать газ. Ну думаю значит такой мотор. Но решил я подьехать к бензиншикам на самолях, они эти моторы каждый день слушают, а я помню как я мотоциклы на слух настраивал и знал точно что мотор работает макс эффективно только по слуху. В общем подьехал я спросил, мне говорят заводи, завел поднял сразу сказали беднить иглу высоких, я на минут 5-8 забеднил. Мотор уже начал петь, и сразу сказали богатить малую иглу. После банальной настройки на слух верт было не узнать. Работать стал оч хорошо. Сказали еще приоткрыть малую, но я по оч малу это сделал, в след раз еще немного обогащу иглу малых оборотов. Сказали обязателен датчик темп., уже есть но не устанвоил. Сейчас после посадки после долгих пич пампингов у меня 140гр., после небольшое приотпускания иглы малых оборотов у меня как раз должно добавится чуть чуть мощи еще и уменьшится темп. Сказали мне так, малая игла отвечате за перегазовки, на сколько мотор быстро восстанавливается, если чсильно зажата то при резком закр заслонки мотор глохнет. Выскоая отвечает за полностью откр газ, у меня подергивало хвостом и работал с редкими перебоями, как призакрыл мотор стал петь 😃. срау стало ясно, сказали что можно призакрыть еще, но как потеплеет надо будет вернуть назад, я решил не трогать. Думаю чем то помог. Тяжело описывать, в голове много инфы, лучше конечно на поле 😃.

jkson

Отлетал вчера почти бак. Почти, потому как на бензине это очень долго ) Замерз нафиг. Гувернер подключенный к зажиганию работает отлично, обороты держит хорошо, при переключении на другую полку слышно как переходит движок. Реальные обороты пока не знаю, но вертолет производит впечатление тяжелой коровы после 500-ки. Питч-пампинг очень вялый и печальный, либо обороты нужно увеличивать, либо общий шаг. Движок почти не проседает. Может сцепление пробуксовывает. А может это нормальное поведение для бензиновой 700-ки. В общем пока не понял ) Покрутил немного петли, все ок, хотя у меня шланг в баке почти не гнется. Видимо хватает запаса в бензопроводе и искателе. Но все равно нужен неопреновый шланг для активного пилотажа.
Немного забеднил большую иглу, вроде затыка нет. Жена сняла старт двигателя и первый подлет. На видео хорошо слышно работу двигателя при плавном наборе оборотов при взлете. На малых и рабочих оборотах подсерает. Но в среднем диапазоне поет очень ровно. Наверное нужно беднить обе иглы, температура исходя из миганий моего термометра была небольшая, градусов 80-90, но это не факт. Пирометр на цилиндре показал 77 градусов. Но при холде глохнет, возможно малую нужно обогатить, а беднить большую. Все таки прийдется методом тыка постигать тонкости настройки смеси. ) Пока почитываю теорию про вальбровские карбы.

Mirage544

Площадка для полетов Дон 25?
Смесь нужно беднить, судя по видео. Нужно добиться ровного, довольно звонкого звука, а сейчас он глухой, и слышны перебои.

jkson
Mirage544:

Площадка для полетов Дон 25

Да, она самая. Давно использую ее для полетов )
Нужно сначала измерить реальные обороты ротора. Мощности достаточно, двигатель не проседает при полном шаге. Звук ведь не самоцель. Если оборотов тоже достаточно, то лучше летать на богатой чем на бедной ) Насколько я понимаю теорию настройки модельного двигателя, необходимо добиться требуемой мощности и оборотов при максимально возможной богатой смеси. Потому как каждое обеднение смеси по чуть чуть будет звучать лучше и мощности будет больше. Этот процесс в конце концов приводит к клину и задирам. Проблема маленьких бензиновых двигателей в недостатке смазки. Сильно повысить содержание масла в бензине нельзя, и так практически максимум у данного мотора. Остается только переобогащенная смесь. На истину не претендую, мое субъективное мнение )

vadson

Всем привет! Сегодня еще летал, поставил датчик температурный от телеметрии кванум, в общем не буду описывать мои танцы с бубном, но пока я себе сбил всю настройку 😦. Оказалось там датчик только до 80гр, и на 127 его уже клинило, при этом показывая 120гр реально было на гр 20 меньше. Из-за этого я испужауся и давай его богатить, набогатили так что он у меня теперь на обороты в 3 айдле выйти не может это 2050 на роторе. Только потом врубился что проблема скорее всего в датчике, а сейчас смотрю спец а он зараза только до 80. Но это все мелочи, щас буду назад ставить антипузырьковый фильтр, явно глотает воздуха, я это сегодня хорошо заметил.
Списался с Варшавы с одним пилотом, он уже оч давно летает на бензе. Спросил как у него реализовано питание. Он все питает от 2 банок ли-по 2.1а. Сервы хв. Так что планирую отказаться от отдельного акка на зажигалку, тем более выяснилось, что дело было не в этом, и он сегодня мне это еще раз подтвердил. Таскать лишних 150-200гр я считаю не к чему. Сейчас попробую найти мануал в электронном виде, который был у меня вложен с вторым мотором (дополнительный), в нем хорошо описано как настроить движку.
Пришел мне тут еще зеноах HWC 29g он вроде не намного больше, но как соберешь так ослик в раза два меньше. У него на фен крыльчатка раза в 3 больше вешается. Очень загребущие лопатки. Плюс почитал народ на нем летает 160гр., но точного описания температуры как на ослика не нашел. Ослик до 130гр.
Нашел, вот описание от ОС Макс по настройке мотора - www.os-engines.co.jp/english/2013/130316e/
Еще добавлю, т.к. в этой ссылке этого не нашел про выбор масла и топлива перевожу от себя - Используйте бензин марки (95RON) разбавленный с полу-синтетическим маслом в пропорции 1:25. Рекомендуем 2 тактное масло Zenoah спецификации FC, или Klotz R/C ModeLUBE. Высоко производительное гоночное масло может вызвать проблему настройки двигателя и как следствие его выхода из строя.

DemidSPb
vadson:

Рекомендуем 2 тактное масло Zenoah спецификации FC

Это шо - еще и масло покупать из-за бугра?

jkson
vadson:

разбавленный с полу-синтетическим

Вадим, а можно линк?

vadson:

Высоко производительное гоночное масло может вызвать проблему настройки двигателя и как следствие его выхода из строя

А особенно ссылку на эту информацию? Только что пересмотрел всю имеющуюся у меня инфу по данному мотору. Ничего подобного не нашел. В свое время весь мозг себе сломал выбором масла. Остановился на мотюль 800, полная синтетика. В холиварах о масле участвовать не буду, но по Вашей информации получается данное масло губительно для мотора??? Может Вы что то перепутали? OS везде пишет только об использовании качественного масла, которое позволяет выполнять полеты при макисмальном забеднении игл 45 градусов от заводских.

The improved plug cap will be supplied with the second production run which will complete soon.

Вот кстати упоминание про другую версию колпачка. Будьте так добры, покажите фото отличающихся колпачков. Ну или рисунок хотя бы, очень хочется понять что они улучшили.

vadson
jkson:

Вадим, а можно линк?

У меня шла с вторым мотором доп инструкция, я только что дал на нее ссылку., но по ссылке нет информации о выборе масла. Может сфоткаю позже и выложу.
Мотьюл все советуют, тоже хочу купить., клотзом и маслом зеноах я не пользую., у меня банка масла синтетики производителя моторов 3w.

Про колпачок, отличается тем что, колпачок у вас состоит из двух лепестков, а здесь эти лепестки имеют еще по серединке надпилы, получается как бы 4 лепестка. Сейчас отлетал бака 2 на старом колпачке, потому как новое зажигание скорее всего испортил я, либо само вышло из строя.
Хочу добавить что из последней инструкции которую я привел, иглу высок оборотов можно изменять от заводской установки не более 30гр.

Добавлю от себя, что любые настройки вертолетного мотора делать только при наличии температурного датчика на борту. Только что снял глушитель для проверки поршневой и увидел кучу задиров., все таки я его перегрел малеха. Разобрал мотор, все живо, но поршень имеет не глубокие царапины. Все равно буду заказывать зажигание, закажу новое. Вот такие вот пироги. 😃.

jkson
vadson:

немного видео

Хорошо поет, ровно, звонко. Но дыма нет совсем, и уже задиры говорите… Если смогу удержаться от соблазна обеднения смеси, будет через время статистика что с мотором происходит на богатой смеси… ) Но удержаться тяжело, ибо тоже хочется чтобы мотор пел а не пердел )

vadson

Задиры, я догадываюсь когда я сделал., на видео уже полет с обогащенной смесью, днем ранее посадив вертушку я намерял 145гр, учитывая время пока остановился ротор можно смело добавить 10гр. со-но я догнал мотор до 155гр, а сегодня черным по белому нашел инфу что температура не должна быть выше 130гр. Дым у меня только в начале полета., даже на старом поршне, старый поршень как новый только немного потемнел. На старом поршне я спалил с литров 6 точно.

Евгений, а сколько у Вас температура двигателя, что у Вас на протяжении всего полета идет дым?

vadson

Подскажите а какой Мотьюл покупали - офф роад или он роад ?
По своей поршневой есть подозрение еще на масло 3W. 3в-шные моторы питаются оч малым кол-вом масла то ли 1/50 или и того меньшее кол-во масла. Как сегодня вычитал рекомендуется сначала обкатывать ихние моторы на ихней минералке и только потом использовать синтетику, из этого напрашиваются определенные выводы по ихнему маслу. Когда старый поршень работал на масле кастрол актево 2т, то смотря на него сейчас он как новый, а вот с 3w там полный абзац. В общем думаю что не совсем смесь виновата. Вот и встал вопрос о покупке Мотьюла, а у нас только офф роад. По х-кам даже офф роад очень вязкое масло. как я понял разница между двумя этими маслами только в не большом различии по вязкости. Посудив логически наши моторы работают как гоночные высоко оборотистые двигатели., со-но по логике он роад лучше. Но посмотрев на х-ки понимаешь, что эти масла не сильно отличаются.

jkson
vadson:

Подскажите а какой Мотьюл покупали

Вадим, вроде онроад, но уверен там разница минимальна. Какое нашел в ближайшем мото-магазине, то и купил. Главное не впадайте в поиски философского камня ))). Масло я думаю не является первостепенным фактором. Главное чтобы оно было качественным, и двигатель его получал в нужные места и в нужном количестве. Температура у меня, как уже говорил градусов 80-90. Бензин использовал 92. Может это тоже влияет на температуру. Просто изначально OS писал что не нужно использовать высокооктановое топливо, оптимально регуляр. Потом появилась инфа о RON95, возможно после изменения геометрии поршня. Визуально кажется что степень сжатия подняли на новом поршне, но измерениями я не заморачивался. Следующую канистру наверное попробую 95 бенз.

vadson:

Как сегодня вычитал рекомендуется сначала обкатывать ихние моторы на ихней минералке и только потом использовать синтетику

Это часто пишут о любых моторах. Но все это философия. Из уст в уста передается, как заклинание. Так же как про статику на вертолете. Я стараюсь такой херней голову не забивать, это личное дело каждого. Технически обоснованных утверждений на данную тему я пока не видел. Уверен что причина задиров не в марке масла. Пыли на взлете/посадке не нахватал мотор? Но все таки думаю что это перегрев/забеднение.

Mirage544

Я лью ROAD RACING.
Евгений скажите пожалуйста, вместо NEC 2565 пойдет PS817? Другого варианта на нашем рынке не нашел. Если подходит, схема подключения такая же? У меня зажигалка работает от 4,8V резистор наверно надо поставить на 1кОм?

ДмитрийС

так, народ, хватит трепаться, поехали летать!
погода шепчет: “лети”…
и дорога в поле уже проезжая…

jkson
Mirage544:

Евгений скажите пожалуйста

Думаю что подойдет, только светодиодную сторону правильно подключить. Резистор токоограничительный, к напряжению это мало относится. Можно 1к можно 5к. Если питание зажигалки всегда 4,8 то стабилизатор не нужен. Нужно тестером на Вашем зажигании посмотреть что за сигнал. Посмотрите что происходит между минусом и сигналом датчика, затем между плюсом и сигналом датчика. Нам нужно чтобы окружность была 0, а над магнитом появлялось напряжение. Если так происходит между плюсом и сигналом датчика, то к данным проводам цепляем оптрон (правильной полярностью через сопротивление), а выход оптрона как на моей картинке. Если же это происходит между минусом и сигналом, то цепляемся к ним соответственно. Надеюсь понятно объяснил.

vadson:

снял глушитель для проверки поршневой и увидел кучу задиров

Вчера тоже снимал глушитель. И тоже на поршне не все гладко. Задирами это назвать пока нельзя, но какие то полосочки на поршне есть.

Может это нормально. Во всяком случае мотор не перегревался и не беднился. Если задерет, то мотор просто не жизнеспособен. Эта версия более чем возможна, исходя из многочисленного печального опыта.
Сегодня отлетал бак 95-го бензина. Мне не понравилось. Тяги меньше, звук хуже, температура чуть выше. Может зажигание если скорректировать то будет лучше. Но за неимением алгоритма настройки зажигания на данном моторе… Вобщем вылил 95 в машину. Возвращаюсь к 92-му.

ДмитрийС:

хватит трепаться, поехали летать!

Одно другому не мешает ) Соберешься на поле, звякни или СМС-ку кинь.

vadson

Сравнение HWC29 про экстрим и GT15HZ
приходит в такой вот коробочке -


Фото двух двигателей для размерности.


Если оставить чисто моторы, то они близки по размерам, разница не велика. Качество мотора очень высокое. Х-ки 7.2л.с. против 2.68 у ослика. Поршень не болтается вовсе. У ослика большой зазор между поршнем и гильзой. Как я понимаю, ОС должен работать в положенной ему температуре, и даже работа не в режиме, на более низкой температуре не к чему хорошему не приводят, поршень начинает болтаться и становится в цилиндре раком, тем самым царапая себе стенки об окна, лично у меня именно так и происходит. У Евгения на фото, та же проблема. Еще один плюс зеноаха, это то что ему 160гр не по чем., и что кол-ва масла ему надо меньше, со-но мощности он может развить больше. Удивило еще то, что с мотором зеноах, шло хорошее описание разборки двигателя, например для замены поршня. Единственный минус, это конверсия рамы, если летать на алайне, надо покупать конверсию, а это около 200у.е. туда входит рама, нижняя мет часть рамы к которой крепится двигатель, сцепление, колокол, рубашка охлаждения и крыльчатка.

jkson

Вадим, зачетный моторчик. А вес какой в сравнении? Внешне выглядит гораздо серьезнее. Судя по тому что никто пока не следует по пути gt15hz, идея не очень перспективная. Идея в смысле использовать конструкцию метанольного двигателя как основу для бензина. Все таки процессы в двигателе сильно отличаются, смесь взрывная, температурные режимы тяжелые. А в вертолете все это усложняется постоянной работой на максимальных оборотах.