GAUI X4 II. Почти настоящая пятисотка.
И снова здравствуйте. Извините что не продолжил вчера как обещал.Завал на работе.
Забегая немного вперед, скажу что вертушка уже 3 недели летает, и по первым впечатлениям очень нравится. Т.ч. чуть попозже опишу уже и опыт эксплуатации. И про мотор и про акки и про регулятор с “жабрами” в канопе 😃
Не знаю как вам , а мне дизайн очень нравится. До отъезда в сингу, я активно летал F3A т.ч. моему сердцу приплюснутый “селедочный” силуэт Гайки особо близок.
И снова здравствуйте. Извините что не продолжил вчера как обещал.Завал на работе.
Забегая немного вперед, скажу что вертушка уже 3 недели летает, и по первым впечатлениям очень нравится. Т.ч. чуть попозже опишу уже и опыт эксплуатации. И про мотор и про акки и про регулятор с “жабрами” в канопе 😃
Не знаю как вам , а мне дизайн очень нравится. До отъезда в сингу, я активно летал F3A т.ч. моему сердцу приплюснутый “селедочный” силуэт Гайки особо близок.
Но вернемся к нашему повествованию.
Часть вторая: сборка
В принципе сборка X4 II не представляет особой сложности. Все типично для вертолетов такого класса. Детали и крепеж качественные. Все на свои места встает тютелька-в-тютельку. Собирать удобно, особо корячиться не приходится.
Однако есть несколько моментов в которых стоит отойти от инструкции.
Изначально важно не перепутать местами блоки подшипников главного вала. На верхнем - паз для антиротационной скобы. Если напутать и поставить его вниз - то для исправления этой ошибки придется полностью разобрать весь вертолет.
GAUI рекомендует на первом же шаге установить на свои места оба блока подшипников главного вала, мотораму, карбоновые площадки держателя батареи и регуля.
Не торопитесь!
Мотораму все равно придется снимать для установки мотора, держатель батареи - для регулирования зазора а площадку регуля - для размещения проводов регуля и мотора.
Т.ч. несмотря на инструкцию - на этом этапе устанавливаем только блоки подшипников основного вала и проставку соединяющую нижний блок с моторамой.
Далее продолжаем по инструкции по дороге устраняя пару косяков.
Косяк #1
В моем ките коничка переднего редуктора слишком плотно входила между блоками подшипников, что вызывало ее подклинивание при врашении.
Пришлось сошлифовать примерно 0.2mm с верхней части конички. Только после этого она стала вращаться равномерно.
Косяк #2
А вот с хвостом дело обстоит похуже.
GAUI сделали ту же ошибку что и ALIGN c ранними 450 PRO.
А именно - поводки цапф ХР слишком длинные и при установке по инструкции добиться рекомендованной предкомпенсации 2-3 градуса не получится никак.
Пришлось переворачивать цапфы ХР на 180*. В таком положении все строится нормально.
Компоновка электроники не вызывает проблем.
Провода от мотора отлично прячутся под площадку регуля.
Проводку от регуля к приемнику пустил по верхней плоскости батарейной площадки закрепив кабельной защелкой.
Приемник разместил в задней части рамы под сервой руддера, провода от него идут к VBar’у внутри по раме сбоку от балки.
Провода от серв пущены поверх блока подшипников и спрятаны под площадку гиры, для чего в последней вырезаны 2 отверстия в передней и задней частях.
Тут еще одна хитрость.
Видите у меня провода серв проходят полностью над блоком подшипников?
Вот так делать не надо. Выступающая здесь проводка не дает канопе до конца сесть на место , да еще и цепляется за края канопы при каждой установке. Так и оторвать провода от серв недолго.
Думаю переложить их так, чтобы они входили в раму сразу за антиротационной скобой и проходили под поперечной перемычкой верхнего блока подшипников.
По-первости тоже забавлялся укладкой сервопроводов в защитные чехлы… давно плюнул на это и одеваю спиральную трубку локальными участками только в необходимых местах.
Понимание наступило после замены пары серв через небольшой промежуток времени…
*)
Лучше почаще закрепить стяжками, насверлив дополнительных отверстий, и в местах перегибов выбрать компенсирующие петли.
Поделитесь опытом - какие акки, какое полетное время получается? Как 470-е лопасти встали - по описанию вроде до 460мм можно только?
У меня сейчас почему-то ассоциативно идет прямая между качеством вертолетов KDS (Agile которые уже) и новыми Гау, очень внешне похоже качество и там тоже присутствуют косяки))
ГАу раньше оч хорошие вертолеты делали, но отсутствие желающих работать с ними на Российском рынке (в Москве так точно) убили напрочь их популяризацию, мне у них очень нравится как выглядет 7ка, но нет запчастей тут, значит нет вертолета… такое только Хензеляйту можно простить было)
Ждем облета.
Но Гау в отличии от Элайна в комбо киты вместо всякой хрени насыпают вполне неплохую электронную начинку.
Николай при всем уважении к вам, я не соглашусь с тем что Гауи в качестве уступает кому то !
Если б не собственная практика х5 и у товарища х7 то я б и поверил !
Но я еще не заметил ни одного косяка с их стороны. Все комплектующие выполненны очень хорошо ! Качество пока на уровне !
Все зап.части берутся с Infinity. Flying-hobby и конечно Fast-Lad. Особенно первый магазин радует самой дешевой доставкой EMS, а сроки сейчас у ПР вполне устраивают !
Так что проблем с заппами я не встречал !
Тоже не соглашусь, что ГАУИ в чем-то уступает по качеству более именитым брендам. Х7 я к сожалению не щупал, но Х5, и Х4 - ВООБЩЕ никаких проблем, просто никаких. Нет необходимости доработок, чего-то подпилить/подточить, и.т.д. Очень достойное качество.
Еще один вопрос интересует - стандартная серва ему на хвост влезет или только мини?
Здравствуйте коллеги.
По поводу качества GAUI. Косячки-таки есть.Описал их выше.
И количество вынужденных апгрейдов на модель вышедшую пол-года назад оставляет впечатлени что выкинули ее на рынок недодизайнив. Прям как ALIGN.
Но качество материалов и выполнения очень высокое. Все идеально подходит. Люфтов нет. Материалы хорошие. Даже подшипники в ките очень приличные японские пылезащищенные а не китайские по рублю кило.
Серва на хвост - без переделок только мини. Места для распиливания окна под серву для установки стандарта - полно. Т.ч. с напилингом - можно и стандарт вкрячить.
Полетное время - я летаю 6 минут. Пока не очень агрессивно - привыкаю к вертушке. За 6 минут из батареи 3400 уходит 2500mAh, из батареи 4000 - 2700mAh.
И количество вынужденных апгрейдов на модель вышедшую пол-года назад
А что за “вынужденные апгрейды” устанавливали?
Выше обещал вам рассказать об опыте эксплуатации.
Но сначала один маленький совет - шасси имеет смысл крепить нейлоновыми болтами. Тогда при краше они не выломают нижнюю часть рамы.
Винты нужны м3х12 mm.
Уже проверил на практике - накрутил настройки VBar тч хвост мотало на 45* туда-сюда. Достаточно жесто посадил с боковым креном. Шаськи отсегнулись. Все цело.
Вес:
Как вы наверное уже подглядели на фото в первом посте вес вышел такой
Тушка в сборе без батарей - 1750 г
С батареей ZOLTA (наш местный производитель) 45С 3400 - 2250г
С батареей Turnigy 40C 4000 - 2450 г
IMHO - для 470 лопастей очень даже здорово.
Во всяком случае вполне сравнимо с Logo 480 EXXTREME для которого полетный вес заявлен как “от 2200г”.
Лопасти
GAUI рекомендует для X4 II лопасти от 425 до 465 мм.
На форумах достаточно информации о том что народ без проблем летает на 473х Эджах в штатной комплектации.
По собственному опыту - чисто теоретически главные лопасти могут пересечься с ХР. Но там даже при штатных 77мм хвостовых лопастях такой зазор по вертикали, что мне сложно представить как нужно лететь чтобы они могли пересечься. Для подстраховки можно на хвост поставить 72мм Эджи. Опять же по форумам такое сочетание вполне летит.
У меня пока 470 RJX и штатные 77мм на хвосте. Делал и скоростные петели с выходом с перегрузом и тик-таки ничего пока не пересеклось. Посмотрим как дальше будет.
Моторсет
Сразу скажу, для меня выбор Scorpion HK4015 KV1070 себя оправдал.
Мотор почти на 100 граммов легче штатного 4020. Мощность заявлена та же.
В жизни мне этого мотора хватает более чем. 470 лопасти он крутит весьма весело. Просадить его не удалось пока ни разу.
При KV 1070 для X4 II вам нужен будет опициональный пиньон. Штатный 15T для него великоват.
На 14Т у меня в айдле обороты 2700 и полка гувернера 70%.
Думаю можно даже попробовать 13T.
Но с 13T будет проблемка - уже с 14м пиньоном мотор приходится ставить сдвинув до предела назад, в сторону основной шестерни. И то я бы зазор еще уменьшил.
Чтобы поставить 13T придется дремелить мотораму. Мне честно неохота 😃
Новый регуль от HOBBYWING показал себя вполне адекватным.
450-ка у меня на родном YGE так вот гувер в HOBBYWING держит не хуже.
Настроек в нем правда минимум но может оно и к лучшему - воткнул и забыл.
Но , засада, под канопу к Гайке он не лезет.
Как минимум придется вырезать 2 отверстия чтобы передние углы радиатора выпустить наружу.
По началу я так и сделал. При наших температурах 32-34 за бортом, упрятанный под канопу регуль прилетал нагретым до 65-70 градусов.
Пришлось прорезать жабры. С жабрами регуль прилетает около 45*. Вполне приемлемо.
IMHO жабры не сильно портят эстетику вертушки. Через них видно весь такой hi-tech черный матовый радиатор регуля с логотипом hobbywing.
Про батареи писал выше.
3400 45С ZOLTA прилетает в пределах 40*.
4000 40С Tyrnigy - холодные.
Транспортировка
Гайка с установленной канопой в аккурат влезает в сумку для 500-ток от Turnigy.
Эта сумка на 4 см длиннее алайновской. Тч в алайн уже влезет только без канопы.
Ну и самое главное
Полет
Я конечно в восторге от новой игрушки, но ни особо хвалить, ни ругать пока не буду.
Пока идет процесс привыкания. В первую очередь к VBar.
По сравнению с 450-кой Гайка конечно летит заметно адекватнее. Чувствуется масса.
Полет более “самолетный” что ли. Все маневры ровненько не пытаемся вывалиться при малейшем движении коллектива.
Перед роллами и бочками уже не нужно подкидывать вертушку вверх. Воронки как под циркуль.
Вертушку намного лучше видно в воздухе чем 450-ку и даже по сравнению с алайновской 500кой она выглядит больше и читается получше.
Я пока еще не определился с какой батареей мне она нравится больше.
На 3400 Гайка немного , как говорят буржуи, floaty , всплывает, начинает чувствовать не особо сильный ветер и порезче реагирует.
На 4000 Железобетонна , не скажу что чувствуется тяжелой, но коллективом надо уже работать чуть аккуратнее.
Опять же пока сложно судить, большое влияние на ощущения оказывает настройка FBL. А c VBar у меня пока не получилось найти тот sweet point который был с Robird.
Из летных проблем - поначалу на висении болтала хвостом. Немного увеличил зазор коничек в переднем редукторе - прошло.
В остальном с первого полета никаких вопросов к вертушке.
А что за “вынужденные апгрейды” устанавливали?
В кит собственно уже быливключены апгрейды о которых я писал выше.
- Проставка между моторамой и нижним плоком подшипников.
- Батарейная площадка с алюминиевыми кронштейнами
- карбоновая тяга хвоста
Дополнительно поставил алюминиевую скобу крепления подкосов к балке. Пластиковая задевает карбоновую тягу ( опять GAUI поторопились и выпустили полу-апгрейд).
Можно в принципе просто подпилить пластиковую. Но люминь я и так заказал вместе с китом тч заморачиваться не стал.
Вчера Гайка перенесла первую реальную аварию.
В совершенно, казалось бы, безобидной ситуации, на вершине срывного разворота (простите за “самолетный” термин, не знаю как называют этот маневр вертолетчики), на высоте около 20 метров остановился мотор.
К счастью, ротор сохранил управление, т.ч. к земле удалось вернуть вертушку в практически горизонтальное положение.
Но запаса инерции ротора уже не хватило для мягкого приземления.
Короче долбанулся об планету знатно.
В минусе - 2 пластиковых винта крепления шасси. И 2 небольшие вмятины от лопастей на балке.
И это все.
Валы, шестерни , нижняя рама , даже стойки шасси все цело.
Вывод - X4 крепкая штука а пластиковые винты - рулят 😃
Причины остановки мотора остаются невыясненными. Логи не показывают потери сигнала или падения бортового питания.
Соединения регуль-мотор надежны.
Могу только предположить отруб регуля по нагреву тк перед этим делал тик-таки и практически сразу после них нагрузил мотор для ввода на вертикаль.
Рискну еще полетать. Посмотрим.
Может на регулятор поставить родной вентилятор и в другое место его перенести, там где он поместится?
на вершине срывного разворота
Именуется “разворот на горке”… в различных инвариантах:
[QUOTE=_SVK_;5131302]Вчера Гайка перенесла первую реальную аварию.
В совершенно, казалось бы, безобидной ситуации, на вершине срывного разворота (простите за “самолетный” термин, не знаю как называют этот маневр вертолетчики), на высоте около 20 метров остановился мотор.
Могу с уверенностью предположить, что забыли переключиться из " нормл"
В полетный режим .шаг прибрали чуть ниже середины и пипец.
Такова особенность этих регулей. Сам так недавно заволился
перед этим делал тик-таки
тч Normal - отменяется. у меня в Normal отрицательных шагов -2* на тик-так точно не хватит.
Неделю отлетал нормально и вот сегодня опять - на силовой воронке останавливается мотор. При этом управление полностью сохранилось т.е. явно не потеря сигнала.
Ротора понятно для авторотации опять уже не было. Шлепнулся плашмя. В минусе очередной пластиковый болтик 😃
Донес до взлетки. Попробовал - мотор заводится без вопросов.
Тч все-таки видимо перегрев или контакт где-то.
Сегодня перепроверю всю цепь управления регулем и разъемы мотора. Но маловероятно. Электрику делал на совесть. Износиться еще не должна была успеть.
Значит видимо не хорош новый HOBBYWING для нашего климата.
какой бы вы регуль посоветовали на рабочие токи 80-90А чтобы
а. минимально грелся
b. либо имел собственный хороший говернер либо нормально дружился с VBARовским
c.Имел нормальный HV бек с возможностью поставить 6 или 7.4 V
Бюджет не то чтобы критичен - но переплачивать не хотелось бы, по этому контроники- не предлагать , YGE оставляем как запасной вариант.
Бюджет не то чтобы критичен - но переплачивать не хотелось бы, по этому контроники- не предлагать ,
Смею предположить, что сумма недоплаченная за Контроник , будет потрачена на запчасти для разбивающегося вертолёта…
Точ такая же ситуация, у меня раза четыре была когда оч жарко. Контроник плавно снижает обороты , позволяя посадить модель!
Четыре раза упасть на 600-ке , это как раз цена за новейший Контроник ПРО!!!😃
Ну из топовых брендов я все-же за YGE 😃. Все те же плюшки но на четверть дешевле. да и привык я к ним.
Не знаю как работает защита по перегреву в регах YGE , но если так же как и в Контронах , то почему бы и нет .
В любом случаи это Ваш путь , вначале своего, тоже не понимал цену за Контрон .😃 Потом понимание пришло…
YGE просто у нас не греется 😃
Проверено почти 2мя годами эксплуатации на 450-ке.
Да переставьте его в другое место и родной вентилятор наденьте на него. У меня на Х5 в 30гр. тепла на улице он не перегревался без вентилятора.
Да не перегрев это был.
Сегодня на х5 (родной мотор/хв про в3) словил отключение мотора. Силовую особо не грузил, регулятор/мотор холодные.
На родном регуляторе (хоббивинг 100а без всяких там “про”) - также был случай. Черт знает, что это такое.
Опять же один случай - не показатель.