Замена подшипников бесколлекторного мотора.

arb
HardFighter:

НО цена кусается.

Вот именно. Цена 1 подшипника превосходит цену двигателя. Смысл есть ставить, если собираешься ставить рекорды или чтобы можно было сказать - а у меня керамика.
Есть еще одно крайнее применение - “купаться” в воде, т.к. керамике смазка не нужна.

vik991

ну сейчас нормальные подшипники не так уж и дорого стоят–так что керамика вроде как и не нужна

Rel

Привет. Я пока теоретик, собираю 250 коптер уже месяца два, а полетать удалось только 2 минуты, при газе вверх разлетелись винты.
В данный момент помимо прочего озабочен подшипниками. И тем, что у колпачков дырка настолько не посередине, что это видно невооружённым глазом, в итоге сильная вибрация.

У меня Emax MT2204 2300kv. Два из них работают хорошо (если без разбалансированных гаек), а два потуже (не крутятся по инерции почти) и палят транзисторы регуляторов emax simonk 12A после их прошивки на blheli 14.4.
Я посчитал, что дело, наверное, в подшипниках. Разобрал пока один движок. Там оказалось два подшипника.

Так вот, я насадил двигатель на пинцет с одной стороны и получил очень хорошее долгое вращение, секунд 20 по инерции, но его ось шатается слегка, а при раскручивании стучит.
А второй не стучит и не шатается, на быстро останавливается, через 2-3 секунды, тугой.
Короче, первый сильно свободный, второй сильно тугой. Какой из них кандидат на первоочередную замену? Что хуже - свобода или тугость?

usup
Rel:

но его ось шатается слегка,

а это по вашему нормально?

Rel

Ну она не прям гуляет, а так, люфтит. У меня на веле мастер сказал, что если каретка люфтит хоть на миллиметр, еле заметно педали влево-вправо наклоняются, надо перебирать, иначе долго подш не проживёт.

usup
Rel:

иначе долго подш не проживёт.

однозначно

Rel
craig_dt:

3х8х4. Менять тот что тугой.

На счёт люфта да, спасибо, подтвердили мои сомнения. А вот на счёт тугих я думал дать им второй шанс и смазать моторным маслом. У меня Honda Civic Hybrid, у него там супержидкое моторное масло Honda Green Oil 0W20. Правда я не разбираюсь, чем там смазывают высооборотистые двигатели, но интуитивно мне показалось, что пойдёт. Или это не поможет? Кто чем смазывает? Я тут погуглил. Это капец, оказывается, рекомендуют смазывать подшипники чуть ли не раз в 10-15 полётов.

Aleksandr_L
Rel:

И тем, что у колпачков дырка настолько не посередине, что это видно невооружённым глазом, в итоге сильная вибрация.

Господи, что же за моторы вы купили?
Замените колпачки гайками с фторопластом и забудте о этой проблеме.

Что ж было сразу не взять нормальные моторы и пропы? Сейчас столько времени потеряете на доводку этих моторов до ума.

Rel

Что такое гайки с фторопластом? Типа таких? Не встречал. А это не те, что потом не выкрутишь?
Тогда когда покупал, в сентябре, это были не самые дешёвые + хорошие отзывы о неубиваемости + акция + входили во многие комплекты для сборки. Мне они казались весьма привлекательными и до сих пор они продаются аж по 16 долларов.

arb
Rel:

а при раскручивании стучит.
А второй не стучит и не шатается, на быстро останавливается, через 2-3 секунды, тугой.

Вполне возможно, что подшипники просто грязные. Хотя еще вариант, что в свободном уже нет смазки, а в тугом забита полностью. В любом случае раз уже сняли (кстати снимались подшипники легко?), то снимите одну крышку и промойте их. Заодно осмотрите внутренние поверхности, если будут сколы тогда дело точно дрянь.

Rel:

супержидкое моторное масло Honda Green Oil 0W20

Масло хорошее, но только для ДВС, где идет постоянная подача масла. Оно точно супержидкое. Легко нальется, легко уйдет. Таким маслом придется смазывать после каждого полета. Им хорошо смазывать только для обкатки.
Идеальное масло в нашем случае - густое и жидкое одновременно. Густое, чтоб не утекало. И превращалось в жидкое, когда подшипник начнет вращаться, чтоб получалось минимальное трение.

Rel

Интригу навели, да. А теперь скажите, что это за чудо-масло?
Я сами подшипник пока не вынимал, их кручение и так легко проверить.
А уж разбирать, я и не думал, что так можно было ) Это такое недокольцо убрать надо? Чувствую, это очень непросто.

Кстати, обмотка двигателя это не один провод много раз, а прямо многожила намотана. Не думал, что так делают. Наверное, это какой-то эконом-вариант обмотки. Не исключу, что руками.

arb
Rel:

А теперь скажите, что это за чудо-масло?

Что-то типа литола, только современная синтетика. Специально для подшипников, где нет возможности постоянной подачи масла. В этой теме были ссылки.

Rel:

Это такое недокольцо убрать надо? Чувствую, это очень непросто.

Острой иголкой поддеваете один край стопорного кольца (у наружной обоймы). И снимаете крышку. Только учтите кольцо срезано наискосок, поэтому один край цепляется хорошо, а второй нет.

Rel

Спасибо, поищу масло в теме. Да, с иголкой сразу вышло )

UPD. Внутри обнаружена густая прозрачная зелёно-жёлтая смазка комками, она заполняет примерно половину пространства, 6 шариков. Теперь ясно почему WD40 сделало бы хуже.
Короче, с этой микроскопией ничего не сделать, только менять весь подш. Плюс при кручении ощущается лёгкое спотыкание, как будто в канавке по которой катится шарик есть небольшая ямка. Брак, короче, который создаёт вибрацию и разрушает подш дальше.

Сейчас Emax пишут, что у них (RS2205 KV2300) японские подшипники NMB, но я бы второй раз не решился.

arb
Rel:

А крышку как снять? Магнитом можно?

Попробуйте, обычно той же иголкой на край надавливаешь, она и поднимается или за щель приподнимаешь.

Rel

Извините, уже надоел, наверное с вопросами. Просто жаль нет как на 4pda.ru шапки темы, где всё по полочкам уже разложено и вопросы возникают только в крайнем случае.

Сейчас посмотрел в местных интернет-магазинах такие подши (3*8*4) идут с разными гост и DIN. В динах ещё разные добавки бывают, это как-то отличает их? Ну, может по механизму крепления в устройстве, например, скорости, смазке.

1000093
1000093 ZZ
1080093 693 ZZ
693 Z
1180093
619/3 2Z CRAFT
619/3 Z
619/3-2RS CX (по ходу его возьму, это с прорезиненными пыльниками, по идее будет меньше загрязняться)
MR 83 ZZ
3080093

Есть производство Польша, Литва, Япония.

UPD. Нагуглил сайт про ролики, там хорошо объясняется:

Суфиксы

Обычно производители после типа подшипника дописывают латинские буквы – суффиксы — например «RS» или «ZZ». Они характеризуют тип пыльника на нем. Наиболее часто используются следующие обозначения:
Z – металлический пыльник с одной стороны подшипника
ZZ – металлические пыльники с обеих сторон подшипника (чаще используется именно «Z», хотя пыльники с обеих сторон)
RS – металлический пыльник с резиновым покрытием
2RS – с обеих сторон подшипника
Однако некоторые производители использует свои обозначения, и один и тот же подшипник может быть по-разному обозначен.

Виды подшипников Роликовые подшипники наиболее часто используют трех видов: 608, 688 и 698. Первая цифра – тип подшипника – 6, означает, что подшипник относится к типу «single-row deep groove» (один ряд с глубокой канавкой). Это наиболее часто встречаемые подшипники. Вторая цифра указывает на серию подшипника. Существуют такие серии (от самой легкой к самой тяжелой):
8 – сверхтонкие
9 – очень тонкие
0 – сверхлегкие
1 – сверхлегкого давления
2 – легкие
3 – средние
4 – тяжелые
Третья и последняя цифра указывает на диаметр внутреннего кольца.

Стандарты ABEC

Также практически на всех подшипниках указывается классификация по шкале ABEС (Annular Bearing Engineering Council – англ. Ежегодный Совет Инженеров Подшипников). Чем большее число ABEC, тем выше точность изготовления. При этом не существует необходимости придерживаться определенных материалов при изготовлении, подшипники должны быть сделаны с определенной точностью (например, в списке указана наибольшая погрешность внутреннего кольца). Более высокий класс точности позволяет подшипнику вращаться при большей частоте с меньшей вибрацией, трением. Существуют 5 классов точности:

arb
Rel:

В динах ещё разные добавки бывают, это как-то отличает их?

Может и отличает, только об этом зачастую знает только производитель

Rel:

Однако некоторые производители использует свои обозначения, и один и тот же подшипник может быть по-разному обозначен.

Статья хорошая, надеюсь Вам помогла
Зачастую приходится выбирать по размеру, наличию 2-х пыльников, классу АВЕС и деньгам. За класс придется платить.
Кстати, как в статье отмечено, у Вас может быть еще разная посадка подшипников. Один вставлен свободно, а другой с натягом. Поэтому один легко крутиться, другой туго.

usup
arb:

классу АВЕС и деньгам. За класс придется платить.

у китайцев классы вообще ничего не значат,брал абек 7 так оказалось дерьио редкостное,половина хрустят((

arb
usup:

у китайцев классы вообще ничего не значат,брал абек 7 так оказалось дерьио редкостное,половина хрустят((

Эти вообще могут написать что угодно.

HardFighter:

но пока не пробовал в деле.

Лучше сообщите когда попробуете.

sergius-vk8

Где можно купить стопора на вал 3.17 ??? Потерял 2 шт…при замене

Из-за стопоров моторы выкидывать?(((