В-12

Hainov

Вообще-то давно пора начать рассказ, а то процесс идет, а никто об этом не знает.

Итак, пришла однажды в голову идея построить радиоуправляемую копию вертолета В-12 конструкции М.Л. Миля. Почему именно В-12? Уникальный вертолет необычной поперечной схемы, высочайшее достижение отечественной конструкторской школы, до сих пор, вот уже больше 30 лет, никем в мире не превзойденное.

Машина сложная в постройке, но это и интересно. Тем более, сколько я не рылся в инете, не нашел ни одного упоминания о каких-либо летающих моделях В-12. Что ж, может я буду первым.

Первый вопрос - выбор масштаба. Мелкую модель не хотелось строить по нескольким причинам. Трудно бороться с весом, придется упрощать деталировку, некопийно будет смотреться в воздухе. А слишком большую трудно будет возить. Поэтому остановился на габаритах, которые позволят перевозить вертолет в машине.

А для начала нужно было решить вопрос со схемой трансмиссии. В реальном вертолете несущие винты с перекрытием и связаны меж собой синхронным валом. Хотелось, конечно, именно так и сделать… Но представив сложность реализации - редукторы отбора мощности, минимум три карданных соединения, вес всего этого хозяйства, возможную циркуляцию мощности между винтами, решил отказаться от сихронизации, немного уменьшив диаметр винтов.

Сложность прототипа - очень компактные мотогондолы. Понятно, что никакая стандартная механика туда не влезет. Поэтому придется все компоновать заново и собирать на оригинальной раме.

В качестве привода решил остановиться на механике 500 класса. Именно размер ведомой шестерни, чтобы она вписалась в ширину мотогондолы, и определил масштаб модели - 1:28.

Итак, это будет вертолет с длиной по фюзеляжу 1344мм и расстоянием между осями винтов 1140мм.

А что же с весом? Ведь вертолету нужно летать! Пришлось ставить эксперимент, чтобы определить грузоподъемные способности 500 механики. Стал догружать гирьками от весов свой Тарот 500 и делать пробные полеты. Полкилограммовую гирю верт вообще никак не почувствовал, бодро летал, активно набирал высоту и отлетал все 5,5 минут по таймеру. Постепенно увеличивая вес, нашел предел. Для моего вертолета это оказалось 2700гр. взлетного веса. С этим весом он уже с трудом набирает высоту и аккумулятор начинает садится уже после 4 минут.

Анализ веса деталей показал, что все начинка моего вертолета , включая пятилопастные головы и 10 (!!!) лопастей будет весить около 3 килограммов. Итого, мне остается на планер максимум 2 килограмма, что при таких размерах, глядя в потолок, мне кажется вполне реальным.

Продолжение в следующей серии.😃

BOG
Hainov:

Машина сложная в постройке, но это и интересно. Тем более, сколько я не рылся в инете, не нашел ни одного упоминания о каких-либо летающих моделях В-12. Что ж, может я буду первым.

Ухх здорово! Очень интересный вертолет. И моделей таких не было, так, что есть шанс стать первым!
И конечно если все получится будет очень интересная модель. С удовольствием буду наблюдать за данной темой. 😃
Будет ли разрабатываться 3D модель со всеми нюансами или все есть на бумаге и готово воплотиться в “металл” так сказать?
И еще я не понял будет два двигателя в каждой гондоле или двигатель будет один на два НВ? Хотелось бы увидеть хотя бы небольшую схемку как все это будет выглядеть.Где будет механика, электроника и силовые батареи(кстати их сколько будет).
Получится одна 500 или все таки две 500 в одном вертолете?
Очень интересно все узнать поподробнее.
Спасибо!

Hainov

Проект частично готов на бумаге, но многое пришлось делать в 3D - рамы, деталировку, фюзеляж.
В каждой мотогондоле расположен двигатель, ведомая шестерня, аккумулятор 6S и 3 сервы управления автоматом перекоса. Компоновка чрезвычайно плотная, поэтому для регулятора места в мотогондоле нет. Он будет расположен рядом в крыле.
Я рассматривал вариант с размещением одного мотора в фюзеляже с раздачей мощности по бортам. Но он по весу проигрышный, требует создания центрального редуктора, и, кроме того, крыло высоко расположено и в месте присоединения к фюзеляжу тонкое, там крайне мало места.
Еще один мотив двухмоторной схемы - сосредоточение масс непосредственно у винтов. В этом случае фюзеляж является лишь фермой, соединяющей мотогондолы, что позволит максимально облегчить его.

Я обязательно буду выкладывать фотки. Просто, поскольку процесс уже давно начат, хочу не комкать рассказ и изложить по порядку.

Разумеется, советы и конструктивная критика приветствуются.

BOG
Hainov:

В каждой мотогондоле расположен двигатель, ведомая шестерня, аккумулятор 6S и 3 сервы управления автоматом перекоса.

Хм… Ничего себе это ведь немало места займет если там еще и батарея будет… Да уж интересный проект. Развесовка в таком случае должна быть предельно точной для каждой гондолы так как разнесены они будут далеко. И как то ведь надо предусмотреть охлаждение ведь батарея и двигатель нагреваются. 😃
Я выслал Вам в личку архив там сборка Ка-22 винтокрыл Камова. Посмотрите может, что пригодится в Вашем проекте. 😃
Вот он.
А вот видео полета 😃

Hainov

Спасибо, Андрей! Я видел этот проект Ка-22. Кажется, англичанин делал. Очень интересный аппарат, и, я считаю, эта схема незаслуженно забыта. Ведь его рекорды скорости до сих пор не превзойдены ни одним вертолетом.

BOG:

Хм… Ничего себе это ведь немало места займет если там еще и батарея будет.

Ровно столько, сколько места в гондоле. Я от этого и плясал.

BOG

Рекорды скорости Ка-22 в своем классе и правда остаются не превзойденными. Вообще Камов очень любил не стандартные схемы и его КБ и на данный момент остается самым секретным и высокотехнологичным. 😃

Hainov:

Ровно столько, сколько места в гондоле. Я от этого и плясал.

Все ясно значит будем ждать “вестей с полей” так сказать. 😃

EVIL
Hainov:

вопрос со схемой трансмиссии.

У меня когда-то была идея засинхронизировать 2 винта с помощью хвостового ремня. В 2 словах это должно было выглядеть так: 2 механики, на общей хвостовой балке, связанные между собой общим хвостовым ремнем. Это конечно очень грубо, главное чтобы было понятно. Думал сделать общую трансмиссию из 2 500-ых механик и связать их ремнем от 600-ки. Больших сложностей в этом нет, т.к. шестерни приводных валов хвостового ремня как на 500-ке так и на 600-ке одинаковы по модулю. У меня даже где-то чертежи этого извращения лежат. Меня в то время мучил вопрос: хватит ли прочности ремня для синхронизации 2 несущих винтов?

Hainov

Чтобы построить достойную копию, нужны два слагаемых - чертежи и фотографии. С фотографиями В-12 проблем нет, их достаточно много в интернете, кроме того, сохранились оба построенных вертолета - первый стоит на заводе в Панках, второй в музее в Монино. А вот с чертежами меня ждало разочарование. Все, что удалось найти - две простенькие схемки, одна из которых совсем кривая. На безрыбье купил даже сборную модель вертолета в 72 масштабе. Но она оказалась непригодна для снятия размеров. Там не только явные расхождения с прототипом, но даже стороны модели несимметричные.

Что делать? Ехать в Монино и снимать размеры с вертолета? Но как? Он размером со здание!

И, ни на что не рассчитывая, и даже не надеясь на ответ, я написал письмо на Московский вертолетный завод им. Миля на имя Генерального конструктора Самусенко Алексея Гаврииловича с просьбой о помощи с чертежами.
Моему изумлению не было предела, когда мне ответили и согласились помочь. Тут я должен сказать отдельное спасибо начальнику отдела компоновок МВЗ Костину Евгению Борисовичу, который лично взял эту задачу на себя, поднял архивы, откопировал десятки метров калек 60-х годов прошлого века, нашел схемы управления вертолетом и вдобавок терпеливо отвечает на мои, порой чайницкие, вопросы.

Так что МВЗ им. М.Л.Миля с полным правом можно считать соучастником процесса.

Теперь у меня есть редкая возможность и необыкновенное удовольствие для моделиста - строить вертолет по реальным чертежам прототипа. Что, правда, на меня накладывает особую ответственность. Ну я уж постараюсь не подкачать.

BOG
Hainov:

Так что МВЗ им. М.Л.Миля с полным правом можно считать соучастником процесса.

Ничего себе! Здорово! У меня такой номер не прошел. Правда я просил чертежи Ми-28 😃 Затем просил еще Ми-34.
Но ответа не последовало.
Так же писал в ОКБ им. Камова, но…
А КБ им. Камова вообще не предоставляет какой либо информации, ну оно и понятно одно из самых секретных и по сей день КБ.
Ведь настоящей схемы РЛЭ или РТЭ не говоря уже про подробные чертежи этого же Ка-50 и его несущей системы не получить. За них я думаю можно реальный срок только получить. 😃
Секретность…
А Ми-12 я думаю уже давно в архиве (хотя я очень сильно удивлен, что они поделились рабочими чертежами). Конечно получить такие чертежи из первых рук это большая удача!
Завидую Вам белой завистью. 😃
Теперь и в правду надо обязательно довести до конца такой интересный проект.
Удачи!

Hainov

Фюзеляж вертолета будет состоять из трех частей. Средняя часть - силовая, на нее замыкаются все подкосы, образующие несущую ферму. Она сделана по классической конструкции - продольный и поперечный набор и работающая на сдвиг оболочка. Отсоединяемые носовая и хвостовая части будут только оболочкой с единственным шпангоутом по месту расстыковки.

Практически весь вертолет будет разборным. Верты любят падать, и не хотелось бы, в случае аварии, поиметь мешочек дров, не подлежащих восстановлению.

Шпангоуты фюзеляжа отфрезерованы из листового карбона толщиной 1,5мм (за помощь спасибо Вячеславу Ломовцеву Vialom ). Стрингеры из карбоновых трубок диаметром 5мм.
Для правильной сборки набора фюзеляжа изготовлен внутренний разборный стапель.

BOG
Hainov:

Шпангоуты фюзеляжа отфрезерованы из листового карбона толщиной 1,5мм

Отличная идея, спасибо за подсказку, а то я в своем проекте хотел использовать фанеру или бальзу.
Кстати а из чего будет обшивка?
И правильное решение делать фюзеляж по типу продольного и поперечного набора, считаю фюзеляжы выполненные из композитных маетриалов менее ремонто пригодными, да и вес у такой конструкции будет меньше. Тем более в вертолетах фюзеляж как правило не несет больших нагрузок в отличии от самолета.
С нетерпением жду продолжения. 😃

Hainov
BOG:

Кстати а из чего будет обшивка?

Опять же классическое решение - болван-матрица-деталь. Оболочку отформую либо из стеклопластика, либо из карбона. С карбоном я еще не работал, сначала на чем-нибудь потренируюсь.

Hainov

С дальним прицелом сделал пол в грузовом отсеке. Если останется запас по весу (и порох в пороховницах), сделаю открывающимися створки грузового люка и опускающийся пандус.

Пол изготовлен из листа карбон-кевлара толщиной 0,4 мм. Пол оказался достаточно хилым, и чтоб он не провисал между шпангоутами, пришлось снизу подкрепить его бальзовыми рейками.

Чтобы не набирать вес, все склеиваю на циакрин. Где нет зазоров - на жидкий, где есть зазоры - на гель. Попробовал на образцах сначала, держит намертво.

Hainov

Из дюралюмния Д16Т разных толщин нарезал лазером всякие детальки для механики. Очень, кстати, неплохо режется лазером алюминий! Максимум, что приходится сделать - на обратной стороне снять фаски надфилем. Точность тоже очень высокая, отверстия под подшипники в качалках прямо после лазера имеют нужный для запрессовки размер.

Hainov

Подсобрал рамы для примерки. Механику пока не ставлю, т.к. вертолет будет собираться на стапеле, и начинка будет мешать.

В конструкции максимально использованы детали 500-ки - блоки подшипников, моторная и аккумуляторная площадки, шестерни, валы.

Поскольку в вертолете очень много крепежа, для экономии веса все собирается на каленые болты М2.