В-12

EVIL
Hainov:

Самое сложное - время. А иногда работа и этого не позволяет.

Ну эт хорошо, коль работа себя оправдывает. Я рад за вас. А тож приходится пахать как нигер, а на вертолет ни средств ни времени.

Откройте нам секрет лака: что решили с лопастями? Какие думаете использовать?

Hainov

Копийные лопасти купил вот такие www.windrider.com.hk/product.asp?id=191
Ничего более подходящего не нашел, хотя надо бы подлиннее.
Лопасти пластиковые, нереально гибкие, может, и правда, на них получится конус несущего винта. Тяжелые, конечно, а у меня их еще и 10 штук на вертолете…
Посмотрим, пока других вариантов нет.

EVIL

Эти лопасти хотя бы хорошо смотреться будут. Они так эротично свисают под собственным весом! Не понимаю, зачем наш друг Минг сделал им симметричный профиль - ведь вряд ли кто-то будет крутить пилотаж на столь гибких лопастях, ну наверное ему виднее.

Hainov
EVIL:

Они так эротично свисают под собственным весом!

Более того, я бы даже поставил головы с горизонтальными шарнирами, если бы такие кто-то выпускал. Можно, конечно, заморочиться на изготовление собственных голов… Но это разве что в качестве финального аккорда, и после облета на обычных.

А свисают лопасти на реальном вертолете очень сильно.

sht0p0r

Генадий, очень интересный проект, но у меня возник вопрос:
чем вы собираетесь рулить всем этим добром?
я это к тому, что используя механику от 500 размера вы подрузомеваете 2 АП CCPM120 или я что-то не понял?
если общий шаг можно синхронизировать на уровне механики, с циклическим мне видится полный пипец.

1 управление по крену общим шагом или циклическим?
2 управление по рудеру? подмешивать в элеватор или шаг-газ?
3 неравномерный разряд батарей даст крен и вращение, которые надо компенсировать. чем? газом, шагом общим, циклическим, и/или?

без мозгов с 3х осевым гироскопом, проект обещает быть стендовым.

Hainov

В-12 управляется следующим образом. По вертикали - общим шагом, это понятно. По тангажу - изменением циклического шага в соответствующую сторону. По курсу - противофазным изменением тангажа на винтах. А вот управления циклическим шагом по крену нет! По крену вертолет управляется разностью общего шага.

У меня механика реализована в варианте ССРМ 90. Но элеваторные сервы работают синхронно через Y-кабель. Можно было, конечно, поставить одну элеваторную серву, но это требовало изготовления вала с качалками, да и серву пришлось бы ставить мощнее,стандартного размера. А она уже не влезала в гондолу.

Батареи у меня хоть и в гондолах, но я их обязательно соединю параллельно.

Ну а про мозги - это само собой, без FBL этот верт не полетит. Но это вопрос пока открытый, у меня нет опыта с FBL- системами, поэтому с радостью приму любые советы.

P.S. Чуть не забыл! Первоначально у меня была придумана, и даже изготовлена в металле система управления с рычагом общего шага, как на Рапторе. Собственно, на реальном В-12 именно так и реализовано - бустер общего шага поднимает и опускает рычаг, а уже на нем закреплен бустер элеватора. Но пришлось от этой системы отказаться, очень все сложно, тяжело, и совсем оказалась засада с креплением крыла.
Сейчас я придумал электронное микширование на основе V-tail-микшеров, но, правда, еще на собрал для проверки работоспособности.

Hainov
Hainov:

Но элеваторные сервы работают синхронно через Y-кабель.

Пардон, оговорился. Конечно же, элеронные сервы.

BOG
Hainov:

Пардон, оговорился. Конечно же, элеронные сервы.

А я сижу думаю, хотел уже написать как это?
Теперь понятно.
Очень интересный проект, давно таких тут не было.
С большим интересом за ним наблюдаю. 😃
И еще вот этот момент не очень понятен “По курсу - противофазным изменением тангажа на винтах” Это как?

Hainov
BOG:

И еще вот этот момент не очень понятен “По курсу - противофазным изменением тангажа на винтах” Это как?

Наклоняем одну тарелку АП вперед, другую назад. Получаем пару сил, которая и разворачивает вертолет.

BOG
Hainov:

Наклоняем одну тарелку АП вперед, другую назад. Получаем пару сил, которая и разворачивает вертолет.

Понятно, но при этом получим и еще и кренящий момент, вообще конечно по управлению данный ЛА очень интересен в воздухе. На настоящем ЛА как я понимаю развороты осуществлялись разницей углов установки НВ или так и было реализовано как Вы описывайте. Я думаю не мешало бы почитать книгу по аэродинамике на данный аппарат, если таковая имеется РЛЭ например. 😃
И еще есть ли возможность хотя бы схематично набросать схему управления реализованную на реальном В-12 по данным полученным Вами от ОКБ. Очень интересно посмотреть, не ясны некоторые моменты. И вообще в настоящем был предусмотрен какой нибудь автопилот или весь вертолет летал так сказать “На руках”.
Спасибо.

Hainov
BOG:

Понятно, но при этом получим и еще и кренящий момент

Там неоткуда взяться кренящему моменту. При отклонении тарелок АП вперед и назад появляются горизонтальные составляющие сил тяги, направленные параллельно оси вертолета. Эта пара сил его и разворачивает.

BOG:

На настоящем ЛА как я понимаю развороты осуществлялись разницей углов установки НВ или так и было реализовано как Вы описывайте.

Я описал именно схему управления реального вертолета. В модели я использую тот же принцип.

BOG:

И вообще в настоящем был предусмотрен какой нибудь автопилот или весь вертолет летал так сказать “На руках”.

Автопилоты были уже на Ми-6. На В-12 наверняка тоже.

юзеф

Слежу за проектом внимательно, все очень интересно! Автору большой респект и удачи с проектом!
Автопилот, конечно же был нна вертолете:
“Были установлены дополнительно к специально спроектированному автопилоту АП-44 опытный автопилот ВУАП-2, который позднее заменили на АП-34Б1”
И немного интересной истории о вертолете. Впечатлили первоначальные модели вертолета.
samollet.ru/vertoleti/…/vertolet-v-12.html

EVIL
Hainov:

головы с горизонтальными шарнирами,

Hainov:

Можно, конечно, заморочиться на изготовление собственных голов.

Если вам удастся правильно подобрать обратную связь взмаха на уменьшение угла атаки, то можно попробовать, а в другом случае, вы получите непредсказуемые колебательные процессы как у Юры на его 3 лопастной башке (по ссылке выше). Ну при некотором упорстве и куче потраченных материалов можно найти оптимальный вариант 😃

sht0p0r:

без мозгов с 3х осевым гироскопом

Так кто мешает использовать готовый мозг? Я как-то в прошлом году задавал вопрос про мозг для продольной схемы. Мне давали ссылку, надо поискать. Стоит не дорого, управляет 6 сервомашинками на 2 тарелках 120 градусов. Я думаю, что перемена каналов крена и тангажа между собой легко превратит этот мозг из продольного в поперечный.

Hainov
EVIL:

Так кто мешает использовать готовый мозг?

Дело в том, что у В-12 простая схема управления, не требующая сложного микширования. Это если привязываться к стандартной механике ССРМ120 - то да, без мозга не обойтись. А тут все каналы управления раздельные, без перекрестных связей, и в принципе возможна даже стабилизация в каждом канале управления своим гироскопом. Делают же так на Рапорах с рычагом общего шага.

EVIL:

Если вам удастся правильно подобрать обратную связь взмаха на уменьшение угла атаки, то можно попробовать,

А чем взмах лопасти отличается от ее упругого изгиба? Почему нужно уменьшать шаг при взмахе?

Кстати, модельные головы с ГШ все же существуют. Kiosho Concept например, или вот голова от Ехиробо
www.ehirobo.com/shop/product_info.php?cPath=173_49…

EVIL
Hainov:

Почему нужно уменьшать шаг при взмахе?

Не знаю. Про компенсацию взмаха я прочитал в книжке про Ми-6. Если внимательно посмотреть конструкции бошек милевских вертолетов, то они все уменьшают угол атаки лопасти при положительном взмахе. Как я догадываюсь, наверно это сделано, чтобы удерживать лопасти в пределах рабочего конуса и не допускать слишком больших взмахов. Может КБ им. Миля разъяснит вам об этом явлении подробнее? А вы нам расскажете 😃

Заодно спросите их мнение о целесообразности применения этой системы на моделях 😃

111

Уменьшает амплитуду маховых движений лопасти в вертикальной плоскости кинематическая связь в управлении углом установки лопасти, называющаяся компенсатором взмаха. Такая кинематическая связь достигается смещением точки крепления рычага поворота лопасти в осевом шарнире на расстояние и угол (рис.1 - 5). Благодаря этому при маховом движении лопасти одновременно изменяется угол ее установки. Например, лопасть взмахнула вверх. Так как фактически шарнир рычага поворота лопасти связан тягой с подвижным кольцом автомата перекоса и подняться не может, при взмахе вверх лопасть повернется в осевом шарнире и угол ее установки уменьшится, что в свою очередь уменьшит амплитуду взмаха. При наличии компенсатора взмаха средний угол конусности и амплитуда махового движения заметно уменьшаются.

Hainov
111:

Благодаря этому при маховом движении лопасти одновременно изменяется угол ее установки.

Ну это совсем несложно реализовать, сместив центр шарнира тяги относительно оси ГШ ближе к валу.

Hainov

Для сборки вертолета построил сборочный стапель. На стапеле - кильблоки для фюзеляжа, опоры крыла, опоры мотогондол и опоры главных стоек шасси.

Поскольку я строю вертолет по чертежам прототипа, мне было удобно привязаться к его системе координат. Поэтому на стапеле разметка шпангоутов реального вертолета. Разумеется, соблюдаю все размеры прототипа, вплоть до углов установки валов несущих винтов.

А для удобства работы из валявшегося в гараже хлама соорудил вращающуюся подставку. Получилось очень удобно - повернул, какой надо, стороной и зафиксировал барашком.

BOG
Hainov:

Для сборки вертолета построил сборочный стапель.

Здорово. Подход основательный, все по “взрослому”, стапель, разметка шпангоутов. Все таки здорово собирать модель по настоящим чертежам. 😃
Как будто заново попадаешь в тот момент когда рождался данный проект в стенах КБ.
Жду продолжения!

Hainov
BOG:

Как будто заново попадаешь в тот момент когда рождался данный проект в стенах КБ.

Точно! А у меня ведь копии чертежей периода разработки вертолета, там и поправки, и следы стирательной резинки. Даже подпись М.Л.Миля есть! Чувствуешь прикосновение к истории. И ведь вся эта невероятной сложности техника разрабатывалась без компьютеров, вручную, расчеты делались на логарифмической линейке. Хочется снять шляпу перед теми людьми.

Hainov

Следующий этап - соединение фюзеляжа с мотогондолами. Каждая мотогондола закреплена на крыле и поддерживается системой подкосов, образующих жесткую ферму.

В реальном вертолете В-12 силовая основа крыла - мощный лонжерон коробчатого сечения. Повторять в модели такую конструкцию особого смысла не было, поэтому сделал проще и легче. Два лонжерона их карбоновых трубок, образующие в плане треугольник.

Для крепления трубок изготовлены алюминиевые наконечники, которые к трубкам приклеены на эпоксидку.
На моторамах установлены кронштейны для крепления подкосов крыла.

Немного усилил конструкцию набора фюзеляжа, добавив дополнительный стрингер в верхней части. Он соединяет место крепления ложеронов крыла с последним шпангоутом, к которому будут крепиться подкосы.

Следующий этап - соединение фюзеляжа с мотогондолами. Каждая мотогондола закреплена на крыле и поддерживается системой подкосов, образующих жесткую ферму.

В реальном вертолете В-12 силовая основа крыла - мощный лонжерон коробчатого сечения. Повторять в модели такую конструкцию особого смысла не было, поэтому сделал проще и легче. Два лонжерона их карбоновых трубок, образующие в плане треугольник.

Для крепления трубок изготовлены алюминиевые наконечники, которые к трубкам приклеены на эпоксидку.
На моторамах установлены кронштейны для крепления подкосов крыла.

Немного усилил конструкцию набора фюзеляжа, добавив дополнительный стрингер в верхней части. Он соединяет место крепления ложеронов крыла с последним шпангоутом, к которому будут крепиться подкосы.

Еще фото:

native18

Молодец, Геннадий. Подписался на Вашу тему, прямо глаз радуется, глядя на всю эту механику.
Проект сложный, я бы даже отнес к очень сложным. Практически Вам придеся проделать работу целого КБ вкупе с производственными цехами.
Только не бросайте на полпути. Даже если не полетит, все равно модель достойная внимания.
Желаю Вам огромного терпения и не пропадающего интереса.

Hainov

Спасибо, Виктор! Процесс зашел так далеко, что его уже не бросить. Да и не в моих это правилах - бросать на полпути.
А то, что он полетит, а меня нет сомнений. Это же просто вертолет! Там не предвидится никаких проблем. Единственное - контроль веса, но я за этим тщательно слежу.

Hainov

Следующий элемент - усилитель крыла. Его назначение - зафиксировать мотогондолу от поворота в вертикальной плоскости. Одной стороной через промежуточный алюминиевый кронштейн он закреплен к мотогондоле, второй стороной - к стойке шасси, которая является связующим элементом системы подкосов.
Чтобы придать усилителю крыла боковую устойчивость, он дополнен горизонтальной косынкой. Эта косынка одновременно является площадкой для крепления регулятора.
Детали вырезаны из листового карбона толщиной 1,5мм.

BOG
Hainov:

Одной стороной через промежуточный алюминиевый кронштейн он закреплен к мотогондоле, второй стороной - к стойке шасси, которая является связующим элементом системы подкосов.
Чтобы придать усилителю крыла боковую устойчивость, он дополнен горизонтальной косынкой.

Да конструкция обещает быть интересной.
Есть вопрос, вся эта конструкция и ее элементы собственной так сказать разработки или что то взято из технической документации по прототипу?
Или может вообще вся конструкция ну за исключением каких то элементов повторяет настоящую. Я имею ввиду именно решение по креплению мотогондол относительно фюзеляжа.
Тоже подписался на тему.
Очень интересно увидеть продолжение!
PS: И когда у Вас на это все время находится. 😃