В-12

EVIL

Эти лопасти хотя бы хорошо смотреться будут. Они так эротично свисают под собственным весом! Не понимаю, зачем наш друг Минг сделал им симметричный профиль - ведь вряд ли кто-то будет крутить пилотаж на столь гибких лопастях, ну наверное ему виднее.

Hainov
EVIL:

Они так эротично свисают под собственным весом!

Более того, я бы даже поставил головы с горизонтальными шарнирами, если бы такие кто-то выпускал. Можно, конечно, заморочиться на изготовление собственных голов… Но это разве что в качестве финального аккорда, и после облета на обычных.

А свисают лопасти на реальном вертолете очень сильно.

sht0p0r

Генадий, очень интересный проект, но у меня возник вопрос:
чем вы собираетесь рулить всем этим добром?
я это к тому, что используя механику от 500 размера вы подрузомеваете 2 АП CCPM120 или я что-то не понял?
если общий шаг можно синхронизировать на уровне механики, с циклическим мне видится полный пипец.

1 управление по крену общим шагом или циклическим?
2 управление по рудеру? подмешивать в элеватор или шаг-газ?
3 неравномерный разряд батарей даст крен и вращение, которые надо компенсировать. чем? газом, шагом общим, циклическим, и/или?

без мозгов с 3х осевым гироскопом, проект обещает быть стендовым.

Hainov

В-12 управляется следующим образом. По вертикали - общим шагом, это понятно. По тангажу - изменением циклического шага в соответствующую сторону. По курсу - противофазным изменением тангажа на винтах. А вот управления циклическим шагом по крену нет! По крену вертолет управляется разностью общего шага.

У меня механика реализована в варианте ССРМ 90. Но элеваторные сервы работают синхронно через Y-кабель. Можно было, конечно, поставить одну элеваторную серву, но это требовало изготовления вала с качалками, да и серву пришлось бы ставить мощнее,стандартного размера. А она уже не влезала в гондолу.

Батареи у меня хоть и в гондолах, но я их обязательно соединю параллельно.

Ну а про мозги - это само собой, без FBL этот верт не полетит. Но это вопрос пока открытый, у меня нет опыта с FBL- системами, поэтому с радостью приму любые советы.

P.S. Чуть не забыл! Первоначально у меня была придумана, и даже изготовлена в металле система управления с рычагом общего шага, как на Рапторе. Собственно, на реальном В-12 именно так и реализовано - бустер общего шага поднимает и опускает рычаг, а уже на нем закреплен бустер элеватора. Но пришлось от этой системы отказаться, очень все сложно, тяжело, и совсем оказалась засада с креплением крыла.
Сейчас я придумал электронное микширование на основе V-tail-микшеров, но, правда, еще на собрал для проверки работоспособности.

Hainov
Hainov:

Но элеваторные сервы работают синхронно через Y-кабель.

Пардон, оговорился. Конечно же, элеронные сервы.

BOG
Hainov:

Пардон, оговорился. Конечно же, элеронные сервы.

А я сижу думаю, хотел уже написать как это?
Теперь понятно.
Очень интересный проект, давно таких тут не было.
С большим интересом за ним наблюдаю. 😃
И еще вот этот момент не очень понятен “По курсу - противофазным изменением тангажа на винтах” Это как?

Hainov
BOG:

И еще вот этот момент не очень понятен “По курсу - противофазным изменением тангажа на винтах” Это как?

Наклоняем одну тарелку АП вперед, другую назад. Получаем пару сил, которая и разворачивает вертолет.

BOG
Hainov:

Наклоняем одну тарелку АП вперед, другую назад. Получаем пару сил, которая и разворачивает вертолет.

Понятно, но при этом получим и еще и кренящий момент, вообще конечно по управлению данный ЛА очень интересен в воздухе. На настоящем ЛА как я понимаю развороты осуществлялись разницей углов установки НВ или так и было реализовано как Вы описывайте. Я думаю не мешало бы почитать книгу по аэродинамике на данный аппарат, если таковая имеется РЛЭ например. 😃
И еще есть ли возможность хотя бы схематично набросать схему управления реализованную на реальном В-12 по данным полученным Вами от ОКБ. Очень интересно посмотреть, не ясны некоторые моменты. И вообще в настоящем был предусмотрен какой нибудь автопилот или весь вертолет летал так сказать “На руках”.
Спасибо.

Hainov
BOG:

Понятно, но при этом получим и еще и кренящий момент

Там неоткуда взяться кренящему моменту. При отклонении тарелок АП вперед и назад появляются горизонтальные составляющие сил тяги, направленные параллельно оси вертолета. Эта пара сил его и разворачивает.

BOG:

На настоящем ЛА как я понимаю развороты осуществлялись разницей углов установки НВ или так и было реализовано как Вы описывайте.

Я описал именно схему управления реального вертолета. В модели я использую тот же принцип.

BOG:

И вообще в настоящем был предусмотрен какой нибудь автопилот или весь вертолет летал так сказать “На руках”.

Автопилоты были уже на Ми-6. На В-12 наверняка тоже.

юзеф

Слежу за проектом внимательно, все очень интересно! Автору большой респект и удачи с проектом!
Автопилот, конечно же был нна вертолете:
“Были установлены дополнительно к специально спроектированному автопилоту АП-44 опытный автопилот ВУАП-2, который позднее заменили на АП-34Б1”
И немного интересной истории о вертолете. Впечатлили первоначальные модели вертолета.
samollet.ru/vertoleti/…/vertolet-v-12.html

EVIL
Hainov:

головы с горизонтальными шарнирами,

Hainov:

Можно, конечно, заморочиться на изготовление собственных голов.

Если вам удастся правильно подобрать обратную связь взмаха на уменьшение угла атаки, то можно попробовать, а в другом случае, вы получите непредсказуемые колебательные процессы как у Юры на его 3 лопастной башке (по ссылке выше). Ну при некотором упорстве и куче потраченных материалов можно найти оптимальный вариант 😃

sht0p0r:

без мозгов с 3х осевым гироскопом

Так кто мешает использовать готовый мозг? Я как-то в прошлом году задавал вопрос про мозг для продольной схемы. Мне давали ссылку, надо поискать. Стоит не дорого, управляет 6 сервомашинками на 2 тарелках 120 градусов. Я думаю, что перемена каналов крена и тангажа между собой легко превратит этот мозг из продольного в поперечный.

Hainov
EVIL:

Так кто мешает использовать готовый мозг?

Дело в том, что у В-12 простая схема управления, не требующая сложного микширования. Это если привязываться к стандартной механике ССРМ120 - то да, без мозга не обойтись. А тут все каналы управления раздельные, без перекрестных связей, и в принципе возможна даже стабилизация в каждом канале управления своим гироскопом. Делают же так на Рапорах с рычагом общего шага.

EVIL:

Если вам удастся правильно подобрать обратную связь взмаха на уменьшение угла атаки, то можно попробовать,

А чем взмах лопасти отличается от ее упругого изгиба? Почему нужно уменьшать шаг при взмахе?

Кстати, модельные головы с ГШ все же существуют. Kiosho Concept например, или вот голова от Ехиробо
www.ehirobo.com/shop/product_info.php?cPath=173_49…

EVIL
Hainov:

Почему нужно уменьшать шаг при взмахе?

Не знаю. Про компенсацию взмаха я прочитал в книжке про Ми-6. Если внимательно посмотреть конструкции бошек милевских вертолетов, то они все уменьшают угол атаки лопасти при положительном взмахе. Как я догадываюсь, наверно это сделано, чтобы удерживать лопасти в пределах рабочего конуса и не допускать слишком больших взмахов. Может КБ им. Миля разъяснит вам об этом явлении подробнее? А вы нам расскажете 😃

Заодно спросите их мнение о целесообразности применения этой системы на моделях 😃

111

Уменьшает амплитуду маховых движений лопасти в вертикальной плоскости кинематическая связь в управлении углом установки лопасти, называющаяся компенсатором взмаха. Такая кинематическая связь достигается смещением точки крепления рычага поворота лопасти в осевом шарнире на расстояние и угол (рис.1 - 5). Благодаря этому при маховом движении лопасти одновременно изменяется угол ее установки. Например, лопасть взмахнула вверх. Так как фактически шарнир рычага поворота лопасти связан тягой с подвижным кольцом автомата перекоса и подняться не может, при взмахе вверх лопасть повернется в осевом шарнире и угол ее установки уменьшится, что в свою очередь уменьшит амплитуду взмаха. При наличии компенсатора взмаха средний угол конусности и амплитуда махового движения заметно уменьшаются.

Hainov
111:

Благодаря этому при маховом движении лопасти одновременно изменяется угол ее установки.

Ну это совсем несложно реализовать, сместив центр шарнира тяги относительно оси ГШ ближе к валу.

Hainov

Для сборки вертолета построил сборочный стапель. На стапеле - кильблоки для фюзеляжа, опоры крыла, опоры мотогондол и опоры главных стоек шасси.

Поскольку я строю вертолет по чертежам прототипа, мне было удобно привязаться к его системе координат. Поэтому на стапеле разметка шпангоутов реального вертолета. Разумеется, соблюдаю все размеры прототипа, вплоть до углов установки валов несущих винтов.

А для удобства работы из валявшегося в гараже хлама соорудил вращающуюся подставку. Получилось очень удобно - повернул, какой надо, стороной и зафиксировал барашком.

BOG
Hainov:

Для сборки вертолета построил сборочный стапель.

Здорово. Подход основательный, все по “взрослому”, стапель, разметка шпангоутов. Все таки здорово собирать модель по настоящим чертежам. 😃
Как будто заново попадаешь в тот момент когда рождался данный проект в стенах КБ.
Жду продолжения!

Hainov
BOG:

Как будто заново попадаешь в тот момент когда рождался данный проект в стенах КБ.

Точно! А у меня ведь копии чертежей периода разработки вертолета, там и поправки, и следы стирательной резинки. Даже подпись М.Л.Миля есть! Чувствуешь прикосновение к истории. И ведь вся эта невероятной сложности техника разрабатывалась без компьютеров, вручную, расчеты делались на логарифмической линейке. Хочется снять шляпу перед теми людьми.

Hainov

Следующий этап - соединение фюзеляжа с мотогондолами. Каждая мотогондола закреплена на крыле и поддерживается системой подкосов, образующих жесткую ферму.

В реальном вертолете В-12 силовая основа крыла - мощный лонжерон коробчатого сечения. Повторять в модели такую конструкцию особого смысла не было, поэтому сделал проще и легче. Два лонжерона их карбоновых трубок, образующие в плане треугольник.

Для крепления трубок изготовлены алюминиевые наконечники, которые к трубкам приклеены на эпоксидку.
На моторамах установлены кронштейны для крепления подкосов крыла.

Немного усилил конструкцию набора фюзеляжа, добавив дополнительный стрингер в верхней части. Он соединяет место крепления ложеронов крыла с последним шпангоутом, к которому будут крепиться подкосы.

Следующий этап - соединение фюзеляжа с мотогондолами. Каждая мотогондола закреплена на крыле и поддерживается системой подкосов, образующих жесткую ферму.

В реальном вертолете В-12 силовая основа крыла - мощный лонжерон коробчатого сечения. Повторять в модели такую конструкцию особого смысла не было, поэтому сделал проще и легче. Два лонжерона их карбоновых трубок, образующие в плане треугольник.

Для крепления трубок изготовлены алюминиевые наконечники, которые к трубкам приклеены на эпоксидку.
На моторамах установлены кронштейны для крепления подкосов крыла.

Немного усилил конструкцию набора фюзеляжа, добавив дополнительный стрингер в верхней части. Он соединяет место крепления ложеронов крыла с последним шпангоутом, к которому будут крепиться подкосы.

Еще фото:

native18

Молодец, Геннадий. Подписался на Вашу тему, прямо глаз радуется, глядя на всю эту механику.
Проект сложный, я бы даже отнес к очень сложным. Практически Вам придеся проделать работу целого КБ вкупе с производственными цехами.
Только не бросайте на полпути. Даже если не полетит, все равно модель достойная внимания.
Желаю Вам огромного терпения и не пропадающего интереса.

Hainov

Спасибо, Виктор! Процесс зашел так далеко, что его уже не бросить. Да и не в моих это правилах - бросать на полпути.
А то, что он полетит, а меня нет сомнений. Это же просто вертолет! Там не предвидится никаких проблем. Единственное - контроль веса, но я за этим тщательно слежу.