Изготовление карбонового винта для зальника
Кому? Пишу этот и другие мемуары не только для асов Ф3П и экспертов в области изготовления сверх легких моделей для зала, но возможно для кого то, кто только начал все эти дала. А так же от скуки, пока сохнет клей и конечно же потешить самолюбие. Странно, но последнее время писанина про хэндмейд меня прикалывает 😃
Зачем это надо? Легко доступные китайческие винты “тяжеловаты” как массой, так и шагом для зальных моделей. В прошлом сезоне была попытка изготовления винта из дерева на ЧПУ. Из сложностей вылезла проблема резки лопасти - слишком уж она тоненькая, начинает дребезжать и тупо разбивается фрезой. Так же время на запил одного винта - пол ночи, с несколькими заменами режущего инструмента.
На этот сезон заказал и получил мотор с редуктором, которому нужен винт побольше, но малой массы, а так же пришел кусок карбоновой тряпки, выписанный под ремонт композитной пилотажки.
Из теории: шаг винта, это расстояние, которое проходит пропеллер за один оборот. Угол атаки лопасти определяет это расстояние. Чем круче загнута лопасть, тем больше расстояние проходимое за оборот. Но есть проблема, что каждый участок лопасти проходит разное расстояние по окружности, так как находятся участки на разном удалении от центра винта. Выходит, что угол атаки по всей длине лопасти должен быть разным, что бы не впустую не месить воздух
В прошлом году летал на складном винте с игрушечного вертолета, у него вообще угол атаки лопасти одинаков по всей длине, кстати достаточно адекватно винтик крутился, но будем пытаться сделать все-таки по науке. Разве что в силу упрощенной технологии решил пренебречь профилем лопасти - она будет плоская, чуть изогнутая для жесткости
Угол атаки каждого куска лопасти считается вот так (результат получаем в градусах):
Угол = арктангенс (ШагВинта / ( 2 * Пи * РасстояниеДоЦентра))
Для шага 3 дюйма получаем таблицу углов:
Расстояние от центра, м| Угол, градусы
0,01| 50,49
0,02| 31,23
0,03| 22,01
0,04| 16,87
0,05| 13,63
0,06| 11,43
0,07| 9,83
0,08| 8,62
0,09| 7,67
0,10| 6,91
0,11| 6,29
0,12| 5,77
0,13| 5,33
Строим в СолидВорксе окружности, разнесенные друг от друга на расстояние равное количеству профилей, в нашем случае их 13, через каждые 10 мм лопасти. И поворачиваем их на угол из таблицы:
Вот еще промежуточная картинка превращения профилей в объемное тело:
Ну и результат, на резку:
Вот черновая обработка, толстой фрезой. Из бруска березового, подаренного мне одними хорошими моделистами. Брусок был маловаст, пришлось его приклеить на основание из обрезка фанеры:
Это чистовой результат, чуть пошкурил:
Вакуумные технологии очень интересны и красивы конечно, но так как нет компрессора, и деталь тонкая и не сложная, решил прессовать. Пару болтов, прижимной брусок, кусок пенополиэтилена и установка готова:
Нарезал карбон. Делал 2 закладки, 2 винта получил.
Первая - один слой карбона по длине лопасти, пару слоев примерно с середины, и в центре 3 слоя и обрезки ниток. Винтик получился хлипковатым.
Вторая - два слоя карбона по всей длине, три в середине лопасти, и штук 5 вокруг центрального отверстия. Жесткость винта в самый раз.
Накрыл полиэтиленом, намаза эпоксидкой, уложил слои:
Еще раз полиэтилен, мякушка, зажал болтами, и струбциной:
Вот оно схватилось:
Это примерка первого “жидкого” винта:
Взвешивание, 2.2 и 3.8 грамм соответственно (пластиковый винт с ХК 8+ грамм):
Вот так обрезал. Приклеил сверху шаблон, совместил отверстие и ножницами чикнул:
Ну и моторчег установил, скоро можно будет пробовать пропеллеры:
Еще нюанс - изделия после схватывания прогревал 2 часа в духовке, при температуре градусов 60-80. Смола становится гораздо тверже
Сегодня пробовал летал, видео к сожалению записать не успел. Накрылся редуктор просто на висении. Легкий винт - хлипковат, флаттерит. Более тяжелый - очень адекватен. Результатом удовлетворен, игра стоила свеч.
В начале видео - стоит, ждет полета
У вас там зальники стоят… вот их полет было бы интересно посмотреть. 😉
P.S. Квадриков и так уж очень мнооого.
Чесс слово - ни хрена не понял…
А почему винт именно из карбона, а не из обычного тонкого стекловолокна?
Оно же ведь тоже легко выдержит нагрузки винта комнатной модели, будучи проклеено той же самой эпоксидкой.
И по весу не будет тяжелее.
До съемки зальников дело не дошло. Мой с карбоновым винтом на 2м полете, на висении - редуктор вышел из строя. У второго зальника, так же на 2м полете от морковки морда отпала. Видео сделаю, как только что то решу с редуктором
Из карбона почему - хочется легче, борьба за каждый грамм
Чесс слово - ни хрена не понял…
в чем недопонимание?
Каким макаром получается пропеллер?!
Вроде же все с картинками - есть форма из дерева, на нее укладываю карбон, наношу эпоесидку, сверху прижимаю мягким пенополиэтиленом… Смола кристаллизуется - выходит винт карбоновый винт по форме 😃
Может я чего-то не понЯл… Но деревянной формы ни разу не наблюдал…
Прошу пардону, пропустил большой кусок! Забавно, но как-то НЕ ПО НАШЕМУ… Просто я ТАКИХ винтов никогда не делал…
Валер… так винт без профиля вроде, просто пластина соответствующим образом загнутая…
Вот ЭТО и изумляет! Причём люди кичатся ПРОПЕЛЛЕРОМ!
Хотя даже центральное отверствие сикось-накось впендюрено…
С теорией у вас хорошо и со станками работаете, Ток форма и винт для формы совсем … и технология. Я не знай конечно, но форма должна быть двухсторонняя. По опыту прошлых лет моих. А не по верху пленкой прижимать, вроде ресурсы есть как изготовить…
А так плюсик за целеустремленность!
Сергей , это ещё хорошо ,что он чем то прижимает. Другие в рукаве термоусадочном делают. Способ вообще не требует станков и матриц.Какие там технологии.
Способ вообще не требует станков и матриц.Какие там технологии.
У человека все есть в принципе - станочек с ЧПУ , только все сделать наоборот, и материал нужен для форм и винтов и т.д. ну не из дерева же - это жесть!
Шлепал в свое время для F-2D
Самый простой способ , карбон на водопроводной трубе. Слабо!!! тогда просто из вод. трубы (мет.пластиковой или пвх)
Господа, это зальник, там погоня за 3мя граммами вместо 8ми… Какая такая двустороняя форма винта, о чем вы? Технология наколенная, но полностью себя оправдала. Нужный вес и изгиб получен, смола отжата идеально
Всем спасибо за поддержку!
центральное отверствие сикось-накось впендюрено
под отверстие есть точный запил станком. после выхода изделия из матрицы на месте отверстия получается выступ, отверстие по этой метке засверливается и разворачивается идеально по месту - центру винта
😒
предложу способ такой…по деревянному образцу или готовому винту выклеиваем матрицу из стеклоткани, в неё выкладываем уголь,закрываем тонкой потолочкой с наклеенным скотчем или толстой резиной и в вакуумный пакет…в дальнейшем при желании,обработать готовую выклейку и можно снять матрицу и с обратной стороны
каков вес выходит?
Простите, не увидел картинку
Никого не хочу обидеть, но… Попробуйте измерить Ваш первый попавшийся пропеллер… По шагам… Гарантирую - абалдеете!
В чем балдеж? Раскройте тайну
Померяйте!
да даже нечем измерить, нет транспортира в хозяйстве
транспортир и не нужен…высчитать диаметры окружностей через 20мм радиуса, на ватмане расчертить шаг,хоть в дюймах, хоть в см, для каждого радиуса и сделать простейший шагомер…в старых книжках такой печатался
Возьмите в руки винт для F3P ( брендовый) покрутите -повертите , потом будет понятно что и зачем. А по всем вышеописанным способам ,они только для … .!