Поелетные режимы. Что и как

makss_amba
afa14:

Максим, если Вы конкретизируете хотябы модель, возможнго ответы появятся…

а в принципе, рекомендую воспользоватся поиском по форуму, найти владельца аналогичного самолета, уточните комплектаци, взлетный вес, центровку, аппу.
если все эти данные совпадут с Вашими, тогда, возможно, сможете воспользоватся готовыми настройками

Самолет Wind S 50E SebArt, аппа 8FGA 2.4GHz Futaba

орышич:

три полетных режима :
-Обычный полет
-Штопорная бочка
-Штопор и срывник
По поводу отклонений и экспонент , все настраивается по каждому режиму и рулю отдельно для данного самолета .

Я ж про это и спрашивал, про них поподробнее пожалуйста.

Makey:

Совершенно с Вами согласен. Идеальная пилотажка должна летать вааще без каких либо миксов, следуя за мыслью пилота. Но к сожалению мир не совершенен, каждый приспосабливается к этому по своему.

Вот и Григорий Яресько с Красноярска говорит ручками, ручками надо. Но ручками не всегда получаеться когда опыта маловато, зачем тогда покупать навороченную аппу, надо же ее функционал использовать.

Phoenix32
makss_amba:

зачем тогда покупать навороченную аппу, надо же ее функционал использовать.

А Вы думаете в функционале аппаратуры самое главное это миксы?😃

makss_amba
ДАВ:

Максим, не там пост разместили, поэтому и ответов - ноль. 😃
Вопрос касался F3A, для него специально отдельную ветку создали. Специально! 😃 Почему - вопрос отдельный.
Так вот, по существу.
Миксы - это такие возможности аппаратуры, которые позволяют автоматически (или по специальному включению) добиваться зависимых отклонений рулей, при котором один руль - ведущий, а другой - ведомый.
Например, микс (элероны - руль направления) применяется для устранения скольжений, возникающих при создании крена по принципу - куда элероны, туда и руль направления. Не знаю пилотажников, кто применяет этот микс. Сильно подозреваю, что он нужен копиистам и планеристам.
Слава, не думай, что этот микс применяется на медленных бочках и ножах. На этих фигурах рулем направления работает пилот, а аппаратура лишь вносит коррективы согласно ниже перечисленным миксам.
Основные миксы у пилтажников (друзья поправьте, если что-то упустил) такие:

  • РН - РВ
  • РН - Элероны
  • Газ - РВ
    В редких случаях могут применяться миксы :
  • РВ - РН
  • Газ - РН
    Все миксы служат одной цели: получения адекватной реакции модели на отклонения рулей и повышения стабильности ее полета.
    Существует мнение (в других ветках), что надо летать исключительно “на руках”. В этой ветке подобные вопросы не обсуждаются.
    Полетные режимы: - это режимы, переключаемые вручную, либо автоматически аппаратурой при совпадении определенных величин отклонения одного или нескольких рулей (то, что называется термином “логика”) и служат для изменения величин расходов рулей для выполнения определенных фигур.
    У меня аппаратура JR-9303, логики она не имеет. Зато есть 3-позиционный переключатель FM (flight mode), на котором у меня запрограммированы три режима полета - нормальный, штопоров и штопорных бочек соответственно.
    К полетным режимам я бы отнес режимы переключения кривых газа, а также и вкл/откл тормоза воздушного винта.
    Надеюсь, различие между миксами и полетными режимами изложил внятно. 😃
    Скажу сразу – точные проценты соотношений в отклонениях рулей приводить нет смысла, ибо они сильно разнятся и зависят от модели и ее пилота. Поэтому можно обсуждать лишь общие тенденции и грубые настройки. Точные настройки получаются методом подбора, проб и ошибок в процессе настройки модели. Причем, сразу оговорюсь: настройки совершенствуются постоянно, поэтому, образно говоря, вчерашние настройки – это вчерашние настройки. 😃

Точные проценты это понятно, для каждого самолета и аппы они индивидуальны. У меня например ну никак не хочет получаться медленная бочка, начал “кумекать” насчет миксов, поэтому и возник вопрос, а гуру используют ли какие либо миксы и какие.

ДАВ:

Ураааа! Заработало!!! 😃
Вот, что значит правильный вопрос в правильном месте! 😃

Это точно😁

Phoenix32
makss_amba:

У меня например ну никак не хочет получаться медленная бочка

Так что именно не получается

makss_amba
Phoenix32:

А Вы думаете в функционале аппаратуры самое главное это миксы?😃

Я так не говорил, если есть в аппе куча миксов которые реально могут сделать полет более красивым и четким, почему нет?

Izverg:

есть тут: blogs.f3a-russia.ru/blog/63.html

Всю дальнейшую информацию буду размещать в своем блоге на указанном ресурсе.
Про полетные режимы сделаю отдельную тему. Постараюсь в самое ближайшее время.

Вот за это спасибо, думаю многим будет полезно.

6wings:

осталось только “Пое…” в названии исправить

Ну ДА ДА ДА. На работу опаздывал, по этому т опечяткался😁😇

Phoenix32:

Так что именно не получается

Не получаеться компенсировать рулем высоты в инверте, В итоге пол бочки медленно, а полбочки быстро в виде кадушки.

vlad_den
makss_amba:

У меня например ну никак не хочет получаться медленная бочка, начал “кумекать” насчет миксов, поэтому и возник вопрос

Извините, что встреваю, но к сожалению, миксы не имеют никакого отношения к тому, как получается, точнее не получается медленная бочка. Не у Вас одного. Все начинающие и не слишком умелые пилоты (типа меня) с ней мучаются. Ведь синхронно с вращением самолета надо поочередно корректировать то рулем направления, то рулем высоты, чтобы летел прямо. Причем в нужный момент и на нужный угол. Иначе уходит вверх или вниз, а то и по кругу. Никакой микс не поможет!

Makey
ДАВ:

Основные миксы у пилтажников (друзья поправьте, если что-то упустил) такие:

  • РН - РВ
  • РН - Элероны
  • Газ - РВ
    В редких случаях могут применяться миксы :
  • РВ - РН
  • Газ - РН

Предлагаю разобрать предлагаемые миксы с точки зрения аэродинамики и прочих процессах происходящих при выполнения различных фигур F3A. А также как они проявляются при пилотировании, чтоб можно было выловить необходимость их применения как говорится на “ранней стадии”
РН-РВ думаю необходим для компенсации гироскопического момента от ВМГ, уводящего самолёт с горизонта в процессе рыскания. В этом случае хорошо бы было процент микширования завязать на газ.
Микс РВ-РН возможно тоже связан с гироскопическим моментом но как-то расплывчато я это себе представляю. К тому же уже имеется микс РН-РВ ,а делать два “встречных” микса не очень хорошая затея.
Про РН-элероны я свои предположения высказал.
Лично мне непонятен смысл микса газ-РВ

vlad_den
Makey:

Лично мне непонятен смысл микса газ-РВ

На нисходящей вертикали многие самолеты имеют тенденцию к самопроизвольному выходу, поэтому на нулевом газу ставят РВ на пару градусов в минус.

Termik
Makey:

Лично мне непонятен смысл микса газ-РВ

Не знаю как в F3A,но этот микс я использовал на Яке 2,2 м. На максимальном газу самолет тянуло вниз.Для “ровного” полета при любом положении ручки газа требовалось использование данного микса.Это было связано то ли с выкосом двигателя,то ли с центровкой.На сколько помню(давно дело было) все таки из-за слишком задней центровки центровки.По скольку если триммировать по РВ на максимальном газу,то при минимальных оборотах двигателя проявлялась тенденция к кабрированию.

ДАВ
Makey:

Предлагаю разобрать предлагаемые миксы с точки зрения аэродинамики и прочих процессах происходящих при выполнения различных фигур F3A.

Давайте. Только кратко, по очереди и по делу, а то такой флуд получим, что забудем, с чего начали.
РН-РВ
Этот микс компенсирует тенденцию самолета к изменению угла тангажа при отклонении РН. Много всяких объяснений этому явлению - от центровки самолета, установочных углов крыла и стабилизатора до несимметричности обтекания - я думаю, что все факторы работают одновременно. Но - факт остается фактом - это неприятное явление есть, особенно ярко проявляется при полете на ноже, когда РВ должен быть в нейтральном положении, а отклонен только РН. Очень часто самолет начинает уклоняться либо в сторону кабины, либо в сторону шасси. Можно, конечно, попробовать переместить аккумуляторы, можно изменить высоту их расположения (и то, и другое не всегда возможно технически), а можно просто завести микс. Подбирать его предстоит в результате множества полетов , нудно и терпеливо, до тех пор, пока самолет не начнет выполнять петлю на ноже (срывной разворот - просто обязательно!) в обе стороны без вываливания из плоскости выполенения фигуры.
PS. В порядке лирического отступления. У кого был самолет Су-29 от Пилотажа, тот должен помнить, как этот самолет в горизонтальном полете начинал “нырять” при отклонении руля направления. Жуть, особенно на посадке! Чуть не разбил самолет, настолько это явление проявилось мощно и неожиданно.
По микс РВ-РН я говорил, что он очень редко применяется, а уж на соосниках и вовсе не потребен, ибо действительно, помогает устранить прецессию от гиросокпического момента.

6wings:

осталось только “Пое…” в названии исправить

Не, не надо править.Отличное название. В этой теме серьезно “пое…” придется! 😃

IVShilov

Практически все миксы разобрали, и даже опровергли мнение Орышича, что миксы не нужны (кажется). Как-то только замялось, а зачем это все? Конечно, не затем, что медленная бочка не получается. Для медленной бочки надо несколько лет, и даже если Вы безусловный талант, то все равно не сразу. Бывают случаи, когда и несколько лет не помогают, такая она - медленная бочка.
Возвращаясь к “зачем все это”?: Чтобы было удобнее рулить самолетом, желательно, чтобы самолет выполнял Ваши команды. А именно - у Вас есть 2 стика, то есть 4 канала управления. И если Вы даете или убираете газ, то совсем не обязательно, чтобы самолет задирал нос или проявлял тенденцию к пикированию. Ведь Вы же не дергали ручку высоты? А если Вы подправляете рулем поворота курс после неудачного выхода из вертикали или летите на ноже, Вам зачем нужно, чтобы самолет в это же время еще и вращался по элеронам, вы же ручку элеронов не трогали?
Так что миксы только помогают Вам получить адекватную реакцию самолета на Ваше управление. Но управляете самолетом все равно Вы (это к “медленной бочке”).
Конечно, как правильно написал Влад, при разных полетных условиях, при разных скоростях полета невозможно получить абсолютно нейтральное поведение самолета, поэтому все миксы - это компромисс и усреднение. Но это все равно гораздо лучше, чем если Вы начинаете бочку на вертикали вниз, а заканчиваете на линии под углом 75град, т.к. самолет из вертикали сам стремится выйти в горизонт. А по поводу отключаемости миксов - да, иногда приходиться их делать отключаемыми в зависимости от полетного режима. Например, на моем самолете на режиме “срывной поворот” отключается микс РН->Элероны, потому что получалось, что при резкой максимальной даче РН и малой скорости самолет “проворачивался” по элеронам и срывной поворот “смазывался”. Зато в нормальном режиме на ноже без этого микса просто никуда.
Что касается конкретных процентов, экспонент и расходов, то это практически бесконечный процесс подстройки. Стоит поменять что-то одно, и начинает тянуться длиная цепочка последствий, иногда более заметных и требующих вмешательства, иногда менее заметных, на которые можно закрыть глаза, по крайней мере “до следующего раза”.

aau
  • 100 500 к Игорю. Еще есть засада , о которой надо помнить. Некоторые миксы имеют привязку к положению стика газа. А газ разный в штиль или средний ветер и в умеренный и сильный ветер.

Можно конечно менять по погоде кривую газа (от аппаратуры зависит привязка миксов к положению стика или к каналу газа), можно иметь разные миксы на разный ветер, а можно использовать пилота 😃

7 days later
Makey

Вроде как с миксами и полётными режимами немного понятно. Но у меня есть небольшой вопрос или сомнение, в плане комфортного веса самолёта для полёта в различных погодных условиях.
Бытует мнение что самолёт с большой удельно нагрузкой на крыло менее подвержен влиянию ветра. Как мне кажется это субъективное восприятие. Разберём ситуацию когда некий ветер дует перпендикулярно полётной зоне. Предположим, что самолёт с большой нагрузкой пролетает полётную зону с “крейсерской скоростью” за 5 сек и его сносит на 15м, самолёт с малой нагрузкой пролетает так же со совоей “крейсерской скоростью” например за 10 сек. и его сносит на 30м. Но если самолёт с малой нагрузкой разогнать до “крейсерской скорости” самолёта с большой нагрузкой то его так же снесёт на 15м. Таким образом мнение ,что самолёты с большой нагрузкой менее подвержены влиянию ветра оказывается ошибочным. Теперь перейдём к практике. Существует ли какая то оптимальная нагрузка на крыло для полно размерных самолётов класса F3A? Есть ли смысл “упираться” максимально облегчая самолёт? Из моего небольшого опыта в F3A стало понятно ,что на “кирпиче” очень сложно вписать все фигуры в полётную зону.
К чему это всё вышеизложенное? Собираюсь покупать батареи на летний сезон. Есть ли смысл брать часть батарей более лёгкими, например 2х5S4000 для тихой и жаркой погоды и часть для более холодной и ветренной погоды например 2х5S5000. Или взять все батареи одного номинала например 2х5S4500? Со всеми типами батарей самолёт вписывается в 5 кг.

vlad_den

Юрий, не претендую на истину - мое видение проблемы:
Особенно неприятен не постоянный ветер, дующий поперек или по диагонали, а порывы! Резкий порыв ветра гораздо проще сдернет легкую модель с траектории. Поэтому лучше - когда вес на пределе максимального.

Izverg
Makey:

Предположим, что самолёт с большой нагрузкой пролетает полётную зону с “крейсерской скоростью” за 5 сек и его сносит на 15м, самолёт с малой нагрузкой пролетает так же со совоей “крейсерской скоростью” например за 10 сек. и его сносит на 30м. Но если самолёт с малой нагрузкой разогнать до “крейсерской скорости” самолёта с большой нагрузкой то его так же снесёт на 15м.

Абсолютно верно. Но вот самолет с большей нагрузкой на крыло менее подвержен порывам и турбулентности.

Makey:

Из моего небольшого опыта в F3A стало понятно ,что на “кирпиче” очень сложно вписать все фигуры в полётную зону.

И это верно. Либо, надо лететь дальше. Поэтому в последние два года наметилась тенденция к уменьшению нагрузки на крыло. На моем самолете, с учетом верхнего крыла, нагрузка составляет порядка 69 граммов на кадратный дециметр, что позволяет достаточно комфортно лететь на дистанции 140-150 метров при нормальной (ветер 2-4м/с с боковой составляющей 1-1,5 м/с ) погоде. При этом удается достаточно комфортно поместиться в зону.
К новому сезону готовиться самолет с нагрузкой 64 грамма на сантиметр, что, в купе с новым, кстати, более толстым, профилем, позволит снизить скорость на 5-6 процентов, соответственно полетная дистанция уменьшится со 150 до примерно 140 метров.
При усилении боковой составляющей ветра самолет догружается до максимального, по правилам, веса (5030-5040 граммов), и центровка переносится вперед на 1-2 процента. Однако, можно и не догружать самолет, просто увеличив скорость полета, при увеличении скорости уменьшится необходимый угол упреждения, и управление в условиях бокового ветра станет более комфортным. Естественно, полетная дистанция при этом увеличиться.
По поводу батареек- я бы брал все одинаковые комплекты, двигая центровку в зависимости от погоды.

andreyengin
ДАВ:

а можно просто завести микс. Подбирать его предстоит в результате множества полетов , нудно и терпеливо, до тех пор, пока самолет не начнет выполнять петлю на ноже (срывной разворот - просто обязательно!) в обе стороны без вываливания из плоскости выполенения фигуры.

Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет;)

Phoenix32
andreyengin:

можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет

Промоутер футабы?😃

Александр_F3A
andreyengin:

Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет

Андрей, по подробней пожалуйста можно, как осуществить точную подсторойку этого микса.

ДАВ
andreyengin:

Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет;)

Согласен, можно, конечно. Но я на JR летаю. На Футабу переходить - решение ответственное, тут все посчитать надо! 😃

paa

Поставили новую прошивку, появилась возможность чуточку попробовать настроить логику, взял для примера настройку из блога Дмитрия, возникла проблемка:
кратко, беру описанный в блоге ПОЛЕТНЫЙ режим -
РН по максимуму с большой экспонентой - расх. ставлю 100% эксп.90,
РВ достаточный для выполнения треугольных и квадратных фигур с небольшим запасом - расх. ставлю 70% от макс. эксп. 30,
расходы элеронов достаточные для энергичного выполнения 4-х точечной бочки - расх. ставлю 70% от макс эксп.25.
Включаю триггер с условиями -
если Элер. и РВ > 70%, то включаем пониженные расходы РН и РВ по 40 и 45 от макс. соответственно и расходы Элер. повышаю до 100%.
Проблема - РН и РВ успевают отклониться вначале до 70% от макс а потом срабатывают условия и рулевые поверхности уходят на 40 и 45 от макс, т.е проблема при переключении с больших на меньшие расходы, с элеронами все красиво, они переключаются с 70 на 100% от макс. Значения условные, но даже если их скорректировать в полете до точных, тенденция думаю не исчезнет.

Раньше для штопорной бочки использовали 3-й режим, который включался тумблером.