Поелетные режимы. Что и как
Максим, если Вы конкретизируете хотябы модель, возможнго ответы появятся…
а в принципе, рекомендую воспользоватся поиском по форуму, найти владельца аналогичного самолета, уточните комплектаци, взлетный вес, центровку, аппу.
если все эти данные совпадут с Вашими, тогда, возможно, сможете воспользоватся готовыми настройками
Самолет Wind S 50E SebArt, аппа 8FGA 2.4GHz Futaba
три полетных режима :
-Обычный полет
-Штопорная бочка
-Штопор и срывник
По поводу отклонений и экспонент , все настраивается по каждому режиму и рулю отдельно для данного самолета .
Я ж про это и спрашивал, про них поподробнее пожалуйста.
Совершенно с Вами согласен. Идеальная пилотажка должна летать вааще без каких либо миксов, следуя за мыслью пилота. Но к сожалению мир не совершенен, каждый приспосабливается к этому по своему.
Вот и Григорий Яресько с Красноярска говорит ручками, ручками надо. Но ручками не всегда получаеться когда опыта маловато, зачем тогда покупать навороченную аппу, надо же ее функционал использовать.
зачем тогда покупать навороченную аппу, надо же ее функционал использовать.
А Вы думаете в функционале аппаратуры самое главное это миксы?😃
Максим, не там пост разместили, поэтому и ответов - ноль. 😃
Вопрос касался F3A, для него специально отдельную ветку создали. Специально! 😃 Почему - вопрос отдельный.
Так вот, по существу.
Миксы - это такие возможности аппаратуры, которые позволяют автоматически (или по специальному включению) добиваться зависимых отклонений рулей, при котором один руль - ведущий, а другой - ведомый.
Например, микс (элероны - руль направления) применяется для устранения скольжений, возникающих при создании крена по принципу - куда элероны, туда и руль направления. Не знаю пилотажников, кто применяет этот микс. Сильно подозреваю, что он нужен копиистам и планеристам.
Слава, не думай, что этот микс применяется на медленных бочках и ножах. На этих фигурах рулем направления работает пилот, а аппаратура лишь вносит коррективы согласно ниже перечисленным миксам.
Основные миксы у пилтажников (друзья поправьте, если что-то упустил) такие:
- РН - РВ
- РН - Элероны
- Газ - РВ
В редких случаях могут применяться миксы :- РВ - РН
- Газ - РН
Все миксы служат одной цели: получения адекватной реакции модели на отклонения рулей и повышения стабильности ее полета.
Существует мнение (в других ветках), что надо летать исключительно “на руках”. В этой ветке подобные вопросы не обсуждаются.
Полетные режимы: - это режимы, переключаемые вручную, либо автоматически аппаратурой при совпадении определенных величин отклонения одного или нескольких рулей (то, что называется термином “логика”) и служат для изменения величин расходов рулей для выполнения определенных фигур.
У меня аппаратура JR-9303, логики она не имеет. Зато есть 3-позиционный переключатель FM (flight mode), на котором у меня запрограммированы три режима полета - нормальный, штопоров и штопорных бочек соответственно.
К полетным режимам я бы отнес режимы переключения кривых газа, а также и вкл/откл тормоза воздушного винта.
Надеюсь, различие между миксами и полетными режимами изложил внятно. 😃
Скажу сразу – точные проценты соотношений в отклонениях рулей приводить нет смысла, ибо они сильно разнятся и зависят от модели и ее пилота. Поэтому можно обсуждать лишь общие тенденции и грубые настройки. Точные настройки получаются методом подбора, проб и ошибок в процессе настройки модели. Причем, сразу оговорюсь: настройки совершенствуются постоянно, поэтому, образно говоря, вчерашние настройки – это вчерашние настройки. 😃
Точные проценты это понятно, для каждого самолета и аппы они индивидуальны. У меня например ну никак не хочет получаться медленная бочка, начал “кумекать” насчет миксов, поэтому и возник вопрос, а гуру используют ли какие либо миксы и какие.
Ураааа! Заработало!!! 😃
Вот, что значит правильный вопрос в правильном месте! 😃
Это точно😁
У меня например ну никак не хочет получаться медленная бочка
Так что именно не получается
А Вы думаете в функционале аппаратуры самое главное это миксы?😃
Я так не говорил, если есть в аппе куча миксов которые реально могут сделать полет более красивым и четким, почему нет?
есть тут: blogs.f3a-russia.ru/blog/63.html
Всю дальнейшую информацию буду размещать в своем блоге на указанном ресурсе.
Про полетные режимы сделаю отдельную тему. Постараюсь в самое ближайшее время.
Вот за это спасибо, думаю многим будет полезно.
осталось только “Пое…” в названии исправить
Ну ДА ДА ДА. На работу опаздывал, по этому т опечяткался😁😇
Так что именно не получается
Не получаеться компенсировать рулем высоты в инверте, В итоге пол бочки медленно, а полбочки быстро в виде кадушки.
У меня например ну никак не хочет получаться медленная бочка, начал “кумекать” насчет миксов, поэтому и возник вопрос
Извините, что встреваю, но к сожалению, миксы не имеют никакого отношения к тому, как получается, точнее не получается медленная бочка. Не у Вас одного. Все начинающие и не слишком умелые пилоты (типа меня) с ней мучаются. Ведь синхронно с вращением самолета надо поочередно корректировать то рулем направления, то рулем высоты, чтобы летел прямо. Причем в нужный момент и на нужный угол. Иначе уходит вверх или вниз, а то и по кругу. Никакой микс не поможет!
Основные миксы у пилтажников (друзья поправьте, если что-то упустил) такие:
- РН - РВ
- РН - Элероны
- Газ - РВ
В редких случаях могут применяться миксы :- РВ - РН
- Газ - РН
Предлагаю разобрать предлагаемые миксы с точки зрения аэродинамики и прочих процессах происходящих при выполнения различных фигур F3A. А также как они проявляются при пилотировании, чтоб можно было выловить необходимость их применения как говорится на “ранней стадии”
РН-РВ думаю необходим для компенсации гироскопического момента от ВМГ, уводящего самолёт с горизонта в процессе рыскания. В этом случае хорошо бы было процент микширования завязать на газ.
Микс РВ-РН возможно тоже связан с гироскопическим моментом но как-то расплывчато я это себе представляю. К тому же уже имеется микс РН-РВ ,а делать два “встречных” микса не очень хорошая затея.
Про РН-элероны я свои предположения высказал.
Лично мне непонятен смысл микса газ-РВ
Лично мне непонятен смысл микса газ-РВ
На нисходящей вертикали многие самолеты имеют тенденцию к самопроизвольному выходу, поэтому на нулевом газу ставят РВ на пару градусов в минус.
Лично мне непонятен смысл микса газ-РВ
Не знаю как в F3A,но этот микс я использовал на Яке 2,2 м. На максимальном газу самолет тянуло вниз.Для “ровного” полета при любом положении ручки газа требовалось использование данного микса.Это было связано то ли с выкосом двигателя,то ли с центровкой.На сколько помню(давно дело было) все таки из-за слишком задней центровки центровки.По скольку если триммировать по РВ на максимальном газу,то при минимальных оборотах двигателя проявлялась тенденция к кабрированию.
Вот за это спасибо, думаю многим будет полезно.
blogs.f3a-russia.ru/blog/73.html
Собственно, вот то что обещал.
Тему про микшеры сделаю позже.
Предлагаю разобрать предлагаемые миксы с точки зрения аэродинамики и прочих процессах происходящих при выполнения различных фигур F3A.
Давайте. Только кратко, по очереди и по делу, а то такой флуд получим, что забудем, с чего начали.
РН-РВ
Этот микс компенсирует тенденцию самолета к изменению угла тангажа при отклонении РН. Много всяких объяснений этому явлению - от центровки самолета, установочных углов крыла и стабилизатора до несимметричности обтекания - я думаю, что все факторы работают одновременно. Но - факт остается фактом - это неприятное явление есть, особенно ярко проявляется при полете на ноже, когда РВ должен быть в нейтральном положении, а отклонен только РН. Очень часто самолет начинает уклоняться либо в сторону кабины, либо в сторону шасси. Можно, конечно, попробовать переместить аккумуляторы, можно изменить высоту их расположения (и то, и другое не всегда возможно технически), а можно просто завести микс. Подбирать его предстоит в результате множества полетов , нудно и терпеливо, до тех пор, пока самолет не начнет выполнять петлю на ноже (срывной разворот - просто обязательно!) в обе стороны без вываливания из плоскости выполенения фигуры.
PS. В порядке лирического отступления. У кого был самолет Су-29 от Пилотажа, тот должен помнить, как этот самолет в горизонтальном полете начинал “нырять” при отклонении руля направления. Жуть, особенно на посадке! Чуть не разбил самолет, настолько это явление проявилось мощно и неожиданно.
По микс РВ-РН я говорил, что он очень редко применяется, а уж на соосниках и вовсе не потребен, ибо действительно, помогает устранить прецессию от гиросокпического момента.
осталось только “Пое…” в названии исправить
Не, не надо править.Отличное название. В этой теме серьезно “пое…” придется! 😃
Практически все миксы разобрали, и даже опровергли мнение Орышича, что миксы не нужны (кажется). Как-то только замялось, а зачем это все? Конечно, не затем, что медленная бочка не получается. Для медленной бочки надо несколько лет, и даже если Вы безусловный талант, то все равно не сразу. Бывают случаи, когда и несколько лет не помогают, такая она - медленная бочка.
Возвращаясь к “зачем все это”?: Чтобы было удобнее рулить самолетом, желательно, чтобы самолет выполнял Ваши команды. А именно - у Вас есть 2 стика, то есть 4 канала управления. И если Вы даете или убираете газ, то совсем не обязательно, чтобы самолет задирал нос или проявлял тенденцию к пикированию. Ведь Вы же не дергали ручку высоты? А если Вы подправляете рулем поворота курс после неудачного выхода из вертикали или летите на ноже, Вам зачем нужно, чтобы самолет в это же время еще и вращался по элеронам, вы же ручку элеронов не трогали?
Так что миксы только помогают Вам получить адекватную реакцию самолета на Ваше управление. Но управляете самолетом все равно Вы (это к “медленной бочке”).
Конечно, как правильно написал Влад, при разных полетных условиях, при разных скоростях полета невозможно получить абсолютно нейтральное поведение самолета, поэтому все миксы - это компромисс и усреднение. Но это все равно гораздо лучше, чем если Вы начинаете бочку на вертикали вниз, а заканчиваете на линии под углом 75град, т.к. самолет из вертикали сам стремится выйти в горизонт. А по поводу отключаемости миксов - да, иногда приходиться их делать отключаемыми в зависимости от полетного режима. Например, на моем самолете на режиме “срывной поворот” отключается микс РН->Элероны, потому что получалось, что при резкой максимальной даче РН и малой скорости самолет “проворачивался” по элеронам и срывной поворот “смазывался”. Зато в нормальном режиме на ноже без этого микса просто никуда.
Что касается конкретных процентов, экспонент и расходов, то это практически бесконечный процесс подстройки. Стоит поменять что-то одно, и начинает тянуться длиная цепочка последствий, иногда более заметных и требующих вмешательства, иногда менее заметных, на которые можно закрыть глаза, по крайней мере “до следующего раза”.
- 100 500 к Игорю. Еще есть засада , о которой надо помнить. Некоторые миксы имеют привязку к положению стика газа. А газ разный в штиль или средний ветер и в умеренный и сильный ветер.
Можно конечно менять по погоде кривую газа (от аппаратуры зависит привязка миксов к положению стика или к каналу газа), можно иметь разные миксы на разный ветер, а можно использовать пилота 😃
Вроде как с миксами и полётными режимами немного понятно. Но у меня есть небольшой вопрос или сомнение, в плане комфортного веса самолёта для полёта в различных погодных условиях.
Бытует мнение что самолёт с большой удельно нагрузкой на крыло менее подвержен влиянию ветра. Как мне кажется это субъективное восприятие. Разберём ситуацию когда некий ветер дует перпендикулярно полётной зоне. Предположим, что самолёт с большой нагрузкой пролетает полётную зону с “крейсерской скоростью” за 5 сек и его сносит на 15м, самолёт с малой нагрузкой пролетает так же со совоей “крейсерской скоростью” например за 10 сек. и его сносит на 30м. Но если самолёт с малой нагрузкой разогнать до “крейсерской скорости” самолёта с большой нагрузкой то его так же снесёт на 15м. Таким образом мнение ,что самолёты с большой нагрузкой менее подвержены влиянию ветра оказывается ошибочным. Теперь перейдём к практике. Существует ли какая то оптимальная нагрузка на крыло для полно размерных самолётов класса F3A? Есть ли смысл “упираться” максимально облегчая самолёт? Из моего небольшого опыта в F3A стало понятно ,что на “кирпиче” очень сложно вписать все фигуры в полётную зону.
К чему это всё вышеизложенное? Собираюсь покупать батареи на летний сезон. Есть ли смысл брать часть батарей более лёгкими, например 2х5S4000 для тихой и жаркой погоды и часть для более холодной и ветренной погоды например 2х5S5000. Или взять все батареи одного номинала например 2х5S4500? Со всеми типами батарей самолёт вписывается в 5 кг.
Юрий, не претендую на истину - мое видение проблемы:
Особенно неприятен не постоянный ветер, дующий поперек или по диагонали, а порывы! Резкий порыв ветра гораздо проще сдернет легкую модель с траектории. Поэтому лучше - когда вес на пределе максимального.
Предположим, что самолёт с большой нагрузкой пролетает полётную зону с “крейсерской скоростью” за 5 сек и его сносит на 15м, самолёт с малой нагрузкой пролетает так же со совоей “крейсерской скоростью” например за 10 сек. и его сносит на 30м. Но если самолёт с малой нагрузкой разогнать до “крейсерской скорости” самолёта с большой нагрузкой то его так же снесёт на 15м.
Абсолютно верно. Но вот самолет с большей нагрузкой на крыло менее подвержен порывам и турбулентности.
Из моего небольшого опыта в F3A стало понятно ,что на “кирпиче” очень сложно вписать все фигуры в полётную зону.
И это верно. Либо, надо лететь дальше. Поэтому в последние два года наметилась тенденция к уменьшению нагрузки на крыло. На моем самолете, с учетом верхнего крыла, нагрузка составляет порядка 69 граммов на кадратный дециметр, что позволяет достаточно комфортно лететь на дистанции 140-150 метров при нормальной (ветер 2-4м/с с боковой составляющей 1-1,5 м/с ) погоде. При этом удается достаточно комфортно поместиться в зону.
К новому сезону готовиться самолет с нагрузкой 64 грамма на сантиметр, что, в купе с новым, кстати, более толстым, профилем, позволит снизить скорость на 5-6 процентов, соответственно полетная дистанция уменьшится со 150 до примерно 140 метров.
При усилении боковой составляющей ветра самолет догружается до максимального, по правилам, веса (5030-5040 граммов), и центровка переносится вперед на 1-2 процента. Однако, можно и не догружать самолет, просто увеличив скорость полета, при увеличении скорости уменьшится необходимый угол упреждения, и управление в условиях бокового ветра станет более комфортным. Естественно, полетная дистанция при этом увеличиться.
По поводу батареек- я бы брал все одинаковые комплекты, двигая центровку в зависимости от погоды.
а можно просто завести микс. Подбирать его предстоит в результате множества полетов , нудно и терпеливо, до тех пор, пока самолет не начнет выполнять петлю на ноже (срывной разворот - просто обязательно!) в обе стороны без вываливания из плоскости выполенения фигуры.
Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет;)
можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет
Промоутер футабы?😃
Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет
Андрей, по подробней пожалуйста можно, как осуществить точную подсторойку этого микса.
Так было раньше долго и нудно взлетать,садиться, настраивать, можно ведь взять нормальную аппаратуру футабу с точной подстройкой,с памятью по точкам на кривой и настроить этот микс за один полет;)
Согласен, можно, конечно. Но я на JR летаю. На Футабу переходить - решение ответственное, тут все посчитать надо! 😃
Поставили новую прошивку, появилась возможность чуточку попробовать настроить логику, взял для примера настройку из блога Дмитрия, возникла проблемка:
кратко, беру описанный в блоге ПОЛЕТНЫЙ режим -
РН по максимуму с большой экспонентой - расх. ставлю 100% эксп.90,
РВ достаточный для выполнения треугольных и квадратных фигур с небольшим запасом - расх. ставлю 70% от макс. эксп. 30,
расходы элеронов достаточные для энергичного выполнения 4-х точечной бочки - расх. ставлю 70% от макс эксп.25.
Включаю триггер с условиями -
если Элер. и РВ > 70%, то включаем пониженные расходы РН и РВ по 40 и 45 от макс. соответственно и расходы Элер. повышаю до 100%.
Проблема - РН и РВ успевают отклониться вначале до 70% от макс а потом срабатывают условия и рулевые поверхности уходят на 40 и 45 от макс, т.е проблема при переключении с больших на меньшие расходы, с элеронами все красиво, они переключаются с 70 на 100% от макс. Значения условные, но даже если их скорректировать в полете до точных, тенденция думаю не исчезнет.
Раньше для штопорной бочки использовали 3-й режим, который включался тумблером.