Петли на "ноже". Требования к конструкции фюзеляжа.
самолёт вообще не выходит в горизонталь. Пришёл к выводу, что надо что-то менять в конструкции фюзеляжа,
Предположу - отжимает серву.
Сталкивался с таким случаем. Именно не вызод с 3й четверти. Фюзеляж был достаточно досковатый… В то же время тощефюзеляжный легко выходил в горизонт. Заменили серву и проблема ушла.
Приблизительно 80% времени ушло на “рабочий чертёж” и изготовление стапелей.
Абалденный ход с засечками на прижимах бальзу на гаргот.
Изящная идея. А ведь всегда встает вопрос, как резинкой все прожать, если не хочется мотать на лист обшивки.
Если есть еще фото по процессу-сбросьте пожалуйста. Можно в почту…
Если есть еще фото по процессу-сбросьте пожалуйста.
Если есть интерес, буду потихоньку выкладывать фото. Сделал ещё несколько фото. Сегодня снял детали со “стапелей”. Нижнюю часть просто выдавил по направляющим. Хвостовую часть за 2 приёма. Сначала выкрутил саморезы - освободил клин и вытащил его. Затем повернул и вытащил горизонтальные части стапеля. На фото должно быть видно. 😃
Тема создавалась с расчётом на теорию, а не рассказ о постройке, поэтому Решил написать о моём взгляде на “геометрию фюзеляжа”. Осенние полёты показали, что надо менять форму фюзеляжа, как я уже писал ранее. Попытался что-то найти в учебниках по аэродинамике, но из доступного мне материала, увы ничего не нашёл. Меня озадачил тот факт, что петли из “нормального полёта” получаются любого размера, а вот с “полёта на ноже” всего неба мало… Конечно я делал фюзеляж обтекаемый, овальный, для снижения давления бокового ветра. А что происходит при полёте на “ноже”? Что создаёт подъёмную силу и управляемость? Самолёт превращается в “летающее крыло” с большой хордой, маленьким размахом и большими вертикальными плоскостями. По этому я сделал вывод, что должны выполняться 3 основных условия:
- Вид фюзеляжа с верху должен иметь симметричный профиль близкий к профилю крыла пилотажного самолёта.
- Центр тяжести фюзеляжа-крыла, 25% САХ должен совпадать с 25% САХ крыла. Процент может отличаться от 25, если профиль рассчитан на другое значение.
- Боковая площадь фюзеляжа должна быть сравнима с площадью крыла.
Для себя решил, что буду называть такой фюзеляж “NVI фюзеляж” (маленько не скромно) или “САХ25 фюзеляж”. Думаю, что в ближайшие годы в F3A должно появиться много самолётов, спроектированных по данным условиям, а может уже есть. Так как профили фюзеляжа, для полёта на “ноже”, никто не проектировал, а если проектировал, то не публиковал, я выбрал “NACA 009”, при длине фюзеляжа 2 метра, максимальное сечение 180мм. Придал небольшую трапецию, нашёл оптимальный, на мой взгляд, вид с боку. В результате получилось то, фотографии чего публикую. Критика принимается 😃
Как я уже писал слишком большая боковая поверхность фюзеляжа может привести к проблемам при движении со скольжением (компенсация бокового ветра). Одним из решением проблемы мне усматривается наращивание площади РН Для того, чтобы создать достаточное усилие для изменения угла фюзеляжа соответственно, вектора тяги двигателя, усилием которого в основном самолёт и движется на ноже. Т.е самолёт весит на 2-х точках опоры: двигатель, имеющий вертикальную составляющую вектора тяги и киля с РН. Подъёмная сила фюзеляжа по моему мнению не является определяющей. У Алексея Полторак имеется зальник у которого в фюзеляже сделаны огромные облегчения, он практически не имеет подъёмной силы. Однако самолёт летает на ноже, имея бОльший угол, чем без облегчений ,но летает и выполняет фигуры.
А вертикальные плоскости на концах крыльев не помогли бы делу? В 3Д они часто применяются для лучшей управляемости на ноже.
Виктор, сколько газа добавлял в четвёртой четверти?
Добавить газа - мало для твоего самолета. Надо втапливать в четвёртой четверти почти 100% газа. И после выхода в горизонт прибирать. Иначе, не выйти из петли.
del
Ура! Самолёт полетел. Был ветер с порывами, поэтому сделал только 2 полёта. Если завтра не будет дождя, продолжу настройку. Попробовал Р-17 и петлю с “ножа”. 7/8 петли, из вертикали в горизонталь проходит менее чем на половине газа. В общем результатом сегодняшних полётов не доволен, нужно ещё много возиться с настройками…
Надеюсь в Ачинске увидим полёт этой интересной пилотажки.
Надеюсь в Ачинске увидим полёт этой интересной пилотажки.
Я к нему ещё не привык, летает помедленнее, запаздывает с выходом из штопора, более чувствителен по курсу… Но желание организаторов - закон, привезу этот. 😃 Он и для перевозки лучше, фюзеляж разборный… Надеюсь, что не только увидите но и попробуете полетать 😃
Наблюдал на соревнованиях полёты пилота из Польши с собственной плоской пилотажкой, фюзеляж ещё уже и выше, выглядит как гипертрофированный “пенолёт”. Интересный момент - работа на ветер. Классические модели допускают мелкие незаметные корректировки, некоторые сами слегка доворачивают на ветер. Там всё иначе - как поставил модель по курсу, так она и полетела, как хвостовая балка вертолёта, такой вот эффект гироскопа. Маленькая неточность - и модель сдувает “блинчиком”, правки же видно как на ладони. На ноже - да, летит почти без угла, смотрится интересно.
Очень специфичная техника, успехов в настройке и освоении!
Наблюдал на соревнованиях полёты пилота из Польши с собственной плоской пилотажкой, фюзеляж ещё уже и выше, выглядит как гипертрофированный “пенолёт”.
У моей фюзеляж не плоский (см. п12-15). Из аэродинамики, у плоских тел, при определённом угле атаки наблюдается срыв потока приводящий к дестабилизирующему моменту. У моего фюзеляжа вид с верху - “профиль от крыла”. С капотом он уже не кажется “плоским”. На фото кабина приоткрыта…
Стоял хелпером с Виктором на протяжении 4-х туров. На взгляд со стороны самолёт управляется вполне адекватно.
Сделал новую кабину (см. фото). Сделал её смещённой назад и немного пониже предыдущей. Налетал с ней уже более двух десятков полётов. Тримировать не понадобилось т.к. разницы в полёте нет. На ноже при выходе в последней четверти, есть тенденция перевернуться на спину и удалиться от пилота. Приходится подтягивать элеронами и рулём высоты. Это нормально? Как себя ведут другие самолёты?
На спину переворачивается, так как руль направления на больших отклонениях начинает работать как элерон. Лечится подбором формы руля направления и углом наклона его оси подвеса. Увод по курсу на шасси — как правило, следствие задней центровки. Лечится просто.
Но можно ничего не лечить, а летать как есть или настроить миксы от РН на элероны и на РВ.
Спасибо! Была мысль уменьшить площадь верхней половинки руля направления. Если просто лететь на ноже, то ухода нет. Это проявляется только в петле, точнее в последней 1/8 петли. Петля по часовой стрелке, кабиной к пилоту. Может это “реакция винта”? Мотор отклонён вниз и в право, т.е. по ходу петли во внутрь и от пилота. Надо будет попробовать полетать против часовой - мотор из круга. Только на это время жалко. Сейчас налётываю Р-19, все фигуры самолёт отрабатывает без проблем…
Это не реакция винта, хотя некоторое влияние ВМГ оказывает. В основном, это реакция на большее отклонение РН и усиление его обдува в последней четверти петли. Надо очень тщательно следить за креном в этой части петли. Стоит упустить момент и развивается заметное скручивание. Лечить руками и миксами. Самолеты такой схемы «сами» петлю на ноже не делают, за редким исключением. Например Axiome от Oxai или Ангел моноплан без каналайзера, делают петлю на ноже достаточно легко. Очень влияет, помимо формы РН, форма фюзеляжа. И высота фюзеляжа тут не всегда помогает, обычно наоборот. Чем более он похож на крыло, тем более сильно заметна его ассимметрия, тем сильнее, всякого рода, скрутки и нестабильность в малых радиусах на ноже.