Возрождение мечты - помогите. Хочу построить катер.

BlackAlex

Здраствуйте господа.
Немного лирики для начала.
В детстве, как и многие из присутствующих, несколько лет занимался в судомодельном кружке. Построил пару неуправляемых яхт, дорос до “буратины” под гоночную… но потом вынужден был прерватся, учеба мешала да и ездить далеко, куржки активно сворачивались… Но мечта осталась, и вот в очередной приступ решился все же начать и реализовать давнишнее желание - радиоуправляемый катер.
Купить готовый конечно проще, но больше хочется приложить руки и поколдовать. Благо теперь есть и место, гараж, и кое какой инструмент, и доступ к новым технологиям, и кое какие финансы. Да и возле дома речка и три озера… Вобщем хочу построить лодку, 50-70см длиной, для покатушек в удовольствие. Что умеренно резвое, думаю для начинающего рулить даже на 50км/ч будет проблематично.
Теперь реалии. Думаю для начала почитать какую то теорию по процессу изготовления самого корпуса. Со стеклотканью работал, но вот вакумная формировка для меня темный лес. Как альтернативу, но сложнореализуемую, вижу термоформирование пластика по матрице. Возможно ли? кто то пробовал?
Подскажите, где можно разжится теоретическими чертежами, а лучше, если есть, что то на подобие статей как раньше публиковали в МК. Болванку думаю делать так: по чертежу сделать шпангоуты, добавить продольные направляющие и помежутки заполнить плотным пенопластом. Потом все это зашпаклевать эбоксидкой, вывести поверхности и с нее получить матрицу для выклейки или термоформировки. Почитал тут на форуме описания изготовления корпусов - моного вопросов по материалам, но думаю это буду уточнять по ходу работы.
Также требуется консультация по силовой установке. Традиционный вопрос - электро или ДВС. Хочется запаса хода хотя бы на 5-10 минут, без форсажа. Наверно ДВС для первой модели это перебор? Но насколько хватает акумуляторов, напихать можно много, но вес… Тут еще и экономический вопрос - хороший мотор, акумуляторы, регулятор хода - в сумме могут стоить значительно больше ДВС. Но на ДВС как угодать когда кончится топливо - вылавливать после каждых покатушек на середине водоема - то еще удовольствие. Вобщем тот еще вопрос.
Аппаратура управления. Я так понимаю что вполне достаточно будет двухканальной, с рулевой машинкой и регуляром хода, если для электро. Что можно взять нажедное и не сильно дорогое? Может стоит поискать б/у?
Вобщем буду рад любым советам и наставлениям. Понимаю что процесс будет долгий, но я не тороплюсь. Зарание благодарен.

Navix
BlackAlex:

хочу построить лодку, 50-70см длиной, для покатушек в удовольствие. Что умеренно резвое, думаю для начинающего рулить даже на 50км/ч будет проблематично

Задача вполне реализуемая. На первое время на лодке такого размера и 30 км/ч может оказаться достаточным, при этом легче будет добиться ее устойчивости и управляемости.

Думаю для начала почитать какую то теорию по процессу изготовления самого корпуса.

На этом форуме технология изготовления корпуса (и не одна) приводилась не раз. Поищите в старых темах, а также в ветке “Композиты” раздела “Технологии”.
Чтобы не связываться со смолами, вакуумной формовкой и т.д. можно попробовать сделать корпус из листового материала по технологии Stich & Glue - (ссылка на программу для раскроя элементов корпуса и описание технологии были на этом форуме) - при применении этой технологии корпус делается гораздо быстрее (правда есть некоторые ограничения по обводам, но для пробной модели это не так уж важно!

Подскажите, где можно разжится теоретическими чертежами.

Тут рядышком есть тема ГидроПланы - там архивы с чертежами “гидро” и “моно” корпусов. Начинать лучше с чего нибудь попроще и уж точно не с гидро - такие лодки требуют достаточно сложной настройки.

Также требуется консультация по силовой установке. Традиционный вопрос - электро или ДВС. Хочется запаса хода хотя бы на 5-10 минут, без форсажа.

Для лодки озвученного размера электро вероятно будет предпочтительнее. современные аккумуляторы позволяют ездить по 6/8 минут (стандартное время гонки в электроклассах) и на весьма “форсажных” режимах.

Аппаратура управления. Я так понимаю что вполне достаточно будет двухканальной, с рулевой машинкой и регуляром хода, если для электро. Что можно взять нажедное и не сильно дорогое?

Двухканалки вполне хватит. Можно даже без регулятора (включать контакт питания двигателя сервомашинкой). Если кататься планируется в одиночку подойдет даже АМ, например HiTec Ranger II (около $60), но лучше (особенно если в перспективе планируется участие в групповых заездах, например с соседями по форуму 😃 ) - аппарат с частотной модуляцией, например HiTec Ranger III FM (он не намного дороже).

Желаю всяческих успехов в этом увлекательном деле. И если можно, один совет - старайтесь делать проще, заморочки со сложными технологиями и решениями могут завести в тупик и отбить всякую охоту строить дальше. Особенно поначалу. Ведь цель процесса не в них, а в возможности поставить кораблик на воду и … получить удовольствие 😃

Петрович

Технология изготовления матриц и формовки корпусов оправдывает только если надо сделать кучу одинаковых корпусов, например на продажу… Да и образец должен уже быть испытан, иначе эксперименты очень дорого обойдутся… Поройтесь в старых МК, там были простенькие лодочки из фонеры и картона… Вы ведь не собираетесь делать модель чемпионского класса и выступать на соревнованиях, а покататся на пруду в свое удовольствие они самое то! Тоже самое если потянет на копии, это серьезный труд и не на один год, нужно место под мастерскую и возможность поработать на станках… Не всем просто хватает терпения закончить начатое и в каждом кружке скапливается куча такой незавершонки… можно например договорится с руководителем кружка, кто и за так отдаст или напимер на условиях предоставления потом модели для участия в соревнованиях… Другой вариант переделка пластиковых копий в РУ, затраты временные небольшие и результаты не хуже, хотя профи к этому классу относятся презрительно…

BlackAlex

Спасибо за ответы. По композитам уже начал изучать. Как варинат, думаю сделать корпус наборной, по шпангоутам, промежутки заполнить пенопластом, осатвив полость под оборудование, акумуляторы. Поверхность обклеить слеклотканью и шлифовасть, шлифовать… 😉 Место для работ есть - один гараж пока не используется. Буду искать пока обводы. Если кто еще что то подскажет - “я весь большое ухо”

BlackAlex

Тему нашел, чертежи накачал, посмотрел. Пока ничего не приглянулось. Хочется что то в стиле моторного катера. Но появились вопросы. Большинство чертежей под фанерные модели, шангоуты и по ним облекйка фанерой. А как на счет пластиков? Что если шпангоуты порезать из ударопрочного полистирола, а на обшивку пустить какой то то личтовой пластик, 0,2-0,5мм? Не пробовал никто?

Петрович

вобще то технологий изготовления корпусов наверное столько же, сколько и судомоделистов, если не более!!! Каждый строит как ему нравится и исходя из своих возможностей! Не тяжеловат корпус из пластика будет? Начинали все вродебы правильно и полезли в дебри новых технологий…
Стеклоткань ложится на твердую поверхность, пустот под собой не любит, провисает, потом эти провисы надо чемто заделывать… Мы делали так: из 3 мм фонеры выпиливались шпангоуты, если обводы не сложные доходило с шагом по 100-120мм. Киль рейка 5Х10-15мм, боковые скулы тоже рейки 3Х3 или 5Х5мм, лучше из липы, сосна сухая плохо гнется, ломкая, надо мочить перед склейкой… Стапель доска ДСП 10-15мм толщиной на которой собирается каркас (полителен не забудте постелить, а то придется отдирать от стапеля!!! Нос больше всего подвержен ударам, там оптиум полностью заполнить желтым пенопластом, а в остальном корпус меж шпангоутов обклеивается пластинами пенопласта средней плотности, сначало попробуйте как он будет шкурится… прямые участки можно заклеить картоном. Далее выравниваете по мах шкуркой и ложите пару слоев стеклоткани на эпоксидке… Далее опять шкурите, шпаклюете, шкурите… и так пока не надоест, потом красите и корпус готов! Изготовление корпуса от силы процентов 5-10 от всего объема работы, а для хорошей копии и того меньше, так что не стоит так сильно на это упиратся! Пенопласт в нутри можно оставить или вытравить растворителем…
Вот кой чего нашел в МК №12\96, 10\97, 11\98, 4\2000, 8\2001гг.

lexa777
Петрович:

Вот кой чего нашел в МК №12\96, 10\97, 11\98, 4\2000, 8\2001гг.

Извините, а Вы не могли бы отсканировать и выложить в интернет или на форум всю статью, к которой относится 2-я картинка? Назвывалась вроде “Секрет туннельного эффекта”. Я свою копию, к сожалению, потерял.

BlackAlex

Петрович, большое спасибо за инфу. Я вот пока и выбираю как делать, наборной корпус с заполением и оклейкой или попробовать “Stich & Glue” - есть и развертки корпусов, и доступ к материалам и точному раскрою. По пластику - думаю ударопрочный полистирол не тяжелее будет стеклоткани, при сопоставимой толщине. Кроме того, сейчас намного проще купить и обработать 3-5-8мм ПВХ или любой листовой пластик, чем найти нормальную фанеру, не говоря уже о липовых рейках 3х3мм и 5х5мм.
Пока все еще в поисках чертежа. Думаю все же моноплан делать, что то внешне напоминающее моторный катер. Кстати на сканах МК только общие виды - нет сечений.

Navix
BlackAlex:

Большинство чертежей под фанерные модели, шангоуты и по ним облекйка фанерой. А как на счет пластиков? Что если шпангоуты порезать из ударопрочного полистирола, а на обшивку пустить какой то то личтовой пластик, 0,2-0,5мм? Не пробовал никто?

Свою первую Моно-1 (длина 500 мм по корпусу) делал как раз из пластика. Конкретно из вспененного ПВХ, толщиной 1 мм (используется в рекламном производстве). Материал оч легкий и хорошо клеится циакрином (есть еще спец. клей для пвх, но он сохнет дольше) - корпус получается не тяжелее стеклопластикового.
Шпангоутов в лодке нет вообще (кроме транца - он из 3-мм ПВХ, так как несет на себе руль и плавник), при этом корпус получился жестким, за счет достаточно большой толщины материала.
Развертки для деталей корпуса делал в программе CARENE

Вариант с тонкой обшивкой и шпангоутами ИМХО уступает вышеописанному - обшивка будет “играть” между шпангоутами.

Сергей-Zitch

С Карене я сделал свою мечту реальной. )

В первом случае (на оффшоре 97 см) я использовал листовой 2 мм полистирол, с одной стороны закрытый пленкой. В итоге вышло превосходно, с болвана я снимал матрицу. Палуба (болван) была не из полистирола.

Во втором случае размер листа 1,5 метра оказался мал и на помощь пришла дешевая модельная фанера 3 мм (из магазина ОБИ).

Фото внизу отражают процесс и масштаб, сам пароход 1,6 метра много мелькал на Форуме и дважды на тв )
Все дело в волшебных пузырьках подумаете вы - нет,
в упорстве барана, с я которой пер этот крест…
И вряд ли посоветую его повторить, особенно в домашних условиях )

фото - после раскроя листов:

После склейки на ЦА, вставлены корректирующие ШП:

Navix
Сергей-Zitch:

С Карене я сделал свою мечту реальной…

… вышло превосходно, с болвана я снимал матрицу.

Если склеивать раскрой из “карены” снаружи (а швы потом изнутри прошпаклевать) можно сразу делать не болван, а матрицу 😃

Не пробовал, но технология очевидна.

BlackAlex

Нашел я программу… бум изучать 😉 кстати нашел характеристики полистирола. www.tuplex.ua/site/page3428.html Просто сомнения в ударной прочности ПВХ, да и вообще в прочности - я из него крышку на аквариум клеил, хоть и ставил ребра жесткости - все равно на длине 1,2 м гуляет, и это при 5мм толщине.

Петрович

Это только часть статей и рисунков выложенны как образцы, что пусть и скудная информация, но найти что то для начинающего можно! Определитесь, что вам нужно, если назовете №, год, неплохо и страницы, найду выложу, а перебирать все и темпаче все выкладывать не реально! Никаких ресурсов не хватит… Сейчас буду искать по первому запросу…
№10/97г формат DjVu

BlackAlex
Сергей-Zitch:

С Карене я сделал свою мечту реальной. )

В первом случае (на оффшоре 97 см) я использовал листовой 2 мм полистирол, с одной стороны закрытый пленкой. В итоге вышло превосходно, с болвана я снимал матрицу. Палуба (болван) была не из полистирола.

Я немного не понял, корпус из полистирола использовался как болван для корпуса? Или палубу делали по болвану?

Navix
BlackAlex:

сомнения в ударной прочности ПВХ, да и вообще в прочности

не сумлевайся 😃

прочность не высока, но здесь скорее важна жесткость корпуса. она получается за счет его “угловатой” конструкции, которую дает Карена и отсутствия больших плоских свободных участков.

если кататься одному, вообще без проблем, в гонке конечно страшновато, поэтому после доводки обводов с ПВХ-шной модели была снята матрица, по которой выклеен угле-кевларовый корпус (что впрочем не гарантирует от пробоин при столкновении)

фотка лодки из ПВХ: gallery.rcdesign.ru/showphoto.php?photo=2234&cat=1…

BlackAlex
Navix:

не сумлевайся 😃

прочность не высока, но здесь скорее важна жесткость корпуса. она получается за счет его “угловатой” конструкции, которую дает Карена и отсутствия больших плоских свободных участков.

может все же взять полистирол, ударопрочный. Как раз и опасаюсь что на промежутках между шпангоутами обшивка может “гулять”.
Еще вопрос, есть болван, есть матрица. Выклейка корпуса идет только по матрице, или болваном разжимается ткань? Тогда надо делать зазор для толщины ткани, корпуса?

Navix
BlackAlex:

может все же взять полистирол, ударопрочный. Как раз и опасаюсь что на промежутках между шпангоутами обшивка может “гулять”.

от сильных ударов, как я уже писал не спасет даже кевлар,
Foam PVC применялся в первую очередь из за низкого удельного веса. Но оказалось, что несильные удары демпфируются этим материалом отлично за счет вспененной структуры - сплошной материал такой толщины (тот же полистирол) может лопнуть, хотя возможно я ошибаюсь.

Если модель не слишком большая (до 600 мм) - жесткости миллиметрового ПВХ хватает, если корпус длиннее (около метра) и шире - можно взять материал потолще (2мм).
Кстати ПВХ у разных производителей отличается по жесткости, я делал из Palight (один из самых мягких), наиболее жесткий из доступных у нас - Forex.

Еще вопрос, есть болван, есть матрица. Выклейка корпуса идет только по матрице, или болваном разжимается ткань? Тогда надо делать зазор для толщины ткани, корпуса?

Можно клеить описанным способом - матрица+пуансон (болван), но это достаточно сложно, особенно на больших корпусах. Такой способ обычно применяется, когда требуется получить качественную поверхность с обеих сторон формуемой детали.
Вместо давления пуансона применяют вакуумный метод формовки - матрица с уложенным материалом помещается в мешок, из которого откачивают воздух. Ткань прижимается к матрице мешком (вместо пуансона).