Система спасения подводной лодки
Предлагаю обсудить современные системы спасения для моделей Р/У подводных лодок.
Пока мне видится 3 варианта:
- Fail-safe - про пропадании сигнала включать балластную цистерну на продувку. Самый понятный и простой вариант. На Али можно найти дешевле 300 руб.
- Спасательный буй. Система должна выпускать буй (с привязанным тросиком) либо по команде (сюда так же можно добавить fail-safe), либо при пропадании питания.
- Датчик затопления. В случае обнаружения воды внутри сухого корпуса надо предпринять какие-то меры (в идеале обе выше перечисленные).
Друзья, какие у вас есть наработки в данном вопросе? Какие идеи бередят мозг, но еще только ждут испытания в деле?
## Спасательный буй
У меня пока вырисовывается такая схема. Буй держится с помощью электромагнитного замочка, который высовывает штырь при подаче напряжения. Управлять всем этим делом планирую через микро-контроллер и реле, весит на отдельном канале управления. Если длина PWM импульса упала ниже порога, то выключать реле. В случае пропадания питания (короткое замыкание), реле также выключит электромагнитный замок, и буй всплывет.
## Датчик затопления
Тут у меня пока только вариант с микроконтроллером. Проверять замыкание контактов и отдавать управляющую команду. Но кажется немного сложно. Может можно как-то проще это организовать?
датчик затопления - два контакта , между ними кусок сахара , вода попала , сахар растворился , контакты замкнулись , всплываем, был вариант с использованием баллончика от сифона с углекислым газом , на прокалывание и подачу газа в шарик
. Датчик затопления
Полагаю, что данный вариант необходимо исключить. Найти вариант -непроникновения воды в корпус- решается визуально в ванной…И самой конструкцией модели.
Иметь чёткое представление о пределе максимальной глубины погружения модели.
Возможны две причины не всплытия модели-Водоросли, или упрётся в ил( при запуске модели в открытых водоёмах) Спасательные работы -ваши предложения.
Из практики наблюдений- шлюпка, палки, сачки , ныряние. Класс моделей набирает популярность- как и само решение проблемы отыскать потерявшуюся модель.
Хотя-бы приблизительное представление о водоёме- его глубина, состояние дна- уменьшит риск. Всплывающий буёк… Длина лески, мигающий огонёк, надёжность выброса буйка… Вопросов много, а решений? Как с миноискателем- не знаю…
Практика запуска моделей подводных лодок показывает, что в редких случаях лодка тонет мгновенно. Большинство случаев когда вода через какие-то протечки проникает внутрь, получается дифферент. Но у меня был случай с моделью U-2524 (типа XXI) модель затонула через несколько минут после запуска, забыл закрыть заглушку дренажной трубки. Благо запускал в бассейне глубиной 1,5 м с прозрачной водой , модель вытащили удочкой. А в озёрах запускать очень опастно. Лодка ныряет, а ты стоишь и думаешь всплывёт ли? Поэтому на мой взгляд самая нужная система спасения это мощная балластная цистерна, позволяющая всплыть даже если лодка запуталась в водорослях. Для активации защиты используются датчики Fail-Safe и датчик наличия воды в корпусе. У некоторых производителей есть датчики глубины, которые не позволяют лодке погрузиться слишком глубоко( более 1,8 м).
Датчик наличия воды- простейший транзисторный ключ, сенсор (два проводника) включен в цепь базы транзистора, нагрузкой контура может быть реле , которое включает поршневую балластную цистерну, либо сирену с мигалкой.
.
Спасательный буй дело сложное, но сделать можно , вот пример_http://www.modelbouwforum.nl/threads/walter-v80.107647/page-8
датчик глубины можно сделать из датчика уровня наполнения бака стиральной машины , есть возможность регулировки
Одно понятно- система должна работать вне зависимости от р/а…
Если модель утонула в пруду можно попробовать искать ее с помощью гидрофона.
vrtp.ru/index.php?act=categories&CODE=article&arti… - вот схема
я собирал гидрофон, основной усилитель делал на tda2822 (ищите схему усилителя для наушников) чувствительность повышается с напряжением питания
то есть если лодка запуталась в водорослях, то нужно активно работать сервами и газом, чтобы как можно сильнее шуметь
сам честно говоря такой способ пока не пробовал, но чувствительность гидрофона вполне позволяет такое
Можно кстати сделать левый и правый канал, так должно быть еще проще
объёма баллончика СО на 12 граммов вполне хватит для всплытия аварийного шара из шарика или камеры от мяча, ну а про силу тяги данного средства - должно хватить
Идея с баллончиком сомнительная, и потом сам процесс реализации техники связанной с воздухом сложен. Гораздо проще и надёжнее буй изготовленный из пенопласта . Работает система следующим образом: Аварийный буй закреплён при помощи трубки к корпусу, рядом с буем катушка с шнуром(рыболовный выдерживающий 20кг), шнур крепится к бую через трубку. Трубка фиксируется защёлкой, которая через серву приводится в действие, когда лодка затонула.
modelbouwforum.nl/threads/…/page-8
ну … вообще можно использовать сухие смеси для фиксации буя, тот же кусочек сахара , затопило- растворился - всплыл буй, ну а самое надёжное = комплект “последний вздох” аварийный запас аквалангиста 😇
Может тогда пару баллончиков в корпуса выпускать, из прочного, если течь снизу, может воду выдавить или хотя бы приостановить затопление, а осушение легкого корпуса так вообще очень прибавит плавучести, ненадолго, но может хватит сил вырваться.
серву приводится в действие
А если радиосигнал не проходит, или всё в воде?
Если радиосигнал не проходит то срабатывает модуль Fail-safe который включается между приёмником и балластной цистерной, включая её на продувку.
Если даже ВПЦ будет полностью затоплен всё равно какой-то ток останется достаточный для активации защитного устройства. Применять регуляторы хода с BEK не рекомендуется, или водонепроницаемые. Почему говорю , как я уже описывал случай с U-2524 которая у меня затонула в бассейне, она лежала на дне прямо в центре ,внутри ВПЦ было полно воды, но к счастью регулятор и сервы работали. Прямо по дну удалось её довести до борта бассейна.
Короче говоря нужно делать электронику для балластной цистерны независимой от аппаратуры, питание подводить отдельной фишкой, блоки желательно за герметизировать силиконом или эпоксидкой.
Отсутствие сигнала можно зафиксировать, но вот если все в воде, то может спасти разве что буек с сахарным пускателем. Или выталкивать эту воду газом из баллончика.
Или лодку на веревочке запускать:)
Во время сухих тестов у меня сгорел BEC на регуляторе хода из-за заклиневшей (бракованной) сервы. Наверное такое может произойти и в воде если намотает водоросли или мусор. Или не сгорит? Мне хочется иметь прям совсем последний шанс.
Можно нормально открытым электро клапаном при включении закрывать емкость с высоким давлением, которая в случае чего сможет всегда надуть “шарик” при пропадании питания.
Кстати, а как лучше/надёжнее разводить электрику? Сервы, приемник, регули как питаются?
Во время запуска всякое может случиться, вот например при запуске Альфы на озере намотал водоросли на винт, к счастью без последствий. На борту стоял коллекторный мотор 600 размера с редуктором. Ну а если бы с прямым приводом то может быть и сгорел регулятор. Думаю что применение 10 А предохранителей не помешает.
Электронику лучше подключить через 5А UBEC , у регуляторов хода отсоединяются красный провод на фишке, питание модуля балластной цистерны независимое от силовой батареи.
Простите что вмешиваюсь, но с чего вы взяли что встроенный в регулятор ВЕС менее надёжен чем внешний? Они схемотехнически равноценны. Если уж делаете внешний ВЕС, то это имеет хоть какой-то смысл только при внешней отдельной батарее для сервомашинок и приёмника, ну или если бортовая электроника потребляет большой ток, либо высокое напряжение питания.
Не проще ли нормальную защиту от воды сделать для всей бортовой электроники?
Простите что вмешиваюсь, но с чего вы взяли что встроенный в регулятор ВЕС менее надёжен чем внешний?
Тепловой режим. Если ВЕС встроенный, то у него общий радиатор с силовыми транзисторами - плата регулятора.
…вот например при запуске Альфы на озере…
На каком расстоянии/глубине работает борт в той конфигурации, что на фото?
Поясняю. Отдельный источник питания с UBEC ставится только с одно целью - питания балластной цистерны в аварийной ситуации. Когда в корпус попадает вода первым горит регулятор (проверено). Несомненно что использование одного аккумулятора в системе питания борта удобнее намного, чем двух, но в целях безопасности лучше иметь раздельное питание.
P.S. Данная система + передатчик Futaba F-14 на 40 МГц, дальность действия не определял (нет надобности) но приблизительно 50 метров проникает в воду до двух метров и более.
Спасти лодку при сильной тече оперативно не получится, запас плавучести будет израсходован мгновенно. стоит ли для этого случая ставить систему со спасательным буем, не думаю что поможет.
При небольшой тече в сухой корпус, наиболее оптимально ставить fail-safe, который дает команду БЦ на всплытие при замыкании водой контактов внизу сухого корпуса или при потере сигнал. Мне такой вариант помогал несколько раз. Запускаешь лодку она вдруг сама всплывает, пытаешься ее погрузить , а она не погружается, команды на управление рулями и ходом выполняются, погружение не происходит - значит в корпус поступает вода, срочно к берегу.
Питать лодку от одной батареи или двух, каждый выбирает сам. Я использую одну батарейку, и BEC. (если питать приемник от своей батареи, то BEC не нужен).
Регулятор и сервы ставлю высоко, чтобы их намочило в последнюю очередь. Регулятор лучше покрыть лаком, это плохо при ремонте, но хорошо при эксплуатации.