Система спасения подводной лодки

Игорь_Петрович

датчик затопления - два контакта , между ними кусок сахара , вода попала , сахар растворился , контакты замкнулись , всплываем, был вариант с использованием баллончика от сифона с углекислым газом , на прокалывание и подачу газа в шарик

RodenkoAV
melnikov_ivan:

. Датчик затопления

Полагаю, что данный вариант необходимо исключить. Найти вариант -непроникновения воды в корпус- решается визуально в ванной…И самой конструкцией модели.
Иметь чёткое представление о пределе максимальной глубины погружения модели.
Возможны две причины не всплытия модели-Водоросли, или упрётся в ил( при запуске модели в открытых водоёмах) Спасательные работы -ваши предложения.
Из практики наблюдений- шлюпка, палки, сачки , ныряние. Класс моделей набирает популярность- как и само решение проблемы отыскать потерявшуюся модель.
Хотя-бы приблизительное представление о водоёме- его глубина, состояние дна- уменьшит риск. Всплывающий буёк… Длина лески, мигающий огонёк, надёжность выброса буйка… Вопросов много, а решений? Как с миноискателем- не знаю…

Eli4A

Практика запуска моделей подводных лодок показывает, что в редких случаях лодка тонет мгновенно. Большинство случаев когда вода через какие-то протечки проникает внутрь, получается дифферент. Но у меня был случай с моделью U-2524 (типа XXI) модель затонула через несколько минут после запуска, забыл закрыть заглушку дренажной трубки. Благо запускал в бассейне глубиной 1,5 м с прозрачной водой , модель вытащили удочкой. А в озёрах запускать очень опастно. Лодка ныряет, а ты стоишь и думаешь всплывёт ли? Поэтому на мой взгляд самая нужная система спасения это мощная балластная цистерна, позволяющая всплыть даже если лодка запуталась в водорослях. Для активации защиты используются датчики Fail-Safe и датчик наличия воды в корпусе. У некоторых производителей есть датчики глубины, которые не позволяют лодке погрузиться слишком глубоко( более 1,8 м).
Датчик наличия воды- простейший транзисторный ключ, сенсор (два проводника) включен в цепь базы транзистора, нагрузкой контура может быть реле , которое включает поршневую балластную цистерну, либо сирену с мигалкой.
.
Спасательный буй дело сложное, но сделать можно , вот пример_http://www.modelbouwforum.nl/threads/walter-v80.107647/page-8

Игорь_Петрович

датчик глубины можно сделать из датчика уровня наполнения бака стиральной машины , есть возможность регулировки

RodenkoAV

Одно понятно- система должна работать вне зависимости от р/а…

tl_972

Если модель утонула в пруду можно попробовать искать ее с помощью гидрофона.
vrtp.ru/index.php?act=categories&CODE=article&arti… - вот схема

я собирал гидрофон, основной усилитель делал на tda2822 (ищите схему усилителя для наушников) чувствительность повышается с напряжением питания

то есть если лодка запуталась в водорослях, то нужно активно работать сервами и газом, чтобы как можно сильнее шуметь

сам честно говоря такой способ пока не пробовал, но чувствительность гидрофона вполне позволяет такое

Можно кстати сделать левый и правый канал, так должно быть еще проще

Игорь_Петрович

объёма баллончика СО на 12 граммов вполне хватит для всплытия аварийного шара из шарика или камеры от мяча, ну а про силу тяги данного средства - должно хватить

Eli4A

Идея с баллончиком сомнительная, и потом сам процесс реализации техники связанной с воздухом сложен. Гораздо проще и надёжнее буй изготовленный из пенопласта . Работает система следующим образом: Аварийный буй закреплён при помощи трубки к корпусу, рядом с буем катушка с шнуром(рыболовный выдерживающий 20кг), шнур крепится к бую через трубку. Трубка фиксируется защёлкой, которая через серву приводится в действие, когда лодка затонула.
modelbouwforum.nl/threads/…/page-8

Игорь_Петрович

ну … вообще можно использовать сухие смеси для фиксации буя, тот же кусочек сахара , затопило- растворился - всплыл буй, ну а самое надёжное = комплект “последний вздох” аварийный запас аквалангиста 😇

tl_972

Может тогда пару баллончиков в корпуса выпускать, из прочного, если течь снизу, может воду выдавить или хотя бы приостановить затопление, а осушение легкого корпуса так вообще очень прибавит плавучести, ненадолго, но может хватит сил вырваться.

RodenkoAV
Eli4A:

серву приводится в действие

А если радиосигнал не проходит, или всё в воде?

Eli4A

Если радиосигнал не проходит то срабатывает модуль Fail-safe который включается между приёмником и балластной цистерной, включая её на продувку.
Если даже ВПЦ будет полностью затоплен всё равно какой-то ток останется достаточный для активации защитного устройства. Применять регуляторы хода с BEK не рекомендуется, или водонепроницаемые. Почему говорю , как я уже описывал случай с U-2524 которая у меня затонула в бассейне, она лежала на дне прямо в центре ,внутри ВПЦ было полно воды, но к счастью регулятор и сервы работали. Прямо по дну удалось её довести до борта бассейна.
Короче говоря нужно делать электронику для балластной цистерны независимой от аппаратуры, питание подводить отдельной фишкой, блоки желательно за герметизировать силиконом или эпоксидкой.

tl_972

Отсутствие сигнала можно зафиксировать, но вот если все в воде, то может спасти разве что буек с сахарным пускателем. Или выталкивать эту воду газом из баллончика.
Или лодку на веревочке запускать:)

melnikov_ivan

Во время сухих тестов у меня сгорел BEC на регуляторе хода из-за заклиневшей (бракованной) сервы. Наверное такое может произойти и в воде если намотает водоросли или мусор. Или не сгорит? Мне хочется иметь прям совсем последний шанс.
Можно нормально открытым электро клапаном при включении закрывать емкость с высоким давлением, которая в случае чего сможет всегда надуть “шарик” при пропадании питания.

Кстати, а как лучше/надёжнее разводить электрику? Сервы, приемник, регули как питаются?

Eli4A

Во время запуска всякое может случиться, вот например при запуске Альфы на озере намотал водоросли на винт, к счастью без последствий. На борту стоял коллекторный мотор 600 размера с редуктором. Ну а если бы с прямым приводом то может быть и сгорел регулятор. Думаю что применение 10 А предохранителей не помешает.

Электронику лучше подключить через 5А UBEC , у регуляторов хода отсоединяются красный провод на фишке, питание модуля балластной цистерны независимое от силовой батареи.

Sergey87

Простите что вмешиваюсь, но с чего вы взяли что встроенный в регулятор ВЕС менее надёжен чем внешний? Они схемотехнически равноценны. Если уж делаете внешний ВЕС, то это имеет хоть какой-то смысл только при внешней отдельной батарее для сервомашинок и приёмника, ну или если бортовая электроника потребляет большой ток, либо высокое напряжение питания.

Не проще ли нормальную защиту от воды сделать для всей бортовой электроники?

V_Alex
Sergey87:

Простите что вмешиваюсь, но с чего вы взяли что встроенный в регулятор ВЕС менее надёжен чем внешний?

Тепловой режим. Если ВЕС встроенный, то у него общий радиатор с силовыми транзисторами - плата регулятора.

Eli4A:

…вот например при запуске Альфы на озере…

На каком расстоянии/глубине работает борт в той конфигурации, что на фото?

Eli4A

Поясняю. Отдельный источник питания с UBEC ставится только с одно целью - питания балластной цистерны в аварийной ситуации. Когда в корпус попадает вода первым горит регулятор (проверено). Несомненно что использование одного аккумулятора в системе питания борта удобнее намного, чем двух, но в целях безопасности лучше иметь раздельное питание.

P.S. Данная система + передатчик Futaba F-14 на 40 МГц, дальность действия не определял (нет надобности) но приблизительно 50 метров проникает в воду до двух метров и более.

TBB

Спасти лодку при сильной тече оперативно не получится, запас плавучести будет израсходован мгновенно. стоит ли для этого случая ставить систему со спасательным буем, не думаю что поможет.

При небольшой тече в сухой корпус, наиболее оптимально ставить fail-safe, который дает команду БЦ на всплытие при замыкании водой контактов внизу сухого корпуса или при потере сигнал. Мне такой вариант помогал несколько раз. Запускаешь лодку она вдруг сама всплывает, пытаешься ее погрузить , а она не погружается, команды на управление рулями и ходом выполняются, погружение не происходит - значит в корпус поступает вода, срочно к берегу.

Питать лодку от одной батареи или двух, каждый выбирает сам. Я использую одну батарейку, и BEC. (если питать приемник от своей батареи, то BEC не нужен).
Регулятор и сервы ставлю высоко, чтобы их намочило в последнюю очередь. Регулятор лучше покрыть лаком, это плохо при ремонте, но хорошо при эксплуатации.

RodenkoAV
TBB:

ставить систему со спасательным буем, не думаю что поможет.

Ну хотя-бы поднять то что осталось, потянули за буёк-и унесли, а не заниматься часовыми поисками и в итоге уйти с передатчиком в руках…
Сугубо моя точка зрения, хотя ни в одной из моих моделей ничего такого нет, хотя после Гатчины- подумать стоит, из-за тины и водорослей с глубины
0,8м и ниже… Хотя и буёк там тоже может застрять…

V_Alex
TBB:

Спасти лодку при сильной тече оперативно не получится, запас плавучести будет израсходован мгновенно. стоит ли для этого случая ставить систему со спасательным буем, не думаю что поможет.

При подъеме больших затонувших судов с большим количеством повреждений корпуса (где невозможно обеспечить герметичность воздушных мешков), используется "“пенопластовая” технология - типа баллона с монтажной пеной, где газ в ячейках полимера образуется в ходе химической реакции. Если позволяет размер модели ПЛ, то такой баллон не обязательно ставить в прочном корпусе, можно ставить и в легком.