Маленький Ан-140 (размах 1,5м)

horse427

Константин, а Боинг?.. В любом случае интересы ко всем темам, но бобик…

EVIL

Бобик споткнулся на отсутствии карбоновых тяг для хвостового оперения и теперь будет их ждать.

ПродолжимB-) чтобы приклеить морду к горизонтальной перегородке, делаем в шпангоутах сквозной вырез с одной стороны и внутренний паз с другой. На перегородке с той же стороны делается соответствующий паз и шпангоуты как бы вставляются сбоку. Затем все швы заливаются Локтайтом, совмещаются свободные концы шпангоутов и тоже приклеиваются к перегородке. В общем все просто. До 7-го шпангоута;)😈. Дальше будут шп.№8 и №9, на которых будет крепиться, по задумке складное, шасси. Об этих деталях чуть позже.

Следующий шаг - это подготовка шп. №8 и №9. На шпангоуте №8 будут установлены рычаги системы уборки и выпуска шасси, которые будут изготовлены из листового карбона толщиной 2,5мм. В этот шпангоут надо вмонтировать сервомашинку привода уборки шасси с углом поворота 160…180 град. Я сделал 2 варианта такой машинки. Один из них сделан на основе Пилотажевской сервы С-05МР, а другой - Ace-RC S1903. Обе после небольшой доработки, поворачиваются на 160град. Суть доработки проста: надо на крайние электроды переменного резистора, который является датчиком угла поворота, добавить по резистору 1,8 кОм и завернуть их в термоусадку, чтобы они не могли соприкасаться с другими элементами схемы. Возник резонный вопрос: какую поставить? С-05 легче и быстрее. Вот теперь не знаю на чем остановить свой выбор. 1903 подкупает тем, что ее шпиндель поворачивается на 2 подшипниках скольжения, а у С-05 подшипников нет. По идее это непринципиально, тк серва будет только держать основной подкос в своей плоскости и боковые силы, действующие на качалку должны быть невелики, но я не знаю, как поведет себя такая кинематическая схема в реальных условиях. На самом шпангоуте надо еще смонтировать 2 неподвижные оси для опор подкосов (точки на шаблоне вблизи оси симметрии), я так думаю сделаю их из карбоновых палочек диаметром 4мм. Для колесных осей более тяжелых самолетов этого хватало.

EVIL

Работы над шпангоутами №8 и 9 закончены и теперь они готовы к установке на горизонтальную перегородку. В качестве сервы ретракта основного шасси была выбрана доработанная (как, см. выше) С-05 из-за ее малого веса. На шп.№8 сделано посадочное место под сервомашинку, наклеены дополнительные пластиковые накладки, которые будут распределять усилия от осей стоек шасси и неподвижных осей механизма ретрактов, по участкам поверхностей шп.№8. Дерево - слоистый материал и будет надежнее, если усилия будут прикладываться к маскимально большему числу волокон. Боковые образующие и нижняя часть этого шпангоута сделаны из березового шпона 1,3мм. Все-таки на нем и крыло и шасси. Частично присутствуют и бальзовые пластины на менее нагружаемых участках. Шп.№9 сделан легким, из бальзы и лиш нижняя часть набрана из березовых пластинок 1,3мм, отверстия под оси стоек шасси так же усилены пластиковыми накладками. Для чего тяжелое дерево, пластик? Всё просто: К нижней части этих шпангоутов крепится шасси. Именно на эти участки силового набора будут приходиться значительные ударные нагрузки при движении по земле.

EVIL

После того, как шпангоуты подготовлены к установке, ставим их на свое место. На горизонтальной перегородке на месте шп.№8 и №9 отсутствуют перемычки. Это сделано специально. Эти шпангоуты вставляются в перегородку изнутри, при этом делаются аналогичные пазы, как на предыдущих шпангоутах. Следующие за ними №10 и №11 устанавливаются так же как и все остальные шпангоуты носовой части. За №11 будет хвостовая часть самолета. Её контур уже готов, но для того, чтобы его установить, надо проделать такую же работу, как с носовой частью фюзеляжа. Кроме того, надо закрепить проделанную работу, тк каркас в свободном состоянии легко податлив и изгибается без усилий под собственным весом. Чтобы не испортить работу, придется положить часть обшивки. Более того, чтобы правильно установить хвостовую часть, надо ее к чему-то крепить, а для этого надо уложить обшивку за крылом, что собственно уже сделаноB-). Вес получившейся конструкции на данный момент составляет 170 грамм, я думаю хвостовая часть еще грамм 100 добавит. Пока не буду загадывать, процесс строительства покажет, как оно будет.

EVIL

Следующим этапом строительства будет сборка каркаса хвостовой части фюзеляжа, сборка хвостового оперения и изготовление обшивки хвостовой части. На данном этапе собран каркас хвоста и закреплен с нижней стороны частью обшивки. В плане технологии сборки всё аналогично сборке носовой части фюзеляжа.😎

Посетила мысля, чтобы сделать все кабанчики оперения внутри фюзеляжа, но я что-то сомневаюсь:). Нет, это реально, я как-то думаю про такой момент, когда понадобится доступ к этим узлам. Думаю, что вполне реально сделать съёмную крышку под стабилизатором, но эта часть самолета будет светлая и будет видно место стыка, а хотелось бы чтобы конструкция выглядела как цельная.😃 Ладно, дойдет до монтажа стабилизатора, там будет видно, насколько это реально. Чёт я опять впереди паровоза… 😃

Orel
EVIL:

Чёт я опять впереди паровоза… 😃

Хороший фюзеляжик получается!Константин , а какой нибудь простенький стапель применяется для сборки его . Внутренний или наружный ,как этот?

EVIL

Стапель не применяется по причине очень малых размеров фюзеляжа, однако нивелировать длинные участки фюзеляжа в процессе сборки приходится). Здесь главное каким-то шайтаном сделать нужные высоты точек на крайних точках носовой и хвостовой частях. Просто ровная доска для этих целей не очень подходит, а городить стапель не очень хочется. Поэтому делаю так: беру 2 доски толщ. 15мм (просто такие нашел) кладу их на пол, благо, что он ровный и ставлю на 2 доски фюзеляж. Нос и хвост при этом установлены, но не приклеены намертво, у них есть возможность немного смещаться за счет гибкости шпангоутов. Далее выставляем высоту контрольной точки по линейке и удерживая носовую часть фюзеляжа рукой, ставим 2 точки клея на место сопряжения каркаса с обшивкой, чем намертво фиксируем эту часть фюзеляжа в вертикальной плоскости. Точно такой же процесс повторяем с хвостовой частью. Чет я как-то не заострил внимания фотоаппарата на столь увлекательной части процесса.

Orel
EVIL:

Просто ровная доска для этих целей не очень подходит, а городить стапель не очень хочется. Поэтому делаю так: беру 2 доски толщ. 15мм (просто такие нашел) кладу их на пол, благо, что он ровный и ставлю на 2 доски фюзеляж.

Так?😒

EVIL

Не совсем) Доски берутся короткие и подкладываются поперек, одна спереди и одна сзади. Всё бы ничего, но у этого самолета есть выступающий аж на 8мм за обвод фюзеляжа, зализ шасси. А так можно было бы и без досок:)

EVIL

Попробовал сделать переднюю часть зализа шасси. Не думал, что хорошо знакомая для меня поверхность окажется такой сложной в реализации. За 4 часа вечером после работы удалось склеить лиш одну половинку. Поверхность пока не обрабатывал, оставлю это на завтра. На фото виден след от предыдущей попытки выклеить оболочку без матрицы. Ну ничего, я думаю прорвемся.Возникла еще проблема: Колеса оказались в диаметре 55мм вместо 48 расчетных. Я когда заказывал колеса, понадеялся, что 2 дюйма - это 50мм. Вот теперь думаю: мож нижнюю часть шпангоута № 9 перенести назад на 7мм? По-моему если этого не сделать, то идею складного шасси можно похоронить.

salat

вы бы прикупили простой сканер и детали перед вклеиванием сканировали. самолет то красивый получается весьма, можно потом было бы буржуйскому резчику продать например.

EVIL
salat:

детали перед вклеиванием сканировали

Вы имеете ввиду листы обшивки?

EVIL

Итак, готово хвостовое оперениеB-) Стабилизатор сделан по стандартной технологии изготовления плоских стабилизаторов. Внешние кромки сделаны из бальзовых реек 6х6мм, внутренние, на которых навешиваются рули высоты 6х8, а перемычки - 3х6мм. А вот фин и руддер дали по мозгам😵. Изначально хотел сделать вертикальное оперение плоским, но потом передумал. Все-таки у плоского киля вид будет не тот, да и жесткость на кручение существенно меньше, чем у кессонной конструкции. После недолгих раздумий, были разработаны нервюры киля, нарезаны заготовки и сегодня ВО было окончательно собрано. Киль был сделан по стандартной наборной схеме с замкнутым кессоном носика киля. Сначала собирается каркас киля, затем он крепится на фюзеляже, пока там отсутствуют панели обшивки и есть свободный доступ вовнутрь. После того, как каркас смонтирован, по месту изготавливается форкиль. На этой модели он плоский и набран из бальзовых реек 6х3мм, внешний контур из бальзовой рейки 6х6мм, а примыкающий контур к фюзеляжу - из 2 бальзовых реек 6х1,5. Киль 2 лонжеронный, на заднем лонжероне навешивается руддер, передний облегченный служит для крепления киля к фюзеляжу и образует часть кессона носика киля. Полки переднего лонжерона сделаны из тяжелой бальзы 1х6мм, обшивка носика киля из легкой бальзы 1мм, стенка между полками лонжерона из легкой бальзы 1мм. Задний лонжерон сделан из бальзы 3мм, а его полки из тяжелой бальзы 7х1мм. Нервюры киля сделаны из легкой бальзы 1,5мм методом наклейки на бальзу бумажных шаблонов и ручной резки с помощью ножа. После небольшой доработки напильником, то есть наждачным бруском, хвостовое оперение готово к обтяжке.😁 Стабилизатор пока не установлен, сделаю это позже, когда решу, как поступить с приводом руддера.

EVIL

В поисках решения, как спрятать приводы рулей, понял, что можно спрятать либо приводы РВ либо приводы РН. Вклеил стабилизатор. Больше никаких умных мыслей не было, поэтому решил оставить работы по хвостовой части на потом. Начал обшивать носовую часть, на данный момент обшит низ носовой части. Самый передний отсек будет изготовлен из синего пенопласта по шаблонам. Он будет демпфером от каких-либо небольших ударов, чтобы не ломалась деревянная конструкция. На Ан-72 здорово помогает, особенно последний раз на посадке, когда он врезался в покрышку от автомобильного колеса. Верх кабины будет съемным для доступа к передней стойке шасси, а может быть и для замены батареи. Сейчас есть каркас для зашивки верха кабины бальзой, наверное чуть позже попробую сделать прозрачные стекла. Только вот думаю: надо ли? Ведь тогда придется чем-то закрывать внутренности фюзеляжа или затемнять стекла, а тогда нет смысла в прозрачных стеклах. Далее, неизвестно, где будет батарея. надо собирать хвост и смотреть, где будет ЦТ, а то сейчас при размещении батареи в носу перед кабиной, она сильно перевешивает хвост, а кроме нее, в носу еще будет передняя стойка шасси.

EVIL

После усиленного кипения мозгов решил, что будет лучше, если сделать скрытую проводку управления на руддер. Все-таки торсионы имеют свойство терять угол поворота под нагрузкой. Для руддера это очень некритично, тк он является не основным органом управления моделью в воздухе, да и может вообще не понадобиться для управления в полете. А вот на рули высоты желательно иметь жесткую проводку управления. К тому же не будет тяги на верхней части фюзеляжа, что наверно тоже хорошо.😎 Торсион привода руддера с тягой установлены. Решил, что не буду делать крышку для доступа к этому узлу. Там все равно очень трудно будет что-то с ним делать, тк все мелкое и очень неудобно расположено. Ну если надо будет, разрежу обшивку.

flying_yogurt

Константин,обратите внимание,как делает Орёл в подобных ситуациях.Я тоже проникся.Просто в обшивке сделайте прорезь заранее в виде лючка и ограничьте его на вваливание внутрь.При необходимости плёнку вскроете незаметно бритвой и это даже видно не будет.Торсионы лучше применять большого диаметра.Лучше всего трубку из стекла в два слоя диаметром равным скруглению профиля руля.

EVIL

Вся проводка управления хвостовым оперением уложена и хвост зашит бальзой. Завтра наверно обработаю наждачкой, мож какие косяки вылезут. По идее не должны 😎

EVIL
flying_yogurt:

Константин,обратите внимание,как делает Орёл в подобных ситуациях

К этому трудно что-то добавить. Валерий молодец. Я с удовольствием читаю его темы, так же как и ваши и Андрея Федоренко. Есть чему научиться, есть новые горизонты, к чему стремиться. Побольше бы таких людей!

PS: Если бы в темах Валеры картинки были поменьше (или хотя бы миниатюры), было бы замечательно, тк большие картинки сильно жрут трафик, поэтому смотреть приходится ночью, когда цена за мегабайт в 2,5 раза меньше.

EVIL

Сегодня склеил “камбалу” - съемную часть кабины. Пока ничего не шлифовал, похоже придется переделать боковые части панелей обшивки передней части. Бальза высохла и провисла. Что поделаеш… лень-матушка… Нет бы хотябы 2 полосы сделать.

EVIL

Теперь работы по самолету продвигаются очень медленно. Сделаны наиболее крупные детали и теперь идет работа по зализу крыла, предстоит работа по обтекателю шасси. Исправлена ошибка с провисом бальзы, отшлифована часть морды, изготовлен типа обтекатель передней РЛС из синего пенопласта. Как бы ничего особенного, но крупные детали веселее получались.

EVIL

Решил попробовать сконструировать основную стойку шасси. По задумке, шасси на этом самолете убирающееся. Макет есть (см выше), значит почему не попробовать? Технология как всегда из разряда запредельных фантазий. Стойка шасси убирающаяся, значит будет поворачиваться на продольной оси. Ось была сделана из карбонового стержня диам. 4мм. Теперь сомневаюсь в правильности этого решения. Дальше все просто: сама стойка набрана из березовых реек 10Х1,5, в конструкции присутствуют стеклонити в основных направлениях максимальных напряжений. Честно говоря, стойка получилась тяжелой и ее прочность явно переизбыточна для этого самолета. Рычаг набран из 4 слоев вышеупомянутых пластин и обмотан по периметру стеклонитью и проклеен Локтайтом. Обматывать надо хорошо, тк при наезде на камешки его может порвать. Вообще, надо было делать рычаг из белого пластика, в этом случае ремонтопригодность выше, а вес меньше. Демпфер рычага сделан из микропористой резины. Очень удачная конструкция, на последних маленьких моделях показала себя лучше, чем традиционный амортизатор от машинок.