Двухмоторное...толстопузое..
Сергей, с выкосами не заморачивайся,тупо оба наружу, градусов 2-4, чоп киль получше обдувался. ПС. оперативненько забацал, обладаешь надо было сегодня лететь, у нас днём +2 было и полный штиль.
Да уж…с утра была погода, да работы было много, а когда освободился - поднялся сильный ветер…Зато лишний раз всё проверил - подтянул.
А почему дополнительные кили не использовали? На “прототипе” были
Ну если имелся в виду Ан-10, то это не совсем прототип. Но как было изначально задумано - тут всё легко заменяется, переставляется. Так что ежели не будет хватать курсовой устойчивости можно и шайбы дополнительные на стабилизатор (там на концах на этот случай закладые стоят), либо подкилевые гребни (как на Ан-26 и поздних Ан-10), либо вообще полностью поменять оперение на двухкилевое. Эксперименты ещё впереди…
Синхронно я так понимаю, чтоб тяга движков была на всех режимах газа примерно одинакова.
На ТИСе делал выкос моторов в разные стороны, чтоб при отвале одного из движков был меньше разворачивающий момент, у меня было два акб, на каждый движок отдельная батарейка.
В прошивке от ез, можно замикшить что угодно.
Разнотяг - имеется в виду помощь рулю поворота с помощью изменения тяги движков, по-моему.
Хочу поделиться эксперементами которые провёл с микшером V-TAIL типа такого (hobbyking.com/…/__6321__TURNIGY_V_Tail_Mixer_Ultra…). Вставляем входы микшера в канал газа и через тройник в канал р.направлеия, тем самым удаётся добиться разнотяга при отклонении руля направления- добиваемся триммированием одинаковых оборотов при макс. газе. Потом отстраиваем серву р. направления - регулируем положение качалки и длину тяги.
Сейчас занимаюсь подобным двухмоторником, и вот озадачен расположением моторов, те. выкосами по вертикали. Выкос в сторону законцивок выполнил в 3 градуса.
Задача такова: верхнеплан с небольшим V, крыло с профилем “вларк” с ровной нижней плоскостью лежит на фюзеляже, стабилизатор поралелен продольной оси. Крыло при этом, за счёт геометрии имеет небольшой угол атаки.
Теперь, два мотора расположены на крыле, оси вращения моторов проходят над крылом, т.е. получается очень низкий ЦТ. и вот как задать выкос моторов?
По идее, как я понимаю, нужен выкос моторв вверх, ещё больший чем у крыла, чтобы компенсировать опракидывающий момент при максимальной тяге или “резком газе”.
Пояснение по рисунку:
красная линия - продольная ось модели
зелёная линия - естественный конструктивный угол атаки крыла
чёрная линия - предпологаемая установка мотора
Поясните пож-та те, кто имел дело на практике или лучше знает теорию, как лучше установить моторы?
…ну уж точно вверх выкос делать не стоит. Выкос делается вниз, дабы компенсировать гироскопический момент, а вправо - компенсирует реактивный момент винта (в случае вращения винта против часовой стрелки). Так что выкосом вверх только усугубите кабрирование. И откуда должен взяться “опрокидывающий момент”, тем более на верхнеплане?
Теория будет скоро, вместе с практикой - ждём погоды…
…ну уж точно вверх выкос делать не стоит. …
Ну всё таки у вас выкос чему соответствует? Крыло имеет угол атаки? Выкос вниз у вас относительно продольной оси сделан?
По подробнее об углах установки крыла, моторов, стабилизатора на своей модели можете написать?
…ну уж точно вверх выкос делать не стоит. Выкос делается вниз, дабы компенсировать …
опять упомяну свой канадейр 215… выкос вверх 2-3 градуса. выкосов в стороны не делал.
верхнеплан.
летит ровно.
но эт гидроптиц.
Да бы придать некую степень уверенности провёл небольшое “научное”, точнее практическое исследование всяких-разных выкосов…Соорудил вот такое “произведение инженерной мысли” как на фото (пришлось “попросить” дочь из её комнаты, т.к. подходящий светильник был только там). Методом установки шайбочек под лапки крепления моторов добился отсутствия при работающих моторах каких-либо тенденций к развороту и вертикальным деградациям. Для чистоты эксперимента задействовал только крыло, что бы не было влияния массы фюзеляжа, киля и пр. Добился! Облёт (об этом в следующем сообщении) показал правильность такой методики. В итоге получилось - оба мотора вниз примерно на 2-3 градуса, левый почти всё равно что ровно, что 2-3 градуса вправо, правый - всё те же 2-3 вправо. Уже всё выставив что-то меня дёрнуло попробовать поставить другие винты - 6*9 SF, “лопаты” в общем. Итог - всё надо было делать по новой. Реактивный момент от них гораздо больше. Так что, по моим скромным наблюдениям выкос- достаточно индивидуальное дело. На абсолютную истину не претендую, но данный факт имеет место быть.
На АН-12, АН-26 выкос вниз по памяти 2-3 град. Позвонил коллеге крыло установлено 4град. а мотор -4 получается двиг паралелен оси с-та. Это АН-12.
Облёт.
День “М”, время “Ч”. Погода как на заказ: -5С, ветерок примерно 5 м/с (правда порывами больше). Безоблачно. Видимость млн./млн…Виду благоприятной погоды и выходного дня и народ немного подтянулся на полетушки.
Тщательная предполётная проверка. Всё ОК. Выруливаю на предварительный. “Славик, чёт я очкую!”. “Да ты не очкуй - я сто раз так делал!”. Примерно такой диалог веду сам с собой. Всё! Бояться поздно - только вперёд! Педаль в пол!..не пробежав и 3-х метров корабль в воздухе. Даже не ожидал! Тяги - за глаза. Крен вправо. Несколько щелчков триммера - нормуль! Чуток вверх прёт - триммеруем…(позже разобрался - на левом движке немного надо было выкос вниз увеличит). На полном газе - как истребитель. Не вяжется с имиджем! Полгаза - самое то! Солидно, неспешно, немного валко. Никаких сюрпризов. Всё адекватно и предсказуемо. Больше переживал. Вроде приноровился. 1/3 газа - полёт нормальный с о-очень незначительным снижением. Загоняю повыше. Закрылки 20%. Небольшое движение хвостом и опять стабильно со сбросом скорости (при разборе полётов понял почему - микс выхода закрылков и отклонения вниз Р.В. замиксовал с разными скоростями). Ещё пара проходов. А какой звук! Толстый фюз как барабан резонирует, а моторы свистят в унисон. Прям АИ-20… Идём на посадку. Небольшой боковой. Чуть кривоватая глиссада (ещё не приноровился). Чутка “завесил”, но всё равно достаточно мягко. На пробеге при попытке развернуть нос против ветра немного чиркнул крылом полосу. Аккуратнее надо - колея узкая и разнос передней стойки и основных маленький! Но всё равно - доволен.
Второй вылет. Страха уже нет. 2/3 газа. На полосе - как влитой. Даю разбег метров в 10. Немного штурвал, пардон джойстик на себя. В воздухе. Прочно и непокобелимо. Повыше. Закрылки 40%. Сброс скорости без сваливания. Нормуль! Открываю рампу. Маленькое пикирование. На дистанции примерно в 100 метров потеря высоты около 5 метров. Приемлемо. Опять повыше. Вырубаю моторы. Нормально так планирует. Не хуже китайских RTF-ных мотопланеров, а может и получше. Полный газ - никакого разнотяга. Коробочка. Снижение. Торец полосы. Просто немного прибираю газ. Остальное он сам…плавненько так…
Выводы. Понравилось. Доволен проделанной работой. Зря переживал за вес: грамм 200-250 хомячков-парашютистов (ребята на поле “идею” подкинули) на борт возьмём легко!
Конечно весь комплекс испытаний ещё не проделан…Впереди ещё эксперименты, в т.ч. и с импеллерами, всякими миксами и т.д. Но главное - БУДЕМ СТРОИТЬ! Большой! Уже почти знаю что…вернее кого…
Ежели получится всё - выложу видео первого вылета. А пока несколько фоток.
P.S. извиняюсь за много букв.
З.Ы. Угол установки крыла ок.3%
Проздравляю! 😃
З.Ы. Угол установки крыла ок.3%
Это наверное от волнения - проценты 😃
Или и вправду проценты???
У вас при даче газа оба двигателя одновременно заводятся?
У нас вот далеко не одновременно заводились, но разнотяга тоже не было.
Точно! Только не от волнения, а наверное от пива (позволил себе)…гы-гы…не процентов конечно, а градусов. Движки запускаются и останавливаются одновременно. Если не одновременно, то дело в регуляторах. Нужны одинаковые конечно, и возможно разница из-за неправильной калибровки или настроек программы.
Сергей, поздравляю! Отличный репортаж!
Если движки заводятся не одновременно и если регуляторы поддаются программированию, то можно попробовать выставить одинаковый минимум и максимум газа с пульта. Кстати, это рекомендуется делать при первом включении регуляторов по инструкции. Я периодически это делаю: помогает.
Прошу пардону, видео слабенькое, но что есть…
Первый взлёт
первая посадка
Поздравлям!
Сергей, ваще красавчик, в натуре “Двухмоторное…толстопузое…”
И летает так легко, грамм 300 для копийности можно добавить:) (помню, лаборатория, всё такое…)
Удачных эксперементов!!!
пс. аш завидно, мой Пайпер-Ацтек замёрз похоже до конца марта, мебли никакой в хате нет:(
Дык ещё грамм 200 парашютистов с лёгкой бронетехникой добавится. А коль импеллеры втулю, то надо будет ещё одну батарею на борт - прожорливые заразы…
Эх, стихия в очередной раз разрушила все планы на выходные. Всю полосу замело по колено…Ну очень хотелось организовать массовые выброску парашютного десанта. Ничего, подождём! А пока решил немного “огламурить” толстячка в любимом мною лаконичном звёздно -заклёпочном стиле. Ну и понял что чего-то не хватает. Ну конечно! “Бороды”! …а то как в такую погоду без РЛС летать?
Вот капоты двигателей пока не готовы. Взор обращён в сторону молочной продукции в пластиковой расфасовке.
Вот теперь вид человеческий 😁
один в один АН-10 😃
Краткий отчётец о последних событиях. Погоды в наших краях, несмотря на прошедший снегопад начали налаживаться. Хоть и с ветрами но днём стрелка термометра начала заползать в плюсовую зону. Зачесалось. Надо ведь воздушное десантирование организовать наконец. Изготовил на пробу несколько парашютов на скорую руку из салфеток и целлофановых пакетиков. Изгаляться над хомячками не стал…жалко…да и тяжёлые заразы!
Ну и что бы парашютисты со страху не разбежались по салону соорудил вот такой кузовок (крепится к рампе на липучках). При открытой рампе он своим углом наклона придаёт импульс к покиданию борта.
Для парашютистов нужно лавочки сделать 😃