полукопия Boeing-777-200LR масштаб 1:22
Похоже у вас “копийные” колебания, реальный самолет без автоматики ведет себя так же.
Стреловидное крыло имеет большую устойчивость по крену. Причем она зависит от угла атаки и максимально при большом угле атаки (на малой скорости). Это при малой устойчивости по курсу (длинный нос, малый киль) приводит к колебательной неустойчивости (голландскому шагу). Первоначально с этим боролись отрицательным V крыла (Ту-104 и т.п.) Но это удлинняет главные стойки шасси и затрудняет подвеску двигателей под крылом. Поэтому угол V стали делать положительным а с колебаниями бороться с помощью демпфера рысканья. Он работает на руль направления повышая курсовую устойчивость. Наверное так же можно подавить колебания у модели. Правда у реальных самолетов его алгоритм работы весьма мудреный.
Вы совершенно правы Степан.
Буквально пару дней назад мне в личку на американском форуме написал один человек, который работал в Boeing в команде 777 во время создания этого самолета (в том числе строил модели 777 для аэродинамической трубы). Он занимался именно этой проблемой 😃 (прикольное совпадение кстати). Так вот он сказал, что данная проблема на настоящем 777 решается двумя путями:
- гибкостью крыльев (особенно законцовками - там используются такие профиля и крутки, что при определенных скоростях, углах атаки и определенных углах “загибания законцовок” они существенно снижают эти колебания);
- система fly by wire (автоматы стабилизации по всем осям).
При этом он приводил в пример крыло чайки, когда она приземляется (вы приводите аналогию ТУ-104, что очень похоже) - чайка загибает концы крыла вниз (создавая как бы отрицательный V), что снижает ее устойчивость по крену и снижает раскачку (голландский шаг).
Так что проблема совсем не простая и некоторые способы ее решения для меня, как для неспециалиста, выглядят мягко говоря не совсем логично. Но мне кажется не стоит залезать уж слишком глубоко в вопросе ее решения - это слишком затратно и по времени и по деньгам. В нашем, модельном, случае мне кажется можно ограничиться стабилизацией ну и по максимуму стараться разносить массу модели по длине фюзеляжа.
вы приводите аналогию ТУ-104
Неужэли все дороги ведут туда?? В последнее время довольно часто стали упоминать данный самолет, да и последние опыты взяты с него же.
Неужэли все дороги ведут туда
А куда им еще вести то Костя? Ты посмотри в каком направлении сейчас развивается коммерческая авиация: кто-то придумал новые революционные профиля, аэродинамические схемы или еще чего? Да нихера! Все самое лучшее было придумано советскими авиаконструкторами еще тогда, а сейчас все слизано оттуда, а развитие идет исключительно в ключе применения новых материалов и технологий постройки самолетов: облегчают, повышают эффективность двигателей, оптимизируют технологию производства, улучшают авионику и т.д. и т.п. Все вокруг да около.
PS даже на самом лучшем в мире (как считают америкосы) лайнере семейства 777 тележки основных стоек шасси куплены у русских с ТУ-154, до сих пор они не умеют делать трехосевые тележки, поэтому нигде кроме 777 их не применяют 😃
Михаил. Разнос масс по фюзеляжу отрицательно скажется на работе системы стабилизации, об этой проблеме на больших самолетах говорит Степан. С увеличением разноса масс (массы) меняются действия реакций во времени. Системе стабилизации становится необходима программа синхронизирующая инерционные задержки. Это хорошо известно скоростникам и гонщикам на корде, там аналогия “голандского шага”, но в вертикальной плоскости и для стабилизации приходится давать команды не по факту траектории, а упреждающие автоколебания (практически синусоиду). Данная проблема очень специфична и свойственна летающим крыльям и самолетам большого размаха со стреловидностью. Аэродинамическое решение проблемы в чрезмерном увеличении площади киля и специальных крутках крыла по типу “крыла Рогалло”. В автоматике упреждения “голандского шага” кроме РН задействованы и спойлеры (интерцепторы), зависит от конструкции и массы ЛА.
Иосиф, вы заблуждаетесь.
Во-первых сейчас есть отличные системы стабилизации, которые учитываю и скорость модели и имеют вс необходимые алгоритмы.
Во-вторых опыт Русджета говорит о том, что разнос масс по фюзеляжу позволяет снизить скорость модели с сохранением приемлемой управляемости и устойчивости.
Так что видимо есть все же какие то отличия между кордовыми моделями к копиями лайнеров или современных ЛА.
Но мне кажется не стоит залезать уж слишком глубоко в вопросе ее решения - это слишком затратно и по времени и по деньгам. В нашем, модельном, случае мне кажется можно ограничиться стабилизацией ну и по максимуму стараться разносить массу модели по длине фюзеляжа.
Разносить массу по длине фюзеляжа вредно. Колебания как раз и возникают от того что выравнивание самолета по потоку килем (устранение скольжения) запаздывают по сравнению с выравниванием крена.
Я бы поискал на буржуйских модельных форумах. Они этих лайнеров понаделали большое количество, должны были столкнуться с явлением.
Геометрия моделей Русджета, несколько иная. Соотношения концентрации массы и парусности во всех осях сильно отличается от ЛАЙНЕРОВ. Об отличных системах я в курсе, если они снимут проблемы дивиации по времени, то все будет отлично. Я об этом пишу, т.к. небольшую собаку съел с беспилотниками. Там эти проблемы уже обсосаны и решаются очень солидными средствами, но лучше их избегать. На КОПИЯХ избежать это сложно-копия!
Я бы поискал на буржуйских модельных форумах. Они этих лайнеров понаделали большое количество, должны были столкнуться с явлением.
На буржуйских модельных форумах не принято говорить о проблемах 😃 Там все подряд молодцы и все у них хорошо, улыбаются 😃
Проблемы обсуждаются в личке и по мейлу, что я собственно говоря и делал в свое время с ГУРУ модельного лайнеростроения 😃
Проблема всем известна, но разбираться в ней никто не хочет, тупо ставят стабилизацию и не парятся 😃 что я и собираюсь сделать.
Не вижу особого смысла лезть глубже - ну не людей же возить в этих Семерках 😃
А так летает и слава Богу, постараюсь вторую модель сделать полегче и будет мне счастье модельное 😃 если все без батареек в 14 кг уложить смогу.
Никакой ХИМИИ быть не может. Есть автоматика, есть физика и есть аэродинамика. Они и решают любые задачи. Физика гоаорит-разнос масс вреден для реакций. аэродинамика подсказывает, что подключить, чтобы эффективнее снимать проблемы, а автоматика указывает время и задает команды.
АНАЛОГИЯ С КОРДОВЫМИ ПОЛНЕЙШАЯ, т.к. ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ РЕШАЕТСЯ ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ КУРСА И СИСТЕМЫ РЕШАЮЩЕЙ ЭТУ ПРОБЛЕМУ. ПРИЧИНЫ НЕ СТАБИЛЬНОСТИ могут отличаться, но не имеют преобладающего значения.
на самом лучшем в мире (как считают америкосы) лайнере семейства 777
Он и есть лучший в своем классе.
тележки основных стоек шасси куплены у русских с ТУ-154, до сих пор они не умеют делать трехосевые тележки
Я думаю, в этом не было никакой необходимости. Просто у них стоял выбор 2 стойки с 3-х осной тележкой или 3 с 2-х осными. 1-й вариант дает существенный выигрыш в массе, поэтому они особо не заморачиваясь скопировали жизнеспособную схему. Кроме 154, есть тележка с 3 осями от Ту-142. Там вообще полный вынос мозга
Шасси на опытном экземпляре, а так же первых серийных и более поздний серийный вариант
Схема
Как видиш, все в открытом доступе, покупать ничего не надо 😉
Я склонен думать, что пендосы и с этой конструкцией ознакомились.
ПС: а откуда такая инфа, что схема была куплена? сфотать, рассчитать и сделать нечто подобное не составляет особого труда.
ПС: а откуда такая инфа, что схема была куплена? сфотать, рассчитать и сделать нечто подобное не составляет особого труда.
Инфа от людей, кто к этому имел отношение. Схему именно тележки 154го естественно никто не покупал, покупались права на использование запатентованных идей для создания собственной. Есть в сети фильм из 5ти частей об истории создания 777, посмотрев его можно понять, что ни времени ни возможности у них для разработки своими силами “с нуля” у них просто не было. Слишком сжатые сроки были и слишком много вопросов и проблем с другими узлами приходилось решать, поэтому использовали по-максимуму готовые и обкатанные решения.
Проблема комплектующих (шасси, моторы, кресла и т.д) решаются элементарно. 1) соответствуют потребные параметры; 2) соответствует приемлемая цена; 3) устраивают регламентные гарантии. ФСЁ! Исполнитель с радостью продает все, что закажут, даже ракетные двигатели и колеса для формулы-1. Не говоря о лицензиях.
осталось выставить центровку и можно пробовать лететь.
Ну вот, самолет к полету готов, все настроено, а погоды нет 😦
Решил заняться матросками стабилизатора.
Наваксить, жду как подсохнет.
Класс !
и можно пробовать лететь.
Миш? В Германию с ним?😉
Мимо Германии 😦 Сука зарабатывание денег мешает жить 😦
зарабатывание денег мешает жить
Абдалбицца!!! Брось это неблагодарное занятие 😉
Мимо Германии
печалько:( а то я жене сказал, что наших там будет как минимум двое:)
Ну там как минимум Юра будет, он заявился участником со своим Гуппиком.
Брось это неблагодарное занятие
оно как раз благодарное 😃
оно как раз благодарное
Тогда зарабатывай 😉