Ан-14. "Пчёлка" мини масштабе .

S_A

Друзья спасибо за внимание к теме. СаНЫ4 прав. Конечно будем строить! …ну и ронять иногда. Всё как в большой авиации. Бывают неудачи. Где техника, где конструктив, где человеческий фактор.
Крыло практически восстановил. Конечно это эрзац, но выдежать должно. Ремонтопригодность бальзового набора в таком размере сами понимаете какая. Под обшивкой сплошная труха. “Ямочный ремонот” одним словом.
Свои умозаключения по поводу происшествия изложу после инструмнтальной проверки.

vlad_den
EVIL:

Сообщение от Udjin
Надеюсь не уменьшение деградации консолей в целом.
Нет.

Лаконично! “Краткость - сестра таланта” - цитата😁

John63
S_A:

…маловероятно…тут дело в чём-то другом.

Чтобы управлять моделью с таким весом, при таком размахе, нужно владеть навыками пилотажа, причём солидными навыками. Никто не подумал, что пилот перетянул ручку на взлете?

EVIL
John63:

Чтобы управлять моделью с таким весом,

С чего бы вдруг?

John63

Такова природа полёта маленьких и тяжелых моделей.

Bil
John63:

…пилот перетянул ручку на взлете?

У меня было такое предположение, хотел написать, но по работе отвлёкся и забыл. Много раз видел, что при выполнении петли… при начале, самолёт влетает в правый крен и потом идёт в морковку, если высоты мало.
Итог такой - большой расход руля высоты.
Похоже, что это аналогичный случай, разница не велика.

kiselev_sergei
John63:

Никто не подумал, что пилот перетянул ручку на взлете?

Полностью согласен. Жалко самолётик.

S_A

Гы…ну остались ещё версии. Пилот был пьян и НЛО…

Leshij

А ветер не слева ли был?
Могло поддуть под крыло и на такой малой скорости, да с перетянутым РВ срыв неизбежен.

1 month later
S_A

“Пчёлка” восстановлена (в основном), “Пчёлка” полетела!
Ощущения от полёта очень своеобразные. Хотя точно говорить ещё рано - мешал достаточно сильный ветер. Скорость приличная (что в общем и ожидалось). Большие запаздывания по крену (учитывая то , что элероны сделаны больше копийных) наряду с недостаточной путевой устойчивостью и отсутствием РН расслабится не дают. Развороты против ветра ещё то шоу. С большим скольжением боком. За время разворота ветер успевает отнести самолёт на несколько метров. РН очень не хватает. В то же время по тангажу идёт достаточно устойчиво.
С посадкой на бетон в таких условиях рисковать не стал и аккуратненько плюхнул на травку. Ветер явно не для полётов этого “насекомого”…

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ:
Так что же было? Комментировать некоторые комментарии (пардон за тавтологию) про кривые крылья, руки и пр. не буду.
Основную причину - разнотяг я определил сразу. Вопрос стоял - от чего? Вооружившись тахометром начал измерения. Левый мотор при даче газа - 12200об/мин (пишу примерно). Правый - 12300…8800…5100…6400…4300…Бр-р-р…не понял. Регуль? Меняю регулятор - та же картина. Начинаю разбираться. Всё просто - сорвало вал с ротора, прокручивается (изначально он просто запрессован). Пришлось немного поколхозить. Сделал дремелем выборку, просверлил, нарезал резьбу и зафиксировал вал ма-аленькими винтами.

Но это не всё. Самолёт ведь крутануло не только по курсу, но и по крену. Да так лихо. Очередное расследование привело к неожиданным результатам. Я очень хорошо закрепил крыло (два самореза изнутри притягивают заднюю кромку)…очень хорошо притянул. Так что рассчётный угол установки 1-1.5 гр с учётом хорды крыла - 80мм стал почти 8гр.! А всего-то на миллиметр-полтора просела задняя кромка! Вот и весь фокус. Неудивительно, что его так подорвало, да плюс разнотяг. В таких условиях судьба была уже предрешена…
Выводы комиссии (кто виноват и что делать). Виноват в первую очередь авиамеханик, ответственный за выпуск аппарата в воздух. Не было всё проверено должным образом. Виноват инженер-конструктор, что не сделал жёсткий упор для притягивания задней кромки. Виноват пилот, что не произвёл должный осмотр перед вылетом…А что делать? Повнимательнее к “мелочам” относится, пожалуй. Контроль и ещё раз контроль, особенно на таких, почти экзотических изделиях.

Теперь надо привести в порядок экстерьер (без фанатизма- после ремонта “Пчёлка” немного утратила товарный вид), сделать новый капот двигателя. При возможности будет видео, только научу самолёт немного увереннее держаться в небе…

16 days later
S_A

Насекомое в очередной раз преподнесло сюрприз…После взлета началась настоящая борьба с раскачкой вдоль и поперек. Полёт по ветру. При сбросе газа практически перестает управляться по элеронам. В итоге при развороте просто срыв…даже мявкнуть не успел. Критических повреждений нет. Но желание дальше продолжать эту тему практически исчезло. Не было у меня еще столь строптивых самолетов. Наверное размер имеет значение.

vit-j

У меня як-54 от NineEagle похоже себя ведет. Как только скорость теряет управляемости нет. И постоянно на ручке надо держать, даже если отриммировать его тянет в разные стороны непредсказуемо. В общем скорость приходится постоянно держать, чтоб он ровно летел.

dangerousgluck
S_A:

размер имеет значение

по любому…
меньше 800 мм размаха совсем добивают.
найнигл як54 совсем что-то разочаровал.

S_A

На “Пчёлке” все усугубляется большим размахом при малом плече…да еще моторов два. Не буду конечно категоричным в выводах, но в таких размерах, при такой нагрузке на крыло всё будет вести себя подобным образом. Возможно в таких размерах лучшим решением будет модель из пены с раза в полтора-два меньшим весом. Безусловным минусом такого минисайза является серьезная зависимость от ветра. Если на других, даже небольших моделях особо этот вопрос не беспокоит, то тут - проблема. Дует постоянно.
Тем не менее, коль уже самолет перешел из разряда полукопии в разряд экспериментальных ЛА, то продолжу над ним вивисекции. Есть кой-какие мысли на этот счет…

Wild_Falcon

Не планируете немного увеличить хорду?
Очень нравится класс маленьких полукопий гражданских самолетов, но, похоже, без вмешательства в геометрию они все превращаются в истребители (тут вывод больше основанный на наблюдениях). С другой стороны, если грамотно увеличивать площади, то и самолет хорошо смотрится, и летает неплохо, а кайфа от такого микролайнера вообще выше крыши. К моему 26-му это не относится - он красивый, но перестарался - получился планер с запасом тяги как у пилотажки 😃

S_A
Wild_Falcon:

если грамотно увеличивать площади, то и самолет хорошо смотрится

Это уже другой масштаб.

Wild_Falcon:

Не планируете немного увеличить хорду

Ну а это уже вообще не понять что получится. Прямая дорога в “ацкие самолеты”…

Wild_Falcon:

кайфа от такого микролайнера вообще выше крыши

На счёт кайфа сомнительно…

Вот замастрячил за пару вечеров плосколётик-3Д. Вот кайф…летаю и балдею. Завесил, стики бросил…можно перекурить и поболтать.

Wild_Falcon
S_A:

На счёт кайфа сомнительно…

Тут видно просто у каждого очень субъективные понятия о кайфе 😃

Согласитесь, что даже если бы ваша Пчела летала бы как по рельсам, вы бы стики не бросали, не болтали бы, и кофе попить не отходили б 😃

S_A

Сергей, да я изначально предполагал что будет примерно так. И что получится условно летабельный аппарат. Ну ведь просто интересно. “Движение всё, конечная цель - ничто!”.

Igor_Ira

Сергей, настрой отклонение элерона 3-4мм- НЕ БОЛЬШЕ ! Экспоненту 50-60 и скорее всего пчёлка полетит как надо. С таким крылом (длиным и узким) только так , проверено на себе! Не включай логику ,просто попробуй. Самолёт твой очень хорош!
С уважением Игорь.

S_A
Igor_Ira:

Сергей, настрой отклонение элерона 3-4мм- НЕ БОЛЬШЕ ! Экспоненту 50-60

Навряд-ли. Элеронов и так не хватает. По ветру их эффективность вообще стремится к нулю. Еще и РН нет… Экспонента вообще ни при чем… Вопрос об устойчивости модели в целом. Как вариант - добавить немного V (правда как это сделать наиболее щадящим способом пока не знаю), плюс крутку консолей в минус. Наверно и центровку довести до 10%. Еще такой момент- далеко не отпускать. По правде говоря в момент срыва самолет видел уже плохо (опять к вопросу о размерах).