Ан-14. "Пчёлка" мини масштабе .
…пилот перетянул ручку на взлете?
У меня было такое предположение, хотел написать, но по работе отвлёкся и забыл. Много раз видел, что при выполнении петли… при начале, самолёт влетает в правый крен и потом идёт в морковку, если высоты мало.
Итог такой - большой расход руля высоты.
Похоже, что это аналогичный случай, разница не велика.
Никто не подумал, что пилот перетянул ручку на взлете?
Полностью согласен. Жалко самолётик.
Гы…ну остались ещё версии. Пилот был пьян и НЛО…
А ветер не слева ли был?
Могло поддуть под крыло и на такой малой скорости, да с перетянутым РВ срыв неизбежен.
Ага, или диверсия 😃 ))
“Пчёлка” восстановлена (в основном), “Пчёлка” полетела!
Ощущения от полёта очень своеобразные. Хотя точно говорить ещё рано - мешал достаточно сильный ветер. Скорость приличная (что в общем и ожидалось). Большие запаздывания по крену (учитывая то , что элероны сделаны больше копийных) наряду с недостаточной путевой устойчивостью и отсутствием РН расслабится не дают. Развороты против ветра ещё то шоу. С большим скольжением боком. За время разворота ветер успевает отнести самолёт на несколько метров. РН очень не хватает. В то же время по тангажу идёт достаточно устойчиво.
С посадкой на бетон в таких условиях рисковать не стал и аккуратненько плюхнул на травку. Ветер явно не для полётов этого “насекомого”…
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ:
Так что же было? Комментировать некоторые комментарии (пардон за тавтологию) про кривые крылья, руки и пр. не буду.
Основную причину - разнотяг я определил сразу. Вопрос стоял - от чего? Вооружившись тахометром начал измерения. Левый мотор при даче газа - 12200об/мин (пишу примерно). Правый - 12300…8800…5100…6400…4300…Бр-р-р…не понял. Регуль? Меняю регулятор - та же картина. Начинаю разбираться. Всё просто - сорвало вал с ротора, прокручивается (изначально он просто запрессован). Пришлось немного поколхозить. Сделал дремелем выборку, просверлил, нарезал резьбу и зафиксировал вал ма-аленькими винтами.
Но это не всё. Самолёт ведь крутануло не только по курсу, но и по крену. Да так лихо. Очередное расследование привело к неожиданным результатам. Я очень хорошо закрепил крыло (два самореза изнутри притягивают заднюю кромку)…очень хорошо притянул. Так что рассчётный угол установки 1-1.5 гр с учётом хорды крыла - 80мм стал почти 8гр.! А всего-то на миллиметр-полтора просела задняя кромка! Вот и весь фокус. Неудивительно, что его так подорвало, да плюс разнотяг. В таких условиях судьба была уже предрешена…
Выводы комиссии (кто виноват и что делать). Виноват в первую очередь авиамеханик, ответственный за выпуск аппарата в воздух. Не было всё проверено должным образом. Виноват инженер-конструктор, что не сделал жёсткий упор для притягивания задней кромки. Виноват пилот, что не произвёл должный осмотр перед вылетом…А что делать? Повнимательнее к “мелочам” относится, пожалуй. Контроль и ещё раз контроль, особенно на таких, почти экзотических изделиях.
Теперь надо привести в порядок экстерьер (без фанатизма- после ремонта “Пчёлка” немного утратила товарный вид), сделать новый капот двигателя. При возможности будет видео, только научу самолёт немного увереннее держаться в небе…
Насекомое в очередной раз преподнесло сюрприз…После взлета началась настоящая борьба с раскачкой вдоль и поперек. Полёт по ветру. При сбросе газа практически перестает управляться по элеронам. В итоге при развороте просто срыв…даже мявкнуть не успел. Критических повреждений нет. Но желание дальше продолжать эту тему практически исчезло. Не было у меня еще столь строптивых самолетов. Наверное размер имеет значение.
У меня як-54 от NineEagle похоже себя ведет. Как только скорость теряет управляемости нет. И постоянно на ручке надо держать, даже если отриммировать его тянет в разные стороны непредсказуемо. В общем скорость приходится постоянно держать, чтоб он ровно летел.
размер имеет значение
по любому…
меньше 800 мм размаха совсем добивают.
найнигл як54 совсем что-то разочаровал.
На “Пчёлке” все усугубляется большим размахом при малом плече…да еще моторов два. Не буду конечно категоричным в выводах, но в таких размерах, при такой нагрузке на крыло всё будет вести себя подобным образом. Возможно в таких размерах лучшим решением будет модель из пены с раза в полтора-два меньшим весом. Безусловным минусом такого минисайза является серьезная зависимость от ветра. Если на других, даже небольших моделях особо этот вопрос не беспокоит, то тут - проблема. Дует постоянно.
Тем не менее, коль уже самолет перешел из разряда полукопии в разряд экспериментальных ЛА, то продолжу над ним вивисекции. Есть кой-какие мысли на этот счет…
Не планируете немного увеличить хорду?
Очень нравится класс маленьких полукопий гражданских самолетов, но, похоже, без вмешательства в геометрию они все превращаются в истребители (тут вывод больше основанный на наблюдениях). С другой стороны, если грамотно увеличивать площади, то и самолет хорошо смотрится, и летает неплохо, а кайфа от такого микролайнера вообще выше крыши. К моему 26-му это не относится - он красивый, но перестарался - получился планер с запасом тяги как у пилотажки 😃
если грамотно увеличивать площади, то и самолет хорошо смотрится
Это уже другой масштаб.
Не планируете немного увеличить хорду
Ну а это уже вообще не понять что получится. Прямая дорога в “ацкие самолеты”…
кайфа от такого микролайнера вообще выше крыши
На счёт кайфа сомнительно…
Вот замастрячил за пару вечеров плосколётик-3Д. Вот кайф…летаю и балдею. Завесил, стики бросил…можно перекурить и поболтать.
На счёт кайфа сомнительно…
Тут видно просто у каждого очень субъективные понятия о кайфе 😃
Согласитесь, что даже если бы ваша Пчела летала бы как по рельсам, вы бы стики не бросали, не болтали бы, и кофе попить не отходили б 😃
Сергей, да я изначально предполагал что будет примерно так. И что получится условно летабельный аппарат. Ну ведь просто интересно. “Движение всё, конечная цель - ничто!”.
Сергей, настрой отклонение элерона 3-4мм- НЕ БОЛЬШЕ ! Экспоненту 50-60 и скорее всего пчёлка полетит как надо. С таким крылом (длиным и узким) только так , проверено на себе! Не включай логику ,просто попробуй. Самолёт твой очень хорош!
С уважением Игорь.
Сергей, настрой отклонение элерона 3-4мм- НЕ БОЛЬШЕ ! Экспоненту 50-60
Навряд-ли. Элеронов и так не хватает. По ветру их эффективность вообще стремится к нулю. Еще и РН нет… Экспонента вообще ни при чем… Вопрос об устойчивости модели в целом. Как вариант - добавить немного V (правда как это сделать наиболее щадящим способом пока не знаю), плюс крутку консолей в минус. Наверно и центровку довести до 10%. Еще такой момент- далеко не отпускать. По правде говоря в момент срыва самолет видел уже плохо (опять к вопросу о размерах).
центровку довести до 10%
Начните с этого. В определенном положении ЦТ появится уверенная реакция на элероны и более-менее удовлетворительная устойчивость. Покрутить крыло всегда успеете, опыт говорит, что крутка 2 градуса туда-сюда, мало чего дает в таком размере. РН желательно сделать, тк самолет такого плана управляется по крену за счет скольжения намного лучше, чем элеронами.
Ну уже не раз пожалел про отсутствие РН. Теперь его делать просто нет особого желания - очень много возни + лишний вес. Что не говори, а аэродинамика тут своеобразная. Может быть вообще придется ЦТ сделать по передней кромке (есть у меня такая бойцовка - летит только с такой центровкой).
Сделал я как-то пилотажку мелкую, размах-800 хорда-140 на законцовке-110. Настроил -не летит, по ощущениям нехватка элеронов ,задняя Ц.Т, неконтролируемый срыв, а еще внезапная полубочка! вправо и есесно краш. я её повсяк мучил центровкой ,выкос дв.,всё только усугубляло ну не летит. Попадался мне на поле паренёк он на геркулесе-с130 преспокойненько (копийно) летает, а у него хорда как у металической линейки:) самолётик совсем махонький. Прошу посмотреть мой сам., посмотрел он настройки и говорит: зажимай элероны,элеватор Ц.Т-30 расходы 4-5мм. Всё полетело, управление острое , бочки сверло ! Потом я это крыло внедрил на в2раза больший сам, нагрузка чума + V Без крутки- полетел легко и сразу. НЕ любят такие крылья больших расходов . С уважением Игорь.
P.S Сергей доводи АН он того стоит.
Отличная модель. Поздравляю!!!
Единственно что я вот ну никаки не могу понять что движет людьми, которые строят такие маленькие копии или полукопии?
Будь она раза хотя бы в два побольше это была бы совсем другая модель, которая выгодно отличалась как по вохможности деталировки, так и по полетным качествам. Ну а в воздухе чем модель больше, тем она смотрится лучше ИМХО.
не могу понять
Везет тебе