Boeing-767-300ER Аэрофлот М1/30
Фюзеляж зашивается бальзой. Начал с верхней стороны, где все ровно. На первых 3х листах с целью экономии веса использовал клей ПВА. Приматывал бумажным скотчем, специально не сплошняком, чтобы вода из дерева испарялась. Как ни странно, ничего хорошего из этой затеи не вышло. Клей за 3 дня так и не высох, зато листы подсели и между ними образовались щели порядка 1мм.
Пока не поздно, снял их нафиг, склеил в торец и смонтировал заново. К ним же подклеил др. листы, которые замкнулись на нижней стороне фюзеляжа. Их монтировал на клей Титан, торцы проклеивал циакрином.
Если учесть, что на фюзеляже все-таки есть поверхности в двойной кривизной, туда листы наклеиваются предварительно размоченные водой с внешней стороны. На внутреннюю наносится клей и лист монтируется на свое место. Где двойная кривизна небольшая, лист почти свободно принимает форму заготовки. Правдо его все же надо фиксировать. Я использовал иголки.
О весе пока трудно что-либо говорить, тк бальза мокрая и клей толком не высох.
Итак, фюзеляж полностью оклеен бальзой, просушен и готов к обработке. Вес почти 380 грамм.
Немного общих видов
Это вес после обработки. 348 грамм.
Можно, конечно еще понаждачить, но не вижу никакого смысла. Скинется 20-30 грамм, зато будут проступать клевые швы и др. косяки под бальзовой коркой.
Подготовка крыла под оклейку бальзой.
Сначала надо вклеить в пенный заполнитель все деревянные части. По всей видимости, узел навески шасси будет на лайнерах вечной проблемой… Модельные ретракты, рассчитанные на установку в самую толстую часть крыла ни в какую не лезут на то место, где у лайнера крепятся основные стойки шасси. Причин 2: высота корпуса ретракта и способ их крепления. На данной модели мы попытаемся привязать модельный ретракт в соответствии с задумкой производителя. Поэтому, рама для ретрактов будет собираться в несколько приемов.
Для силовой части вырезаны 2 нервюры из фанеры 3мм и рейки 5х5 из твердой древесины. Из-за способа крепления ретракта приходится вводить в конструкцию доп. нервюры, тк они будут воспринимать и передавать основные силы от стоек шасси на конструкцию крыла. Полки заднего лонжерона по этой же причине будут сделаны твердыми.
В заготовке крыла вырезаны пазы под монтаж нервюры и др. силовых элементов
Опорные балки будут из фанеры 4мм в 2 слоя
Вот такими ретрактами удалось разжиться. Производятел заявляет их способность работать с моделью, весом до 3кг. Посмотрим.
Больше всего мне понравился вот этот выступ. В самом “удачном” месте.
Клеим опорные балки
Примеряем на свои места, малкуем пазы под полки лонжерона
Вставляем на место и проливаем клеем
Следующим этапом будет изобретение полунервюры, чтобы свободные концы опорных балок могли за что-то держаться.
С другой стороны, можно было сделать сразу обе нервюры, но тогда прорезанное почти на вылет крыло потеряло бы форму под собственным весом. Поэтому, будем разделять операции.
ковё-оооооор!))))
Опорные балки будут из фанеры 4мм в 2 слоя
О, у меня тоже 2 слоя из 4мм фанеры 😃
Полунервюры готовы. Их цель - держать балки в вертикальной плоскости. Все остальные силы будет воспринимать силовая нервюра.
Удалось уделить немного времени проекту.
Взвесил 10 листов бальзы, которые пойдут на оклейку крыльев и хвостового оперения
Крыло подготовлено под оклейку
Задняя кромка сточена “под нож”
Начало оклейки бальзой 1мм. Клеится на “Титан”, ибо у ПВА и депрона какой-то недружбан в самом начале проявился. Лист бальзы фиксируется иголками. Никаких дополнительных усилений нет и не будет. Считаю, что принятых мер вполне достаточно.
Костя, я что-то прозевал момент, когда получалась крутка… за счет чего?
когда получалась крутка… за счет чего?
Склеил пену, потом руками покрутил. Так надежнее.
Щас бальза приклеится, сделаю контрольный осмотр, при необходимости еще покручу, пока жесткий контур не замкнулся. Потом ничего нельзя сделать будет.
Удалось сделать небольшое продвижение проекта.
Решил попробовать несколько иную технологию оклейки пены бальзой. Вкратце, смысл ее в том, что задняя кромка клеится в первую очередь, а затем все остальное.
Для этого, врезал торцевые заглушки механизации в пену. Сначала вырезаются пазы, а затем детали вклеиваются на свои места.
Вот они - торцы.
После этого, пришлось еще более основательно точить заднюю кромку. Как я ее не пытался сточить “под нож”, туповато “лезвие” оказалось.
Далее вклеиваем стенку лонжерона. Он у нас главный - на нем основное шасси.
ВОт собственно то, ради чего все затевалось. Механизация выполняется как одно целое с крылом и в т же время, ее почти ничего не держит на месте. Теперь не надо ломать голову, как выпиливать закрылки.
Но это еще не все! Данная технология позволяет сделать ровную как струна заднюю кромку без применения стапелей.
Закончив с механизацией, оклеиваем остальную площадь крыла бальзой.
Вес неполностью оклеенного крыла почти 300 грамм.
Долгие брожения мыслей наконец привели к ясной определенности, как сделать нормальные 2-х контурные мотогондолы, незначительно испортив внешний вид.
На моторах СF-6, устанавливаемых на 767 ранних образцов (коим и является наш самолет), очень узкая выхлопная щель вентилятора, очень большой корпус горячей части двигателя. Все это в куче создает не очень обнадеживающую картину в плане применения импеллера в качестве двигателя. Получается площадь выхода намного меньше площади входа.
Чтобы не напороться, было нарисовано несколько схем, неоднократно все пересчитано и в итоге двигатель приобрел вот такой вид
Сразу подвешиваем его под крыло. Все ОК, вид очень даже ничего.
Теперь вклеиваем корпуса импеллеров. Странная картина: из 4 одинаковых корпусов, 2 оказались с весом 25 грамм и еще 2 по 33 грамма. Я поставил те, что полегче, тк никаких серьезных отличий между ними не нашел.
Вентиляторы так же разные. На модели будут одинаковые.
Теперь, надо обклеить бальзой корпуса обоих контуров, изготовить пилоны, обтянуть пленкой и склеить все намертво.
Последнее несколько напрягает. Хотя бы тем, что моторы иногда надо смазывать. А до заднего подшипника ой как далеко…
Кроме того, хотелось бы сделать мотогондолы съемными для удобства транспортировки и хранения.
в итоге двигатель приобрел вот такой вид
Костя а тягу с этой конической затычкой и без неё случаем не мерил ? Сколько интересно потери будут.
По корпусам.
Я вот побоялся имп прятать в мотогондолу. Поставил с торца. Вид конечно портит но губа вся с наружи. Надеюсь потери по потоку будут минимальные.
Тягу пока не мерил. Надо достроить мотогондолы, потом можно будет все померить. Я даже не собирал импеллеры. некогда все… 😦
Я вот побоялся имп прятать в мотогондолу.
А чего бояться? Хуже не будет.
Появились кое-какие идеи как сделать мотогондолы, чтобы обеспечить доступ к моторам.
Изначально, думал сделать съемный капот вместе с мотором, но потом вспомнил как я хотел реализовать идею со съемным хвостовым конусом.
Итак, поехали. Обклеиваем бальзой заготовки из пены
Делаем заготовки пилонов. Просто склеиваем пену в 4 слоя
Затем обрабатываем, придаем нужную форму будущим пилонам
Передний узел навески хвостового конуса будет таким:
Здесь оба узла. Хвостовой конус просто вставляется в замок переднего узла навесик и прикручивается саморезом на задней точке крепления. Думал, как сделать, чтобы он не болтался в потоке воздуха и хотел было сделать нижний замок по аналогии с верхним, но позже пришла мысль просто приклеить распорки 2 шт под углом 120 градусов и все. Позже покажу, как это будет реализовано.
Предварительно собранная мотогондола
При снятом хвостовом конусе доступ к мотору нормальный. Его можно снять, поставить, короче получился полностью обслуживаемый агрегат. 😁
Осталось придумать, как сделать узел навески пилона на крыло. Нужны съемные моторы для удобства транспортировки и хранения.
Красота !!! И творческое решение возникшего вопроса
Воздух выходит только через задний, конус или еще вокруг него ?
Воздух будет идти везде: через щель вокруг конуса и сквозь сам конус.
Чтобы уменьшить потери, в конусе отверстие сделано как в карбюраторе, чтобы эффективно использовать всю площадь отверстия.
Теперь, двигателям нужен входной диффузор. Если учесть, что в последнее время с выклейками у меня конкретные нелады, решил выдавить диффузоры из тонкого пищевого алюминия. Был небольшой кусочек, права на ошибку соответственно не было.
Сделал болванку и 2 детали с отверстиями разного диаметра.
А дальше, дело за кувалдометром. Сначала аккуратно забиваем лист алюминия в деталь с большим диаметром отверстия, в несколько приемов, разгибая все заломы. Потом, почти готовую заготовку забиваем в деталь с меньшим диаметром отверстия, чтобы плотно усадить алюминий по болванке.
Получаем вот такие заготовки. Они конечно не идеальны, но это поправимо.
Примеряем на двигатель
В дальнейшем, диффузоры будут вымазаны автошпаклевкой и окрашены.
Теперь осталось придумать узел подвески пилонов.
Круто!
А толщина алюминия какая?
Тема с диффузорами очень понравилась. Классно получилось!
Окраску (или шпаклевку) попробуй сделать с грунтом для алюминия. Хорошая штука. Аэрозольный баллончик на авторынке. Краска сверху держится хорошо.
толщина алюминия какая?
0,45мм
Окраску (или шпаклевку) попробуй сделать
Миша, у меня есть 2К шпакля и 2К грунт. Буду машину мазать и на диффузоры намажу.
Ну все, начало цельноалюминиевым моделям положено.