Ил-96 FPV
Добрый день!
Начинаем новое направление в лайнерах или в FPV, кому как больше нравится -Лайнеры FPV ))
Был приобретен борт Ил-96 с бортовым номером RA-94010 конструкторского бюро Сухачева Константина.
Тема по строительству ИЛ-96.
Краткие ТТХ:
-Длина по фюзеляжу 1576мм
-Габаритная 1704
-Размах крыла 1786мм
-Моторы EDF 50mm 4S x4
-Питание борта 4s 5.0Ah x 2 + 4s 4.2Ah
-Вес 4450г.
-Тяга суммарная 1500г. на данный момент, но при строительстве была 2200г. Поиски 700г. продолжаются.
-Энерговооруженность 0.34
-Диаметр шасси 45мм, 4 стойки, 14 колес.
-Механизация крыла: интерцепторы, элероны, закрылки.
-РВ цельноповоротный с несиметричным перевернутым профилем.
-РН классический
-Мозги EagleTree Vector с датчиком воздушной скорости.
-РУ приемник FrSky X8R
-Видео ТХ - Aomway 5.8 1000, 5840Mhz
-Камера Aomway 700
Камера установлена в кабину.
На данный момент борт сделал 2 вылета.
Первый вылет.
Полет проводился с выпущенными шасси с закрылками во взлетном положении (~20-25гр).
Самолет не набирает скорость более 60км/ч на полном газу.
Отрыв от полосы на 40км/ч с уверенным разгоном до 50км/ч сразу после отрыва.
Разбег длинный ~40-45м, надо отдать должное, с грунтовой дороги и наличием травяного покрытия. Не каждый так может с энерговооруженностью 0,34
Вектор по крену управляет только элеронами.
Самолет имеет жуткую болтанку, но об этом далее.
Как это было:
Второй вылет.
Модернизации:
- Вектор не понимает управление интерцепторами в штатном варианте исполнения. Были сделаны дифференциальные тяги, которые толкают кабанчик, но тянуть не могут. В итоге Вектор с логикой работы элеронов, может управлять интерцепторами.
Полетное задание:
- убрать шасси и закрылки
- определение крейсерской скорости с током 30А.
- определение скорости просадки в режиме 2DH (с удержанием высоты Вектором), т.е. на какой скорости не будет хватать РВ или подъемной силы для удержания высоты с режимом закрылок без/взлет/посадка
Уборка шасси была сделана через 10-15сек после отрыва.
Закрылки убраны на 1:40
При токе 31А скорость составила ~62-65км/ч
На скорости ~47км/ч начинается просадка. К 43км/ч значение вертикальной скорости достигает 0.8м/с. По скольку у меня цели свалить борт не было, я не стал выводить его на критические углы атаки и продолжать снижение скорости. Считаем начало просадки (сваливанием не назовешь пока что) на 47км/ч, хотя в рамках ручного пилотирования думаю можно до 40км/ч, но это уже экстрим который нам не надо.
Прибавляем 10% и получаем ~52км/ч минимальную допустимую скорость пилотирования без закрылок.
Полетное задание на аналогичный тест с закрылками во взлетном и посадочном положении не выполнены.
На 4:10 выпущены закрылки в посадочное положение с замедлением 5сек.
На 4:30 выпущены шасси и началась болтанка. Есть предположение, что т.к. пока борт не имеет лобового стекла, поток после выпуска шасси через фюзеляж устремился в ниши шасси. Так же изменилась обтекаемость носовой части самолета из-за понижения давления внутри фюзеляжа. В общем тут надо работать. Сажать борт с такой болтанкой удовольствие ниже среднего.
Расчетное время пилотирования в эконом режиме на одном заряде АКБ 25-30минут.
Следующая модернизация - индикатор угла атаки, стрелкой в поле зрения камеры. На телеметрию пока не знаю как прикрутить. В будущем можно будет заморочиться с опорным напряжением, переменным резистором и датчиком напряжения какой нибудь вторичной цепи Вектора. Ну в общем вы поняли…
Как раз задавался недавно вопросом, а есть ли смысл ставить FPV на лайнер.
Теперь вижу, что есть как минимум для исследования полетных режимов “изнутри”. А кроме этого, какие цели вы преследовали?
Потому что по моим понятиями FPV носитель из полукопии лайнера (да еще и импеллерной) должен быть отвратительный - ни пилотажа, ни дальности, нежная, плохой обзор и (как на меня - главное) - не видно самого самолета, а это в модели лайнера ИМХО главное.
Если что, это не наезд и претензия, мне искренне интересно, я бы и сам таким побаловался, но не могу найти смысла кроме чисто технического.
ИМХО, FPV на лайнере имеет смысл при возможности впихнуть туда ADI,HSI и EICAS как минимум… плюс наземные системы сделать.
А смысл тут пожалуй в повышении навыков пилотирования тяжелых моделей с механизацией крыла и низкой энерговооруженностью. Надо летать плавно и аккуратно, о чем половина FPVшников забывают.
Мне просто нравится FPV, причем из кабины самолета и так, чтоб смотреть как бы в окно, а не полный обзор иметь. Скажем так - чувствовать самолет надо.
Камера сверху в потоке меня никак не устраивает.
По поводу дальности смею не согласиться. По примерным расчетам хода у этого борта не менее 30км, что есть 10км в один конец. Это конечно не рекорды - это возможность достаточно вольно себя чувствовать в воздухе и не быть зажатым зоной пилотирования.
Сам самолет снимут коллеги, когда будешь взлетать/садить/проходить над полосой.
ИМХО, FPV на лайнере имеет смысл при возможности впихнуть туда ADI,HSI и EICAS как минимум… плюс наземные системы сделать.
Над этим работаем - комплектующие едут.
Над этим работаем - комплектующие едут.
А подробнее? Про ADI понятно, оне на андроиде есть (подобие)… а с остальным как?
Кстати как носитель Fpv данный борт имеет в несколько раз большее время полёта, в отличии от Су-35 и Л-39 всем тут известным.
Так что как носитель, он очень даже ничего.
А вот скаеподобные аппараты меня в принципе не устраивают-это тренеры и не более того. Самолёт должен лететь, а не парить, как перо на ветру.
На глаз, два edf 70mm имели бы лучшую эффективность, судя по замерам токов.
До пк доберусь и опишу. А так полистайте тему про skymule, там было.
Хотя я может не так понимаю…
-Питание борта 4s 5.0Ah x 2 + 4s 4.2Ah
Немного удивили. Под питанием борта обычно понимают отдельное питание бортовой электроники - приемника, серво и т.д. У Вас это, похоже, силовые аккумуляторы.
Посмотрел кино… копийненько 😃 Для облегчения посадки может ОВИ выставлять?
А подробнее? Про ADI понятно, оне на андроиде есть (подобие)… а с остальным как?
Планируется вот такой проект
Станислав мне предоставил исходники и список комплектующих, думаю и поможет при необходимости, надо попробовать.
Немного удивили. Под питанием борта обычно понимают отдельное питание бортовой электроники - приемника, серво и т.д. У Вас это, похоже, силовые аккумуляторы.
Извините, но сленг у многих разный, мы же не документацию по сборке делаем. Бортом я называю весь самолет, в частности силовую и она же основная. А батарею, о которой вы говорите - резервной. Она на то и резервная, чтобы питать борт в случае ошибки пилота при окончании заряда основной АКБ. На данном борту краш будет гарантированно при окончании основной АКБ, резервная лишь позволит сделать его с меньшими последствиями и на данный момент она отсутствует.
Присутствует резервирование лишь по линии BEC, что обычно и дает сбои.
Посмотрел кино… копийненько Для облегчения посадки может ОВИ выставлять?
))
А что такое ОВИ ?
А что такое ОВИ ?
Огни Высокой Интенсивности…
Положить несколько фонариков и расчёт на посадку точнее будет…
Автору темы зачет, отлично управляется с такой машиной ! Удачи в освоении этой модели, по сравнению с FPV планерами будет много интересного, один вид самолета чего стоит…
Отдельно респект Константину, отличный получился самолет ! Отлично летает, хорошо держит грунтовую взлетку, долгих лет ему жизни, пусть радует создателя и Алексея !
По примерным расчетам хода у этого борта не менее 30км, что есть 10км в один конец.
Эт как так? На видео за 3 с небольшим минуты судя по телеметрии ушло 4000mAh. Значит 2 акума по 5Ah уйдут минут за 8, а при средней скорости 50 км\ч за это время Вы максимум пролетите километров 7. С дополнительным акумом на 4.2Ah ну ещё 3-4 км.
Да, и ИМХО обзор надо всё таки нормальный сделать
Обзор правильный, я бы даже чуть назад камеру поставил, что бы эффект присутствия был больше. Мне понравилось. Вот только болтает сильно, возможно из-за перекомпенсации стабилизации. Да и тангаж на посадке надо бы подтягивать перед касанием.
По полётному времени: (5Ач +5Ач)/45А х 60=13,33мин. Где 45А - средний ток. Вроде бы так считается.
Удачи в полётах 😉
Борт уверенно летит с током 25А.
Взлет ~70А - 30сек.
Некончаемый запас - 1Ач
Запас на три захода на посадку 1.5Ач
Итого:
Полезная емкость 14.2 - 1.5 - 1 - 70/120 = 11,12Ач
Полезное время 11,12/25 * 60 = 26.68мин.
Круизная скорость ~57км/ч, точную надо замерять и лобовое стекло вставить надо и крышки на люки шасси сделать, после этого думаю еще будут изменения по экономичности.
Полезный путь 26,68 / 60 * 57 = 25,346км
Сюда не входит пробег взлета и посадки.
Так что цифра близка к 30км.
Положить несколько фонариков и расчёт на посадку точнее будет…
Да, у меня такие идеи были, только не фонарик, а несколько лент светодиодных. Пока как обычно руки не дошли.
Тем более, что скоро будут сложные метео условия, а заканчивать летать не планируем.
Может быть в СМУ Ил-96 летать и не будет, а вот Скаймул точно будет.
Да, и ИМХО обзор надо всё таки нормальный сделать
Обзор камеры в модели или обзор в значении описания модели?
По первому - все там правильно, можно действительно чуть назад, особенно с учетом будущей приборной панели.
По второму - что вам не хватило? я расскажу.
Вот только болтает сильно, возможно из-за перекомпенсации стабилизации
На первом видео и на втором после 4:30 болтает из-за выпущеного шасси. Над этим работаем. Стабилизацию приберу, будет еще больше болтать.
Да и тангаж на посадке надо бы подтягивать перед касанием.
На первой посадке подтягивал, но похоже мало.
На второй режим стабилизации оставил 2DH и на нем борт себя совсем по другому ведет - не привычно.
На тренажере Ил-96 перед касанием начинает тетенька говорить “управляй тягой” и повторяет много раз. Судя по всему последний метр действительно стоит попробовать с поднятым носом спускаться управляя тягой. Надо только проверить, на сколько линейно газ работает, при необходимости кривую настроить.
Где то читал, что самолёт с большим крылом, как этот, на посадке садится на Экран, как экраноплан.
А ведь и правда перед касанием он как бы упирается в подушку какую то. Надо будет попробовать до экрана рулить РВ, а потом тягой.
Где то читал, что самолёт с большим крылом, как этот, на посадке садится на Экран, как экраноплан. А ведь и правда перед касанием он как бы упирается в подушку какую то. Надо будет попробовать до экрана рулить РВ, а потом тягой.
Насколько мне известно, экранный эффект в этом масштабе должен был бы проявляться при расстояниях в несколько см от земли. Думаю, это что-то другое, а не экран.
Википедия показывает формулу
Хорда на глаз пусть будет 0.2м
Пробуем посчитать (0,2×340.29)÷(2×20) = 1,7м
т.е. на высоте около 0,85м эффект точно должен быть, хотя возможно есть какие то еще переменные.
Эффект наблюдается на 1/2 хорды. Не средней, а реальной. Хорда по борту фюзеляжа 360 по-моему. Значит, эффект экрана будет на высоте 18см (пускай чуть меньше). Высота стоек шасси около 10см с учетом диаметра колес. Примерно так и происходит: при снижении до высоты 4-5см, самолет замедляет вертикальную скорость и если не убрать газ, будет очень медленно снижаться. Самолет как бы “упирается” в более плотную среду перед самым касанием.
в каком месте я запятую пропустил?
на высоте около 0,85м эффект точно должен быть
На этой высоте, согласно утверждениям некоторых теоретиков, существует “жгутовой” эффект. Типа как вращающийся винт отбрасывает воздушную струю большой площади (равную площади винта), по аналогии, крыло делает то же самое. Не знаю, насколько это правда, тк никогда не замечал каких-либо изменений в поведении модели на высоте полуразмаха крыла. От ветра запросто может быть.
в каком месте я запятую пропустил?
Мне показалось или v квадрат?
Нет, не показалось