Ту-144. Масштаб 1:12
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
У каждого из нас есть любимый самолёт. Мой любимый самолёт, причём с детства, пассажирский сверхзвуковой лайнер Ту-144.
Размышления на тему создания летающей масштабной модели появились давно, ещё в юности. Но всерьёз я задумался осуществить свою юношескую мечту весной 2017 года. Начал собирать материалы: многочисленные фотографии, рисунки планера, схематичные очертания во всех ракурсах и т.д. Многое у меня уже было, в том числе книга «Туполев-144». Авторы Александр Михайлович Затучный, Владимир Георгиевич Ригмант, Павел Михайлович Синеокий.
Последовательно, в течении всего года, я знакомился с авиамоделистами, много общался, предлагал им построить разные модели, выслушивал в свой адрес много интересного и постепенно вырисовывалась «картинка» будущего проекта. Многие отговаривали ввязываться в эту тему по причине бесперспективности проекта. Основные аргументы, которые я услышал: «не сможет участвовать в соревнованиях», «скучный и не интересный полёт», «безумно сложный в реализации», «уже строят большой Конкорд» и многое другое. Да еще отсутствие понимания, как и из кого должна создаваться команда под такой проект, оттягивало его старт. Осенью я познакомился с Михаилом Карасевым. Мне очень понравился его подход к делу. Мы долго вели диалог о возможном сотрудничестве, и в январе 2018 года он согласился стать главным проектировщиком проекта. Затем к команде разработчиков присоединился Горифзанов Марат. В феврале была создана компания АСК “Лайнер”, которую возглавил Александр Сытник.
В начале пути был выбран масштаб будущей модели 1:14. И практически был создан каркас в 3D без внутренней начинки. Но потом было принято “непопулярное” решение изменить масштаб на 1:12. На полу мы с помощью «скотча» нанесли приблизительные контуры модели в масштабе 1:10, 1:12 и 1:14
Первый вариант (1:10) вызвал лёгкое недоумение, и мы его удалили сразу, оставив на «подумать» два масштаба. В итоге был выбран масштаб 1:12.
Итак, 1 февраля 2018 года мы приступили. В качестве прототипа был выбран самолёт с бортовым номером 77106, который расположен в музее авиации в Монино
Проектом занимались всего три месяца, так как мне пришлось его остановить из-за подготовки к участию в ЧР-2018. “Либо спорт, либо хобби” - сказал мне главный конструктор 😛 Но кое-что за этот короткий период удалось сделать
Я благодарен Михаилу Карасёву и Марату Горифзанову за командную работу и профессионализм, с которым коллеги принимали участие на начальной стадии проекта. Парни, было круто и интересно! Спасибо! Также хочу пожелать вам удачи в развитии вашего нового бренда M&M Team. Полёт Boeing 777-200LR, как и его постройка, заслуживают уважения! Пока это единственная реактивная модель гражданского лайнера такого масштаба и технического уровня, созданная в России полностью из композитных материалов на реактивной тяге. Надеюсь увидеть ваш проект в следующем году на выставке Jet Power 2019 - уверен, что это будет хит! В этом году я ничего подобного там не видел, кроме 4-х метрового “Конкорда” от ребят с креативным названием “Хоум Мейд Конкорд” 😃
…правда если вы не создадите свой СпортДжет, которым, зная вас, удивите не меньше 😒
Теперь немного о будущем проекте в деталях. В первую очередь - это не коммерческий проект, а скорее хоббийный. У проекта нет “Заказчика” и нет “Исполнителя”. Это проект Авиационно-Спортивного Клуба “Лайнер”, который будет заниматься развитием и завершением данного проекта. Пока трудно предсказать, на какой период времени затянется проектирование и постройка мастер-модели и механических узлов, тестирования и облёта. Поэтому никаких прогнозов.
Модель будет состоять из 5-ти частей как для удобства транспортировки, так и по ряду других причин. Фюзеляж конструктивно будет делиться на три части: носовую, центральную и хвостовую. К нему будут пристыковываться крылья и носовой обтекатель.
Силовой набор - из шпангоутов, балок и стрингеров, которые будут изготовлены из углепластика, модельной ламинированной фанеры и ламинированного «айрекса».
Носовую часть фюзеляжа планируется сделать отклоняемой посредством электропривода на 11° при взлёте и на 17° при посадке, как на прототипе.
Изначально модель задумывалась с 4-мя турбинами JetCat P100-RX, с которыми планировалось выйти на взлётный вес в 50 кг вместе с 10 литрами керосина (по 2,5 литра на каждую турбину). Вес планера с наполненными расходными баками соответственно 40 кг. Но потом это решение было пересмотрено в сторону установки двух турбин JetCat P100-RX, либо двух турбин P160-RXi-B. Вопрос пока подвис в воздухе и нет четкого понимания. Нужно всё ещё раз просчитывать.
Мысли стали плавно ориентироваться на уменьшение веса «сухой» модели самолета до 30 кг, что вполне реально. Знаменитые «крылышки», как и опускание носа, были запланированы, но пока не спроектированы. Были начаты примерные расчёты по изготовлению основных стоек шасси, в которых тележка должна в начале складываться и потом убираться. Даже были мысли сделать систему подсветки иллюминаторов. В полётах “на закате” этого не хватает практически всем лайнерам.
Есть мысль построить прототип полукопии из пенопласта и попробовать его поднять. Но тут сразу возникает много вопросов, так как удельная нагрузка на крыло будет несоизмерима у двух моделей…
Также стало очевидным, что для сборки 5,5 метровой «болванки» для изготовления матриц нужно специально оборудованное помещение размером как минимум 10х5 м, с правильной приточно- вытяжной вентиляцией с подогревом, постоянной температурой в помещении, специальным ярким освещением и прочими нюансами. Помимо организационно-технической подготовки очевидно, что одному этот проект не поднять. Это командная работа, в которой задействованы специалисты разного профиля. Но это уже другая тема.
Пусть это и не смысл жизни, но закончить задуманное и поднять в воздух масштабную модель легенды с бортовым номером СССР-77106 с почти шестиметровой длиной - это мечта!
Краткие характеристики проектируемой модели полукопии Ту-144 в масштабе 1:12:
Длина модели: 5475 мм
Размах крыльев: 2400 мм
Высота: 1041 мм
Силовая установка: Р100-RX x 4шт (не окончательное решение)
Вес сухой модели: 30-40 кг
*остальные параметры неточные либо ориентировочные, в связи с чем они не указаны. Как только проект достигнет такой стадии, при которой эти параметры станут точными - я обязательно их опубликую
P.S. …сегодня один мною очень уважаемый человек сказал такую фразу: “…у нас самолёты проектировались под моторы…” 😒
Спасибо за внимание!
Очень крутой проект удачи в постройке! надеюсь он полетит со временем
Вот это махина будет! Супер проект! А если ещё носок и ПК будут действующими, просто дух захватывает!
Удачи Вам, в реализации столь серьезного проекта!
На полу мы с помощью «скотча» нанесли приблизительные контуры модели в масштабе 1:10, 1:12 и 1:14
Первый вариант (1:10) вызвал лёгкое недоумение, и мы его удалили сразу, оставив на «подумать» два масштаба. В итоге был выбран масштаб 1:12.
Просто он в 1.4 раза больше, чем 1/10. В М1/12 можно попытаться поизвращаться с деталировкой.
Основные аргументы, которые я услышал: «не сможет участвовать в соревнованиях», «скучный и не интересный полёт», «безумно сложный в реализации», «уже строят большой Конкорд» и многое другое.
Да уж… аргументы конечно железобетонные… Но мы в вас верим и никуда не торопим.
Есть мысль построить прототип полукопии из пенопласта и попробовать его поднять. Но тут сразу возникает много вопросов, так как удельная нагрузка на крыло будет несоизмерима у двух моделей…
Пенопласт в чистом виде, в вашем случае, не даст искомого результата. Нужно создавать модель в планируемом виде сразу. Если есть желание поэкспериментировать, из пены (с последующей доводкой, разумеется) можно сделать только крылья и с их параметрами поизвращаться.
Удачи вам в разработке и постройке самолета.
Удачи вам в разработке и постройке самолета
Удачи Вам, в реализации столь серьезного проекта!
Уважаемые коллеги, спасибо большое за ваше неравнодушие к теме!
Константин, спасибо за развёрнутый ответ! Согласен, что целиком делать модель из пенопласта не имеет смысла. Я об этом писал. А вот насчёт крыльев, у которых 4-ре крутки, можно и подумать изготовить их из пенопласта. Но и тут возникает закономерный вопрос/рассуждение: модель будет летать медленно, в сравнении с теми скоростями, для которых проектировались данные крылья. На скорости они выпрямлялись, а на посадке приобретали всем нам привычную “кручёную” форму. Кстати, в момент проектирования крыльев изначально было принято решение делать их прямыми, но после многочисленных обсуждений крылья запроектировали с учётом всех 4-х круток. Понятно, что это всё условно и конечно же не точно! Мы просто хотели создать образ с сохранением узнаваемых форм по тем эскизам/чертежам, которые когда-либо были опубликованы в книгах и журналах, а также фото, которые мы сделали самостоятельно.
“Крылышки”. Отдельная тема. Оказывается, они в основном опускали нос на посадке, а не поднимали его, как я всегда по ошибке считал. В моделе, думается мне, они как раз будут держать нос на посадке. Целиком повторять механизм мы не будем- это очень сложно. Просмотрев много видео и осмотрев узел вживую, принято решение упростить данный узел на 2 раскладывающихся элемента, вместо 4-х. Уж очень хочется добиться на посадке вот такого положения модели. Думаю, что может придётся делать систему перекачки “Агуши” из носовой части в хвостовую 😎 для изменения центровки на посадке для получения копийного эффекта.
Еще раз спасибо за отклик. По мере продвижения буду делиться с вами результатами нашего труда.
Спасибо за внимание!
Наконец-то кто-то решился!))
А про агушу непонятно, зачем? Я уверен, что он хоть и не утка, но способен будет и не с таким углом летать, и пго в этом поможет, а центровку смещать по моему лишнее.
А вот насчёт крыльев, у которых 4-ре крутки, можно и подумать изготовить их из пенопласта. Но и тут возникает закономерный вопрос/рассуждение: модель будет летать медленно, в сравнении с теми скоростями, для которых проектировались данные крылья. На скорости они выпрямлялись, а на посадке приобретали всем нам привычную “кручёную” форму.
Мне опыт как-то сразу показал целесообразность взлетно-посадочной конфигурации крыльев на лайнерах. Это еще со времен моделей транспортных самолетов на ДВС.
“Крылышки”. Отдельная тема. Оказывается, они в основном опускали нос на посадке, а не поднимали его, как я всегда по ошибке считал. В моделе, думается мне, они как раз будут держать нос на посадке. Целиком повторять механизм мы не будем- это очень сложно. Просмотрев много видео и осмотрев узел вживую, принято решение упростить данный узел на 2 раскладывающихся элемента, вместо 4-х.
На мой взгляд, вместо щелевых крыльев (как на прототипе), можно и нужно сделать крылья с обычными рулями высоты.
можно и нужно сделать крылья с обычными рулями высоты
…и микшировать их с элевонами на режиме посадки? Хорошая мысль! Но есть опять нюансы, так как придется в любом случае “крылышки” раскладывать при выпуске и складывать при уборке. Понятно, что механически, через разработанную систему приводов, но по другому их не “положить” на фюзеляж. На прототипе, вы конечно же знаете это, там достаточно сложная конфигурация практически “веера”, который раскладывается. Но в любом случае- спасибо за мысли, Константин!
А про агушу непонятно, зачем?
Спасибо за вопрос! Во-первых, если на первом полёте будет визуально понятен просчёт с центровкой, то можно исправить методом перекачки жидкости в размере 500 мл (при весе модели в 40 кг), и во-вторых, эксперименты на посадке с той или иной фиксацией CG.
Но тут сразу возникает много вопросов, так как удельная нагрузка на крыло будет несоизмерима у двух моделей…
Проект грандиозен! Насчет нагрузки - при ваших размерах крыло будет 352 кв.дм. Даже при 50 кг взлетного для реактивного самолета, по-моему, нагрузка не очень-то и велика. Думаю, что проект долгий, но зная подход к хобби его авторов, практически не сомневаюсь в успехе.
Думаю, что проект долгий
Согласен. Тем более, что сейчас готовим новый проект к JWM-2019…
Ту-144 планируется сделать в два этапа. Первый- это пилотный проект с достаточным, но не максимальным погружением в детали самого лайнера, в котором главная задача- поднять модель с простыми стойками без механизации, не углубляясь в работы сразу 4-х элевонов на одном крыле и без канард и опускающего обтекателя. Вторым этапом, если первый будет удачным, будет доработка существующей модели с учётом накопленного эксплуатационного опыта.
практически не сомневаюсь в успехе
Спасибо! Я лишь сомневаюсь в правильно выбранном масштабе и его будущем весе, в количестве турбин и геометрии крыла. Одним словом - время покажет.
Фантастически интересный и смелый проект! Очень хочется скорее увидеть его в небе. Степень проработки очень высокая. Остаётся в материале реализовать.
Путь очень долгий и сложный. Если наш опыт будет полезен, то с огромным удовольствием поможем.
Терпения сил и удачи!!! Российским лайнерам быть!
Когда примерно ожидается облёт?
Крылышки поддерживали носовую часть, а не опускали! Они создавали положительный момент по тангажу, в процессе эксплуатации самолёта на более поздних машинах (точно не помню, может даже с Ту-144Д СССР-77111) у переднего крылышка были закрыты щели предкрылка на 1/3 чтоб снизить подъёмную силу, так как она была больше расчетной, и самолёт стремился сильно задрать нос.
Если наш опыт будет полезен, то с огромным удовольствием поможем
Павел, спасибо за проявленный интерес к проекту!
Честно признаться, я рассчитывал на твою помощь, так как есть ряд технологических вопросов, которые я постараюсь чётко сформулировать общим списком до Нового Года. Спасибо большое заранее!
Когда примерно ожидается облёт?
До конца года, думается мне, что уже не успеем… 😁 Да и загадывать не буду. Всё по ситуации. Такие проекты не привязаны к спорту и это мешает им появляться на свет быстро. Спорт стимулирует, так как есть даты, правила и конечно же вес модели, на которой ещё нужно исполнять комплекс фигур! А это означает, что модель нужно научить летать и пилоту научиться управлять моделью, прокачать свой скил на тренировках и т.д. В нашем случае ничего из вышеперечисленного нет, ну кроме желания не делать модель тяжёлой. Но и лёгкой её не хочется делать. Вечный поиск баланса! 😇
Крылышки поддерживали носовую часть, а не опускали!
Спасибо за уточнения!
Если в Яндексе в строке поиска написать “мифы о ту-144”, то поиск по данному запросу выдаст на второй строке ссылку на тему, в которой можно много интересного прочитать. Ни коем образом не реклама и не принижение достоинств нашего лайнера, а лишь уточнения тех или иных фактов о лайнере. Такой информации в интернете много, поэтому её сбор и изучение различных материалов - одна из основных задач, которые мы сейчас реализуем. Конечно по мере возможности.
В качестве примера скопировал из статьи по Вашей теме:
“Неверным или неточным является также утверждение Пухова, что канарды (предкрылки) “создают мощную подъемную силу”. В действительности подъёмная сила канардов по сравнению с крылом ничтожна уже из-за их малых размеров, а отсутствие вихревых потоков (vortex lift) только усиливает эту разницу. Основное назначение канард при посадке — противодействовать клеванию самолёта носом вниз при выпускании вниз закрылков, которые как раз и увеличивают подъёмную силу; т.е. канарды предназначены не для того, чтобы удерживать самолёт как целое, а чтобы помогать балансировать его (следует также иметь в виду, что ключевым элементом балансирования сверхзвуковых самолётов является перекачка топлива из передних баков в задние или обратно, а элевоны играют корректирующую роль вокруг баланса заданного массовым распределением топлива). В действительности канарды более значимы при взлёте самолёта, чем при посадке.”
В спорах рождается истина! Спасибо всем за участие!
Удачи , будет интересно наблюдать !
Иван, ну что тут скажешь!
Эту машину строили всем Народом! Создание модели такого уровня тоже потребует невероятных усилий. Желаю тебе терпения, здоровья, хорошей работы!
Проект грандиозный! Стойки шасси будут не проще всего планера в целом.
Остается только с интересом наблюдать за темой, классно что в нашей стране, наши люди замахиваются на такие проекты.
По поводу “не возможно”.
Если бы в 2005/2008 году кто то сказал, что Россия будет 5и кратным чемпионом мира по реактивных копиям - покрутили бы у виска.
зная подход к хобби его авторов
Приветствую Владимир.
Что то слишком много оптимизма у коллег-моделистов на счет этого далеко не простого проекта.
В дополнение к вводной части, которую Иван так красиво и эпически изложил, хотели бы добавить, что «авторы» данного проекта (по крайней мере той его части, которая была сделана и о которой тут идет речь) к проекту не имеют сейчас никакого отношения.
А вот дальнейшая его судьба будет напрямую зависеть от новых «авторов», которые подключатся к нему (будем так их называть, так как выше уточнили, что ни заказчиков ни исполнителей у проекта больше не будет 😃 ).
По поводу “не возможно”.
Сам проект безусловно грандиозен по своему замыслу и своей сути, хотя ничем не сложнее того же ПАК-ФА от РусДжет. Но опять же, опыт команды РусДжет говорит о том, что поднимаются такие проекты командой (если мы говорим о каких то обозримых сроках, в одиночку тоже построить можно, но уж точно не за пару лет), а иногда даже группой команд, каждая из которых делает свое дело: одна проектирует, другая фрезерует, третья собирает и так далее.
Степень проработки очень высокая.
Не то слово. Жалко, если колоссальная проделанная работа будет похоронена в недрах компьютеров и не материализуется.
Слабо верим в то, что действующие «специалисты» АСК ЛАйнер смогут понять и разобраться в том, что было сделано. В подтверждение этих слов читаем про крылья с ЧЕТЫРЬМЯ крутками, углепластиковые балки и прочую хрень. 😃
Ну не могли мы их запроектировать, кроме геометрической и аэродинамической круток к своему сожалению других не знаем, а тут аж четыре.
Вообще конечно геометрия этих крыльев интересна в реализации, профили…… Отдельная тема.
По канардам напомним наши мысли, возможно все же пригодятся.
Идея была следующая:
Изначально проектировался этот узел независимым от всего планера, то есть сменным.
Облетывать самолет планировали вообще без канардов.
После нахождения комфортной центровки, монтировался узел с канардами, которые были зафиксированы в выпущеном состоянии и имели регулировку только по углу атаки. В такой конфигурации должен был быть подобран комфортный угол установки этих канардов в посадочном положении. Ну и третим шагом собирался узел, который имел возможность складывать и раскладывать канарды с ранее предустановленным углом. В итоге канарды должны были присутствовать на самолете исключительно для копийности и не должны мешать полету 😃 Как то так. Всякие бредовые идеи с рулями на канардах желательно оставить для других футуристических проектов и не забивать себе голову этой фигней. С таким крылом этот самолет должен отлично летать без всякого ПГО и перекачкой детского питания со сгущенкой 😃
То же самое и со стойками. Которые собственно мало чем отличаются по сути своей от обычных тележек лайнеров. Только имеют еще один привод подтягивания телеги. Первые полеты без уборки стоек, как обычно. Далее по плану. На подтягивание стоек ставится пневмоцилиндр с демпфером (кстати как на основных стойках Б777 😃 только на Боинге этот цилиндр удерживает телегу в горизонте и имеет сильно меньше размеры, поэтому выполнен пружинным, а не пневмо).
Можно продолжить и про четыре элевона на каждом крыле и про количество турбин и про внутренний набор с балками и стрингерами из углепластика 😃 и про многое другое, о чем мы успели подумать и обсудить 😃 если это кому то тут интересно. Очевидно же, что авторы темы мягко говоря просто «не в теме» 😃
Подитожить можно так: наша команда будет очень рада, если эта тема появилась на форуме не ради банального пиара и дабы лишний раз «засветиться с проектом» в сообществе, а для того чтобы найти единомышленников и реализовать проект всеобщими усилиями и с помощью коллективного разума и такой то матери 😃 😃
Мы, в свою очередь, будем рады вновь принять посильное участие и вложить свой опыт и знания.
Что то слишком много оптимизма у коллег-моделистов на счет этого далеко не простого проекта.
А чего в нем нереально сложного? Были бы средства, да подходящее помещение… Федор вон замахнулся на куда более сложный проект во всех отношениях (Ан-22) и дай Бог ему хотя бы однорядных винтах полететь. В вашем же случае нужно сделать качественный корпус и шасси. Моторы вы сами делать не будете (а слабо хотя бы к серийновыпускаемому ГТД приладить форсажную камеру? типа для копийности), считай половина дела сделана.
А чего в нем нереально сложного?
сам самолет.😉
В вашем же случае нужно сделать качественный корпус
корпус у корабля 😉, а тут нужно сделать прочный и легкий планер.
А чего в нем нереально сложного? Были бы средства, да подходящее помещение… Федор вон замахнулся на куда более сложный проект во всех отношениях (Ан-22) и дай Бог ему хотя бы однорядных винтах полететь. В вашем же случае нужно сделать качественный корпус и шасси. Моторы вы сами делать не будете (а слабо хотя бы к серийновыпускаемому ГТД приладить форсажную камеру? типа для копийности), считай половина дела сделана.
На мой взгляд здесь сложно все. Финансы и помещение это лишь малая часть того что нужно для этого проекта. Можно конечно сделать из дерева , фанеры и пены, но это не будет Ту- 144. С композитами знакомы не по наслышке и терпеть их не навижу, но в этом случае самолет должен быть композитным. Не представляю как его сделать по другому. Ан 22 и Ту 144 сравнивать не стоит, это совершенно разные проекты. На 22м сейчас идет мелочевка и ее жуть сколько особенно в хвосте, представляю сколько ее будет на Ту 144. Ребятам хочу пожелать удачи и терпения! Проект очень сложный и интересный. РS. Жаль что не 1:10.
Можно конечно сделать из дерева , фанеры и пены, но это не будет Ту- 144
Тогда ваш фанерный Ан-22 это не Ан-22. 😉
самолет должен быть композитным.
Где это такое написано? 😃
Тогда ваш фанерный Ан-22 это не Ан-22.
А что это?
Где это такое написано?
Ни где не написано. Это просто мое личное мнение.
Евгений Королев, здравствуйте! Можно вопрос, я на сайте человек новый, да и в моделизме собственно тоже. Интересно ваше мнение как более опытного, почему Ту-144 должен быть только композит? А Ту-144 из фанеры и дерева - не Ту-144. Вопрос без подтекстов и кривотолков!
Здравствуйте Сергей! Я не считаю себя опытным моделистом потому что не так давно вернулся в хобби из далекого детства и много чего еще не знаю , но то на каком уровне ребята собираются строить Ту-144 и с какой механизацией и со всеми крутками и т.д. не представляю как это можно сделать без композитов. Если упростить то можно и из дерева и из пены. Опять же повторюсь это мое личное мнение и я его никому не навязываю.
Евгений Королев, здравствуйте! Можно вопрос, я на сайте человек новый, да и в моделизме собственно тоже. Интересно ваше мнение как более опытного, почему Ту-144 должен быть только композит? А Ту-144 из фанеры и дерева - не Ту-144. Вопрос без подтекстов и кривотолков!
Потому что модель таких габаритов из дерева будет тяжелее, сложнее и в разы менее ремонтнопригодна чем композитная.
При создании композитной модели, остаются матрицы то есть можно делать серию, можно играть с наполнителем сэндвича и строить разные корки.
Далее, болван фрезеруется на чпу 5 координатном станке (в идеале) из модельного пластика, достигается таким образом качество поверхности и правильность формы. Я не представляю как можно сделать фюзеляж 5 метров длиной идеально ровный из бальсы. При зашивке планками, все равно будут бугры и провалы, даже литров шпатлевки не хватит залатать.
Видел я большие деревянные самолеты - бе 12 у нас и многие другие зарубежом, качество поверхности с композито мне сравнить.
А если просто, то 100% из 100 моделей джетов чемпионских на любых соревнованиях - композиты. Наверное люди не дураки… раз заморачиваются с этим.
Вот пример того что бывает с деревянным самолетом.