Ту-144. Масштаб 1:10
Уши, хвост, а самолетка какая? КРАСОТА!!!
Уважаемые друзья, коллеги, приветствую!
На собранном самолёте, кроме нижних частей, приступили к разметке расшивки, которая уже будет связана со всеми частями в единое целое, так как предварительно она была нанесена на крылья и киль. На фюзеляже, особенно сверху, на прототипе её практически не видно, а вот на киле и на крыльях она ярко выражена. Теперь началось самое интересное 😁
После завершения этого «увлекательного» процесса вся модель покроется биндером и можно будет вклеивать иллюминаторы и крепить передние крылышки на основную часть первой секции фюзеляжа. Для отработки и наладки работы ПК и передней стойки шасси сделали дублёр первой секции, в точности повторяющий уже покрашенную первую секцию. На ней много чего уже отработали, в частности крепление актуатора для опускания носа, нанесение расшивки на цилиндрическую поверхность, крепление иллюминаторов и их подсветку, различную шпаклёвку, грунты и разные по производителям краски 😃
Привет, Иван!
Я оказывается совсем выпал из жизни форума, считая что существенных событий произойти не может… А нет! Очень обрадовался когда решил посмотреть твою тему. Замечательно! Мне очень все понравилось и я рад что постройка продолжается в таком прекрасном русле!
Честно говоря, шедевры КБ Виталия Робертуса несомненно впечатляющи,но на мой неискушённый взгляд эта машина стоит совершенно отдельно и вызывает неподдельное восхищение!
Может быть это и немного пафосно, но я одинаково горжусь тем, что жал руку и знаком и с Виталием и с Иваном.
Спасибо, парни!
По правде говоря, опять же- без всякого пафоса, команда RusJet задала планку, которую трудно взять или вообще невозможно. Это труд десятилетий! Также «Вертикаль» Олега Захарова и его проекты, многочисленные проекты наших соотечественников, которые достойны глубокого уважения, западные примеры удачных проектов- всё это, безусловно, труд людей. В данный момент мы лишь пытаемся догнать лидеров, не только опираясь на уже существующий опыт, но и внедряя свои собственные разработки. Иначе не догнать 😃
…и надеемся, что у нас что-то из этого получится 😃
Спасибо за вашу поддержку! Для нас это важно!
«Пальма первенства» композитных лайнеров в достойных руках! Результат ошеломляющий. Иван, поздравляю тебя и всю твою команду. Вы молодцы.
Я со спокойной душой ушёл на пенсию 😃
Всем привет!
Спасибо за поздравления, Михаил. Думаю, что смена рода деятельности не всегда называется “пенсией”, а скорее всего - это зарождение нового бренда, новой культуры, с которой, как оказалось, мало кто знаком 😃
А что касается пальмы, то до неё ещё нужно дойти. И путь не быстрый…
Так что мы в движении, краткий отчёт о котором в двух небольших видео сюжетах.
От теории…
Было сразу понятно, что если мы хотим складывать основные стойки шасси, то необходимо повторить всё так, как было на прототипе. Во-первых- это проще, так как есть уже придуманная конструкция и чего проще взять и повторить её в масштабе 1:10. Во-вторых, построив максимально точную 3D-модель в SW мы понимали, что эта конструкция будет работать. Оставалось лишь решить три непростых вопроса: 1) чем поднимать вес тележки в 3 кг -гидравликой или пневматикой; 2) как осуществить “подлом” и фиксацию непростой кинематики; 3) как осуществить свободное перемещение поршня на 65 мм, который опрокидывает тележку на 90°, так как стойка амортизирует в достаточно большом диапазоне, а поршень всё время под давлением.
Для начала повторили всю кинематику с помощью 3D-анимации. Рассчитали усилия и стало понятно, что ни 10 атмосфер пневматики, ни 16 атмосфер гидравлики не хватит чтобы поднять стойку…
А делать не копию - этот вариант упрощения мы уже проходили. Так что в этот раз решили всё-таки попытаться повторить как на прототипе
К практике…
После долгих расчетов и споров решили остановиться, в качестве выбора материала, на 2 мм листовой стали. Вес модели большой и нагрузки дюраль не выдержит. Особенно с боковым усилием на неё. Детали напилили лазерной резкой (крутая вещь, но требует дополнительной обработки) и самостоятельно сварили все элементы стойки аргоновой сваркой. Для сварки предварительно фрезеровали много специальных кондукторов из МДФ, так как без них мы бы не попали ни в один размер. А при такой конструкции нарушение геометрии просто невозможно. Собранная стойка получилась без люфтов. В качестве осей во всех соединениях использовали тарированные свёрла.
Пришлось добавить в конструкцию ещё два пневматических цилиндра (это не копийно с точки зрения их количества, но копийно с точки зрения расположения, размеров и углов): один как вспомогательный для подъёма стойки и второй для “снятия” с замка и для “постановки” в замок (это не копийный элемент, но без него пока никак, а иного решения ещё не придумали). При 8 атмосферах в баллоне стойки выполняют три цикла уборка/выпуск ( с учётом того, что один фитинг травит - это слышно на видео). Все цилиндры точили самостоятельно. Диски для всей тележки заказывали на ЧПУ токарных станках- они там не простые. Соответственно резину тоже варили “на заказ” специально под выточенные диски. В качестве “наполнителя”, который имитирует “давление воздуха” в колёсах, использовали специальную пену.
Не судите строго- пока всё не в финальной версии и управляется с помощью серво-тестеров. По сути - это силовой карскас, который будет скрыт за декоративным пластиком, который будет имитировать все присутствующие на оригинальной стойке копийные элементы. Они сразу проектировались таким образом, что будут являться “декоративными крышками” и будут покрашены и состарены
С передней стойкой всё ещё “веселей”, так как повторить замки, фиксирующие переднюю стойку в выпущенном состоянии в масштабе 1:10, оказалось не простой задачей, как и поворот колёс на рулении. Но решения найдены. Об этом в следующем отчёте 😃
Спасибо за внимание!
Ахренеть…
Красота неописуемая!!!
Ахренеть…
Да уж, других слов нет 😃
других слов нет
Нее, Дима… 😉 убиццаапстену. Даже не знаю от чего больше: от гордости за людей, которые могут или просто от зависти 😈
Согласен.
эх не те люди стоят во главе авиапрома
Коллеги, друзья, приветствую!
Спасибо за ваши отзывы, но на видео пока достаточно простой сюжет, в котором детали из различного металла и резины с пластиком выполняют определённый цикл действий. Причём эти действия были для начала отработаны на 3D-макете, затем был построен пластиковый образец, на котором отработали и проверили всё и вся и уже потом сделали то, что вы видели.
На мой взгляд стойки, ПК и их кинематика - это были одни из простых задач в этом проекте. Без ложной скромности. Да и расшивку мы практически сделали уже на 50% и это тоже оказалось сделать не сложно. Главное - это вести график в таблице “Эксель”, а лучше “Битрикс-24” и соблюдать все установленные сроки в графике реализации поставленных задач. И это не шутки вовсе, а единственное реально действующее правило. Ну и конечно же - это коллектив, который показывает не процесс, а результат. Пусть в моих словах присутствует много пафоса, но те кто знают о чём я пишу - поймут меня. У нас с этим пока не всё идеально, но мы каждый раз анализируем то, из-за чего мы не уложились в график и это становится нашим приобретённым опытом. Нашему коллективу всего один год и мы только учимся!
P.S. Сегодня мы вышли из графика из-за непредвиденной проблемы со складыванием ПК. Крылышки, которые мы отформовали, необходимо собирать не так, как мы запланировали. Теперь мы озадачены проектированием специального шаблона с нижней и верхней фиксацией всех 7-ми элементов. Только так можно их собрать для соблюдения точной геометрии. Метод фиксации всех элементов с помощью двух торцевых крышек (так сделано на прототипе), в которые вставлялись элементы ПК, себя не оправдал из-за слишком маленького масштаба 1:10. Хотя никто даже не мог предположить, что результат будет неудовлетворительным. Минус несколько дней в плотном графике…
а результат
Здорово!
это коллектив,
Великолепно!
всего один год
Отлично, уже срок, да какой!
никто даже не мог предположить,
Настораживает,- никто!
Минус
неудовлетворительным.
минус, неуд, это когда в землю, а тут правильный процесс, без этого никак. Удачи!
Если честно, Иван, то насчёт ПГО вообще ничего не понятно. Я до этого момента и не представлял, что есть торцевые крышки. Да и вообще такое малое крыло с такой механизацией воспринимал как данное чудо. Но вот как этот привод всего организован в модели? Это очень круто и интересно. Если возможно- проиллюстрируй пожалуйста.
На мой неискушённый взгляд сам факт складывания такого крыла на модели - уже подвиг, а его кинематика на рабочих режимах… Я человек армейский, поэтому вместо обычных слов, которых всё равно не хватит, чтобы описать восхищение, напишу Superbly! Это правда, очень круто и восхитительно. И я так полагаю, что у немцев Конкорд хоть и больше, но наш Ту-144 технологичней на голову.
полагаю, что у немцев Конкорд хоть и больше, но наш Ту-144 технологичней на голову.
Сравнил тоже…😃 Русские самолеты всегда отличались существенно большей сложностью в отличие от иностранных.
Настораживает,- никто!
Согласен, моя фраза “никто даже не мог предположить” настораживает не меньше, чем результат, который нас не устроил. Но уже сегодня запустили процесс по изменению.
Отлично, уже срок, да какой!
Отличная шутка! Оценил 😃 Коллективы годами создаются и ещё годами закаляются в задачах, победах и неудачах. Вы правы- это правильный процесс! Спасибо Вам за комментарии!
Володя, привет!
Попробую проиллюстрировать твой вопрос 😃 Два сервопривода MKS HBL380 (39 кг) через 5 мм тяги приводят в движение левое и правое ПК. Они вращаются на оси с подшипниками. Ось имеет хитрый угол наклона по оси X и Y. А ещё там есть крышка- она поднимается в момент выпуска ПК. Всё просто 😒
Что касается технологичности, то немецкий Concorde большой и красивый! Весит 150 кг. 4-е турбины JetCat 300 Pro. Если сравнивать его с Ту-144, то это совершенно два разных проекта. Мы строим копию… Это влечёт за собой дополнительные задачи с непростыми решениями. Для примера, тележка со сдвоенными дисками и на каждом стоит тормозной пневматический суппорт
Воздухозаборники. Казалось бы что в них такого, но есть нюансы… Достаточно сложная деталь в изготовлении, так как есть внутренние плоскости определённой геометрии и внешние плоскости. Они разные 😁
Ну и сама форма планера 😃
Одним словом - Ту-144.
Спасибо всем за отзывы и поддержку!
Что касается технологичности, то немецкий Concorde большой и красивый! Весит 150 кг. 4-е турбины JetCat 300 Pro.
Большой- Да, а вот на счёт красивый, очень все спорно. Большая игрушка, отдаленно напоминающая Concorde о четырёх Р-300, которые, на мой возможно очень придирчивый взгляд, приляпаны в каналах (если можно сию конструкцию так назвать) воздухозаборников. Без слез не взглянешь. А чёрные карбоновые стойки, а окошки, иллюминаторами эту пленочную хрень язык не поворачивается называть.
Вот объясните мне, какую задачу решили малята из Германии создав сие чудо под гордым названием - КОНКОРД?
А вот Туполем залюбуешься- что не деталь, то уже сама по себе шедевр (не побоюсь этого слова).
Так что вывод напрашивается сам собой- хватит уже издеваться над гейропой! 😁😁😁
Як-130, МиГ-29, а теперь ещё и Ту-144…
Вот объясните мне, какую задачу решили малята из Германии создав сие чудо под гордым названием - КОНКОРД?
Меня вот тоже всегда интересовал вопрос создания «недокопий» таких размеров. Для себя только один ответ нашёл - тупо пустить всем пыль в глаза, якобы за огромными размерами и громкими заголовками никто не заметит откровенных ляпов. Как говорится один пипл хавает, а другой этим пользуется 😃
и вот что интересно именно достойные проекты редко освещаются в сети так широко, как упомянутые выше и им подобные «выдающиеся, самые-самые, супер, мега и т.д. проекты».
А жаль.
достойные проекты редко освещаются
На то есть свои причины. Как упоминалось выше - планка задана. Это Як-130 и МиГ-29. И если тема Як-130 освещалась с самого начала, то тема про постройку МиГ-29 началась с показа финального изделия. Потом стали появляться детали и особенности нового проекта. В нашем случае мы осветили “первый” полёт и “первый+” полёт модели. Они оба первых, так как силовые установки, принцип управления и углы расходов Элевонов и РН, плюс центровка - были другими. Дальше я позволил себе “поторопиться” и выкладывать этапы, что противоречит идеологии “Сделал дело- показывай”. Да и потом, тот же Concorde строился примерно 8 лет. Это ведь шоу-сериал под названием “Парни- всё в этом мире не просто…” 😃
В начале подняли два листа фанеры с моторчиком и посмотрели как оно там летает. Потом сделали 1:10 и тоже посмотрели. Ну а потом уже 1:6 и - О, Чудо! Оно полетело! Искусство делать из “саморезика и планочки” шоу на весь мир- этому нужно учиться. А я, дядя Миша, учился другому. Вот поэтому и строим потихоньку. Но то, что мы “заморачиваемся” над каждой фигнёй- это факт. А что уж там в финале получится- посмотрим все вместе!
P.S. Но мы “хоть металку”, слава Богу, переросли 😃