Ту-144. Масштаб 1:10

pilot43

Честно говоря, шедевры КБ Виталия Робертуса несомненно впечатляющи,но на мой неискушённый взгляд эта машина стоит совершенно отдельно и вызывает неподдельное восхищение!
Может быть это и немного пафосно, но я одинаково горжусь тем, что жал руку и знаком и с Виталием и с Иваном.

JohnRender

Спасибо, парни!
По правде говоря, опять же- без всякого пафоса, команда RusJet задала планку, которую трудно взять или вообще невозможно. Это труд десятилетий! Также «Вертикаль» Олега Захарова и его проекты, многочисленные проекты наших соотечественников, которые достойны глубокого уважения, западные примеры удачных проектов- всё это, безусловно, труд людей. В данный момент мы лишь пытаемся догнать лидеров, не только опираясь на уже существующий опыт, но и внедряя свои собственные разработки. Иначе не догнать 😃

…и надеемся, что у нас что-то из этого получится 😃

Спасибо за вашу поддержку! Для нас это важно!

Airliner-rc

«Пальма первенства» композитных лайнеров в достойных руках! Результат ошеломляющий. Иван, поздравляю тебя и всю твою команду. Вы молодцы.
Я со спокойной душой ушёл на пенсию 😃

JohnRender

Всем привет!

Спасибо за поздравления, Михаил. Думаю, что смена рода деятельности не всегда называется “пенсией”, а скорее всего - это зарождение нового бренда, новой культуры, с которой, как оказалось, мало кто знаком 😃
А что касается пальмы, то до неё ещё нужно дойти. И путь не быстрый…
Так что мы в движении, краткий отчёт о котором в двух небольших видео сюжетах.

От теории…

Было сразу понятно, что если мы хотим складывать основные стойки шасси, то необходимо повторить всё так, как было на прототипе. Во-первых- это проще, так как есть уже придуманная конструкция и чего проще взять и повторить её в масштабе 1:10. Во-вторых, построив максимально точную 3D-модель в SW мы понимали, что эта конструкция будет работать. Оставалось лишь решить три непростых вопроса: 1) чем поднимать вес тележки в 3 кг -гидравликой или пневматикой; 2) как осуществить “подлом” и фиксацию непростой кинематики; 3) как осуществить свободное перемещение поршня на 65 мм, который опрокидывает тележку на 90°, так как стойка амортизирует в достаточно большом диапазоне, а поршень всё время под давлением.
Для начала повторили всю кинематику с помощью 3D-анимации. Рассчитали усилия и стало понятно, что ни 10 атмосфер пневматики, ни 16 атмосфер гидравлики не хватит чтобы поднять стойку…
А делать не копию - этот вариант упрощения мы уже проходили. Так что в этот раз решили всё-таки попытаться повторить как на прототипе

К практике…

После долгих расчетов и споров решили остановиться, в качестве выбора материала, на 2 мм листовой стали. Вес модели большой и нагрузки дюраль не выдержит. Особенно с боковым усилием на неё. Детали напилили лазерной резкой (крутая вещь, но требует дополнительной обработки) и самостоятельно сварили все элементы стойки аргоновой сваркой. Для сварки предварительно фрезеровали много специальных кондукторов из МДФ, так как без них мы бы не попали ни в один размер. А при такой конструкции нарушение геометрии просто невозможно. Собранная стойка получилась без люфтов. В качестве осей во всех соединениях использовали тарированные свёрла.
Пришлось добавить в конструкцию ещё два пневматических цилиндра (это не копийно с точки зрения их количества, но копийно с точки зрения расположения, размеров и углов): один как вспомогательный для подъёма стойки и второй для “снятия” с замка и для “постановки” в замок (это не копийный элемент, но без него пока никак, а иного решения ещё не придумали). При 8 атмосферах в баллоне стойки выполняют три цикла уборка/выпуск ( с учётом того, что один фитинг травит - это слышно на видео). Все цилиндры точили самостоятельно. Диски для всей тележки заказывали на ЧПУ токарных станках- они там не простые. Соответственно резину тоже варили “на заказ” специально под выточенные диски. В качестве “наполнителя”, который имитирует “давление воздуха” в колёсах, использовали специальную пену.
Не судите строго- пока всё не в финальной версии и управляется с помощью серво-тестеров. По сути - это силовой карскас, который будет скрыт за декоративным пластиком, который будет имитировать все присутствующие на оригинальной стойке копийные элементы. Они сразу проектировались таким образом, что будут являться “декоративными крышками” и будут покрашены и состарены

С передней стойкой всё ещё “веселей”, так как повторить замки, фиксирующие переднюю стойку в выпущенном состоянии в масштабе 1:10, оказалось не простой задачей, как и поворот колёс на рулении. Но решения найдены. Об этом в следующем отчёте 😃

Спасибо за внимание!

EVIL
DIM76:

других слов нет

Нее, Дима… 😉 убиццаапстену. Даже не знаю от чего больше: от гордости за людей, которые могут или просто от зависти 😈

JohnRender

Коллеги, друзья, приветствую!

Спасибо за ваши отзывы, но на видео пока достаточно простой сюжет, в котором детали из различного металла и резины с пластиком выполняют определённый цикл действий. Причём эти действия были для начала отработаны на 3D-макете, затем был построен пластиковый образец, на котором отработали и проверили всё и вся и уже потом сделали то, что вы видели.

На мой взгляд стойки, ПК и их кинематика - это были одни из простых задач в этом проекте. Без ложной скромности. Да и расшивку мы практически сделали уже на 50% и это тоже оказалось сделать не сложно. Главное - это вести график в таблице “Эксель”, а лучше “Битрикс-24” и соблюдать все установленные сроки в графике реализации поставленных задач. И это не шутки вовсе, а единственное реально действующее правило. Ну и конечно же - это коллектив, который показывает не процесс, а результат. Пусть в моих словах присутствует много пафоса, но те кто знают о чём я пишу - поймут меня. У нас с этим пока не всё идеально, но мы каждый раз анализируем то, из-за чего мы не уложились в график и это становится нашим приобретённым опытом. Нашему коллективу всего один год и мы только учимся!

P.S. Сегодня мы вышли из графика из-за непредвиденной проблемы со складыванием ПК. Крылышки, которые мы отформовали, необходимо собирать не так, как мы запланировали. Теперь мы озадачены проектированием специального шаблона с нижней и верхней фиксацией всех 7-ми элементов. Только так можно их собрать для соблюдения точной геометрии. Метод фиксации всех элементов с помощью двух торцевых крышек (так сделано на прототипе), в которые вставлялись элементы ПК, себя не оправдал из-за слишком маленького масштаба 1:10. Хотя никто даже не мог предположить, что результат будет неудовлетворительным. Минус несколько дней в плотном графике…

FFedor
JohnRender:

а результат

Здорово!

JohnRender:

это коллектив,

Великолепно!

JohnRender:

всего один год

Отлично, уже срок, да какой!

JohnRender:

никто даже не мог предположить,

Настораживает,- никто!

JohnRender:

Минус

JohnRender:

неудовлетворительным.

минус, неуд, это когда в землю, а тут правильный процесс, без этого никак. Удачи!

pilot43

Если честно, Иван, то насчёт ПГО вообще ничего не понятно. Я до этого момента и не представлял, что есть торцевые крышки. Да и вообще такое малое крыло с такой механизацией воспринимал как данное чудо. Но вот как этот привод всего организован в модели? Это очень круто и интересно. Если возможно- проиллюстрируй пожалуйста.
На мой неискушённый взгляд сам факт складывания такого крыла на модели - уже подвиг, а его кинематика на рабочих режимах… Я человек армейский, поэтому вместо обычных слов, которых всё равно не хватит, чтобы описать восхищение, напишу Superbly! Это правда, очень круто и восхитительно. И я так полагаю, что у немцев Конкорд хоть и больше, но наш Ту-144 технологичней на голову.

EVIL
pilot43:

полагаю, что у немцев Конкорд хоть и больше, но наш Ту-144 технологичней на голову.

Сравнил тоже…😃 Русские самолеты всегда отличались существенно большей сложностью в отличие от иностранных.

JohnRender
FFedor:

Настораживает,- никто!

Согласен, моя фраза “никто даже не мог предположить” настораживает не меньше, чем результат, который нас не устроил. Но уже сегодня запустили процесс по изменению.

FFedor:

Отлично, уже срок, да какой!

Отличная шутка! Оценил 😃 Коллективы годами создаются и ещё годами закаляются в задачах, победах и неудачах. Вы правы- это правильный процесс! Спасибо Вам за комментарии!

Володя, привет!
Попробую проиллюстрировать твой вопрос 😃 Два сервопривода MKS HBL380 (39 кг) через 5 мм тяги приводят в движение левое и правое ПК. Они вращаются на оси с подшипниками. Ось имеет хитрый угол наклона по оси X и Y. А ещё там есть крышка- она поднимается в момент выпуска ПК. Всё просто 😒

Что касается технологичности, то немецкий Concorde большой и красивый! Весит 150 кг. 4-е турбины JetCat 300 Pro. Если сравнивать его с Ту-144, то это совершенно два разных проекта. Мы строим копию… Это влечёт за собой дополнительные задачи с непростыми решениями. Для примера, тележка со сдвоенными дисками и на каждом стоит тормозной пневматический суппорт

Воздухозаборники. Казалось бы что в них такого, но есть нюансы… Достаточно сложная деталь в изготовлении, так как есть внутренние плоскости определённой геометрии и внешние плоскости. Они разные 😁

Ну и сама форма планера 😃

Одним словом - Ту-144.
Спасибо всем за отзывы и поддержку!

helifox
JohnRender:

Что касается технологичности, то немецкий Concorde большой и красивый! Весит 150 кг. 4-е турбины JetCat 300 Pro.

Большой- Да, а вот на счёт красивый, очень все спорно. Большая игрушка, отдаленно напоминающая Concorde о четырёх Р-300, которые, на мой возможно очень придирчивый взгляд, приляпаны в каналах (если можно сию конструкцию так назвать) воздухозаборников. Без слез не взглянешь. А чёрные карбоновые стойки, а окошки, иллюминаторами эту пленочную хрень язык не поворачивается называть.
Вот объясните мне, какую задачу решили малята из Германии создав сие чудо под гордым названием - КОНКОРД?
А вот Туполем залюбуешься- что не деталь, то уже сама по себе шедевр (не побоюсь этого слова).
Так что вывод напрашивается сам собой- хватит уже издеваться над гейропой! 😁😁😁
Як-130, МиГ-29, а теперь ещё и Ту-144…

Airliner-rc
helifox:

Вот объясните мне, какую задачу решили малята из Германии создав сие чудо под гордым названием - КОНКОРД?

Меня вот тоже всегда интересовал вопрос создания «недокопий» таких размеров. Для себя только один ответ нашёл - тупо пустить всем пыль в глаза, якобы за огромными размерами и громкими заголовками никто не заметит откровенных ляпов. Как говорится один пипл хавает, а другой этим пользуется 😃
и вот что интересно именно достойные проекты редко освещаются в сети так широко, как упомянутые выше и им подобные «выдающиеся, самые-самые, супер, мега и т.д. проекты».

А жаль.

JohnRender
Airliner-rc:

достойные проекты редко освещаются

На то есть свои причины. Как упоминалось выше - планка задана. Это Як-130 и МиГ-29. И если тема Як-130 освещалась с самого начала, то тема про постройку МиГ-29 началась с показа финального изделия. Потом стали появляться детали и особенности нового проекта. В нашем случае мы осветили “первый” полёт и “первый+” полёт модели. Они оба первых, так как силовые установки, принцип управления и углы расходов Элевонов и РН, плюс центровка - были другими. Дальше я позволил себе “поторопиться” и выкладывать этапы, что противоречит идеологии “Сделал дело- показывай”. Да и потом, тот же Concorde строился примерно 8 лет. Это ведь шоу-сериал под названием “Парни- всё в этом мире не просто…” 😃
В начале подняли два листа фанеры с моторчиком и посмотрели как оно там летает. Потом сделали 1:10 и тоже посмотрели. Ну а потом уже 1:6 и - О, Чудо! Оно полетело! Искусство делать из “саморезика и планочки” шоу на весь мир- этому нужно учиться. А я, дядя Миша, учился другому. Вот поэтому и строим потихоньку. Но то, что мы “заморачиваемся” над каждой фигнёй- это факт. А что уж там в финале получится- посмотрим все вместе!

P.S. Но мы “хоть металку”, слава Богу, переросли 😃

ДедЮз
Airliner-rc:

Как говорится один пипл хавает, а другой этим пользуется

Миша, ну прямо расшифровка деятельности ЦК КПСС получается 😉

EVIL

Ага… Год назад он так не говорил…

JohnRender

Всем привет!

Периодически заглядывая на страницы форума наблюдаешь тенденцию “угасания” желания людей делиться теми или иными событиями, которые относятся к постройке или просто к демонстрации своих моделей. Но мне захотелось поделиться достаточно романтичной фотографией, которую совершенно случайно сделал мой коллега Александр Сытник. Мне показалось, что в ней есть что-то интересное и вдохновляющее. На ней нет ни постройки, ни турбин, ни крыльев… Просто запечатлено мгновение. Единственное что я сделал с фотографией- это перевёл её в чёрно-белый формат, в знак уважения тем далёким годам, когда создавались легендарные машины Ту-144.

На фотографии вид из кабины нашей модели

Пока нет приборной панели, не удалены лишние элементы и не вставлены стёкла, которые будут фрезероваться из 6 мм оргстекла, так как каждое имеет свою уникальную внутреннюю и внешнюю поверхности. А пока идет приладка 12-ти “деревянных” стекол 😃

Впереди вклейка иллюминаторов. Каждый сделан в отдельности: серый - без шторки и полупрозрачный для большего пропускания света в салоне (светодиодная лента сверху фюзеляжа для имитации реалистичного градиента распространения света сверху вниз), бежевый- “закрыт шторкой” и практически не прозрачный. Белый ободок - это имитация корпуса стеклопакета. Как я уже писал раньше, пришлось использовать два стекла, а иначе нет объема. На фото это хорошо видно даже не смотря на то, что они лежат на тёмном столе

Спасибо за внимание!