на что влияет длина оси флайтбара?
дискуссия возникла тут, позволю себе привести основные высказанные мысли:
Чем длинее ось флайбара, тем вертлявее вертолет. Это уже много раз обсуждали.
мне вот почему-то кажется что отсутсвие грузиков и более короткая ось приводят к одному результату.
Отсутствие грузиков и более длинная ось…
Чем дальше лопатки от центра, тем больше линейная скорость и соответственно подъемная сила этих лопаток при равных углах атаки. Соответственно более выражена реакция на возмущения. Вертолет становится вертлявее.
серволопатки выполняют только роль стабилизации. Естественно они стоят на одной оси и поэтому создают противонаправленные моменты, заставляя вертолёт повернуться по крену или тангажу. И поэтому чем дальше стоят эти лпатки, тем больше их скорость и следовательно сильнее влияние на управление.
Ох, теорию дружно всем читать
если отодвинуть лопатку подальше от оси вращения, то у неё становится большая скорость. Следовательно при равном угле атаки она “дуть” сильнее будет.
серволопатки не “дуют”. понаблюдайте за плоскостью вращения флайтбара, она всегда представляет собой именно плоскость, в отличие от ротора с лопастями, которые в процессе одного оборота могут находится в разных углах.
Серволопатки “дуют” при подаче на них управляющего воздействия. У них появляется угол атаки отличный от нуля и они со скоростью, зависящей от аэродинамических условий (линейная скорость, площадь лопатки, профиль, масса) возвращаются в положение с нулевым углом атаки. Чем быстрее это они делают, тем резче управление вертолетом.
- На больших моделях в серволопатках делают отверстия для уменьшения массы и снижения гироскопического эффекта, сохраняя при этом рабочую площать. Для T-Rex 500, например, есть наклейки в комплекте, которые полностью закрывают эти отверстия. К уменшению сопротивления эти отверстия отношения не имеют.
вобщем с наличием/отсутсвием грузиков, которые создают гироскопический эффект и удерживают плоскость флайтбара всё понятно. а вот с влиянием на управляемость разноудаленных от центра серволопаток мне пока не разобраться, также как и с влиянием площади самих лопаток.
экспериментировать вживую пока не на чем, более длинные сервооси ещё в пути.
p.s.
если есть ссылки на теорию - велкам.
• увеличение длины сервооси ускоряет ее
Последний пункт неочевиден и требует пояснения. Возьмем лопатки и поставим их на сервоось, удлиненную, скажем, на 10%. Мы:
- Увеличиваем момент инерции (эффект маховика) сервооси. Это значит, что ей нужно будет сообщить больший момент для поддержания нужной скорости наклона.
- Однако, отодвигая лопатки от центра вращения, мы увеличиваем плечо рычага, т.ч. при постоянной аэродинамической силе, действующей на лопатки, мы получаем больший момент.
- В дополнение, отодвигая лопатки, при постоянной скорости вращения ротора, мы увеличиваем линейную скорость лопаток и т.о. увеличиваем действующие на них аэродинамические силы.
Теперь эффект 1) замедляет реакцию сервооси по квадратичному закону, т.ч. увеличение длины сервооси на 10% увеличивает необходимый для поддержания скорости наклона момент примерно на 20%. Однако эффект 3) также действует по квадратичному закону и лопатки, разнесенные на 10% разовьют на 20% большую силу при том же угле установки. Т.о. эффекты 1) и 3) взаимно нивелируют друг друга. Остается эффект 2), линейный, и 10-процентное увеличение длины сервооси ускорит ее реакцию на 10%.
вот теперь намного более понятно.