Снова про то же: неожиданно начал дурить гироскоп-смотри механику вертолёта!

FRUKT

Уже в который раз подтверждается простая истина: если вертолёт без видимых причин начинает трясти хвостом, то гироскоп скорее всего “нашёл” проблему в механике вертолёта.
Вчера на третьем полёте хвостик начал подрагивать. Сначала была мысль, что это реакция на довольно сильный ветерок, но когда хвост начал подрагивать и на висении, а особенно в инверте, то решил сажать, тем более, что отлетал на этой батарейке почти 5 мин. к тому времени. Уже на посадке увидел один болтающийся подкос, висящий под балкой. Посадил штатно, осмотрел весь верт, прикрутил на место подкос, вроде всё в порядке, но почему-то вертикальный плавник немного сместился от вертикали. Т.к. никаких других видимых проблем найдено не было, то решил отлетать и 4-ю батарейку, что была с собой.
Почти сразу после взлёта перевернул в инверт и в этот момент началась сильная болтанка хвоста с амплитудой градусов под 90. Тут же переверул болтающийся верт обратно и в какой-то момент показалось, что хвостовая балка гуляет из стороны в сторону, но уже сама по себе😵 Быстро завёл на посадку сильно трясущийся вертолёт и посадил прямо в поле, не подводя к себе. Когда подходил, то увидел, что подкос снова отскочил от балки и находится паралельно ей только на креплении к раме, а хвостик как-то странно смещён в сторону. Взял верт в руки и увидел интересную картину:

Балка словно бритвой срезана поперёк между кронштейнами хвостовой сервы и держалась только на натяжении ремня, одном подкосе и честном слове😲 Каким образом балка так самоотрубилась для меня загадка, а то что верт после этого ещё и остался целым в воздухе просто чудо. Тем не менее данный факт имеет место быть, надеюсь кому-то пригодится на будущее эта информация.
Всем удачных полётов и мягких посадок;)

Oleg_fly

Леонид.

Ну дык я только буквально в воскресенье упал на 450-м - почти что именно по этой причине…

Дело было так. Отлетал после крайней сборки инастройки (поставил Mini Vbar и практически все по механике новое) около 20 полетов.
Единственное, что было под подозрением - чуток кривой хвостовой вал, причем новый… но если уж сильно приглядываться, то можно заметить небольшое биение… Решил на это дело забить… т.к. другого небыло. И после проверочных полетов все летало ровно и без косяков.

И еще… подкосы после предпоследнего краша вроде как остались целыми… и я их поставил, сильно ен проверяя… (я наконечники алюминиевый на CA сажаю к прутку карбоновому)…

И вот, привыкнул я к Vbar-у… летаю уже поагрессивнее… нагрузочки стал давать… тик-тачу я долго у упорно и низко… все нормально. И тут взгляд заметил, что что то мелкое вроде как от вертолета отлетело… через мгновение начал хвост крутить, несильно, но в вертикальном положении… Потом удар лопастью по балке, видно как отлетел в сторону весь хвостовой ротор с ошметками ремня… и уже потом дернул ХОЛД и пошел смотреть…

Лопасть одна чуток с царапиной, другая перебита. Балка помята очень сильно в конце - под 90 градусов, а у корня чуток загнута. ремень порван в двух местах - лопастью и перерубило наверное…
Одного подкоса (правого) не нашел - искал долго. Верхние крышки двух серв поломались (Хайтеки) и тяги погнулись на голове сильно.

До этого заметил, что именно этот подкос чуток шатается. Но не стал его снимать и проверять - плюнул - А ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЗРЯ!!!.

И еще заметил во время полетов, что при Тик-ТАКЕ вниз хвостом чуток хвост уводило влево (нос вправо) - но не сильно, и успевал компенсировать… Не знаю, подкос в этом был виноват или нет…

Сделал вывод после осмотра всех повреждений, что виноват выскочивший подкос, попал под лопасть, чутка подоогнул либо балку либо тягу управления хвоста, после этого закрутило и уже после этого ударом лопасти по балке все добило окончательно.

Решил - в дальнейшем использовать только эти подкосы - нового образца
www.rcrotor.ru/catalog/1020/3838/313504

Я их один раз уже пробовал - непонравилось, что при краше обязательно как минимум один ломается… а старого образца просто выскакивает из алюминиевого наконечника и остается целым…

Но в итоге - дороже выходит экономия. Лучше каждый раз ставить новый подкос - зато надежно будет держать…

😃

FRUKT

У меня этот же правый подкос, который вылетел вчера, уже раз был перерублен лопастями недели три назад. Естественно я его поменял, но следы от удара перерубленным ранее подкосом по балке остались и их видно на фотке. По балке он ударил потому, что перерубило его тоже в инверте, но и в тот раз я сумел посадить верт без повреждений. Что-то мне не нравится эта ситуация с вылетающими подкосами, буду перебирать верт в выходные с пристрастием.

Vovets

Раз уж зашла речь про подкосы, у кого какое мнение, чем лучше алюминиевые наконечники к карбону приклеивать, СА или эпоксидкой?

FRUKT
Vovets:

чем лучше алюминиевые наконечники к карбону приклеивать

Я никогда их не приклеиваю, капаю внутрь наконечника локтайт и с натягом вставляю туда карбоновый подкос. За три полётных сезона и десятки крашей было сломано только пара-тройка подкосов, обычно они просто вылетают из наконечника и остаются целыми. Если с механикой и геометрией вертолёта всё нормально, то просто так подкос никогда не вылетит из наконечника т.к. поджимается к раме креплением горизонтального стабилизатора.
ЗЫ: вчера вечером перебрал хвост вертолёта и поменял балку. Никаких видимых косяков не нашёл, хотя смотрел при переборке с пристрастием на все детали. В грядущие выходные надеюсь облетаю и посмотрю, как будет себя вести в воздухе.
Единственным неприятным моментом был облом Г-образного рычага нового двойного слайдера. Причём сомался он прямо около шарика от небольшого вертикального усилия случайно приложенного к нему. Материал рычага оказался довольно хрупкой пластмассой, хотя сам узел выглядит в целом очень прилично и отлетал довольно долго. Поменял на стоковый Элайновский слайдер, но уже с металлическим рычагом, на всякий случай;)

Oleg_fly
Vovets:

Раз уж зашла речь про подкосы, у кого какое мнение, чем лучше алюминиевые наконечники к карбону приклеивать, СА или эпоксидкой?

Я делал как в инструкции - приклеивал клеем CA.
За несколько лет эксплуатации не сломал ни одного, только при краше пруток карбоновый вылетает из наконечника… Т.е. практически они вечные (я еще в самом начале эксплуатации 450-го прикупил сразу комплект этих подкосов про запас… так вот - он лежит до сих пор…).

Но все таки Элайн не зря сделал подкосы нового образца, как уже писал выше - так надежнее (сломалось, поставил новые…)…

😃

FRUKT:

Я никогда их не приклеиваю, капаю внутрь наконечника локтайт и с натягом вставляю туда карбоновый подкос. За три полётных сезона и десятки крашей было сломано только пара-тройка подкосов, обычно они просто вылетают из наконечника и остаются целыми. Если с механикой и геометрией вертолёта всё нормально, то просто так подкос никогда не вылетит из наконечника т.к. поджимается к раме креплением горизонтального стабилизатора.
ЗЫ: вчера вечером перебрал хвост вертолёта и поменял балку…

Не, я всегда все по назначению использую и делаю по инструкции. Т.е. длоктайт для резьбы - использую для резьбы, фиксатор для цилиндрических поверхностей R48 - использую для посадки подшипников в гнезда, а где нужен клей CA - там клей CA… 😃

А по поводу подкосов - то ДА, никогда у меня еще сам по себе не выскакивал (хотя я их клею)… Но все таки при растущих нагрузках (а вертолет с FBL все таки провоцирует его “НАГРУЖАТЬ”) - ИМХО балка испытывает большие нагрузки, и роль подкосов уже начинает выступать на более высокий уровень…

ИМХО все конечно …
😃

AndyBig

ИМХО, подкосы должны держать нагрузку и на сжатие и на разрыв. Посему фиксировать прутки в наконечниках надо прочно, а не так, что бы они выскакивали 😃

FRUKT:

просто так подкос никогда не вылетит из наконечника т.к. поджимается к раме креплением горизонтального стабилизатора.

Ему и вылетать не надо для неприятностей, достаточно иметь ход хотя бы в пол-миллиметра 😃 И мне кажется, что как бы наоборот - это не балка подкосы должна прижимать к раме, а подкосы должны ее держать 😉

FRUKT
AndyBig:

а подкосы должны ее держать

Логично:)

KycokOl

Выскажу своё мнение по поводу подкосов. А кто нибудь задумывался, зачем они вообще нужны. Они вроде подпирают балку, а зачем её подпирать, куда она денется? Балка вертолёта испытывает, в основном, горизонтальные нагрузки, а подкосы вроде расчитаны на вертикальные. Я конечно не призываю снимать подкосы и летать без них, но и уделять им повышенное внимание, на 450-ом классе, имхо не стоит.

Oleg_fly
KycokOl:

Выскажу своё мнение по поводу подкосов. А кто нибудь задумывался, зачем они вообще нужны. Они вроде подпирают балку, а зачем её подпирать, куда она денется? Балка вертолёта испытывает, в основном, горизонтальные нагрузки, а подкосы вроде расчитаны на вертикальные. Я конечно не призываю снимать подкосы и летать без них, но и уделять им повышенное внимание, на 450-ом классе, имхо не стоит.

Дык Олег… Начнешь летать 3D - так сразу и поймешь… 😃))))))

Это года 3 назад… когда только висеть учился… тогда можно было и без подкосов…
А щас - “по заруливанию” и не падаю уже… только по отказу “техники” - то капот слетел на Тик-таке головой вниз, то машинка сгорит… то вот подкос отлетел…
😃

KycokOl:

… зачем они вообще нужны…

Можно и без подкосов. на том же ATOME 500 нет подкосов, но там балка толстая, толще чем у всех 500-к… Там она и без подкосов выдерживает все нагрузки…
😃

KycokOl
Oleg_fly:

то вот подкос отлетел…😃

Вот я и говорю, нет подкосов - нет проблем!😉 А подкос на 450-ке имхо скорее декорация, чем несущая конструкция. Ну какая может быть жесткость от тонкого карбонового прутика по сравнению с алюминиевой балкой?

AndyBig
KycokOl:

Ну какая может быть жесткость от тонкого карбонового прутика по сравнению с алюминиевой балкой?

Вполне приличная 😃 И даже на 450 подкосы очень даже помогают - гасят вибрацию хвоста 😃

NARAJANA
KycokOl:

Они вроде подпирают балку, а зачем её подпирать, куда она денется? Балка вертолёта испытывает, в основном, горизонтальные нагрузки, а подкосы вроде расчитаны на вертикальные.

Горизонтальные нагрузки подкосы тоже держат. Они образуют треугольник жёсткости и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях.