Полеты в ветер...

ZVER
yra_omsk:

Верт 450

Переходите на тушку потяжелей…

Tigron

Юрий,
Проблема в общем-то понятная. Когда вы висели правым боком к ветру, у Вас хвостовой ротор работал против ветра, т.е. ему было даже легче толкать хвост от наступающего потока воздуха. Когда же вы повернули вертолет левым боком, ветер стал дуть через ротор, эффективность ХР упала ниже критической, вертолет свернуло. Поймать вы вертолет не смогли скорее всего, потому что дернули стик поворота. Если стик не трогать, хорошая гира, может быть, вертолет и поймет.
10-15 м/с, конечно, преувеличение. Скорее всего было до 10 м/с - достаточно, чтобы сдувать груженые едой тарелки.

yra_omsk

О скорости не буду спорить, смотрели на HTC в его штатном прогнозе, ветер писал 35 км/ч…

Tigron:

Проблема в общем-то понятная. Когда вы висели правым боком к ветру, у Вас хвостовой ротор работал против ветра, т.е. ему было даже легче толкать хвост от наступающего потока воздуха. Когда же вы повернули вертолет левым боком, ветер стал дуть через ротор, эффективность ХР упала ниже критической, вертолет свернуло.

Вот и я хотел про это спросить… Было ли такое у кого еще,? в Большой авиации это называется режим вихревого кольца, и ни гира ни отклонение стика тут не помогает, т.к. падает эфективность винта, из-за ветра он начинает засасывать воздух им же отброшеный, но я думал что на моделях из-за больших оборотов такого не случится… т.е. можно сделать вывод, что при большом ветре висение левым боком к ветру опасно потерей управляемости…

Кстати правым боком висел очень даже устойчиво, даже понравилось 😃… только с заметным креном.

Tigron

Юрий,
Вполне возможно. Выход из вихревого кольца на хвосте описан тут:
www.aviaport.ru/news/2008/11/28/162102.html

Но лучше не висите боком к ветру. Во всех летных инструкциях приписывается взлетать и садиться на вертолете носом против ветра - заметно облегчает управление.

К стати, я вот подумал. На модельных вертолетах шаги ротора меняются свободно в обе стороны. Может ли кратковременная подача противоположного шага (поворот влево в случае с ХР или по шагу в сторону падения в случае с ОР) разрушить вихревое кольцо и восстановить управление, на манер передергивания тормоза на машине с АБС при прыжке на кочке?

yra_omsk

По инструкциям (о чем и пишется в статье ) для вертолетов есть 2 способа выхода: На несущем винте 1 это увеличением тяги ( если хватит мощьности двигателя) так можно сделать на К50 и Ми 28 2 это сдуванием вихревого кольца энтенсивным снижением вроде более 25 м/с точно не помню, но для этого нужен запас высоты… а на рулевом винте только переходом в поступательное движение, т.е. надо разогнать верт, тогда он выходит с этого режима… Но т.к. вихревое кольцо на РВ образуется на висении то из практики практически нельзя выйти…

Tigron

Юрий, пройдите по ссылки в моем посте и читайте внимательно:

При соразмеренном взятии ручки управления на себя уменьшается радиус вращения хвостовой части фюзеляжа, создаются условия для разрушения вихревого кольца, ибо инертный вихревой тор не успеет за хвостовым винтом перестроить свою плоскость, плюс значительно уменьшится и осевой, наступающий на винт, внешний поток воздуха, как главный организатор завихрения. Всё очень просто!

Как предлагает автор статьи, можно взять ручку на себя, сместить центр вращения на хвост. При этом вертолет перейдет в харикейн на хвосте, а вихревое кольцо разрушится, и управление вернется.
Я же предложил метод сдувания кольца передергиванием органов управления по оси кольца. (То, что у Вас указано, как интенсивное снижение) Резкое изменение вектора обдува разрушит кольцо, после чего можно будет вернуться в нормальный режим управления. Мое предложение - всего лишь теория. А вот харикейн, по словам автора статьи, проверенная причем на реальных вертолетах практика.

yra_omsk

Ну да… это теория… а теперь надо попробовать на практике, вот только когда этого не ждеш в рят ли получится.