Сборка Viper 70: Фотоотчет; Описание чуть позже

CKYHC

Всем привет!

Итак - вот уже больше 3-х недель у меня стоит собранный Viper 70, давно были перекачены на компьютер фотки снятые в процессе его сборки. Да все никак не доходили руки - выложить это добро сюда - был отпуск, приезжали друзья из Питера - ходили пить пиво на Oktoberfest, поэтому чтобы не наломать дров - сразу показал друзьям собранные модели и убрал их в шкаф от греха подальше 😝

Итак - сначала выложу фотки, потом напишу описание того - как я его собирал и с чем столкнулся в процессе сборки.
А пока вкратце: в интструкции не сказано, за сколько можно собрать модель. Но думаю если бы собирать второй такой же - это бы у меня заняло дня 2. Возможно на потоке его можно собрать часов за 7, но я люблю делать все тщательно и основательно - поэтому в моем исполнении сборка заняла где-то 5 вечеров, причем пара раз сборка была прервана из-за отсутствия чего-то необходимого - и продолжалась только на следующий вечер.

В самом начале сборки обратил внимание на то, что у ремня привода хвостового ротора есть небольшие дефекты. Решил было их убрать (см. фотки), но потом понял что дефект идет практически на всю длину, причем с какого-то момента переходит в сам ремень, т.е. срезать “лишнюю” часть будет ну очень тяжело. В общем - принял решение убрать то, что торчит - чтобы ремень не терся и не задевал во время работы, а на щель в поверхности ремня плюнуть.

На балке хвостового ротора (черная трубка) - присутствовала небольшая вмятинка, но она была только внешней и особых нареканий не вызывала.

В процессе сборки пакетики с комплектующими открывались последовательно, а не сваливалось все в кучу - что сильно помогало, т.к. укомплектованность пакетиков соответствует последовательности сборки. К хорошему быстро привыкаешь - и это меня подвело: в какой-то момент я не обнаружил необхдимого мне винтика. Этот винтик использовался для крепления хвостового ротора - и в паре с ним шел еще один такой е. Так вот был всего один 😦
Мне пришлось достать свои стратегические запасы винтиков с маленькой резьбой и укоротив один из них, а потом восстановив его резьбу на месте среза - получить таки недостающий винтик. Так вот потом когда я уже собрал весь вертолет - недостающий винтик нашелся - он лежал совсем в отдельном пакетике вместе с лентой-липучкой - т.е. совсем не в том пакетике, в котором лежали детали хвостового ротора. Это как раз и есть - привык к хорошему, а получилось как обычно.

Зато чего обнаружить в комплекте не удалось - это металлической шестерни для вала двигателя (хотя брался комплект ARF - с мотором, сервами и т.п.). И потерять такую крупную деталь я не мог. В итоге пришлось заказывать на Ikarus-е и ждать доставки. За одно заказал запасные лопасти, новый ремень (правда оставил этот про запас а в вертолете оставил оригинальный с дефектом - лень было разбирать), еще про запас шестеренку от передачи. Икарус расщедрился и положил в комплект с заказом их каталог (так он стоит пару евро). Но тут все понятно - реклама двигатель торговли 😃

Не купив вертолет нельзя узнать - что надо для его сборки. А инструкцию Ikarus продает за деньги - и то эта опция появилась у них на сайте недавно (как раз я спросил их на форуме поддержки и они обещали исправить ситуацию). Но за деньги… В общем кому надо - могу поделится.

Понадобится двухкомпонентный клей, клей-секунда, фиксатор резьбовых соединений, пара 6-гранных торцевых ключиков. Самый маленький из них - 1.5 мм - у меня довольно быстро сносился (пришлось крутить много винтов - их там большинство) - и я достал насадку для отвертки с таким ключем. Работа пошла быстрее и удобнее. Но длинный стандартный ключик все равно в некоторых местах нужен.

В конце я привожу фотку - что использовалось для сборки (ну кроме того, что упоминалось в процессе сборки на фотках).

Для правильной сборки необходим штангенциркуль. Можно обойтись и линейкой, но со штангенциркулем проще. Тяги настраиваются под определенную длину - и задав такую длину заранее на штангенциркуле можно сильно облегчить себе работу.

Для установки серво, управляющего углом атаки лопастей хвостового ротора - необходимо использовать двухкомпонентный клей. Для начала я взял его быстрый вариант (см. фотку) - где обещалась хорошая прочность соединения. Самое интересное это действительно было так. Но видимо поверхность к которой клеится серво оказалась не самой удачной для этого клея - при включении серво и пробе граничных положений - серво успешно оторвалось от опорной пластинки. Пришлоь брать другой двухкомпонентный клей, который позволяет повысить прочность соединения если нагреть его в момент отвердевания (там даже есть табличка - температура нагрева и прочность соединения). Этот клей серво уже не оторвало. (При настройке передатчика естественно граничные значения задаются так - чтобы серво не доводило муфту до граничных точек, но прочность лишней не бывает).

Ну и еще - хоть чертежи в описании и довольно подробны - в итоге все равно в паре случаев возникла неясность (двусмысленность) изображения - и один раз пришлось предварительно собирать узел, чтобы понять что и к чему клеить клеем-секундой (модуль хвостового ротора), а во-втором случае даже искать в интернете фотки собранного Viper (это были фотки пробной версии) - чтобы понять как правильно собирать автомат перкоса.
Естественно у меня автомат перекоса был собран не верно 😒

Еще в инструкции говорилось о наиболее удобном месте крепления приемника… прямо рядом с двигателем и регулятором хода. Ага, щас, ждите 😉
Примерив колпак вертолета и определившись с возможными местами крепления - решил крепить приемник в районе хвоста - на максимальном удалении от регулятора и мотора. Хоть приемник и PCM, но все же.

Вот собственно и все. Летать пока не пробовал - сначала симулятор. Точнее раскрутить несущий ротор - это конечно да, но с земли не поднимался.

Забыл сказать - еще понадобился паяльник (провода на клеммы мотора припаять) - правда у меня это была паяльная станция 😃

Удачи!
Андрей

[attachment=153
44:attachment][attachm
ent=15347:attachment][
attachment=15350:attachment][attachment=1535
5:attachment][attachme
nt=15358:attachment][a
ttachment=15361:attachment]
[attachment=153
68:attachment][attachm
ent=15372:attachment][
attachment=15375:attachment][attachment=1538
0:attachment][attachme
nt=15383:attachment][a
ttachment=15386:attachment][attachment=15391
:attachment][attachmen
t=15394:attachment][at
tachment=15397:attachment][attachment
=15405:attachment][att
achment=15408:attachment][attachment=
15416:attachment][atta
chment=15419:attachment][attachment=1
5427:attachment][attac
hment=15430:attachment][attachment=15
440:attachment][attach
ment=15443:attachment]

9 days later
slozovsk
CKYHC

Зато чего обнаружить в комплекте не удалось - это металлической шестерни для вала двигателя (хотя брался комплект ARF - с мотором, сервами и т.п.). И потерять такую крупную деталь я не мог.

Wow, спасибо за фотки. Увидел, куда батарею совать. Эти буржуи не удосужились нарисовать, что, куда монтировать.

У меня тоже Viper 70, но ARF. У вас не ARF, а kit. ARF - он полностью собран, хвостовая часть тоже собрана, но лежит отдельно. Avionics, естественно, надо монтировать самому, но ARF позволяет избежать головную боль со сборкой мелких узлов. Стоит эта радость всего $30 (т.е. это не 7 часов - на заводе они как-то быстро собирают, иначе было бы не $30).

Симулятор хорошо помогает. У меня была последовательность - симулятор, Blade CP и вот теперь Viper 70. Сам Blade CP существенно дешевле и его ремонт - тоже. Так, что для обучения - очень неплохо.

Посмотрел фотки набора. У вас прямо на коробке написано - kit. На ARF, так и написано - ARF.

Я у вас на фотках не увидел, может вы и так знаете, но, на всякий случай. Если вы раньше не летали - поставьте training landing gear. Сэкономит очень много денег.

CKYHC
slozovsk:

Wow, спасибо за фотки. Увидел, куда батарею совать. Эти буржуи не удосужились нарисовать, что, куда монтировать.

Хм… у меня в мануале стояло (по немецки и англицки) “площадка для аккумулятора” и соответственно “крепежные полоски аккумулятора”.

slozovsk:

У меня тоже Viper 70, но ARF. У вас не ARF, а kit.

Виноват… действительно KIT. Просто потому как легко собиралось - почему-то подумалось, что ARF 😇

Там в мануале сказано - если у вас ARF, можете дальше с такой-то страницы смотреть. Так вот - то, что идет собранным в ARF я собрал часа за 1.5.
7 часов - это сборка целиком вертолета. Причем те элементы, которые уже собраны в ARF - особых проблем и так не вызывают - там все легко как в детском конструкторе. Я специально посмотрел с какой страницы идет ARF, и когда дошел до нее - понял что не зря купил себе KIT на 30 баксов дешевле, т.к. работа которую я за эти 1.5 часа сделал - была простая и на мой взгляд 30 никак не стоила. Ну и помимо всего прочего - все же для того и покупаешь - чтобы удовольствие от процесса было. 😃

> но ARF позволяет избежать головную боль со сборкой мелких узлов.
Мелкие узлы не проблема. Основные сложности были (ну то есть не совсем сложно, но если на общем фоне сборки вертолета смотреть - там приходится покрутиться):

  1. Установка хвостовой балки так,чтобы ремень был натянут (кстати их идея с приклеиванием стержня чтобы протянуть ремень и прокрутить его на определенный угол - IMHO полный бред, я просто обвязал ремень ниткой, протянул, а потом надев на шестерню провернул а те самые 90 градусов.). Так вот - там надо чтобы ремень был натянут плотно, но не перетянут. И все регулируется тем, на сколько балка в корпус вдвинута.
    А так как пробовать натяжение надо нажимая на ремень, то каждый раз перед пробой приходится крепить балку на совесть - чтобы от пробы она не сдвинулась.
    В итоге пришлось два раза перерегулировать (каждый раз откручивая прижимающие ее винты).
  2. Как уже писал при сборке автомата перекоса в инструкции изображение было двояким - т.е. не полностью информативным.
  3. Сборка шаровых соединений. Разборка их для меня проста - у меня есть специальная приспособа. А вот сборка - это я потом догадался их насаживать с помощью маленьких плоскогубцев. А поначалу делал пальцами - а там усилие хорошее приходится прикладывать - да еще все вокруг выглядит хрупким и если что-то соскочит - не хочется навредить. Когда потом делал плоскогубцами - там все проще - если они и соскакивают - то только закрываются, но не тянут за собой все остальное.
  4. Довольно неприятный процесс - установка серво для управления лопастями хвостового ротора. Во-первых потому что там надо клеить и выбирать оптимальную позицию для своего серво. Ну в во-вторых когда клеишь - надо ждать, а по технологии делать в этот момент что-то еще дальше тяжело (хотя я и делал, правда потом приходится еще раз пробегать по уже собранному чтобы ничего не забыть).

Установка мотора как ни странно была довольно простой операцией - в мануале подсказывалось как легко сделать правильный зазор между шестерней мотора и главной шестерней (во время установки между ними засовывается кусок полиэтилена, подходит, например, от упаковочного пакетика, после чего мотор вплотную прижимается так чтобы он зажал этот полиэтилен, крепится, после чего полиэтилен вытягивается (проворачивая шестеренки).)

  1. Ну и как у большинства моделей - подключение двигателя. Т.к. аккумуляторы могут иметь разные разъемы, а человек может покупать не KIT или ARF где все в комплекте, а все по-отдельности (регулятор, двигатель и т.д.) - то чтобы не гадать с разъемами их просто не ставят. Т.е. приходится докупать нужные, потом их паять. Полностью констркутора не получается…

Ну а тренировочное шасси - безусловно поставлю. 😃
Это вообще не подлежит обсуждению - новые вертолет, новое поведение 😃

Удачи!
Андрей

slozovsk
CKYHC
  1. Сборка шаровых соединений. Разборка их для меня проста - у меня есть специальная приспособа. А вот сборка - это я потом догадался их насаживать с помощью маленьких плоскогубцев. А поначалу делал пальцами - а там усилие хорошее приходится прикладывать - да еще все вокруг выглядит хрупким и если что-то соскочит - не хочется навредить. Когда потом делал плоскогубцами - там все проще - если они и соскакивают - то только закрываются, но не тянут за собой все остальное.
  2. Довольно неприятный процесс - установка серво для управления лопастями хвостового ротора. Во-первых потому что там надо клеить и выбирать оптимальную позицию для своего серво. Ну в во-вторых когда клеишь - надо ждать, а по технологии делать в этот момент что-то еще дальше тяжело (хотя я и делал, правда потом приходится еще раз пробегать по уже собранному чтобы ничего не забыть).
  3. Ну и как у большинства моделей - подключение двигателя. Т.к. аккумуляторы могут иметь разные разъемы, а человек может покупать не KIT или ARF где все в комплекте, а все по-отдельности (регулятор, двигатель и т.д.) - то чтобы не гадать с разъемами их просто не ставят. Т.е. приходится докупать нужные, потом их паять. Полностью констркутора не получается…
    Ну а тренировочное шасси - безусловно поставлю.  😃
    Это вообще не подлежит обсуждению - новые вертолет, новое поведение 😃

С батареей - я не заметил названия этой площадки - поскольку все уже было собрано и я не читал названия уже собранных деталей.

  1. Для шаровых соединений продаются специальные щипчики. Очень удобно и собирать и разбирать. Хотя стоят они от $15 до $30. Так что, это с жабой надо договариваться. Ball Link pliers, например вот здесь - helihobby.com/html/hand_tools.html

  2. С этим серво они что-то премудрили. Неужели нельзя было придумать крепление попроще, чтобы крепить серво стандартным образом - винтами?

  3. Я заказал все россыпью. Паяльник у меня есть, так же, как и хобби магазины. Докуплю нужные разьемы без проблем. Игры с уже собранным вертолетом (Blade CP, в моем случае) придают уверенности. Понятно, что куда подключать и как оно все вместе должно работать. Это одна из причин, почему я начал с полностью собранного вертолета. Стандартный набор от Икаруса (brushless) показался мне дорогим. Игры с мелким вертолетом показали мне, что я хочу именно brushless. И на мотор и на speed контроллер цены у Икаруса сильно завышены, а вот серво, похоже подсунули самые дешевые. Батарея тоже не дешевая. Я заказал 2480 батарею за $70. Серво взял Hitec HS-85MG Metal Gear Ball Bearing Servo. На шарикоподшипниках и с металлическим редуктором. Получу avionics на следующей неделе, останется взять шестеренку на мотор и несколько электро разъемов.

Проблем с установкой хвоста и натяжением ремня у меня не возникло. Сразу затянул балку в корпусе. Натяжение регулировал отодвиганием хвостового редуктора - натянул, удерживая пальцами и затянул болты. Для протяжки ремня использовал какую-то валявшуюся проволку.

CKYHC

> 3. Для шаровых соединений продаются специальные щипчики…

Те специальные, что для разборки - у меня есть. А вот для собирания не видел 😃

> 4. С этим серво они что-то премудрили. Неужели нельзя было придумать крепление попроще, чтобы крепить серво стандартным образом - винтами?

Да - и мне не понятно. Самое интересное - если серво накроется (а рано или поздно это случится в перспективе) - то прийдется искать такую же пластинку (ну намек Икаруса уже понятен - где ее можно взять), либо делать самому - и не факт что так получится дешевле.

> Стандартный набор от Икаруса (brushless) показался мне дорогим.

Так и есть. И регулятор не самый оптимальный, что можно взять за эти деньги.
И мотор. А цена кусается.
В тот же момент на начальной стадии мне не хотелось возиться с подборкой мотора/регулятора для незнакомого вертолета (т.е. информации о том, что ему бы подошло - маловато пока).
Поэтому взял не brushless набор.

> Батарея тоже не дешевая.

Ну я посмотрел что у Икаруса было - и потом посовещавшись у них на форуме заказал себе то, что видно на фотках - от Graupner, где емкость побольше.

> Натяжение регулировал отодвиганием хвостового редуктора - натянул, удерживая пальцами и затянул болты.

Я как раз наоборот - сначала собрал полностью хвост, затем регулировал вдвиганием балки в корпус (так было сказано в инструкции, поэтому думать особо не пришлось)

Удачи!
Андрей

Добавлено

Забыл сказать - первая часть фоток вот тут (может кто забыл) - там все компоненты хорошо видны по отдельности:

rcopen.com/forum/f19/topic28073

Удачи!
Андрей

slozovsk
CKYHC

> 3. Для шаровых соединений продаются специальные щипчики…

Те специальные, что для разборки - у меня есть. А вот для собирания не видел  😃

На упаковке щипцов иногда рисуют, как их использовать для сборки. Обычно, их надо перевернуть. У меня нарисовано, что захватывается сам шар, но я использовал, как плоскогубцы, только, за счет наличия выреза щипцы не нажмут на сам шар.

  1. У меня в инструкции сказано, что кроме того, что приклеить его, надо еще одеть термоусаживающуюся трубку. Вот я думаю, может оно и без клея будет держать? Другой вариант - вынуть потроха серво, чтобы не повредить и прикурутить винтами/шурупами корпус серво к пластине. Потроха вставить. Если даже шляпки винтов будут выступать, то нестрашно, на корпусе вертолета, там как-раз дыра. Или надо, просто в магазине спросить. У них там куча переходников должна быть. Вот первое попавшееся в сети - www.phidgetsusa.com/cat/viewproduct.asp?category=2…
    Позволяет монтировать серво - боком.

CKYHC

У меня по-другому та приспособа выглядит…
www.conrad.de
Там вводишь сверху в два окна поиска артикля такой номер: 220980 - 62

Их по-другому не получится использовать. Но то, что я видел на фотке твоих при сборке шаровых соединений ничем практически не отличается от обычных плоскогубцев (ну чуть удобнее) 😃

> 4. У меня в инструкции сказано, что кроме того, что приклеить его, надо еще одеть термоусаживающуюся трубку.

И у меня сказано. Даже знаю зачем: если клей все-таки отвалится - то серво не потеряет соединение с вертолетом, а останется прижатым термоусадочной трубкой (хоть и не крепко). Т.е. если такое произойдет без термоусадочной трубки - то это потеря управляемости хвостового ротора, соответственно практически всегда авария.
С термоусадочной трубкой еще можно было бы побороться за спасение модели. Могу предположить, что в этом случае все же будет перерегулирование, но не полное отсутствие управляемости.
У меня на самом деле на фотках нет термоусадочной трубки, но в жизни она есть. Просто с ней хуже видно что и как крепится…

Кстати про идею прикрепить серво все-таки жестко с помощью внешнего крепления - вероятно это будет самым оптимальным. То, что ты показал по ссылке - пожалуй и самому сделать будет не сложно. Ну а пока буду летать так 😃

Удачи!
Андрей