Устойчивость вертолета
первые вертолеты делались явно не для 3д. если бы он был устойчив настолько, что при максимальном отклонении ручки просто медленно плыл в сторону а при возврате в нейтраль - останавливался, то это был бы супер успех!
Первые устройства, назовём их так, не имели серволопаток, так как их ещё не придумали, ни циклического шага, тоже не изобрели и летали без управления, т.к. не придумали тогда радиоаппаратуру, как же они летали? Только на гироэффекте ротора? почему же ротор делали сверху а не снизу выше ЦТ?
более того, это то что надо для съемки и бпла. не нужны будут системы стабилизации по 10 килобаксов за штуку.
Устроит. Я приведу другой пример - 3d самолет-фанфлай. То что нужно. 😃 Пропеллер, предельно задняя центровка. Что-то он сам не висит, а чтобы висел - надо очень активно работать рулями-лопатами. Стоит перестать это делать - мгновенно сваливается.
Если бы небыло ветра и внешних воздействий, то рулить приходится не так активно и атмосфера неоднородна… А бпла в виде вертолётов с низким ЦТ будет просто уносить ветром как парашютистов…
Т.е. по Вашему где находится ЦТ у вертолёта, получается значения не имеет вообще?
Первые устройства, назовём их так, не имели серволопаток, так как их ещё не придумали, ни циклического шага, тоже не изобрели и летали без управления, т.к. не придумали тогда радиоаппаратуру, как же они летали?
Пока Юрьев не придумал автомат перекоса, особо никак не летали. Если вы про свободнолетающие модели вертолетов (двигатель, бачок и стабилизатор как у ракеты), то они неспособны висеть!
Если бы небыло ветра и внешних воздействий, то рулить приходится не так активно и атмосфера неоднородна… А бпла в виде вертолётов с низким ЦТ будет просто уносить ветром как парашютистов…
В зале тоже? По вашему, вертлет с низким центром тяжести находится в состоянии устойчивого равновесия. Почему, спрашивается, небольшие возмущения и неоднородость атмосферы выводит 3д-самолет-фанфлай из равновесия, хотя вроде бы, опять же по-вашему, он должен возвращаться к висению сам собой, ведь равновесие устойчивое?
Т.е. по Вашему где находится ЦТ у вертолёта, получается значения не имеет вообще?
Имеет, только при чем тут устойчивость? Если вертолет хуже/лучше управляется это не значит, что он устойчивее/не устойчивее соответственно. Вам привели пример с полетом вверх ногами. Получается по-вашему, опять же, что он в таком положении должен быть КРАЙНЕ неустойчив. На самом деле нет.
А бпла в виде вертолётов с низким ЦТ будет просто уносить ветром как парашютистов…
Дерижабли же не уносит… Ну поставить ему систему управления как на дерижабле.
Че то у вас тут путаницы аж на три страницы. Смешали все в коктейль.
Во-первых, надо различать винт в жестко закрепленными на оси лопастями и винт с шарнирным креплением лопастей и автоматом перекоса для управления им. У первого винта вектор тяги действительно всегда направлен вдоль оси ротора и в этом смысле его точка приложения роли не играет. Сколь не опускай ЦТ вниз по этой оси - на устойчивости это никак не скажется. Это о винте с карандашом. Если у винта с карандашом карандаш будет вверху, то устойчивость его полета никак не изменится. Не делают так только по неудобству запуска - руки остаются на земле, а карандаш летит вверх.
Теперь к винту с шарнирным креплением лопастей. У такого винта тяга всегда направлена вдоль оси конуса лопастей. А вот эта ось может легко не совпадать с осью главного ротора (автомат поэтому и получил имя перекоса). Поэтому тут абсолютно правомерно говорить о точке приложения тяги ротора которая и находится в пересечении линий, соединяющей горизонтальные шарниры лопастей с осью ротора - т.е. в головке ротора.
Но и в этом случае понижение ЦТ вертолета лишь косвенно сказывается на его устойчивости. Кстати, сразу замечу, что вертолет с симметричным профилем лопастей одинаково устойчив в прямом и перевернутом полете. Ту разницу, которую отмечали выше дает не положение ЦТ, а профили лопастей.
Так вот, к вопросу об устойчивости. Она бывает двух типов - статическая и динамическая. При статической устойчивости имеет место при выведении системы внешним воздействием из устойчивого положения появление сил, возврашщающих вертолет к исходному положению. А динамическая устойчивость заключается в появлении сил, ослабляющих дестабилизирующее воздействие внешних сил. Разница в порядке производной воздействия. Шарнирный ротор обладает собственной динамической устойчивостью. Механизм серволопаток может ее усилить. Когда же смотрим на статическое стабилизирующее воздействие пары сил - силы тяжести и тяги ротора на соответствующем плече - возникает иллюзия - чем больше плечо (т.е. расстояние от головки ротора до ЦТ), тем больше выравнивающий возникший крен момент. Иллюзия это потому, что в динамической системе, угловое перемещение, компенсирующее возникший крен, пропорционально выравнивающему моменту, поделенному на момент инерции вертолета по горизонтальной оси. Обе величины - и числитель и знаменатель пропорциональны расстоянию от головки ротора до ЦТ. Поэтому, в первом приближении, устойчивость вертолета от положения ЦТ не зависит. 😎
Когда же смотрим на статическое стабилизирующее воздействие пары сил - силы тяжести и тяги ротора на соответствующем плече - возникает иллюзия - чем больше плечо (т.е. расстояние от головки ротора до ЦТ), тем больше выравнивающий возникший крен момент. Иллюзия это потому, что в динамической системе, угловое перемещение, компенсирующее возникший крен, пропорционально выравнивающему моменту, поделенному на момент инерции вертолета по горизонтальной оси. Обе величины - и числитель и знаменатель пропорциональны расстоянию от головки ротора до ЦТ. Поэтому, в первом приближении, устойчивость вертолета от положения ЦТ не зависит. 😎
Вроде красиво изложено, не знаю как возразить.
А что вы скажете про китайские фейрверки? К палке сверху привязана ракета. Сила тяги- паралельно палки. Однако эта штука летит практически вертикально независимо от того под каким углом ее запуситли. Для того и палка, чтоб под действием силы тяготения, направлять ракету.
Чем отличается система от того, что у Вас, если не учитывать гироскопический момент ротора?
Чем отличается система от того, что у Вас, если не учитывать гироскопический момент ротора?
сдается мне, что в указанном случае сравнение несколько неправильное, так как скорость ракеты выше, и палка играет роль стабилизатора. причем не столько из-за своей массы, но и за счет сопротивления встречному потоку воздуха. причем, мне кажется, что сопротивление потока воздуха тут играет большую роль, нежели масса палки.
сдается мне, что в указанном случае сравнение несколько неправильное, так как скорость ракеты выше, и палка играет роль стабилизатора. причем не столько из-за своей массы, но и за счет сопротивления встречному потоку воздуха. причем, мне кажется, что сопротивление потока воздуха тут играет большую роль, нежели масса палки.
У меня друг дарит мне эти ракеты пачками. Так вот повторяю она летит вертикально вверх, независимо от направления запуска (ну если не в землю пускать).
Говорю про большие ракеты с деревянной палкой почти как ручка швабры, а не маленькие с картонным стабилизатором.
Вы никогда не были ракетомоделистом…
[offtop]
Albert, если речь обо мне - да. не был 😃
таки-кому была предназначена фраза?
[/offtop]
2 AleksG
Я имел в виду, что китайские ракеты с палкой летают, как и все неуправляемые, т.е. вовсе не разворачиваются вверх, а летят в направлении пуска. Гравитация их вверх не разворачивает.
2 AleksG
Я имел в виду, что китайские ракеты с палкой летают, как и все неуправляемые, т.е. вовсе не разворачиваются вверх, а летят в направлении пуска. Гравитация их вверх не разворачивает.
Моделистом не был. Но глазам своим верю. Сейчас специально выду на улицу, пущу под низким углом, проверю, не мерещилось ли раньше.
Так. Эксперимент дал неоднозначный результат. Валялось дома две ракеты. Одна с небольшой рейкой но пиротехническая часть большой массы. Вторая- значительно легче рейки к которой привязана. Обе были вотнуты палками в снег под углом градусов 30% к горизонту. Тяжелая- ушла куда и была направлена. Легкая завернула вверх.
Мораль- развесовка имеет значение.
Великую теорему Ферма (почти сто лет?) называли Постулатом Ферма - потому как и доказать не могли и опровергнуть - тоже не могли.
Тут - немного другой случай - но тем не менее.
Вы это серьёзно?
Серьезно - я вполне готов заплатить сотню за собственное прозрение. Можно и больше - но это будет уже неприлично.
Можно объявить
Можно - предложение касается всех - никакого перехода на личности.
кто практически это сделает, тому Вы подарите новый вертолёт соосник?
Да, вышлю почтой на память о подвиге.
Как доказательство видеосъёмка устроит?
Видеосъемка с доказательством 5-10 минут ВИСЕНИЯ и Отсутствия НИТОК/ЛЕСОК/Иного мошенничества/фокусов. Устроит в первом приближении - при её появлении здесь и оглашении географических координат отвечу фото квитанции об отправке вот ентого ДрыгаФлая.
Я думаю можно упростить задачу: отвисеть на движке и простом пропеллере с рейкой на нижнем конце которой будет АКБ 5-10 минут. Устроит?
Устроит и так - Вообще ЛЮБОЙ висящий в воздухе аппарат БЕЗ циклического шага с управлением ТОЛЬКО тягой несущего винта/винтов.
Считаю, что решить поставленную задачу так же легко, как поставить карандаш вертикально на стол. На острый конец. И что-бы он простоял минут 10. Без суперклея/сверления стола естественно.
Во втором приближении придётся глядеть новоявленный девайс ЛИЧНО на предмет загадок бытия/фокуса/мошенничества - но это вряд ли - даже до честной видеосъемки не дойдёт на мой взгляд.
А Вовик - как всегда - ну внёс ясность, разъяснил детально.
Не совсем я согласен - но это скорее придирки к формулировкам - ничего существенного - оглашать не стану.
2 AleksG
Я имел в виду, что китайские ракеты с палкой летают, как и все неуправляемые, т.е. вовсе не разворачиваются вверх, а летят в направлении пуска. Гравитация их вверх не разворачивает.
Есть 2 способа стабилизации ракет, причём при внешней похожести с палкой они отличаются.
1 способ: ЦТ вверху, ЦД внизу - классическая толкающая схема для ракет. Ракета летит в любом направлении.
2 способ: ЦТ внизу, ЦД вверху - тянущая схема, - ракета действительно при любом угле запуска выравнивается вертикально.
По аналогии в вертолётах используется 2 схема, пытающаяся выравнивать его при боковых кренах. Иное дело что с потерей высоты и уходом в сторону, до наступления равновесия. Вот тут и приходится управлять, чтобы ускорить этот процесс и/или компенсировать тягой потерю высоты, ведь земля обычно рядом и высоты нехватает для моделей.
2 Тоха -
А вот я случайно полетал на AeroFly Pro Deluxe 1.8.0.9 + 1.9.1.3 Addon к нему, верт - какой-то электро Viper90 весом 1.1 Кг и диаметром ротора 90 см - ближе к своему Елитеру там ничего не было.
Вопрос в том - что после легкого трима и аккуратного взлёта/выравнивания - бросал ручки минут на 10, а верт не падал - летал покачиваясь метров на 10-15 по горизонту и плавая по высоте между 2 и 10 метрами ( на глазок естественно). Ну и упистонил он за 10 минут в далеко, но - НЕ УПАЛ - звука БаБах точно не было.
Это что - погрешность сима или ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно так настроить реакцию ГОЛОВЫ на ветер на реальном верте, что он будет с брошенными ручками по 10 минут не падать, а только покачиватся ?
Конкретности ради следует добавить, что пульт - GWS 4 канала, и ком шнурок от Пузрина - не знаю, кто из них виноватее, но сигнал от ВСЕХ каналов в симе дергается (нестабилен) - быть может это дурит сим - он верит, что пилот лихорадочно подрабатывает равновесие, и справедливости ради не дает верту упасть ?
А в остальном - ну ватный верт - вполне действует правило - пилот не мешает аппарату лететь.
Ну то есть висит верт практически сам - нужно только легкие корректирующие движения делать для траектории/местоположения. Одинаково и в инверте и в нормале.
А в реале-то я на Елитере ручками неустанно дрыгаю, что-бы верт почти на месте стоял - и где справедливость ?
Зато вот уже сильно подмывает петлю в реале содеять - на уровне 5 этажа перед собой - хорошо видно верт, петля на 360 - запас по высоте 15 метров - потому как в симе несложно она делается. Потом правда поймать верт надо, но после 360 он должен быть ко мне в том же положении что и до петли - если с отрицательным шагом не перегнуть палку.
Потому как поймать его быстро я смогу только если балка ко мне и шасси внизу - мозги мои неповоротливы.
Устроит и так - Вообще ЛЮБОЙ висящий в воздухе аппарат БЕЗ циклического шага с управлением ТОЛЬКО тягой несущего винта/винтов.
Реально. 4 минуты. Вертушка- "Пчела"из Пилотажа. Без всяких доработок и модернизаций.
Тупо висит, может чуток вращаться вокруг своей оси из-за небольшого дисбаланса скоростей вращения соосников.
Но висит. К сожалению, нет видеокамеры цифровой, и емкости батареек хватает на 3,5-4,5 минуты висения на месте. НО тем не менее- требует подруливания ТОЛЬКО газом. Можете купить вертушку и проверить на собствнном опыте.
Дрыгафлай после проведения следственного эксперимента прошу выслать мне в Казань)))))))
Реально. 4 минуты. Вертушка- "Пчела"из Пилотажа. Без всяких доработок и модернизаций.
зафиксируйте механизм стабилизации на верхнем роторе в нейтральном положении (чтобы сервоось не качалась) и повторите эксперимент.
зафиксируйте механизм стабилизации на верхнем роторе в нейтральном положении (чтобы сервоось не качалась) и повторите эксперимент.
-
Там НЕТ сервооси.
-
Будет колбасить вибрация при малейшем перекосе, но если закрепить идеально точно- все будет ОК.
-
Я когда первый раз подклеивал НИЖНЮЮ крепежку лопастей, случайно залил ее циакрином. Пчелка колбасилась влегкую, но блин висела на месте.
И поправьте меня, если я ошибаюсь,- но все таки если поставить скажем на Раптор50 лопасти каждую по 1-2 килограмма и двиг, который их раскрутит- он будет висеть не хуже “пчелы”- т.к. как уже правильно заметили, гироскопический эффект еще никто не отменял.
ЗЫ Собстенно, в задаче удержания “чего-бы-то-ни-было” в воздухе нет оговорок про “зафиксируйте механизм стабилизации”. Главное- я им не управляю вообще, равно как и бортовая электроника (точнее- ее отсутствие:))) )
Действительно на “пчеле” нет “вертолетных изысков” вроде сервооси, которые оговаривал в своем условии Psw. Так что наверно у татар скоро станет на один вертолет больше. 😃
Действительно на “пчеле” нет “вертолетных изысков” вроде сервооси, которые оговаривал в своем условии Psw. Так что наверно у татар скоро станет на один вертолет больше. 😃
Эйе, нам татарам лишний верт не помешает, да.
А PSW оговаривал ОТСУТСТВИЕ управляющий воздействий на вертушку (кроме работы ручкой газа).
Так что, ДРЫГФЛАЙ ф студию))))) 😈 😃
За базар отвечать нада, ээ))
Отвечать Надо - это безусловно верно.
Нашел фотку Пчелы - - действительно простенький верт, да и в (неграмотном)описании сказано:
“Задний винт является автоматом прекоса, должен находиться только в горизонтальном положении.”
Ну то есть подчеркнуто, что других органов на роторе нет, их и на фото не видно.
Его цена в Мск 67 баксов за полный комплект подразумевает отсутствие даже борт гироскопа.
Так что - ищите камеру для съемок.
Ну и приделайте (займите у друга к примеру) батарейки другие (литиевые) минимум на 5 минут полета - а лучше на 10 - такие были условия, если в точности.
На непрерывной 5-10 минут видеозаписи ваш помошник должен помахивать сверху/сбоку висящего верта длинным тонким предметом типа телескопической антенны или рейки - исключать всякие нитки/лески.
Было бы очень неплохо, если будет менятся высота полета - опять же для контроля отсутствия тех же ниток/лесок.
Запись - выложить сюда для оценок/просмотра.
При её появлении - будут действия и с моей стороны.
Хотя сообщение похоже на правду - у ентого верта действительно только 2 FP ротора и более - ничего управляющего.
До выполнения ентих условий буду ждать с нетерпением - потому как такой пчелы ни у меня ни у моих знакомых нету, что-бы можно было проще проверить.
Хотя про наличие в природе Пчелы я знал.
2 Тоха - так что по поводу моего вопроса с симом, какие мнения ?
Это глюк сима/пульта или действительно можно так настроить голову ?
Отвечать Надо - это безусловно верно.
Запись - выложить сюда для оценок/просмотра.
При её появлении - будут действия и с моей стороны.
Хотя сообщение похоже на правду - у ентого верта действительно только 2 FP ротора и более - ничего управляющего.
Ок, заметано)) видео постараюсь сделать и выложить.
Замена лития- ХЗ че из этого выйдет, но тем не менее- попробуем реализовать. Благо вроде как валялась литий-полимерка на 1800 мАч без дела.
Резервируйте ДРЫГ.)))))
ЗЫ Результаты эксперимента непременно опубликую. Спортивный азарт, однако)))))
- Там НЕТ сервооси.
Извиняюсь, я не совсем понял о чем вы. Я полагал, что о клоне hirobo lama. Я не знаю, как устроен этот вертолетик, живьем никогда не видел, но полагаю, что роторы не закреплены жестко на главном валу.
И поправьте меня, если я ошибаюсь,- но все таки если поставить скажем на Раптор50 лопасти каждую по 1-2 килограмма и двиг, который их раскрутит- он будет висеть не хуже “пчелы”- т.к. как уже правильно заметили, гироскопический эффект еще никто не отменял.
Если поставить лопасти по 1-2 килограмма, то вертолет вообще не будет управляться и стабилизироваться, потому что веса серволопастей не будет хватать на изменение цикличесого шага. Если поставить серволопасти по 1-2 килограмма, то это незначительно прибавит устойчивости по сравнению с серволопастями, гораздо меньшей массы.