Оссобенности конструкций и компоновок RC вертолетов.
Среди огромного числа моделей существует несколько вариантов компановки узла основного ротора: например с промежуточными тягами и качалками и с одной тягой машинка-тарелка. Если в бензиновых моделях промежуточные детали позволяют лучше расположить мотоустановку за счет выноса рулевых машинок в сторону, то в электровертолетах такая конструкция кажется менее оправданной (электромотор расположить гораздо проще), ее минусы: появление дополнительных люфтов и трения (особенно в недорогих моделях).
Следующее интересное место: механизм изменения угла атаки хвостового ротора. Зачастую механической средней точкой является нулевой угол атаки, по аналогии с главным ротором, но реально средней точкой является угол компенсирующий вращение. И если частота вращения заднего ротора мала и диапазон изменения угла атаки требуется большой, то механизм работает в нелинейном участке. (похоже и у настоящих вертолетов встречается такая же конструкция - максимальная скорость вращения корпуса зависит от направления разворота.)
Отсюда вопрос какая компановка на ваш взгляд наиболее оптимальна в конкретных случаях.
Среди огромного числа моделей существует несколько вариантов компановки узла основного ротора: например с промежуточными тягами и качалками и с одной тягой машинка-тарелка. Если в бензиновых моделях промежуточные детали позволяют лучше расположить мотоустановку за счет выноса рулевых машинок в сторону, то в электровертолетах такая конструкция кажется менее оправданной (электромотор расположить гораздо проще), ее минусы: появление дополнительных люфтов и трения (особенно в недорогих моделях).
Следующее интересное место: механизм изменения угла атаки хвостового ротора. Зачастую механической средней точкой является нулевой угол атаки, по аналогии с главным ротором, но реально средней точкой является угол компенсирующий вращение. И если частота вращения заднего ротора мала и диапазон изменения угла атаки требуется большой, то механизм работает в нелинейном участке. (похоже и у настоящих вертолетов встречается такая же конструкция - максимальная скорость вращения корпуса зависит от направления разворота.)
Отсюда вопрос какая компановка на ваш взгляд наиболее оптимальна в конкретных случаях.
По первому абзацу - привод с промежуточной качалкой (особенно, если на качалку идут две тяги, push-pull) позволяет разгрузить сервопривод от боковых усилий. Нормально сделанный и отрегулированный в плане равенства тяг пуш-пул не много добавляет усилий и люфтов, а сервопривод при многих крешах спасает. Привод одной тягой проще и дешевле, но вероятность повреждения редуктора сервопривода выше.
По второму - вы правы, как правило в конструкции не учитывается необходимость иметь разный ход для поворотов вправо/влево. По логике слайдер изменения шага должен стоять посередине вала, а за счет длины тяг от слайдера на цапфы винта должен быть сделан необходимый угол предкомпенсации. Но проблема в том, что этот угол известен весьма приблизительно (разная длина хв. балки, разная длига хв. лопастей, разные обороты хв. ротора) и поэтому точно определить угол трудно, все равно нужно регулировать “по месту”. В большинстве случаев хода слайдера хватает для нормальной реакции вертолета, рабочий участок (ход слайдера) при этом получается смещенным, это видно по выработке на валу.
По нелинейности - когда у верблюда спросили - А что это у тебя шея кривая? - он ответил - А что у меня прямое?! В вертолете в силу упрощения конструкции и незначительного влияния нелинейности на управляемость почти все элементы управления имеют в той или иной степени нелинейную характеристику. Положение спасает обратная связь, реализованная либо в виде гироскопа либо в виде спинного мозга пилота:)
спасибо за подробный и интересный ответ
по поводу полезности промежуточных тяг и качалок наверное вы правы. но врядли это основное их назначение? да и не очень понятно как они защитят редуктор? т.к при ударе ротором сила все равно прилогается вдоль тяги т.е. без перекосов.
по поводу полезности промежуточных тяг и качалок наверное вы правы. но врядли это основное их назначение? да и не очень понятно как они защитят редуктор? т.к при ударе ротором сила все равно прилогается вдоль тяги т.е. без перекосов.
Насколько я могу понять, это система Белла-Хиллера когда усилие от сервомашинок передается на автомат перекоса, оттуда на серволопатки и затем на лопасти. Лопасти или там еще один автомат перекоса сначала и затем лопасти? =)
вот в моем esky honey bee FP используется система хиллера. сервомашинки - автомат перекоса - вал серволопаток - лопасти. При этом усилие от серволопаток наклоняет не диск ротора а наклоняет весь вертолет целиком. Результат - довольно спокойные реакции на управление.
вот тут есть мнооого полезного про электро р.у. вертолеты
www.swashplate.co.uk/ehbg/ehbg-17.pdf
[quote=aarc;648496]
“Насколько я могу понять, это система Белла-Хиллера когда усилие от сервомашинок передается на автомат перекоса, оттуда на серволопатки и затем на лопасти. Лопасти или там еще один автомат перекоса сначала и затем лопасти? =)”
промежуточные качалки ставятся до автомата перекоса и принципиально ничего не меняют, просто машинку можно поставить в любое свободное место.а вместо машинки под тарелкой перекоса стоит промежуточная качалка.
промежуточные качалки ставятся до автомата перекоса и принципиально ничего не меняют, просто машинку можно поставить в любое свободное место.а вместо машинки под тарелкой перекоса стоит промежуточная качалка.
Нет, нет, я вовсе не про эти качалки, а про то, как циклическое воздействие от автомата перекоса передается на лопасти. Тут как раз и всплывают три системы:
- Система Белла, про которой циклическое управление от автомата перекоса передается непосредственно на лопасти
- Система Хиллера, при которой автомат перекоса управляет флайбаром и затем флайбар тянет за собой лопасти.
- Комбинированная система Белла-Хиллера, когда автомат перекоса управляет и флайбаром и лопастями одновременно.
Иллюстрация, которая демонстрирует отличие этих систем друг от друга:
Подробнее в статье Колина Милла.