Сальник вала гребного винта в подлодках
Подскажите пожалуста, есть ли какой простейший способ или технология (без использования сверхточных методов и оборудования типа токарного станка) изготовить (простейший) сальник для вала винта, который бы не пропускал воду внутрь корпуса? Требуется для крошечной модельки подводной лодки.
Может есть какие втулки, прокладки из чего-то такого типа резины, пластмассы и т.п. (чтоб в домашних условиях легко изготовить можно было), может у кого есть отработанный зарекомендовавший себя метод?
Буду рад любой информации. Спасибо.
Задача практически невыполнима, к сожалению 😦
- Чем толще вал и, соответственно, дейдвуд и сальник, тем точнее их можно друг у другу подогнать. Я имею в виду, что при ошибке в изготовлении, например, в 0,1 мм при диаметре вала 4мм ошибка будет только 2,5%, а если вал диаметром 1,2 мм - то уже 8.5%. При этом всевозможные протечки будут гораздо чувствительнее для модели.
- При изготовлении дейдвудов малых диаметров трудно обеспечить точность размеров саму по себе! Валы обычно имеют при этом профиль, достаточно отличающийся от круглого - может присутствовать приплюснутость, соответственно, будут и протечки.
- Без оборудования затея с миниатюрными дейдвудами принимает угрожающий поворот.
😦 😦 😦
Но отчаиваться не стоит! Например, автор этих строк сделал несколько дейдвудов: вал диаметром 1.2 мм (сталистая проволока), трубка диаметром 2 мм (подходящее колено от телескопической антенны), сальники из фторопласта. Все было сделано дома!
Сальники делал следующим образом:
- Взял брусок фторопласта. Отпилил кусок толщиной, как длина будущего сальника.
- В партон электродрели (дрель-то надеюсь есть 😉 ) вставил отрезок точно такой же трубки, как дейдвудная (остатки). Выступающий конец трубки заточил по кругу.
- Включая дрель и надавливая трубкой на фторопластовый брусок, вгонял трубку во фторопласт. Таким образом, получал заготовку сальника.
- Вынимал трубку из дрели, САЛЬНИК ОСТАВЛЯЛ ВНУТРИ ТРУБКИ!!!
- Вставлял в дрель сверло 1,0 и просверливал сальник вдоль.
- Вынимал сальник и при отсутствии брака (косого сверления) вставлял его в реальный дейдвуд. Брака обычно бывает 50% - уж больно тяжело обеспечить соосность при сверлении малых отверстий на весу электродрелью.
Повторял п. 2…6 до тех пор, пока не получалось достаточного количества сальников с запасом - часть еще уйдет в брак.
- Вынимал сверло и вставлял отрезок сталистой проволоки (такой же, из которой потом делал вал). Проволоку немного затачивал “лопаточкой” - чтобы получилась приплюснутая форма и остные края, но при этом чтобы лопатка не выступала за размеры стержня. Плющить молотком нельзя! Стачивайте надфилем.
- Получившейся лопаточкой доводил диаметр отверстия в обеих сальниках дейдвуда ОДНОВРЕМЕННО до необходимого размера, после чего этим же стержнем в дрели полировал внутреннюю поверхность сальников.
- При изготовлении валов полировал их пастой ГОИ (или другой, но лучше все-таки ГОИ - зеленая такая паста), зажав вал в патроне дрели.
- При сборке модели перед тем, как вставить вал в дейдвуд, с помощью шприца наполнял трубку смесью машинного масла и солидола (литола). Смесь делал 1:1 по объему. Наполнял целиком, так что при вставлении вала часть смеси выходила с другого конца.
Протечки были, но в пределах нормы.
nbs.
Много лет назад для подводной лодочки я использовал пару вал-втулка от ведущего вала кассетного магнитофона “Электроника”, там вал диаметром 2 мм., но короткий. Втулку при сборке заполнял трансмиссионкой ТАД-17. Протечек за день заплывов почти не было.
Раньше на ПЛ производства ГДР на вал двигателя и гребного вала одевались магниты, а двигатель помещался в герметичной колбе - получалась конструкция с магнитной муфтой.
Раньше на ПЛ производства ГДР на вал двигателя и гребного вала одевались магниты, а двигатель помещался в герметичной колбе - получалась конструкция с магнитной муфтой.
Да, я такую ПЛ видел лично. Идея классная, однако практическое выполнение может не оправдать надежд: мощность такой передачи чрезвычайно низкая, то есть правильный модельный винт (соответствующего размера) такая муфта не будет вращать c нужной скоростью - не хватит силы магнитов для того, чтобы провернуть винт в воде - скорее магниты раcцепятся и муфта будет вхолостую проворачиваться.
Конечно, очень даже можно попробовать задействовать сильные магниты - типа самарий-кобальтовых. Они сейчас достаточно доступны. Сила сцепления, особенно “МАГНИТ-МАГНИТ”, просто чумовая. Но при этом возрастет осевая нагрузка на валы мотора и винта, что потребует качественного закрепления мотора и обязательной установки шарикоподшипника на гребной вал. Иначе магниты просто слипнутся, придавшись с разных сторон к перегородке, и муфта не будет вращаться.
Дерзайте!
nbs
У меня тоже в детстве была лодочка с магнитной муфтой. Но моторчик там был хиленький с питанием от квадратной батарейки КБС-Л, если кто такую помнит 😃
Для нормального привода - не пойдет.
Магниты - один из вариантов, но лучше сделать дейдвуд с сальн. набивкой на базе болта М6.
В качестве, может какой помощи, т.к ПЛ никогда не занимался
Думаю что 2-4 плотно подогнанные резинки по диаметру вала(0.5-1 мм. толщины) +
густая смазка в лабиринте - сделают своё дело…
Лучше конечно поискать круглых колечек на нужный диаметр (внутренний) типа 2х1х4 , 3х1.5х6 итд… 😃
Игорь
Есть еще способ. Тоже магнитный. Описан в детской книге Гулиа “В поисках энергетической капсулы”. Держит избыточное давление.
Полость дейдвуда заполняется ферромагнитной жидкостью (можно полость сделать из 3 отделов - магнитный, литол, магнитный). Снаружи дейдвуда ставятся магниты. Если зазор между валом и сальником достаточно мал, то жидкость в магнитном поле образует мембрану и недопукает попадания забортной воды внуть корпуса.