Сальник вала гребного винта в подлодках

Slavik

Подскажите пожалуста, есть ли какой простейший способ или технология (без использования сверхточных методов и оборудования типа токарного станка) изготовить (простейший) сальник для вала винта, который бы не пропускал воду внутрь корпуса? Требуется для крошечной модельки подводной лодки.
Может есть какие втулки, прокладки из чего-то такого типа резины, пластмассы и т.п. (чтоб в домашних условиях легко изготовить можно было), может у кого есть отработанный зарекомендовавший себя метод?
Буду рад любой информации. Спасибо.

nbs

Задача практически невыполнима, к сожалению 😦

  1. Чем толще вал и, соответственно, дейдвуд и сальник, тем точнее их можно друг у другу подогнать. Я имею в виду, что при ошибке в изготовлении, например, в 0,1 мм при диаметре вала 4мм ошибка будет только 2,5%, а если вал диаметром 1,2 мм - то уже 8.5%. При этом всевозможные протечки будут гораздо чувствительнее для модели.
  2. При изготовлении дейдвудов малых диаметров трудно обеспечить точность размеров саму по себе! Валы обычно имеют при этом профиль, достаточно отличающийся от круглого - может присутствовать приплюснутость, соответственно, будут и протечки.
  3. Без оборудования затея с миниатюрными дейдвудами принимает угрожающий поворот.
    😦 😦 😦

Но отчаиваться не стоит! Например, автор этих строк сделал несколько дейдвудов: вал диаметром 1.2 мм (сталистая проволока), трубка диаметром 2 мм (подходящее колено от телескопической антенны), сальники из фторопласта. Все было сделано дома!

Сальники делал следующим образом:

  1. Взял брусок фторопласта. Отпилил кусок толщиной, как длина будущего сальника.
  2. В партон электродрели (дрель-то надеюсь есть 😉 ) вставил отрезок точно такой же трубки, как дейдвудная (остатки). Выступающий конец трубки заточил по кругу.
  3. Включая дрель и надавливая трубкой на фторопластовый брусок, вгонял трубку во фторопласт. Таким образом, получал заготовку сальника.
  4. Вынимал трубку из дрели, САЛЬНИК ОСТАВЛЯЛ ВНУТРИ ТРУБКИ!!!
  5. Вставлял в дрель сверло 1,0 и просверливал сальник вдоль.
  6. Вынимал сальник и при отсутствии брака (косого сверления) вставлял его в реальный дейдвуд. Брака обычно бывает 50% - уж больно тяжело обеспечить соосность при сверлении малых отверстий на весу электродрелью.

Повторял п. 2…6 до тех пор, пока не получалось достаточного количества сальников с запасом - часть еще уйдет в брак.

  1. Вынимал сверло и вставлял отрезок сталистой проволоки (такой же, из которой потом делал вал). Проволоку немного затачивал “лопаточкой” - чтобы получилась приплюснутая форма и остные края, но при этом чтобы лопатка не выступала за размеры стержня. Плющить молотком нельзя! Стачивайте надфилем.
  2. Получившейся лопаточкой доводил диаметр отверстия в обеих сальниках дейдвуда ОДНОВРЕМЕННО до необходимого размера, после чего этим же стержнем в дрели полировал внутреннюю поверхность сальников.
  3. При изготовлении валов полировал их пастой ГОИ (или другой, но лучше все-таки ГОИ - зеленая такая паста), зажав вал в патроне дрели.
  4. При сборке модели перед тем, как вставить вал в дейдвуд, с помощью шприца наполнял трубку смесью машинного масла и солидола (литола). Смесь делал 1:1 по объему. Наполнял целиком, так что при вставлении вала часть смеси выходила с другого конца.

Протечки были, но в пределах нормы.

nbs.

vovic

Много лет назад для подводной лодочки я использовал пару вал-втулка от ведущего вала кассетного магнитофона “Электроника”, там вал диаметром 2 мм., но короткий. Втулку при сборке заполнял трансмиссионкой ТАД-17. Протечек за день заплывов почти не было.

Samson

Раньше на ПЛ производства ГДР на вал двигателя и гребного вала одевались магниты, а двигатель помещался в герметичной колбе - получалась конструкция с магнитной муфтой.

nbs

Раньше на ПЛ производства ГДР на вал двигателя и гребного вала одевались магниты, а двигатель помещался в герметичной колбе - получалась конструкция с магнитной муфтой.

Да, я такую ПЛ видел лично. Идея классная, однако практическое выполнение может не оправдать надежд: мощность такой передачи чрезвычайно низкая, то есть правильный модельный винт (соответствующего размера) такая муфта не будет вращать c нужной скоростью - не хватит силы магнитов для того, чтобы провернуть винт в воде - скорее магниты раcцепятся и муфта будет вхолостую проворачиваться.
Конечно, очень даже можно попробовать задействовать сильные магниты - типа самарий-кобальтовых. Они сейчас достаточно доступны. Сила сцепления, особенно “МАГНИТ-МАГНИТ”, просто чумовая. Но при этом возрастет осевая нагрузка на валы мотора и винта, что потребует качественного закрепления мотора и обязательной установки шарикоподшипника на гребной вал. Иначе магниты просто слипнутся, придавшись с разных сторон к перегородке, и муфта не будет вращаться.

Дерзайте!

nbs

vovic

У меня тоже в детстве была лодочка с магнитной муфтой. Но моторчик там был хиленький с питанием от квадратной батарейки КБС-Л, если кто такую помнит 😃
Для нормального привода - не пойдет.

Samson

Магниты - один из вариантов, но лучше сделать дейдвуд с сальн. набивкой на базе болта М6.

rrteam

В качестве, может какой помощи, т.к ПЛ никогда не занимался
Думаю что 2-4 плотно подогнанные резинки по диаметру вала(0.5-1 мм. толщины) +
густая смазка в лабиринте - сделают своё дело…
Лучше конечно поискать круглых колечек на нужный диаметр (внутренний) типа 2х1х4 , 3х1.5х6 итд… 😃

Игорь

5 months later
klop

Есть еще способ. Тоже магнитный. Описан в детской книге Гулиа “В поисках энергетической капсулы”. Держит избыточное давление.

Полость дейдвуда заполняется ферромагнитной жидкостью (можно полость сделать из 3 отделов - магнитный, литол, магнитный). Снаружи дейдвуда ставятся магниты. Если зазор между валом и сальником достаточно мал, то жидкость в магнитном поле образует мембрану и недопукает попадания забортной воды внуть корпуса.