Быть или не быть 4s вместо 3s?

ADF

Нету никакого подвоха, чистая истина.

Propeler

Выходит плюсов от 4х банок нет никаких?

konnok

Полетное время должно быть меньше при 3s

collapse
Propeler:

Имеем мотор, к примеру какой-нить rimfire 35-30-95. По мануалу питается 3s-4s. Есть ли резон использовать вместо 3 банок 4 для питания?
Если верить мотокалку, то при более “тяжелом” винте на 3х банках получаем такую же тягу и полетное время как и на 4х при более “легком” винте… И это при более легкой батарее. Так в чем же подвох?

В данном конкретном примере - вы прозевали обороты и соотв. скорость потока от винта - они сильно выросли по сравнению с 3S. И мощность при прочих равных - у 4S будет выше.
Скорость полета выше, выше приемистость, рули отрабатывают эффективнее…
А вот взять такой же мотор, но с большим кол-вом витков - при таком же винте и 4 банках полетное время было бы больше в 1,5 раза…
Мощность таже, а ток меньше.
Смотреть только на тягу - это справедливо только для 3Д самолетов, где они пешком ходят, и то с оговорками. Для пилотажки поток не менее важен. Для гонки - куда более важен, чем тяга.

А так вообще, если заметили, каждая модель мотора имеет 2-3 модификации по виткам. Под конкретные задачи и более точные подстройки под свои нужды.

ADF

с 4s полетное время будет выше, если элементы неизменной емкости. Так как выше энергоемкость - на целую банку.
вполне очевидно, что если взять 3s батарею большей емкости - можно получить туже прибавку в полетном времени.

Насчет мощности: мощность есть произведение напряжения на ток. Если прочие параметры системы неизменны, то сменив 3 банки на 4 имеем увеличение напряжения и тока одновременно. Однако, если при батарее 3s воткнуть на двигатель более тяжелый винт, что также повысит потребляемый ток, можно получить ту-же прибавку в мощности.

Что касается скорости потока и тяги в условиях фиксированной мощности - о тут можно податься в любую сторону, выбирая винт с бОльшим шагом для скорости или с бОльшим диаметром для тяговитости и приемистости.

Другой вопрос в том, что надо учитывать возможности конкретного регулятора и двигателя. Если есть ограничение по току и увеличивать ток уже некуда - то для повышения мощности придеться повышать напряжение. Опять-же, если есть запас по напряжению 😉

Skyhawk
Propeler:

Выходит плюсов от 4х банок нет никаких?

ИМХО, плюс - это МЕНЬШИЙ ток (при ПРАВИЛЬНО подобранном винте!)! Сравните сетевые 127 вольт (помните такое?) и 220 (либо древние 6 вольт мото/авто и нынешние 12)!

collapse

Как правило, увеличивают кол-во банок, с тем, чтоб снизить ток при заданной мощности. Регулируют это дело подбором мотора с нужным Кв…
Из чего исходят - есть конкрентый самолет (к примеру 3Д пилотага 2,5 кг) . Ему нужно поряжка киловатта для реализации заданной энерговооруженности (обычно 200-350вт/кг - типа 1000ватт с запасом)
Нужен конкретный винт. (типа - 14х6-8 - и обдув нормальный, и тяга, и поток в норме)
Что можем:
Вариант 1:
4 банки - минимум по 4000мА. Реальный ток чтоб не угробить батарею - 70-75А. Как раз гдето выходим на киловат. Абстракный мотор с абстракными, ну… 10 витками, к примеру, kv около 800, крутит такой винт 7-8тыс, потребляя 70А. Тяга - порядка 4 кг. Вроде все, нормуль. Но ток нехилый, аднако. Минусы - акки в раздрай, регуль на пределе, проводка - с палец толщиной. КПД - низкое, потери - большие.
Вариант 2:
6 банок, ток - 45А. Тот же тип мотра, но уже с 12 витками и kv порядка 600. Крутит тот же 14" винт потребляя уже 45А. Можем взять акки 3300, и будем летать столько же , что и в варианте 1, либо ставим 3700-4200, чуть набрав вес, и летаем дольше раза в полтора.
Заметтте разницу по токам - 75А, и 45А…
А теперь прикинте самолет типа F3A, 2х2 метра, килограмм под 5-6… 10 банок минимум… Иначе будет летающий сварочный аппарат…
В любом случае, увеличение банок и уменьшение кв мотора и соотв тока - это путь более разумный, чем оперирование огромными токами на моторах с высоким КВ и низковольтными сборками большей емкости… Другое дело что для мелколетов это неактуально… Большие токи и мало банок - тепловые потери могут быть такие, что будут заметны без всяких измерений. Тупо нагнетать амперы, прогревая атмосферу перегретым мотором, регулем и проводкой - просто жалко…
Кстати рекомендованное напряжение для мотора - цифра условная, указана под наиболее распространенные винты для этого мотора. На самом деле для мотора главное, чтоб не превышать допустимый ток… Если соответсвенно уменьшать винт - то кол-во банок можно увеличивать хоть до бесконечности… Обмотки горят не от напряжения, а от токов…

В любом случае, все подбирается исходя из самолета и его задач, а не от мотора или акков 😉

ADF

Проблема в том, что с ростом тока цена регулятора быстро растет, а с ростом числа банок в батарее (при уменьшении емкости) - цена никак не меняется 😉 Двигатели тоже от напряжения и тока мало зависят - зависят от мощности.

Если бы цена регулятора на 75а и 45а не отличалась (рассеиваемая тепловая моща, соотвецтвенно, тоже одинакова) - то было бы по ударному инструменту, ставить много банок или мало 😉

collapse
ADF:

было бы по ударному инструменту, ставить много банок или мало 😉

КПД ниже. Потери - больше. Большой ток всегда хуже, чем небольшой. Во всех отношениях.
Кстати замечу, что ценник на регулятор для 6 банок заметно выше (для 10 - вообще молчу), чем на рег для 4 банок… Рег 45 ОПТО (до 6 банок ) стоит столько же, что такого же качества на 80А, но до 4 банок. А для 10 банок - раза в 3 дороже 😃
Просто когда нужна большая мощность при минимальных потерях - разговор о деньгах не совсем в тему.

Когда электросамолет средних размеров влетает за штуку баксов - 100 баксов стоит регуль или 200 - роли большой не играет.
Я для себя на личном опыте уже уяснил (по финансам при одинаковых характеристиках) - до .50 класса - батарейки рулят. В .50-60 классе - примерно одинаково, если есть выход на недорогие акки. До .120 класса - калилки. 120-й и дальше - уже бензин.

6wings
Propeler:

Имеем мотор, к примеру какой-нить rimfire 35-30-95. По мануалу питается 3s-4s. Есть ли резон использовать вместо 3 банок 4 для питания?

Если хотите получить конкретный совет, напишите, плз, подробнее:

  • характеристики мотора: kV, рабочий и пиковый токи, вес
  • тип/класс самолёта, размах, нагрузку на крыло, полётный вес с батареей 3s
  • емкость, токоотдача и вес этой батареи
  • в каком стиле желаете летать
  • реальный рабочий и пиковый токи мотора на данном самолёте с 3s (надо измерить)
ADF
collapse:

КПД ниже. Потери - больше. Большой ток всегда хуже, чем небольшой.

Увеличиваются только потери на проводах (если сечение постоянно), так как тепловая мощность мотора и регулятора от напряжения-тока (при условии, что под каждый ток соотв. рег) не изменяться.
Но провода, опять-же, не такие длинные (позволяя делать их нужного сечения), да и сколько долей % от массы самолета они составляют? 😉 Так что заявление о меньших потерях при меньшем токе считаю слишком теоретическими применительно к моделям 😃

6wings

здесь еще важно процентное соотношение полётного веса к весу батареи. На мой взгляд, при полётном весе 400-900 г (для 3s) и емкости батареи от 1500 и выше, 3s явно предпочтительнее, чем 4s практически для любых классов моделей.

ADF

Давича ролик смотрел о современных F5D - кормют ее батарейкой 3s на 3300, через регулятор на 100А (двигатель жрет где то 85). Хотя еще пару лет назад читал у буржуев, как все подряд норовили на гонку непременно 4 банки воткнуть - может еще от того, что 25С еще не были столь распространены, мощность можно было добрать только повышением напруги…

6wings

безусловно, с возрастанием токоотдачи современных батарей количество банок в батарее имеет тенденцию к уменьшению.
Кстати, мой бывший 550 граммовый Спирит 3D на 3s500 20C спокойно вылетывал минут 8 при том, что там стоял 2213/22 с 11х47 АРС и с этой мотоустановкой его просто вырывало из рук и уносило.

lelik
ADF:

с 4s полетное время будет выше, если элементы неизменной емкости. Так как выше энергоемкость - на целую банку.
вполне очевидно, что если взять 3s батарею большей емкости - можно получить туже прибавку в полетном времени.

Неправда Ваша, дяденька. Тот самый римфайр при 3х банках с винтиком, скажем, 11х5Е будет жрать около 20А (макс. допустимый для него ток) и раскручивать винт до 8800 об/мин, давая тягу 1100 г и поток 14 м/с. Если тот же римфайр с тем же винтиком запитать от 4х банок, полетное время уменьшится ибо жрать он будет около 28А и, если не сгорит, раскрутит винтик до 10000 об/мин, давая тягу около 1500 г и поток 18 м/с. Если же при 4х банках загнать ток в те же 20А винтом 9х5 то тяга будет 1150 г, а поток увеличится до 20 м/с. Другое дело, что винт при таком Кв раскрутится до 12000 об/мин и как он будет при этом работать…
Так говорит мотокалк и оснований не верить ему у меня пока не было.

Propeler

Промежуточный вывод, почитав написанное и порыв более внимательно мотокалк:

  • При одинаковых амперах на 4х банках получаем выше мощность. Если подобрать винт аналогичный по тяге - получим больше скорость потока, если подобрать винт с равной скоростью потока - получим большую тягу. Соответственно установке на 4х банках быть.
ADF
lelik:

Неправда Ваша, дяденька. …

Правда-правда 😃

Просто я забыл уточнить, по причине логического саморазумения, что во время полета тапку не топят постоянно в полный газ 😉 Т.е. если говорить о времени полета при некой фиксированной мощности (потребная для полета мощность с ростом массы батареи растет не так быстро, как запас энергии на борту) - то оно при 4х банках выростет. А если говорить о максимальной мощности при том-же моторе-винтике - то и она тоже выростет 😃

collapse
Propeler:

Промежуточный вывод, почитав написанное и порыв более внимательно мотокалк:

  • При одинаковых амперах на 4х банках получаем выше мощность. Если подобрать винт аналогичный по тяге - получим больше скорость потока, если подобрать винт с равной скоростью потока - получим большую тягу. Соответственно установке на 4х банках быть.

Все верно. Только учитывайте массу самолета. Если самолет мелкий, до килограмма - грузить лишнюю банку нет смысла. Проще поднять ток.

ADF:

Увеличиваются только потери на проводах

Атмосферу обмотки мотора греют, а не провода.

Гонка летает пару-тройку минут. Ей пофиг токопотребление… Это очень специфический самлет.
Мне неохота ввязываться в теоретическую полемику, на форуме есть много достойных теоретиков для этого.
Гораздо полезнее залезать в мотокалк с реальной целью - чтоб затем пойти в магазин, купить железок, собрать и облетать… Раз все атк просто - подберите установку с тягой в 2,5 кило и потоком от 15м/с на 3 банках. Буду искренне благодарен.
Единственно что могу посоветовать, посмотрите сетапы приличных элетросамолетов. F3A-шек, пилотажек уровня ТОС и прочих, высокотехнологичных машинок, где народ располагает бюджетами…
Там меньше 10 банок просто не бывает…
И втрой нюанс. Емкость акков редко превышает 5000мА. А мощности измеряються киловаттами. Кроме как повышением напряжения такую мощность не снимешь…

Из практического применеия на мелколете - спросите у Лелика, он расскажет, как летается на 6 банках емкостью 2100 и специально намотанным мотором на полуторакилограммовых катане 30Е и фунтане … Вечный двигатель по времени полета, с ооочень серьезной дурью и нереально высоким КПД… Это при затратах на акки - 2 сборки самых банальных 3S2100 воткнутых в Т-адаптер…

lelik
ADF:

А если говорить о максимальной мощности при том-же моторе-винтике - то и она тоже выростет 😃

Это значит что Вы влепили мотор, винт и батарею от балды, не считая и Ваша ВМГ нихрена не оптимальна. Ни для 3х банок. ни для 4х.

collapse:

и специально намотанным мотором

Это ключевой момент. Под 6 банок нет мелких (120-150 г) моторов. Но есть Hivolt!

ADF
lelik:

Это значит что Вы влепили мотор, винт и батарею от балды, не считая и Ваша ВМГ нихрена не опти…

Увольте, про оптимальность и КПД в этом утверждении речи не было вообще! 😉

lelik
ADF:

Увольте, про оптимальность и КПД в этом утверждении речи не было вообще! 😉

А какой вообще смысл в неоптимальных сетапах и тем более рассуждениях о них? Все мои измышления построены на том, что сетап оптимизирован каким-либо образом и простым добавлением банки к сборке ситуацию не улучшишь, все надо пересчитывать заново: уплывут обороты, винты, за ними токи, КПД, время полета… Резюме: сетапу на 4S быть, с мотокалком дружить но проверять на практике, ВМГ оптимимизировать под самолет и задачи, лишний вес с собой не возить, окружающую среду не перегревать 😃