Вот такой сd-мотор - поругайте/похвалите

shambler

Сконструировал я наконец моторчик из CDROM.
Но не для самолёта а для … багги 1:10.
Меня уже обсмеяли тут в одном из трэдов про литиевые элементы, мол не будет машинка ездить, не тронется даже.
И вправду при 20 витках соединение дельта она только с пинка начинала ехать. Но я сделал 13 витков и на свежезаряженных аккумах даже сама трогалась. Но я на этом не остановился и сделал … 4 витковый мотор. Диаметр провода 1.2 мм 😃 Вот как всё это выглядит:

Добавлено [mergetime]1104878507[/mergetime]

Ну а теперь без лирики - сегодня выложу видео чтоб народ увидел как оно ездит хотябы приблизительно

Немного фактов о моторе:
Витков - 4
Статор двойной
Магниты 24 штуки 5*5*1
Зазор большой, где-то 0.3мм
провод 1.2мм
Соединение - звезда
Холостой ток - 6 ампер на полном газу 6 банок sc2000 рег Markus sl 18
Холостые обороты около 30 тыщ - точно не мерил.

Катался на улице минут 20 пока наконец не сел аккумулятор 2000 mah 7.2v. Впечатления - ездит резвее чем со стоковым мотором но хотелось бы факты поэтому вопросы:

как без особых заморочек снять такие характеристики как момент и измерить соответственно полезную мощность мотора? Хочу оценить максимальную мощность и узнать кпд. Может скажете на глаз, какие ожидать результаты?

Val
shambler:

Сконструировал я наконец моторчик из CDROM.
Но не для самолёта а для … багги 1:10.

МОЛОДЕЦ!!! 😃
Мои поздравления…

EDW
shambler:

как без особых заморочек снять такие характеристики как момент и измерить соответственно полезную мощность мотора? Хочу оценить максимальную мощность и узнать кпд. Может скажете на глаз, какие ожидать результаты?

Здорово!

Характеристики:
подбором шестеренок найти макс скорость на ровной прямой - это однозначная максимальная мощность. Правда в относительных единицах м/с 😃 Тут придется сравнить с известным по мощности мотором. Подбор шестеренок - это непременно, иначе в макс режим не угодить. Для уменьшения этой самой максимальной скорости можно не на 6ти банках, а на 4х - это совершенно не принципиально в относительном режиме.

Момент можно померять ездой под наклоном - в горку с одинаковым наклоном. Грубо - если еле едет - через угол наклона и массу машины посчитать силу сопротивления и из нее - момент. Только тут встанет вопрос с троганием - трогаться, видимо, надо на ровной дорожке, а потом ехать в горку иначе бесколлекторник не потянет.

Другой вариант - авиамодельный - установить винт и на весах померять тягу. Поподбирать винты на номинальные обороты двигателя.

Успехов.

hivolt

Энто тебе повезло что у маркуса реги такие продвинутые с жети эта штука даже и не стартовала бы 😃 сделай 6-7 витков чтоб холостой был в пределах 1.3-2А не бльше и считай что это оптимум

shambler

Реги у маркуса обычные, дело в том что я использую ну просто самую лёгкую для мотора передачу - при этом заехав на асфальт был поражен прыткостью машины ( выйдя на обороты момент немаленький )
Отсюда как раз следствие что она трогается.
Пробовал я 6 витков - весьма вяло. Скорость маленькая, холостой ток около 3 ампер. При этом ничего не греется и ездить можно просто “вечно” - не хватило терпения посадить аккумулятор.
Но мне нужна максимальная мощность а не максимальный кпд.
Но всё равно спасибо за советы - займусь измерением, только вот есть одно “но” насчёт момента. Даже на глаз можно сказать что машина будет ехать в горку любой крутизны, гораздо раньше колёса начнут проскальзывать 😦

вот ещё немножко фоток:

rrteam
hivolt:

Энто тебе повезло что у маркуса реги такие продвинутые с жети эта штука даже и не стартовала бы 😃 сделай 6-7 витков чтоб холостой был в пределах 1.3-2А не бльше и считай что это оптимум

На последних Jeti со стартом всё нормально 😃 , правда по времени всёравно тормозят…
Автору темы - думаю всётаки пару витков добавить стоит…
6А это оччень плохо на холостом.
Наверно получился шипко “медный” мотор, те железо уже не держит.
Тут причин может быть много - проверьте тайминг на контроллере,…сделайте другой мотор (больше по габаритам). 😃

PS На моём при мощности чуток более лошадки под нагрузкой и 72т\мин на холостом- ток 1.2А.

GriffinRU
shambler:

Сконструировал я наконец моторчик из CDROM.
Но не для самолёта а для … багги 1:10.
Меня уже обсмеяли тут в одном из трэдов про литиевые элементы, мол не будет машинка ездить, не тронется даже.
И вправду при 20 витках соединение дельта она только с пинка начинала ехать. Но я сделал 13 витков и на свежезаряженных аккумах даже сама трогалась. Но я на этом не остановился и сделал … 4 витковый мотор. Диаметр провода 1.2 мм 😃  Вот как всё это выглядит:

Добавлено [mergetime]1104878507[/mergetime]

Ну а теперь без лирики - сегодня выложу видео чтоб народ увидел как оно ездит хотябы приблизительно

Немного фактов о моторе:
Витков - 4
Статор двойной
Магниты 24 штуки 5*5*1
Зазор большой, где-то 0.3мм
провод 1.2мм
Соединение - звезда
Холостой ток - 6 ампер на полном газу 6 банок sc2000 рег Markus sl 18
Холостые обороты около 30 тыщ - точно не мерил.

Катался на улице минут 20 пока наконец не сел аккумулятор 2000 mah 7.2v. Впечатления - ездит резвее чем со стоковым мотором но хотелось бы факты поэтому вопросы:

как без особых заморочек снять такие характеристики как момент и измерить соответственно полезную мощность мотора? Хочу оценить максимальную мощность и узнать кпд. Может скажете на глаз, какие ожидать результаты?

Зная момент и обороты посчитать мощность нет проблем. С оборотами думаю разберетесь как померить. А вот с моментом подскажу вариант.
Установите мотор на два подшипника (на вал спереди и сзади), на место крепления мотора закрепите балку определенной длины, а на вал обеспечьте нагрузку.
Таким образом зная длину балки и массу можно определить момент замеряя зазор между балкой основанием под нагрузкой. Нагрузкой может быть др. мотор например…
А далее всё за вами меняйте нагрузку, играйте с массой. Будете иметь хорошую таблицу оборотов и моментов при разных мощностях. КПД расчитаете из разницы мощности потребляемой мотором и мощности на валу, расчитанной из момента и оборотов.

Удачи, моторчик супер

Артур

EDW
shambler

Даже на глаз можно сказать что машина будет ехать в горку любой крутизны, гораздо раньше колёса начнут проскальзывать 😦

По “прикидкам”: акку 2000 хватает на 20минут, значит средний ток в районе 6А, максимальный - наверное 15-20А. Получается 100-150вт. Приблизительно момент получится 1,5-2кг*см. Чтобы не буксовало - загрузить 2-3 кг 😃 и не 6, а 4 аккумулятора.

но проще - с винтом попробовать: там и обороты можно регулировать подбором винта (шаг и диаметр) и тягу на весах померять. Наверное грамм 500 получится, может и кило… И все дома и в тепле 😃

Как роторный зазор думаете от песка-пыли защищать?

Видео-то где? Очень хочется взглянуть…

hivolt

72 тыщи и холостой 1.2А это наверное вольтах при 20 и поди статор гладкий али вовсе без оного ?А еще ну очень шибко интересно какое при том сопротивление, а еще ротор поди с вытеснением поля ?. Я вот на чуть поменьше лошадки вылез на 28-29 тыщах при 14В и 50А но холостой увы под 4А лезет. 😦 зато вес мотора 100гр ровно 😃

rrteam
hivolt:

72 тыщи и холостой 1.2А это наверное вольтах при 20 и поди статор гладкий али вовсе без оного ?А еще ну очень шибко интересно какое при том сопротивление, а еще ротор поди с вытеснением поля ?. Я вот на чуть поменьше лошадки вылез на 28-29 тыщах  при 14В и 50А но холостой увы под 4А лезет. 😦 зато вес мотора 100гр ровно 😃

При холостых тайминг в нуле- 62 т ток 1.2А.
При 17 градусах - 72т ток 2.9А.
Гладкий.
Двухполюсный-цельный с бандажём из нержи.
Общий немагнитный зазор ~2.8мм.
Звезда.
Намотано в шесть проводов.
16 банок.
Вес 140гр.
😃

Ток ХХ оччень сильно зависит от подшипников и их осевого поджатия 😃

EDW
shambler

Даже на глаз можно сказать что машина будет ехать в горку любой крутизны, гораздо раньше колёса начнут проскальзывать 😦

На маленькой машинке я еще так делал - на одно колесо петлю затянуть и использовать колесо как шкив лебедки - свободный конец веревки - вниз и к нему груз. Подвешивал разные грузики и при разном напряжении питания мерял вес страгивания (пусковой момент при 0 оборотах) и вес минимальной устойчивой скорости (макс “динамический” момент). Мерять момент на более высоких оборотах (зависимость момента от оборотов) уже очень тяжело - метровую веревку наматывает быстрее секунды - еле успеваешь снять питание, а то грузик как из пращи улетает в… 😃 Для моторов помощнее надо уже какую-никакую мотораму делать - вал в подшипник установить, чтобы радиальной нагрузки не было.

Но как раз пусковой момент для БК - наиболее всех интересующая величина - попробуйте. 😃

bytosaur

А если к свободному колесу пружинные весы приделать? Это будет усилие чего?

shambler

был сегодня на монстр- рейсинге и попросил одного товарища снять видео, но этот товарищ … вобщем на первых секундах нажад стоп и ничего не записалось. И как назло посмотрел я флэшку только дома 😃))
Завтра обещаю что-нибудь - да выложить
дивх 5 устроит 320*240? или побольше ролик ( оригинал 640*480 мпег2 )
Кстати завтра буду вытачивать сцепление кулачковое. На морозе когда напряжение на аккумуляторах просаживается мотор стартует уже не так хорошо, хотя всё равно трогается машина. Может это связано с тем ещё что аккумы юзал метал-гидрид 3500. в них влезло кстати 4100 mah и пока я их посадил руки окончательно замёрзли.

Насчёт 6 ампер холостого тока - я практически уверен что это изза потерь в железе на очень больших оборотах. Думаю когда мотор под нагрузкой и обороты раза в 2 ниже эти потери тоже существенно ниже. Ещё наблюдалось то что на этих самых холостых когда колёса блинами всё греется сильнее или также как при езде.

rrteam
shambler:

Насчёт 6 ампер холостого тока - я практически уверен что это изза потерь в железе на очень больших оборотах. Думаю когда мотор под нагрузкой и обороты раза в 2 ниже эти потери тоже существенно ниже. Ещё наблюдалось то что на этих самых холостых когда колёса блинами всё греется сильнее или также как при езде.

Ещё немного потерь набрал на намотке в один провод за счёт вихревых токов.
А вообще- если банок хватает, мотор жужжит и всё едет как надо - выкини всё негативное из головы и наслаждайся результатом. Не для того ли всё это делалось. Молодец! 😃

EDW
shambler

дивх 5 устроит 320*240?  или побольше ролик ( оригинал 640*480 мпег2 )

Кстати завтра буду вытачивать сцепление кулачковое.

Можно 320*240 запросто.

А что за сцепление - не прямой привод разве?

shambler

привод прямой но для уверенного старта хочу сделать сцепление кулачковое, которое ставят на двс автомодели. Пишу со слезами на глазах так как сгорел мой контроллер. Скорее всего изза перегрузки. Выгорело два ключа параллельных но пока что замена не помогла - надо посидеть с осциллографом и чинить…
Выкладываю долгожданный видеоролик который слепил на скорую руку (качество не очень - сжимал как мог ) - качайте. Музычка жестковата но зато в тему: " What is your frequency ? !! " 27.195 а у вас 😃

rrteam
shambler:

Скорее всего изза перегрузки. Выгорело два ключа параллельных но пока что замена не помогла - надо посидеть с осциллографом и чинить…

Ну так оно и должно было когда нить произойти-18 гарантированных не есть 30 реальных!
Когда паляться транзисторы- сразу 50% кончаются драйвера- проверь по напряжению питания.
Схемы от Маркуса не знаю, так что ещё раз удачи…

PS Если оживишь… и как всё то что случилось, избежать далее- просьба на мыло… 😃 Маркус тут пччемуто молчит…Ау! 😃 ну не со зла… 😃

Марк

Ну так оно и должно было когда нить произойти-18 гарантированных не есть 30 реальных!

100% так оно и было.
Возможен так-же вариант - попадание влаги в контроллер.
В любом случае - для масштаба 1:10 я могу рекомендовать МИНИМУМ 40А регулятор, поскольку для 18А будет оптимумом 18 масштаб.
По поводу ремонта - см. личные
С уважением,
Марк

rrteam

От ! достойно! ещё раз Респект 😃

Driver-NN
rrteam:

Ну так оно и должно было когда нить произойти-18 гарантированных не есть 30 реальных!
Когда паляться транзисторы- сразу 50% кончаются драйвера- проверь по напряжению питания.
Схемы от Маркуса не знаю, так что ещё раз удачи…

PS Если оживишь… и как всё то что случилось, избежать далее- просьба на мыло… 😃 Маркус тут пччемуто молчит…Ау! 😃 ну не со зла… 😃

После того, как 18-амперный регулятор от Марка проплавил дыру в пенопласте 😲, я решил немного облегчить его “температурный баланс” и примотал скотчем пару дополнительных радиаторов - на БЕК и силовые ключи. Регулятор потяжелел на 10-15 грамм (не взвешивал), что никак не сказалось на динамике пилотажки в 500 грамм весу с тягой под 1 кг.
За то токи в 20-22 ампера регулятор выдерживает без проблем 😃

Добавлено

Извиняюсь, вид с заду не приаттачился…

AnatolyD
Driver-NN

После того, как 18-амперный регулятор от Марка проплавил дыру в пенопласте  …

За что Вы его так? Что он Вам плохого сделал? Это как же надо было “насиловать” регулятор, чтобы “расплавить пенопласт” (температура 130…160 град)?

Мой “печальный” опыт с Фениксами - BEC держит до 1…1,5 А (на 3-х полимерках), и то при хорошем обдуве, а потом отключается вместе со всем бортом 😦.
Markus’ы уверенно держат 2…2,5 А, хотя тоже требуют обдува. Это и понятно - установлен линейный регулятор напряжения, которому надо куда-то “сбросить” лишние вольты ( (11V - 5V) * 1.5A = 9W тепла).
Советую обеспечить хороший обдув регулятора, тогда и радиаторы не нужны будут (особенно если они “примотаны скотчем”). Кроме того, если сохранилась оригинальная этикетка от регулятора, обязательно прочитайте еще раз маркировку - 18А. Наверное автор проверял свои изделия и поэтому ГАРАНТИРУЕТ работу изделия при токах до 18А. Все остальное на Вашей совести (и кармане)

С уважением
Анатолий Данекин

Driver-NN
AnatolyD:

За что Вы его так? Что он Вам плохого сделал? Это как же надо было “насиловать” регулятор, чтобы “расплавить пенопласт” (температура 130…160 град)?

Мой “печальный” опыт с Фениксами - BEC держит до 1…1,5 А (на 3-х полимерках), и то при хорошем обдуве, а потом отключается вместе со всем бортом 😦.
Markus’ы уверенно держат 2…2,5 А, хотя тоже требуют обдува. Это и понятно - установлен линейный регулятор напряжения, которому надо куда-то “сбросить” лишние вольты ( (11V - 5V) * 1.5A = 9W тепла).
Советую обеспечить хороший обдув регулятора, тогда и радиаторы не нужны будут (особенно если они “примотаны скотчем”). Кроме того, если сохранилась оригинальная этикетка от регулятора, обязательно прочитайте еще раз маркировку - 18А. Наверное автор проверял свои изделия и поэтому ГАРАНТИРУЕТ работу изделия при токах до 18А. Все остальное на Вашей совести (и кармане)

С уважением
Анатолий Данекин

Регулятор я так изнасиловал по тому, что живу в одном городе с Марком (который их делает) и в крайнем случае могу быстро приобрести новый 😃

Кроме того, я сам занимаюсь разработкой электроники и отношусь к ней без особого трепета.

Обдув регулятора организован через ребра радиатора на ключах, а скотчем они примотаны естесссно на импортной теплопроводной пасте, так что все там ОК 😉

shambler

Я был очень удивлён, но на реге транзисторы открываются просто через транзистор ( это с n каналом ) и напрямую контроллером те что р - канальные.
Никакого драйвера там нет. А после замены транзисторов рег не заработал потому что одна из обмоток была разорвана ( оторвался провод внутри мотора ) Может изза этого рег взглючил и сгорел ??. Просветите - нельзя ли сделать защиту чтобы транзистор не открывался пока не закроется другой из его плеча? Или производители регов специально её не ставят чтобы реги горели от первой капли на кварце контроллера?

Марк

Я был очень удивлён, но на реге транзисторы открываются просто через транзистор ( это с n каналом ) и напрямую контроллером те что р - канальные

С управлением N-канальных и P-канальных ключей Вы напутали с точностью до наоборот.

Просветите - нельзя ли сделать защиту чтобы транзистор не открывался пока не закроется другой из его плеча? Или производители регов специально её не ставят чтобы реги горели от первой капли на кварце контроллера?

Обьясните, пожалуйста, что именно Вы имели ввиду?

С уважением,
Марк

shambler

с каналами попутал, сорри.

насчёт защиты:
Если откроются транзисторы из одного плеча, то они замыкают + и - аккумулятора. Это происходит только если заглючил микроконтроллер - так вот нельзя ли аппаратно исключить возможность одновременного открывания этих транзисторов. Порой от воды действительно сложно защититься.