Выбор схемы перемотки статора китайца KDA A22-20L
О ДВИГАТЕЛЕ
Статор: 12 полюсов, диаметр – 22 мм, длина 20 мм, железо – 0,35 мм.
Ротор: 14 полюсов, магниты (1,5*5*20). Имеется приличный воздушный зазор (0,7-0,75 мм) между магнитами и статором.
Намотка: в семь жил семью витками на зуб проводом 0,23 мм (по меди – 0,19 мм), треугольник.
О ПЕРЕМОТКЕ
Подбор провода решил делать так: замутил в программе Excel (так как очень удобно и быстро) таблицу суммарной площади сечения медных жил в зависимости от их числа. Получил данные от которых можно начать «плясать».
В наличии провод марки ПЭТВ-2 диаметром 0,53 мм (по меди – 0,47 мм) и диаметром 0,36 мм (по меди – 0,31 мм).
Отдал предпочтение намотке проводом диаметром 0,47 мм в одну жилу (площадь сечения получается на 12% меньше от номинальной).
Сделал пробную укладку витков:
- По схеме намотки A-B-C-a-b-c (LKR) укладывается на зуб виток к витку 16 витков в три слоя (7+5+4=16). Суммарную площадь сечений медных жил оставил ту же, что и была до перемотки, то есть на зуб идет двойная площадь. Можно и больше, но виток к витку уже не получается.
- По схеме намотки AabBCcaABbcC укладывается на зуб виток к витку 12 витков в два слоя (7+5=12). Суммарная площадь сечений медных жил увеличивается на 50%.
Перемотал статор по первой схеме. Обмотки соединил треугольником (провод тонковат для звезды).
ОБ ИСПЫТАНИЯХ
Ток холостого хода Victor 9802A+ показал 850 mA*h (при увеличении газа до 2,3-2,5). Плавное повышение частоты вращения на определенную величину, и раскручивается ротор до максимальных оборотов скачком в районе полного газа (два щелчка до максимума).
С винтом 10*3,8SF мотор греется не сильно, но присутствует повышенное токопотребление. Количество витков, как я думаю, маловато под треугольник.
Хотел бы снизить потребляемый ток на схеме LKR при соединении обмоток треугольником под винты 10*4,7SF, 10*3,8SF.
ВОПРОСЫ - Может не экспериментировать с количеством витков под треугольник, а пойти в другом направлении – найти провод потолще (0,54) под звезду?
- Или схема LKR не годится для моего мотора и я с ней вообще зря связался? После перемотки нашел Magnet Coverage Calculator (Калькулятор охвата магнитами), который показал 96%, а это говорит о потери эффективности для LKR (но магниты-то стоят слабенькие)…
Перемотал KDA A22-20L 1100 об/вольт.
Статор: диаметр - 22 мм, длина - 20 мм.
Схема AabBCcaABbcC в одну жилу, 9 витков в два слоя (6+3=9).
Провод ПЭТВ-2 по лаку - 0,535 мм, по меди - 0,49 мм. Площадь сечения жилы меньше на 15% от номинала (было 7 жил проводом 0,19-0,20).
Заполнение паза медью увеличил на 35-40% с расчетом на меньшие об/вольт.
Обмотки соединил треугольником (провод тонковат для звезды).
Получил токи на пол газа в районе 18-20А (с учетом погрешности мультиметра) с винтом 10*3,8SF, тяга слабая, но обороты приличные. Полный газ давать не стал.
Регулятор и статор мотора быстро становятся горячими.
Использовал для измерения недавно купленный шунт.
Откуда такой большой ток взялся…
Сколько оборотов\вольт получилось в итоге? Измеряли?
Тоже сейчас перематываю КДАшку, но у меня изначально было 1400 об\в, и было намотано 10 витков, а у Вас почему-то 7 витков и обороты 1100. Ни чего не напутали случайно?
Вам под СФ винты надо выходить на кВ 900 об/в. Винты СФ эфективно работают на оборотах до 7000, что примерно и получится на трёх банках, если у Вас получится 900об/в. Если у Вас получилось больше, то винтик 10х3.8 СФ для него по любому будет великоват, тогда уж ставьте 10х5 типа Е, или пробуйте 9х4.7СФ.
Обмотки соединил треугольником (провод тонковат для звезды).
А что мешает соединить звездой для эксперимента?
настройки регулятора изменить?
P.S.
У меня статор по меньше 22*10, но намотал под звезду проводом 0,53(лак) мм.
Мотор сохранил макс. ток, тягу, теперь на двух, вместо трех банок, стало 8 витком против старых 10 (1500Kv).
Сколько оборотов\вольт получилось в итоге? Измеряли?
Об/вольт не измерял, т.к. нечем. Хотелось бы узнать как измеряете Вы.
Ни чего не напутали случайно?
С подсчетом все верно, обмотка разматывалась легко и была не повреждена. По площади - 1,697 мм2 что соответствует 9 виткам ранее намотанного провода.
А что мешает соединить звездой для эксперимента?
По-моему в одну жилу - это ненадежно. Я уже все спаял и изменить уже не получится.
стало 8 витком против старых 10 (1500Kv)
Можно подробнее по перемотке звездой (по расчетам витков, диаметра провода). На сайте крокодила есть таблица конверсии способов намотки, но она показала что нужен провод для звезды 0,25 мм. Нужна помощь. Есть еще один такой-же статор, но у него повреждена изоляция на торцах. Чем можно надежно заизолировать?
А какие токи получили. Для провода 0,49 мм ампер 20 максимум наверное.
как можно измерить без покупки специальной электроники
Как то не задавался этим вопросом - у мнУ тахометр есть.
С подсчетом все верно, обмотка разматывалась легко и была не повреждена.
Может со схемой намотки напутали…
AabBCcaABbcC
Эта схема для 10 магнитов. Хотя она тоже подходит, но предпочтительней всё-таки наверно будет для 14 - AacCBbaACcbB
Для провода 0,49 мм ампер 20 максимум наверное
Около 30ти.
Эта схема для 10 магнитов. Хотя она тоже подходит, но предпочтительней всё-таки наверно будет для 14 - AacCBbaACcbB
Точно по буквам не нашел уже, но есть фото. На сайте крокодила она равнозначна для 10 и 14-полюсников. Подкупила схема намотки своей аккуратностью.
пробуйте 9х4.7СФ
Поставил винт 9*6SF ток понизился не намного.
А китайцы рекомендуют для этого двигателя винт аж 11*7😁.
Около 30ти.
Слишком экстримально…
намотано 10 витков
Каким диаметром провода был у вас намотан статор?
Тоже сейчас перематываю КДАшку
Под звезду или под треугольник?
китайцы рекомендуют для этого двигателя винт аж 11*7
Не сравнивайте винты СФ и простые(те-же Е) - это совсем разные винты по своим характеристикам. Например винт 10х4.7СФ будет жрать по амперам процентов на 30-40 больше чем 10х5 Е 😉. Винт 9х6СФ ему тоже тяжеловат.
Я перематываю 36-ую серию. Намотано было по 10 витков проводом диаметром примерно 0.14мм в 12 жил(точно не мерил, по штангену с лаком 0.16-0.17), соединение “дельта”. Сейчас мотаю тоже звездой, проводом 0.7мм в одну жилу соответственно, по 9 витков на зуб (мне нуНо кВ повысить под ДВСный винт 8х4 и приблизиться к 15000об от трёх банок), влазит впритык 7+2. Схема AacCBbaACcbB. Было предпринято четыре попытки, но три попытки закончились “межвитковым”, а четвёртая “козой” на статор - короче провод кака, ну и как следствие в дух местах содрал изоляцию статора… Сейчас заказал поШшшштой “хороший” провод “из-за речки”… жду уже 1.5 месяца 😦.
По поводу сколько держит провод:
0.05мм - 1 Ампер.
0.11мм -3 Ампера.
0.25мм - 10 А.
0.33мм - 15 А.
0.4мм - 20 А.
0.52мм - 30 А.
0.63мм - 40 А.
0.73мм - 50 А.
0.89мм -60 А.
0.92мм - 70 А.
1.00мм - 80 А.
1.08мм - 90 А.
1.16мм - 100 А.
Эти значения граничны, так что лучше брать действительно с небольшим запасом.
Винт 9х6СФ ему тоже тяжеловат
Просто испытал с тем, что есть в наличии. Придется заказывать…
по штангену с лаком 0.16-0.17
Измерял микрометром намотав 10 витков на отвертку. Кстати расчитал долю площади лака от площади меди у провода 0,2 мм - до 40%😁. Так что 2/3 - это лак.
По поводу сколько держит провод
Спасибо за инфу.
Сейчас заказал поШшшштой “хороший” провод
Провод я использовал годов 80-х ПЭТВ-2, но качество лака хорошее… Отец раньше работал обмотчиком и посоветовал использовать только ПЭТВ-2.
Можно подробнее по перемотке звездой (по расчетам витков, диаметра провода).
Скидывали формулу для расчета КВ относительно старых параметров.
В2=В1/об2*об1
В1, В2 - витки 1-было, 2-необходимое ко-во.
об1, об2 - обороты 1-известные обороты, 2-искомые обороты …
Переход от звезды к треугольнику умножить кв на 1,73
Переход от треугольника к звезде умножить кв на 0,578
а диаметр подбирал по таблице , на каком-то форуме нашел Motor_Wire_Calculator.
там подставлял кол-во зубов статора, диаметр провода и кол-во жил на статоре, ниже в ряду желаемый провод и кол-во жил, и получаем кол-во возможное к намотке с лева в окошке.
А какие токи получили.
ток 15,3А, тяги дает 760гр, на 2S.
По-моему в одну жилу - это ненадежно. Я уже все спаял и изменить уже не получится.
Почему не надежно?
Жесткий провод, припаиваю к выводу мягкий.
нашел Motor_Wire_Calculator
- Не понравилась прога, и я замутил в экселе то, что действительно удобно и информативно. В расчетах отталкивался именно от количества витков. Выложил скрин.
Если нужно выложу и в родном формате.😁 - Использовал также таблицу площадей сечений в зависимости от кол-ва витков (до 71 витка). С дуру сделал до диаметра 2,24 мм. В архиве pdf-ка. Может пригодится…
Выкладываю доработанный Excel-й файл для подбора количества витков провода под требуемые обороты на вольт для треугольника и звезды.
С нетерпением жду комментариев и критики.
Чета у меня не получается
сколько же будет витков?провод 1.4 по меди 200Кв треугольник
Чета у меня не получается
Номинал - столбец для ввода характеристик провода, которым был намотан двигатель до перемотки.
Все темно зеленые ячейки таблицы - для ввода Ваших данных, а в остальных должно все считаться автоматом.
для подбора количества витков провода
А не для расчета кол-ва витков, т. е. диаметр провода, кол-во витков вводится самостоятельно, их программа не считает.
Таблица просто дает вам информацию о площади сечения, будущих теоретических об/вольт и не более того.
Откуда такой большой ток взялся…
Ребята, быстро беру слова насчет тока обратно. Сам себе на пустом месте проблему нашел.
Я то блин умножал показания мультиметра на 1,5, а так ведь надо же умножать на 0,667 (50А/75мВ)!!!😵 И батарея видимо потеряла емкость и падение напряжения отсюда.
Так что с током все в норме, но регуль греется (может тайминг)…
Спасибо всем кто откликнулся.
Выложу на десерт процентное отношение площади лака
- от площади сечения медной жилы
- от площади сечения по наружному диаметру провода.
Для сравнения - в двойной изоляции 0,19 мм (по меди) почти 46% от меди - это лак, а для провода 0,49 мм лака в почти 1,5 раза меньше от меди…😉 Стоит-ли мотать тонким проводом?!
s_m давай зачетку!
Но у меня все равно как-то не так получается.Ну да ладно.
Имхо.
Для меня лично важна не толщина лака на проволоке,а сопротивление(номинальное) т.е. сопротивление 1метра про-да.Чем выше сопротивление тем меньший ток сможет пропустить через себя Max_допустимый ток мотора будет меньше,больше потери,больше нагрев.Чем меньше сопротивление тем лучше.Важно учесть то,что толщина лака зависит от марки провода и от производителя этого провода.И мало того зависит еще и сопротивление.Это как Батон Нарезной-его штампуют все хлебозаводы,у одних он хреновый,а у других вкусный в прямом смысле этого слова и по цене тоже.Тоже самое и с сопротивлением проволоки одной и той же марки,я с этим столкнулся и оказалось что найти хороший провод не так-то и просто.
Так что лично для меня толщина лака не так критична пр: проволока 1мм(ном.) толщина лака от 0.06 до 0.29мм в зависимости от марки-и я по этому поводу не заморачиваюсь,а заморачиваюсь по поводу сопротивления.
Для сравнения - в двойной изоляции 0,19 мм (по меди) почти 46% от меди - это лак, а для провода 0,49 мм лака в почти 1,5 раза меньше от меди… Стоит-ли мотать тонким проводом?!
Не мотай тонким,чем тоньше тем меньше предельный ток,выше потери,выше нагрев.Забей на этот лак(главное чтоб не трескался и не отколупывался на максимальном изгибе).Максимальное заполнение окна-это вещь относительная и зависящая от использования максимально возможного толстого провода намотанного с определенным кол-ом витков нужным для нужного Kv.Пр(сгорел мотор): было намотано 10 витков проволокой 0.3 и 4 жилы-так лично я бы перемотал,тоже 10 витков ,но максимально возможным толстым проводом и забил бы на этот лак,а заполняемость окна-уж как получится.У 0.19_0.618 Ом,а у 0.49_0.099 Ом-разница очевидна:) и толщина лака здесь относительная,у тонкого провода заполняемость окна лучше(меньше воздушных пустот),выше плотность намотки и мотать проще.
Использование толстого по отношению к тонкому-это эквивалентная замена сечения проволоки(намотки),но у толстого,опять же-сопротивление меньше! и это важно.
Есть еще один такой-же статор, но у него повреждена изоляция на торцах. Чем можно надежно заизолировать?
Я перематывал прежде всего потому, что когда разобрал два двигателя сразу после покупки увидел, что обмотки на торце статора примяты и перебиты, а мотор работал😁, и конечно грелась обмотка. Решил не испытывать судьбу и перемотал…
…я бы перемотал,тоже 10 витков…
Разумнее (хотя и принято), считать по площади сечения, а не по виткам. Не пойму зачем заморачиваться “по виткам”, если просчитывается прежде всего площадь сечения:
Kv1*S1=Kv2*S2
Формула то же имеет место быть, разве нет?😉
В любом случае она дает только информацию на которую можно ориентироваться, а не с 100%-ной уверенностью полагаться. А если ваш эквивалентный провод отличается по площади, а площадь сечения соответственно изменится.
Где-то на сайте сравнили для небольшого короткого статора: мотали в один провод разного диаметра, но кол-во витков не изменяли. Мотор потребляет меньший ток и мощность соответственно упала на несколько процентов.
Я с отцом согласен. А он сказал так: “вообще не морочь голову, так как у тебя нет ни знаний, ни практичесого опыта, основываясь на которых результат может совпасть с целью. Масса факторов тут работает (одна формула ничего не решает). Все никогда не учтешь и не все так просто как тебе кажется.”
Так, кроме своих собственных проб и ошибок ничего не поможет, а это трата времени (а как - в пустую или нет, у каждого по-разному).
Отношение площади лака посчитал только ради интереса, а не для применения на практике. Сделал вывод, что для разных диаметров оно разное. И не более того.
Сопротивление не упоминал, хотя вещь конечно критичная, но я мотал не статор двигателя, где на треугольнике серьезный ток под 60 А. У меня статор меньше и токи меньше в несколько раз. Решил не заморачиваться, да и измерять все равно нечем.😃
А на практике делал так:
- сначала измерил высоту и ширину паза (статор 22*20); вычистил ножом его (были наплывы и разные бяки), чтобы витки легли плотно;
- сразу решил мотать под треугольник в один провод. А провод по эквивалентному диаметру подходит либо соответстсвующий, либо чуть больше/меньше.
- в Excel-е подобрал оптимальный диаметр (подошел 0,47 и 0,49) и планируемое кол-во витков и сделал пробные витки, что дало конкретные данные основанные на практике по заполнению паза. Оптимально по заполнению подошел провод 0,49 мм. Им и перемотал. Вот так…
За ссылку отдельное спасибо, действительно полезная…
Сергей мы очевидно преследуем разные цели,поэтому говорим о разных вещах.
Ваш отец мудрый человек и я с ним согласен полностью.Каждый поступает так как считает нужным:)
Удачи:)
Если кого-либо заинтересовал мой опыт, то переходите по ссылке: aviamodelkastr.narod.ru/Peremotka_KD.htm