Какой мощности ожидать (про бк)?
Изготовление самодельного Б\К мотора начал давно.
С самого начала планировал создать мотор на основе двойного cd-rom железа, с самодельным стаканом ротора и т.д., с расчетной мощностью 150 Вт.
Однако, по мере продвижения проекта обнаружилось, что диаметры имеющихся наборов железа чуть меньше 20 мм (судя по информации из Интернете, в основном используются статоры диаметром 25 и более мм), да и, к тому же, два имеющихся одинаковых комплекта, кроме того, имеют высоту лишь по 4 мм вместо желаемых 5.
Таким образом, двойной статор у меня получается диаметром 19,5 мм и высотой 8мм.
На какую разумную мощность (при приемлемом КПД мотора, т.е.) и при каких оборотах я могу рассчитывать? (по моим прикидкам мощность будет около 100 Вт).
Обмотки планирую соединять треугольником, магниты будут N50, толщиной 2мм (корпус и ротор уже выточены).
С уважением, Александр.
Таким образом, двойной статор у меня получается диаметром 19,5 мм и высотой 8мм.
На какую разумную мощность (при приемлемом КПД мотора, т.е.) и при каких оборотах я могу рассчитывать? (по моим прикидкам мощность будет около 100 Вт).
Мощность это то что вы хотите в него вогнать, я думаю что это много, при КПД
порядка 60-65%(при 12 полюсах) 35-40 Вт пойдёт на нагрев ,а теперь посмотрите на 40Вт паяльник чем он отличается от вашего движка ❓ Думаю сравнение не в пользу последнего. Реально можно расчитывать 50-70 Вт на 5 -10 минут рабочего времени. ❗
B кофемолках и дрелях используются железо диам.32 с 12 пазами, я его растачиваю внутри до 18мм, получается довольно не плохо, при длине 20мм около 500Вт мощности и вес получается 128Гр, если взять набор 5мм я думаю будет нормально.
Всем спасибо, но пока буду играть с чем есть. К тому же, текущая цель - небольшой электролет всегда готовый к запуску…
По моему, для начала надо прикинуть энергетическую установку: аккумуляторы, регулятор, а уж потом рассуждать о мах мощности и возможностях на конкретный случай. Иначе вариантов может быть очень много.
Про регулятор, аккумы и прочие вещи я специально умалчиваю - рассматривая как лимитирующий фактор лишь статорное железно.
Но если интересно - регулятор будет на 18А, батарейка - литий, могущая отдавать до 15А, 3s.
Что, в данном случае, вполне очевидным образом может обеспечивать энергопитание более мощных двигателей.
Из своего (небольшого) опыта, на Вашем железе (если правильно подобран металл стакана или кольца) можно получить при токе 12 А с винтом 10Х6 тягу порядка 500-700 грамм в статике. При большем токе КПД будет падать. Резкое (заметное ) падение КПД зависит отвозможностей железа и магнитов. Максимальный ток будет зависеть от намотки для конкретного случая. При большом токе КПД может упасть очень сильно и двигатель будет переводить энергию в тепло.
А расчитывать двигатель надо на конкретный самолет или … по весу и мощности, что бы было равновессие сил и веса.
Если я неправ, пожалуйста поправьте.
Все верно, и за совет спасибо! 😃
Правда, есть еще кое какие сомнения. Диаметр железа мал, следовательно, обороты будут немаленькие. Т.е. он сможет эффективно крутить далеко не всякую лопату.
PS: стакан ротора из стали-3, толщина стенок 2мм. Магниты будут неодимы 50-ые, по 2 мм тольщиной и 12мм в длину. Если все пойдет в соответствии с планом.
Я тоже хотел сделать кольцо из стали-3. Но мне сказали, нужно специальную электротехническую сталь. Но у Вас толщина кольца 2мм ( обычно делают 1мм). Может получится нормально. Очень хотелось бы узнать, что у Вас получится.
Ваш диаметр статора нормально будет крутить большой винт, если влезет 12 магнитов ( большой крутящий момент и малые обороты). Если магнитов меньше, то и обороты будут больше, а крутящий момент меньше и соответственно винт надо ставить меньше.
Все выше сказанное мое мнение, проверенное ( не все) на практике.
- Магнитов будет 12, я других чисел и не знаю 😒
- Материал ротора - я долго думал, как чел слегка разбирающийся в электротехнике, теории магнитных цепей и ТЭМ - и решил, что вообще по сути пофиг, из чего он (ротор) сделан, хоть из пластилина. Основное магнитное сопротивление - в зазоре, за магнитами, в роторе - никаких переменных магнитных полей как бы нет. Просто замыкание потока, которые, по сути, с таким же успехом можно по воздуху замкнуть без особой разницы в КПД (т.е. ротор можно из люминия вообще сделать, что многие и делают).
Просто сталь-3 - самая доступная и при ударах будет чуть живучее 😃
- Магнитов будет 12, я других чисел и не знаю 😒
Просто сталь-3 - самая доступная и при ударах будет чуть живучее 😃
Есть вариант с 10 магнитами, но другой тип намотки, 10 на 6 может для него будет и тяжёлый ,но КПД двигателя будет выше. Ст3 вполне пойдёт , а толщину можно и поменьше сделать. ☕
насчет толщины поменьше не выйдет - ротор уже выточен, а заказывать по новой никакого желания нет 😃
К тому-же, я не слоу-флайер делаю - а самолет для разрывания просторов нашей Родины… Просто небольшой и компактный. Расчетная нагрузка будет около 35-40 грамм на квадрат, меньше делать не буду, чтоб ветер пробивал.
PS: сегодня получил железяку, что будет основанием. Жалко, цифровик из под носа вытащили - а то бы сразу фотку показал.
Добавлено
Еще фотографии:
В майском журнале Quietflyer в статье “Real-World Uses for CD-ROM Motors” приведены данные по базовому статору 22.7 мм и использованию 1-3 наборов железа:
Stators 2-cells(7 volts) 3-cells(10 volts)
1 (5 amps) 35 watts 50 watts
2 (10 amps) 70 watts 100 watts
3 (15 amps) 105 watts 150 watts
Огромное, почти нечеловеческое 😃 спасибо!
…Хотя, я уже и сам, в общем-то, определился, какую мощность мой мотор согласиться отдавать.
И напоследок вопрос намотки.
Собираюсь положить примерно 12… нет, наверно все таки 14-15 витков на зуб 0,4 проводом, и цепануть треугольником. Есть возражения?
Будет очень шустро и приемлемо будет крутить 7х5 не больше, в такое железо нормально входит 10 витков 0.56-0.61 проводом от опыта 😃 и даже в этом случае с винтом 9х5 от восьми кадмиев будет жрать 12-13А. звезда ессно
Добавлено
Что касаемо железа 22.7 то при длине 10мм (2.5 статора) и винте 9х5 и 8 витках провода 0.80 звездой 10800
при трех полимерах и токе 22.5А. Если прально ессно сделать 😃. а ежели постаратся так и 0.85 можно уложить
Не знаю, почему-то у меня на слово “звезда” аллергия.
Провод 0,6 вроде как есть, но, думаю, 0,4-ым можно витков до 20 запихать, по моим дилетантским прикидкам, треугольником и от 3х полимеров оно будет кушать 15А и крутить 8х6 с тягой около 500г…
Впрочем, близкие +\- 50% 😃 результаты меня тоже удовлетворят - самолет для отдыха как бы, большая часть полетов в пол газа + изредка размашистые вертикали… Т.е. важны не сколько максимальная отдача, сколько приемлемый КПД на средних. А он, думаю, будет.
Вам hivolt очень правильный совет дал (мне бы кто дал в свое время). Держитесь этого совета и все у Вас получится. А потом будете пробовать свои мысли. Учитесь на чужих ошибках и делайте свои, но другие.
При всем моем уважении, в чем правильность совета хайвольта?
Он просто привел некоторую весьма полезную статистику касательно подобных моторов.
Никаких особенных замечаний я от него не услышал, и это не может не радовать (надеюсь, что делаю все правильно) 😒
" 10 витков 0.56-0.61 проводом от опыта и даже в этом случае с винтом 9х5 от восьми кадмиев будет жрать 12-13А. звезда ессно"
Начните с этого.
Нет, я начну с того, что промышленные Б\К и регуляторы включаються треугольником. Если цепануть регулятор звездой - то половина его ключей сразу оказяваеться не у дел. Это раз.
Два - при включении треугольником я смело мотаю 0,4 проводом по примерно 15 витков на зуб - т.е. получаем индуктивное сопротивление каждой обмотки в 2 раза выше (витков в 1,5 раза больше), при включении по две такие обмотки в параллель суммарный ток будет сравним с током в звезде с 10 витками. Контакт?
Ну а про винты - я и сам как-нибудь разберусь. Выбор винта еще и от желаемого характера полета зависит, а не только от соотношения мощности и момента при максимальном КПД.
----------------------------------------
Чтобы не быть совсем голым теоретиком, провел следственный эксперимент, а заодно потренировался в намотке провода.
0,4 проводом лезет 14 витков на зуб - что, в принципе, соответствует ожиданиям. При этом уходит примерно 32 см провода.
Расчетное сечение провода 0,126 мм^2. Следовательно, теоретическое активное сопротивление каждой фазы 3*0.017*0,32/0.126 = 0,13 Ом. Много или мало - не знаю. Но чисто визуально зуб с 14-ю витками выглядит весьма убедительно 😉 особенно если учесть, что в девичестве на нем лежало то ли 40, то ли 50 витков из паров меди 😃
Расчетное сечение провода 0,126 мм^2. Следовательно, теоретическое активное сопротивление каждой фазы 3*0.017*0,32/0.126 = 0,13 Ом. Много или мало - не знаю.
Даешь практику!!! 😲
Т.е. сколько есть, какой крутит, сколько тянет… 😃
Вот тогда оценим… 😃
- Даешь неодимы, которые я вот вот у вас закажу 😒
А вот и неправда Ваша, по большому счету начхать треугольник или звезда, в данном случае играет роль только сопртивление обмоток при одинаковом Кв.
Скажем Вы хотите получить Кв к примеру 1100 или 1800, так вот при маленьких сечениях окон и малой толщине набора звездой сопротивление обычно выходит немного меньше просто мотать его приходится более толстым проводом а это не очень технологично. Что же касаемо половины ключей то это уж совсем неправда 😃 даже обяснять не буду почему. , Кстати я на именно таком железе собрал около полусотни моторов и поверьте мотал и звездой и треугольником. оптимальные результаты получались при толщине набора 10мм и 8и витках 0.67 провода и даже некоторое колво 0.71х8 но это очень трудоемко. Кв при этом выходил около 1850
и для большинства это было многовато. У Вас толщина набора 8мм и как следствие Кв будет выше на 20% но помощнее могниты и это немного его снизит. Хотите 14х0.4 Ваше право но потом если уж не трудно расскажите народу что вышло.
Кстати с синим джети такой мотор скорей всего работать не будет, точнее будет затыкаясь на высоких оборотах.
А потом это же форум не хотите слушать не слушайте в любом случае успехов Вам
Почему-же, я слушаю с большим интересом! Просто как человек как бы с высшим техническим образованием, мне хочеться за каждой фразой слышать хотя-бы краткое объяснение физической сути. По другому до меня очень туго доходит 😇
К примеру, честно говоря, никак не могу понять, почему при соединении звездой по прежнему задействованы все ключи контроллера? А, нет, уже сообразил. Моя неправда 😛 В голове клинануло - что если звезда - так обязательно нулевой провод свисать куда-то должен 😵
Тогда другой довод в пользу треугольника - просто у меня 0,4 провода больше, чем 0,6-ого 😁
Да и задачи вогнуть в него максимальную мощность как бы нет - есть задача получить высокий КПД.
А регулятор будет маркусовский. Вроде жалоб на него замечено не было.
С уважением, Александр