Отчёт об эксперименте с LI-ion аккумуляторами. :)

slow_fly

Надеюсь, всё ниже написанное будет, кому ни будь интересно, а может быть и полезно. 😃

Достались мне два абсолютно новых аккумулятора: 1 - Panasonic CGR18650HG, 2 - GPA18650HG чего производства не известно, известна только ёмкость 1350мА/ч. Размеры и вес обоих одинаковы, диаметр 18,5 мм высота 65 мм вес 42 г.

И стало мне интересно, а можно ли их будет применить в качестве тяговых для электролёта. Спаял их в батарею и разрядил до напряжения 6 в, так как не знал на сколько они заряжены.
И поставил на зарядку, заряжал током 100 мА в течение 20 часов.
Во время зарядки температура батареи оставалась комнатной.
Потом собрал “испытательный стенд”, ВМГ от GWS GW/LPS-RXC-C мотор с редуктором 6,2:1 (подробнее на www.gws.com.tw/english/product/…/lps.htm ) винт 10Х4,7 EP1047 ( от той же GWS). Ток измерял авометром ТЛ4, напряжение цифровым мультиметром MASTECH 3211D. Подключение аккумуляторов к мотору прямое без регулятора скорости.

И вот какие получил результаты:
Ток сразу после включения 2,1 А напряжение 7,6 В.
Через 5 минут работы I=2,0 А U=7,4 В
Через 30 мин I=1,7А U=7,2 В
За кончил издевательство над аккумуляторами через 55 мин, к этому времени ток упал до 1,2 ампер, а напруга до 6 В.
Почти всё время аккум. были холодные, только под конец второй стал греться, подозреваю, что у него ёмкость меньше чем у панасоника.

Теперь в планах повторить эксперименты с винтами 9:4,7 и 11:4,7 и придумать как измерить тягу.

Предварительные выводы:
такая батарейка мне понравилась 😃)
надо заменить второй акк. на панасоник, может будет работать дольше
подобрать модельку под этот моторчик
Если моя писанина кого ни будь заинтересовала, спрашивайте, с удовольствием отвечу подробнее.

BraveBug

тяжеловаты имхо 80грамм то - а чем заряжал их ?
а что интересно будет если их одним ампером зарядить ?

а тягу могно на моем электролете измерить в полевых условиях 😃))

slow_fly

Заряжал простым зарядником , схема от Glider-а, в своё время была на RC Design-е.

Панасоник говорит что их можно заряжать током до 1190 мА вот ссылочка www.mbi.panasonic.co.jp/…/tabeion.htm

Ес ли у тебя есть моделька на которой можно провести полевые испытания то я, за. Пиши мне на мыло, поробуем выбрать время и место.

Lazy

…насколько я помню - литий заряжают постоянным напряжением, а не током, даже смешные зарядники для этого есть…Но могу ошибаться…

RID

…насколько я помню - литий заряжают постоянным напряжением, а не током, даже смешные зарядники для этого есть…Но могу ошибаться…

Нет, не ошибаетесь, обычно так и заряжают. Если смотреть по ссылке,

то там используют комплексный метод заряда, сначала постоянным током, закнчивают заряд при постоянном напряжении.
Это позволяет быстрее зарядить и не испортить аккомулятор, но простые зарядники так делать не умеют.

romychs

Ну да, так и заряжают, постоянным током, НО напряжение не должно превышать 4.2В. Т.е. теоретически, это стабилизатор тока, питаемый от стабилизатора напряжения. Но при зарядке большими токами обязательно нужно контролировать температуру батареи. Если она превышает некоторою величину, нужно уменьшеть ток заряда.

RID

Т.е. теоретически, это стабилизатор тока, питаемый от стабилизатора напряжения.

Не уверен, что внутреннее сопротивление аккумулятора настолько возрастает в конце зарядки, чтобы ток так падал (резкий излом после 1-го часа) если ограничить только напряжение на входе источника тока.

vovic

To RID:
Не, там внутреннее сопротивление ни при чем. Ток резко падает потому, что по достижению предельного напряжения, зарядник переходит из режима стабилизации тока, в режим стабилизации напряжения. То есть, чтобы напряжение на аккумуляторе не росло, он вынужден резко сбрасывать зарядный ток.
Между прочим, если такой режим использовать для никелевых аккумуляторов (с другими, конечно, порогами), то картинка будет похожей. Но для них в этом нет необходимости.
Кстати, подскажите хоть кто-нибудь на параллельный сайт, что в статье про литиевые аккумуляторы там перепутаны местами рисунки 1 и 3. Мне туда дорога заказана, а за земляка неудобно. :rolleys:

5 months later
Jem

To RID:
Не, там внутреннее сопротивление ни при чем. Ток резко падает потому, что по достижению предельного напряжения, зарядник переходит из режима стабилизации тока, в режим стабилизации напряжения. То есть, чтобы напряжение на аккумуляторе не росло, он вынужден резко сбрасывать зарядный ток.
Между прочим, если такой режим использовать для никелевых аккумуляторов (с другими, конечно, порогами), то картинка будет похожей. Но для них в этом нет необходимости.

Точно, внутреннее сопротивление даже падает при зарядке 😆
И ограничение напряжения полезно для зарядки любых аккумуляторов. А смысл тут такой - если в заряднике нет проца и время и ток не отслеживается, то лучше всего сделать источник тока питающегося от источника напряжения. Тогда будет ограничение тока заряда в начале заряда аккумулятора и ограничение напряжения в конце заряда, т.е. можно не следить за зарядником и не отключать его (ток-то в батарею всё равно отсутствует). Проблема тока в том , что зарядка в таком заряднике неполная 😁 (а примерно до 0,7-0,9С). Это потому, что во второй половине заряда напряжение акк-ра достигает номинального значения и источник тока не работает (для работы ему надо напряжение превышающее акк-р). А этого ему не даёт сделать стабилизатор напряжения. Зато просто… 😎

RID

To RID:
Не, там внутреннее сопротивление ни при чем.

Именно это я и имел ввиду в своем посте. Мне это понятно.

RID

[quote=“Jem”]

To RID:
Проблема тока в том , что зарядка в таком заряднике неполная 😁 (а примерно до 0,7-0,9С). Это потому, что во второй половине заряда напряжение акк-ра достигает номинального значения и источник тока не работает (для работы ему надо напряжение превышающее акк-р). А этого ему не даёт сделать стабилизатор напряжения. Зато просто… 😎

Зарядка будет полной, если порог напряжения выбрать исходя из необходимости полного заряда. Правда, хорошо иметь ограничение по времени (около 3 часов). На “токовом” этапе набираем около 80% емкости за время в районе часа, на “ограничении напряжения” добор до полной емкости.

Jem

[quote=“RID”]

Зарядка будет полной, если порог напряжения выбрать исходя из необходимости полного заряда. Правда, хорошо иметь ограничение по времени (около 3 часов). На “токовом” этапе набираем около 80% емкости за время в районе часа, на “ограничении напряжения” добор до полной емкости.

Хе-хе…
Зато сложно…
А для этого надо стабилизировать ток и отсекать время или следить за временем, а это уже НЕ автоматический зарядник, а для этого надо хотя бы таймер… 😎

vovic

Уважаемые, вы цитируйте повнимательней. Выше мне приписано то, чего я не писал.

To Jem:
и на даты постов хорошо бы поглядывать. Человеку подсказали, он понял. И не стоит ему еще через полгода это же повторять.

А по алгоритмам - не надо велосипед модернизировать. Все уже есть. Поинтересуйтесь, как это сделано в источниках бесперебойного питания. Там этот вопрос уже решен.

Jem

Уважаемые, вы цитируйте повнимательней. Выше мне приписано то, чего я не писал.

To Jem:
и на даты постов хорошо бы поглядывать. Человеку подсказали, он понял. И не стоит ему еще через полгода это же повторять.

А по алгоритмам - не надо велосипед модернизировать. Все уже есть. Поинтересуйтесь, как это сделано в источниках бесперебойного питания. Там этот вопрос уже решен.

Да вот тока что про это написал в другой теме
“какие зарядники нужны для NIMH?”
rcopen.com/forum/f20/topic6062

Ну ладно копирну сюда своъ сообчение:
Я по работе занимаюсь бесперебойными источниками для систем безопасности (ну и системами тоже, ест-но ).
Могу сказать, что в таких системах никто не потерпит мат.ущерба, нанесённого системой безопасности и техника там, конечно оч. серъёзная. Однако все источники используют зарядку малым током до 20-30 часов и затем стэнд-бай. Проблема конечно в стэнд-бае и рекомендуется применять кислотные акк.ры, из-за пресловутого эф. памяти Никеля. Поэтому, возможно, Никель нужно заряжать агрессивно, а в необслуживаемых источниках это невозможно из-за никем неконтролируемого нагрева акк-ров при таком интенсивном заряде.
Однако почти все производители рекомендуют медленный заряд с целью увеличения срока службы (кол-ва циклов), а потом делать тренировку тремя циклами полного заряда-полного разряда раз в месяц для Никель-Кад, и раз в 2 месяца для Ник-МетГидрида…

romychs

Jem

Уважаемый, а к чему Ваш последний пост?
Здесь вроде разговор о LiIon шел…

И о чем вы пишите, что по работе вы имеете дело с ИБП… Ну и что, я тоже… У меня вот и в мобиле NiMH был… 😃 Не понимаю, о чем вы хотите нам поведать. О том, что в системах безопасности используются такие лажовые зарядники, в которых даже нет контроля температуры батареи? А в более-менее продвинутых модельных зарядниках такие датчики есть. В любой чахлой мобиле, использующей LiIon всегда встроен датчик температуры причем в аккумулятор.

Павел_Андреевич

Тов. romychs!
У меня письма не отправляются: кладутся в папку “исходящие” и всё 😦
Так что дайте e-mail

Jem

Jem

Уважаемый, а к чему Ваш последний пост?
Здесь вроде разговор о LiIon шел…

И о чем вы пишите, что по работе вы имеете дело с ИБП… Ну и что, я тоже… У меня вот и в мобиле NiMH был… 😃 Не понимаю, о чем вы хотите нам поведать. О том, что в системах безопасности используются такие лажовые зарядники, в которых даже нет контроля температуры батареи? А в более-менее продвинутых модельных зарядниках такие датчики есть. В любой чахлой мобиле, использующей LiIon всегда встроен датчик температуры причем в аккумулятор.

Ну, раз так хочется поспорить…
А вы подумайте зачем датчик температуры?
А вот зачем - разгоняем заряд - увеличиваем токи потом следим как бы не перегрелось!! Это конечно от большого ума и дешевизны электроники 😃 А чтобы потихоньку заряжать без перегрева?
И тут возникает типичный вопрос - а зачем? 😎

vovic

В моделизме никеливые аккумуляторы специально заряжают большими токами. При этом структура восстановленного металла на электродах получается рыхлой, с большой поверхностью соприкосновения с электролитом. Как следствие - способность отдавать огромные пиковые токи при низком внутреннем сопротивлении. При этом емкость и ресурс получаются меньше, чем при медленной зарядке, но этим жертвуют, потому как главное - максимальная отдаваемая мощность.
Поэтому и разные способы контроля, в т. ч. с датчиками температуры используют.

У литиевых - другая засада. У них нет запаса по перезарядке, или переразрядке, как у никеливых или свинцовых. Т.е. сразу по завершению 100% заряда, если не отключить ток, элемент начинает разрушаться (водород раздирает его в клочья) даже при медленной зарядке. Потому в мобилах и лап-топах встроены системы контроля прямо внутри батареи.

В UPS-ах задача аккумуляторов совсем другая. Поэтому и режим подзарядки - другой. Перезаряд свинцовые аккумуляторы выносят гораздо терпеливее, если он при малом токе. Поэтому и контроллер зарядки там работает по другому.

Jem

У литиевых - другая засада. У них нет запаса по перезарядке, или переразрядке, как у никеливых или свинцовых. Т.е. сразу по завершению 100% заряда, если не отключить ток, элемент начинает разрушаться (водород раздирает его в клочья)  даже при медленной зарядке. Потому в мобилах и лап-топах встроены системы контроля прямо внутри батареи.

Пардон… Вот этого про Литий я и незнал 😦
А вот всё-таки про водород - я понял одновременно батареи начинают и греться , так?

10 days later
heli_nick

Господа!
Я слышал, что в фирменных LiPol аккумуляторах стоят защитные микросхемы, предохраняющие их от перезараяда.
А можно ли без них? И не опасно ли это? В смысле взрывоопасности, если применять специальные зарядники?

Вопрос в том смысле, что в московских магазинах появились LiPol аккумуляторы, продаваемые по элементам, врассыпную, или спаянные в домашних условиях. Можно ли их покупать, или стоит искать фирменные сборки с защитными микросхемами?