Восстановление резистивного слоя.
Сразу оговорюсь, проблема не совсем модельная, но в принципе и в моделизме имеет место быть. Суть вот в чём: занимаясь по работе системами впрыска автомобилей (бензиновых) столкнулся с проблемой истирания всякого рода потенциометров. Они выполняют роль датчиков положения дроссельных заслонок, напорных дисков и т.д. При их износе ситема перестаёт “видеть” положение связаного с ним агрегата и соответственно начинает “чудить” - неустойчивые холостые, всякого рода провалы и запаздывания, отсюда расход топлива и нервов владельца. СтОят такие потенциометры очень даже не мало, и владельцы машин (а это как правило автомобили 90-х годов) частенько привозят мне их с разборок, но в не намного лучшем состоянии чем у них самих.
Как правило выполнены эти потенциометры в виде керамической пластины с нанесённым на неё резистивным слоем, который и подвержен истиранию ползунком. То есть как в резисторах рулевых машинок и передатчиков.
Так вот вопрос: как правильно и на долго восстановить этот слой? Варианты полить циакрином и засыпать угольной пылью в месте с “помазать карандашом” сразу отпадают. Я так понимаю, что этот слой имеет определённое сопротивление на единицу длины дорожки.
Буду благодарен за советы.
если ползунок в виде нескольких изогнутых проволочек - подгибом на соседний неистёртый участок …
серва спаслась…
Это как полумера уже испробовано и на многих машинах работает. Но! Во-первых, не всегда есть такая возможность (конструктив разный), во-вторых, износ бывает просто ужасный - до керамики, и до нарушения контакта самого слоя с подводящими дорожками. Поэтому хотелось бы освоить именно технологию восстановления самого слоя. Но всё равно спасибо…
Купить в магазине близкий по габаритам и сопротивлению переменный резистор, разобрать его, аккуратно извлечь дорожку и если сможешь , заменить. Только тут одна тонкость, менять надо на линейное сопротивление, если в датчике оно линейное (сопротивления бывают с линейной и нелинейной характеристикой, с буквой А линейные, остальные нелинейные- это для советских, а как сейчас маркируются, не знаю).
Они конструктивно очень разные. Как правило, там одна дорожка линейная, вторая нелинейная. Во как! Да и слабо я себе представляю переменник диаметром миллиметров 60-70… Радиуса вращения ползунков 20-40 мм…😦
Однако проблема, я таких и не видел в быту, от силы 30…40 мм в диаметре. Трудно что-то предложить еще, кроме как найти радиозавод и восстановить слой там.
Раньше восстанавливали (временно) резистивный слой “зарисовывая” истертые места “простым” карандашом (который графитовый, забивает микротрещины). я до кучи еще и вазелином немного проходил поверх карандаша. На некоторое время помогает.
а если электролизом- на катод поставить этот керамический элемент(остатки резистивного элемента), а на анод металл из которого их изготавливают никак? В книжке “Микроэлектроника”(точно название не припомню), все способы нанесения полупроводниковых и металлических пленок рассмотрены, и почти все они основаны на вакуумном напылении, хотя надо полистать может что насчет электролитического способа выращивания пленок есть.
Я сегодня по Нету “пошакалил” … По правильному это всё изготавливается методом запекания специального порошка в спец печах с контролируемой атмосферой и под давлением… Метод явно не для гаражных условий. Потому и цена на эти потенциометры “чукотская”. Я пытаюсь найти метод мягко говоря попроще. И если он даст возможность проработаь резистору тысяч 20-30 км пробега будет хорошо, а 50 тысяч так просто супер!
На радио рынке есть ВСЁ, порылся и на HS-55 нашёл подковку ковырнул и счастье, 10 рублей, прикольно но ГЕМОРНО, проще новую серву взять, с говна пенок неснимают
Уважаемый однофамилец! Пост №1 и повнимательнее! Рулевые машинки я и так в магазине покупаю…😉
Блин тёска!!!
Моск работает на инерции, ступил😵
Боюсь написать глупость,но все же попробую:существуют клеи для ремонта нитей обогрева заднего стекла.Типа такого : www.pasker.ru/catalog/goods.php?id=20988
Может он как-то спасет?Впрочем,если там действительно сопротивление на единицу дорожки учитывается,то скорее нет,чем да…
Подобным клеем пользуюсь и сам как раз для восстановления этих нитей обогрева. Он является просто проводящим, но не резистивным. Он так же имеет довольно паршивую поверхность после высыхания, да и к истиранию не стойкий…
Может попробовать запечь порошок для лазерного принтера, сам я такого не пробовал, но возможно от толщины слоя порошка будет зависить сопротивление, если он вообще проводит, проверить легко.
хм
интересный вопрос
если только на целом потенциометре постараться увеличить коэф. скольжения
промазать силиконом или ещё чем…но это ещё на целом
я так полагаю речь идёт об этом?
народ говорит цитирую:
дык вот там знают мастеров которые зав 200 бачей из твоего потенциометра делдают вечный, они короче его переделывают ваапче, делают там по моему что то наподобие оптопары
я думаю это как переход от шариковой мышки к оптической
и с потенциометрами скоро тоже свершиться должен
ps вам в этом направлении, считаю, надо размышлять, а восстанавливать графитовый слой в гаражных условиях это тяжело
и для затравки ссылка : www.chipinfo.ru/literature/chipnews/…/32.html
Именно об этом! Это один из “потерпевших”. Их несколько вариантов. Кстати, про переход на другой принцип пока не думал… Тема, однако. Спасибо за наводку! Но “геморой” ещё тот… Как бы не выскочило по цене в стоимость нового от Роберта Боша…
Отвечаю: НИКАК. Или, если угодно, “в домашних условиях - НИКАК”.
Есть заводы (за бугром), которые могут наготовить таких пластин. Объем заказа (3 года назад) начинался не то от 100, не то от 200 штук. Где-то так по ~30ойро за пластину.
Для наколенного изготовления могут быть приемлимы варианты:
- с магниторезистивными датчиками угла;
- со струнными или пленочными датчиками (на VAG’овский двигатель 2E ставили от “Волги”).
Дальше приведение характеристики датчика к характеристике “лопатного” ДМРВ микроконтроллером.
Другие варианты: - ставить жгуты и контроллер от “безлопатных” вариантов того же двигателя (если таковые вообще есть).
- ставить что-то типа MEGASQUIRT. Он универсален и настраивается на любой двигатель. В нем спользуется мотороловский датчик разряжения (кажется, MPX4250). Да, мегасквирт обойдется баксов в 200, но зато настраивается как угодно - хоть на ралли, хоть на перевозку цемента.
Для начала вот тут посмотри.
P.S. Недавно попался вариант - хоть стой, хоть падай… Не, даже писать не буду. Всерьез такое воспринимать невозможно. Хочешь - поищи на форуме сайта VW.
я думаю это как переход от шариковой мышки к оптической
и с потенциометрами скоро тоже свершиться должен
По секрету: этот переход совершился примерно 10 лет назад. Используются датчики струнные, толсто- и тонкопленочные. Загляните под капот любого инжекторного тазика или волги…
Стоят эти датчики (датчики, а не ДМРВ целиком!) раз в 40 дешевле безконтактного оптического энкодера (описанного по ссылке); а механика (которая обязательна при использовании энкодера, себестоимость увеличивает в разы и надежность снижает) исчезает вообще.