Изготовление винта на ЧПУ
Для СЛА это тоже допустимо?
А ведь расщепление может запросто перейти и на ступицу, в самый неподходящий момент.
Есть отечественная инструкция ДОСААФ по ремонту некоторых повреждений воздушных винтов для легких самолетов. СЛАшники - они как бы не в системе ДОСААФ, поэтому считается, что образования и навыка у них нет, руки у них кривые, материалы убогие, инструменты неправильные, о технологии понятия не имеют и т.п.
Если себя не причисляете к таковым, то нужно только здраво оценить степень повреждений и сопоставить с действующими нагрузками на винт. Речь шла о расщеплении вдоль волокон, к коему склонна береза и сосна. Основная нагрузка - растягивающая вдоль лопасти и кручение профиля. Ни что не мешает склеить винт расщепленный от кончика до кончика на две половинки в единое целое. Прочность от этого не страдает. Тем более - большие воздушные винты так и делаются (посмотрите фото всяких Фарманов и Ньюпоров) - заготавливаются дощечки (“дроки”) из разных пород древесины размером во весь винт (или на 2/3 диа.) и делается переклей. После высыхания - обрабатывается как единый кусок дерева.
Буковые винты редко щепятся вдоль, чаще выламываются кусками. Куски вклеивать категорически не рекомендуется, не имея опыта такого ремонта. И вообще - тут лучше не рисковать.
Конечно, риск есть всегда, и уж тем более для отремонтированного винта. Статистика показывает - повреждения типа трещина вдоль лопасти ремонтировать можно смело.
Ну а товарищу вашему просто не повезло. Сорвало ведь шпонку, а винту уж потом разлетелся.
Вот, мои потуги по теме сабжа:
Ступица маловата, и зализ напрашивается между ступицой и лопастью. По-плавнее как-то надо тут. Иначе - концентратор напряжений в чистом виде…
Ступица маловата
Ступица по размеру планшайбы и гайки-кока маленькой, 15-той(2.5 см. куб.) “Форы”. А вот насчет зализа - здесь я полностью согласен.
Но, я винт не с нуля проектировал, а “слизал” с готового, проверенного и хорошо себя зарекомендовавшего образца с помощью 3D сканера STL-ку, которую использовал как подложку, обрисовывая ее кривыми в Рино…
Ступица по размеру планшайбы и гайки-кока маленькой, 15-той(2.5 см. куб.) “Форы”. А вот насчет зализа - здесь я полностью согласен.
Но, я винт не с нуля проектировал, а “слизал” с готового, проверенного и хорошо себя зарекомендовавшего образца с помощью 3D сканера STL-ку, которую использовал как подложку, обрисовывая ее кривыми в Рино…
Так ведь тот винт сделан поди из какого нибудь стеклонаполненого полиамида. Ему то прочности хватит, а формованному из ЭД-20 или КДА может и не хватить.
а формованному из ЭД-20 или КДА может и не хватить.
Они как раз и формуются из Ларита или КДА и весь мир на них летает…
😒И ОН “стеклонаполненый”… Причём стекла 50% от веса изделия…
по моему тема ушла в другую сторону
по моему тема ушла в другую сторону
ДА, конечно, не хорошо…
Вопрос по теме - каким образом будете фрезеровать винт? На трехкоординатном станке с одним переустановом или на четырех координатнике? В обоих случаях потребуется некое технологическое приспо. Для трехкоординатника простое, для четырех - сложнее. После обработки на трех координатах потребуется небольшая ручная доработка, после четырех - возможно получение готового изделия из-под станка.
варианта у меня 2
первый это старый добрый 3х координатник, переворачивание изделия уже отработано, достаточно точно (работаю на производстве по дерево обработке массива)
ни чего сложного пока не вижу
второй способ, лучше с одной стороны, но не очень мне нравится, это 3х координатный токарник
Z и Y работают как на обычном, перемещение впред назад вверх вниз, а ось Х задает вращение
я предпочту первое - 3х координатник с переворачиваием, а доработка вручную то необходимость и ни чего страшного
зы. решил для понту ради вырезать винт из красного дерева
Русь, для понту, лучше вырезать из граба. 😇
гдеж его взять?
Может быть у вас в конторе в загашнике где есть. Если нет, то винтажные:
scalemodels.ru/modules/…/viewtopic_t_14829.html
www.spitfirespares.com/…/RFC Propellors.html
гдеж его взять?
Паркет… 😁 На выбор - есть еще дуб, бук, береза и т.д.
Или в Мск и Спб есть еще фирмы торгующие редкими породами древесины. Можно даже бальзу у них заказать.
варианта у меня 2
первый это старый добрый 3х координатник, переворачивание изделия уже отработано, достаточно точно (работаю на производстве по дерево обработке массива)
ни чего сложного пока не вижуя предпочту первое - 3х координатник с переворачиваием, а доработка вручную то необходимость и ни чего страшного
зы. решил для понту ради вырезать винт из красного дерева
Я тоже предпочел трехкоординатник с переворотом - быстрее и надежнее. На 4 координатнике подачу и глубину резания в конце обработки приходится сильно уменьшать. Время обработки сильно растет. Иначе или лопасти ломает, или отгибать начинает - искажения. Так что быстрее получается на 3-х координатнике и потом слегка руками доработать. Фото деревянных воздушных винтов я не делал, но фото гребного 4-лопасного я найду и покажу.
Из красного дерева можно и не ради понта, раньше это был вполне себе пропеллерный материал. Сделай переклей с грабом, и будет как в настоящей авиации а ля 1925 г.
P/S/ Фото из ранее упоминавшегося МТ Propeller (Германия, г. Штраубин, качество мобильника, иначе не получилось):
Двухлопастной ВВ, диаметр 1900 мм (обратите внимание как плавно размазана ступица на лопасть, без утоньшений сечений)
Балансировочный стенд (видны куски пластилина для балансировки. Его потом снимают с винта, взвесят и заменят на нормальные грузики)
Процесс балансировки деревянного 3-х лопастного винта (черное покрытие - это стекло 0,3 мм два слоя с горячей формовкой в автоклаве + шпаклевка + краска)
осталось доделать законцовки винта
В смысле - последнее сечение? Если не получается с закруглением, то это как раз та операция которую можно доделать руками.
Или сделать прямоугольную законцовку (как сейчас на мат.модели получилось), а окончательной операцией подрезать законцовку по форме как хочется. Для этого не обязательно строить сложную мат.модель (Солид Воркс скорее всего этого не может), но можно над моделью в плоскости Х-Y нарисовать кривую - форма законцовки как бы вид сверху. Технологу-программисту на словах передать - это должна быть последняя операция, проход по краю этой кривой. Тогда останется только фаски снять или радиусы зашкурить.
Отлично получилось!
солид может все, вот у меня сил не хватило в тот вечер, потому что этот винт нарисовал еще раз выкинув первый
закончу на днях, обязательно