Sebart Shark 30E
Поступило пожелание сразу от нескольких человек осветить сборку неординарного по дизайну и мелочам тренера - Shark 30E. Таких самолетов в моделке два - один уже собран под личные нужды Сашей angar-ом, и второй - начал собирать я для одного из своих “клиентов”. Самолет действительно очень интересный, посему я не долго думая согласился щелкать фотоаппаратом и черкать по паре строк по мере сборки.
Собссно, что есть Шарк, или как его зовут - “Шарик”?
Своеобразный по дизайну верхнеплан, размахом коло 160см, взлетным весом в 1700г. Несущий профиль, V крыла ставят его на позицию “тренера”. Устойчивости и предсказуемости призваны добавлять предкрылки, оттягивающие момент срыва на низкой скорости, декоративный плавник сверху, добавляющий кусовой устойчивости, и традиционные для Себарт развитые накладки на стойки шасси, которые тоже обещают придавать дополнительную устойчивость.
Вобщем, достаем с полки коробку:
Довольно надежно упаковано, даже раздражает. Все пакетики и свертки намертво приклеены скотчем к коробк, потратил на распаковку минут 15. Фигня вопрос конечно, но для пилотов, заказывающих самолет почтой это важно - шанс получить целый самолет несколько выше, чем если б все болталось по коробке.
Фюзеляж представляет собой единое целое, со съемным фонарем. Капот уже вклеен, моторама стоит на своем месте, все воздухозаборники уже установлены.
Мелочь, но час работы уже сэкономлен за счет китайских рабочих 😉
Фонарь сдвижной “вперед”, с крючками, которые заходят в прорезь фюза, и далее он фиксируется магнитами “на сдвиг”. Отлетающего в полете фонаря на Шарике не будет. Сделано очень надежно. Единственно, незнакомый с фишкой пилот по привычке может попытаться открыть фонарь вверх, что при определенном усилии приведет к поломке.
Внутри все ажурненько, но крепко. Доступ ко всему только через фонарь, но не скажу что это неудобно. При сборке тонким пальцам будет конечно проще, но доступ есть ко всем необходимым местам.
Руль высоты цельный, стабилизатор вклеивается в прорезь, все плоское, как обычно для самолета такого класса.
Крыло - сама красота 😉
Очень интересно сделано крепление крыла - шпингалетом:
Вобщем - эстетика прет, не успев начать сборку 😉
Шарк безусловно интересный самолет, но было бы слишком просто собрать его без какой-либо интриги… 😁
Клиент живет рядом с водоемом, посему решили замутить для него поплавочки…
Не знаю как это будет в деле, но выглядит весьма многообещающе 😊
На этом вступительную часть закончим, а с понедельника перейдем непосредственно к сборке…
Видимо, не пользуюццо шарки популярностью 😉
Тем не менее, неспешно, спокойно, и в охотку… С кофе, сигареткой и хорошей музыкой 😁…
Собрались крылышки. Колодцы под машинки прошлось немного подрезать. по 1мм в каждую сторону. Странно, почему так?..В комплекте не хватило 2 петель - пришлось лезть в закрома. Петли на жидком циакрине, качалки вклеил на смоле.
Примерил - крылья встают ровно, но присутствует некоторая несоосность фиксирующих штифтов. Небольшая, немного покачав крыло все входит в свои пазы, но осадочек остался. Падает себарт по уровню, есть такое…
Кстати, для сборки АРФов очень рекомендую заиметь небольшую аккумуляторную отвертку. Очень облегчает жизнь.
Я ей заворачиваю все - от шурупов для серв мелколетов, до больших нейлоновых болтов шасси бензинок.
Тяги ставил штатно, по мануалу. Единственно, показалось что родные качалки коротковаты, поэтому поставил удлиняющие накладки. Вообще, не очень люблю затягивать угольные прутки винтовыми зажимами, хотя на шарике нагрузок никаких, поэтому решил ставить как рекомендовано, без изобретений. Резьбу зажимов смазал UHUpor-ом, в качестве локтайта. Через 15 минут резьба зафиксировалась.
Проверил сервотестером - все ходит плавно, без закусываний…
качалки вклеил на смоле
а почему не на СА?
и зачем такие дорогие машинки на элероны, чтоб было или HXT 900 в дупле не канают?
Хотя сравнил по стоимости с поплавками и понял, что пофих, качество и престиж фирмы…😃
поэтому поставил удлиняющие накладки
а это тема, у Вождя порвало качалку сервы РВ, арбуз вышел хороший. Был бы усилитель - не было б арбуза.
а почему не на СА?
и зачем такие дорогие машинки на элероны, чтоб было или HXT 900 в дупле не канают?
Если тока самому себе на запасной пенолет 😉
Цена сорванного редуктора больно высока 😊
А 56-е - порядка 25 баксов. Не так уж и дорого. В хвост - 65-е, чуть дороже, но неубиваемые вообще…
это то понятно, но: а почему не на СА?
-
А как там с пленкой дела были, прямо из коробки если? А то у Шарка что я видел небольшие морщинки были на кончиках крыла и “спине” это конечно не влияет на полет, но Эстетика вроде как;)
-
Он же хвостом прямо земли и касается (ни колесика, ни костыля там нет) так вот на зарубежных форумах холхозят все от текстолитовых\медных(?) накладок до мелких подпружиненных колесиков, инересно можно ли так будет и тут сделать, а то летать будет или с воды или с бетона, те хвостик довольно быстро думаю на бетонке то изотрется😵
Самолетка хорошая,но имхо нашим новичкам оно дороговато будет.
это то понятно, но: а почему не на СА?
Ээээ… как бы тебе сказать… Спешить некуда, поэтому смола 😉
Жидкий ЦА туда не пойдет - слишком свободно в дырку входит кабанчик. Густой ЦА вообще зло, его только для ЕПП можно пользовать. Ну или в поле что-то оперативно подклеить, чтоб потом в мастеркой отодрать и сделать нормально… Поэтому - смола 😉.
Да и вообще всякие куски композитов, типа текстолита, угля, стеклопластика - лучче смолой клеятся…
- А как там с пленкой дела были, прямо из коробки если?
Как всегда омерзительно 😃. Висит как кожа на старой жабе. Я уже вывод сделал - чем дороже самолет - тем сильнее висит пленка 😁 Естессно, я этот ужас фотографировать не стал.
Крылья и фюзеляж на фотке видно - фен и утюжок свое дело уже сделали. До стаба еще не добрался, но перед вклейкой пройдусь по ним, конечно. Оно из коробки всегда так. То что долго лежит на складе, и перевозиццо по городам и странам - неизбежно провисает. От перепадов температур, влажности и пр. Так что не обращай внимание - оно прекрасно усаживается обратно. К первому апреля будет звенеть как барабан 😁
Самолетка хорошая,но имхо нашим новичкам оно дороговато будет.
Ну, все условно… Я б ее совсем новичкам не рекомендовал - жалко гробить.
А как 2-3-й самолет - вполне можно. Или как первый бальзовый, или первый в таком размере, если до этого летать на метровой пене…
можно ли так будет и тут сделать,
Я тебе больше скажу - нужно! 😉 И сделаю, если даже ты будешь упираццо 😁
PS/ Крылья то оделись, как я писал, после некоторых ухищрений… А вот снимали их уже в 4 руки…с матюгами.
Итальяно-интимо… тьфу на них! Себа - дятел. Сговорились с Цемензини меня извести…
Серег77, не ездий больше к макаронникам, нефиг им… Завтра пол-дня буду пришлифовывать трубу к крыльевым пеналам… Ык!
есть подозоение,что вы брали это в ПЖ,а там не совсем себовские самалетки продают.
в истории с ангелом 50 я в этом убедилсо лично.
есть подозоение,что вы брали это в ПЖ,а там не совсем себовские самалетки продают.
в истории с ангелом 50 я в этом убедилсо лично.
Да что Вы? 😁 В чем разница, если не секрет? Откуда это странный миф?!!
Сам бывший владелец оного, да в моделке на соседнем столе стоит свежесобранный…
Еще в 3 метрах Сучка 50Е, привезенная из австрии, которую даже под микроскопом не отличить от продающейся тут…
ЗЫ. Прочитал Ваш пост про ангела. Пленка висит? Бальза некачественная?
На десятке наших самолетов, купленных в пилотаже - бальза идеальная. Пленка висит на половине. Точно так же она висит на привозных себертах, так же на самолетах от Цемензини, например. Трухлявая бальза попадалась на одном из двух самолтов от Fliton, купленных у одного и того же поставщика, и из одной партии… Причем второй - был просто идеальным самолетом. Таких примеров - море. Поверьте, подделывать себарт дороговато, нет смысла. Тем более Пилотажу - это вообще смешно, особенно учитывая личные связи с Себой, и разрешение продавать Себарт под маркой “Пилотаж”…
Себарт раза два менял поставщика пленки - это тоже стоит иметь в виду.
В китае сейчас производят ВСЕ деревянные самолеты. Это написано на коробках, в т.ч. и на продающихся в европе.
Думаю, что Вам просто попался один из немногих явно бракованных самолетов. В частности, недавно одним моим товарищем была приобретена новая Фунтана-140 (новая - всмысле в коробке), которая была с подгнившей бальзой в законцовке крыла. Самолет был из древней партии, которая завозилась сюда при личном участии Себы, еще до пилотажа. Китайцы косячат, себарт за всеми уследить не может - что поделаешь…
У про себарт знаем не понаслышке:
И это не все, что есть, и что было .
Косяк с установкой крыльев на Шарке - моя первая претензия за несколько лет их эксплуатации.
Сейчас вообще почти все производится в Китае, не думаю что для Европы они делают “отдельно”.
Пленка на мною увиденном висела точно так же, довольно отстойно надо сказать, просто его владелец вообще ни разу не имел РУ самолета, так что ясен пень не стал заморачиваться с морщинами на пленке.
Кстати вот его недолгая жизнь на этих фото (до того как хозяин его грохнул:))
Тут полностью согласен с
Я б ее совсем новичкам не рекомендовал - жалко гробить.
Именно так, я его (ну тот что на фото) облетал - ВЕЩЬ мега устойчив, не валится вообще в штопор, при этом нормально висит и ходит на ноже. Просто чудо-самолет… Очень было жалко когда человек ВПЕРВЫЕ взлетев естественно зарулился и вогнал его в землю так, что остался целый только хвост.
как первый бальзовый, или первый в таком размере, если до этого летать на метровой пене…
Именно!😁 Он и будет первый бальзовый (хочу понять есть ли реально различие между пеной и бальзой;)😁) Опять же первый в таком размере. И сейчас летаю на около метровой пене (FunJet и Xeno, оба “дельты”) от мультика. Хотя Шарик по управлению гораздо проще чем эти пенолетики…
Косяк с установкой крыльев на Шарке - моя первая претензия за несколько лет их эксплуатации.
Вот это реально странно, тот что видел я крылья и их монтаж - 0 проблем. Но я так понимаю что они просто очень плотно сидят на штырях(?) те после шлифовки можно будет довести до норм уровня;)
кстати интересно, а как на него поплавки колхозить то?
Я так понял нужна вторая площадка (у поплавков 2е точки крепления к фюзу?) причем площадка укрепленная… Уверен что дядты что нить да придумают! И как всегда получится круто, вспомнить только площадку под акки Як 54 от QQ сделанную чудо станком Lelik’a
Вот это реально странно, тот что видел я крылья и их монтаж - 0 проблем. Но я так понимаю что они просто очень плотно сидят на штырях(?) те после шлифовки можно будет довести до норм уровня;)
Ну, на Цемензини проблема с кривым пеналом, например. Причем на большинстве самолетов, видимо целая партия такая. Стапель перекошен у них, или еще что - не знаю… Укатайка в том, что Цемензини оказывается собирает самолеты на том же производстве, что и Себа. И тут я тоже налетаю с трубой 😉 Тенденция?😁
Я так понял нужна вторая площадка (у поплавков 2е точки крепления к фюзу?) причем площадка укрепленная…
Так и есть. Сзади будет вторая площадка 😉
Продолжаем…
Вклеиваем горизонтальный хвост. Размечаем от законцовок крыльев геометрию, и прихватываем на ЦА. Затем просверливаем несколько отвертсий в пазе под килем, и заливаем немного ЦА внутрь. Так же, проилваем изнутри через колодец для сервы РН.
Моторка, регуль - встают без проблем.
Колодцы для машинок дурные - по глубине маловаты. Выясняется причина - сервы упираются во внутренние фанерные боковины. Что не колхозить проставок, длинной фрезой выбираем нужную глубину внутри. Ок, сервы встают на место.
Второй нюанс - не забыть серву РН подключить через Y-кабель, т.к. у нас есть вторая рулевая серва на поплавках.
Ставим штатные тяги и кабанчики.
Собираем стойку шасси, и по сути - самолет готов 😉
.
Почти одноклассник Ангелу 50E:
Самолет готов к облету. Завтра начинаем колхозить поплавки 😉
Да уж как ни странно самолетка довольно здоровая для 30ого класса, у тебя Кирюх прямо как в передаче про готовку еды, добавляем, смешиваем и вуаля!
На картинках прямо вообще как нефиг делать, хотя сам знаю сколько всего новичек может запороть в АРФе😵 тем более таком деликатном.
Про поплавки ооочень интересно! Как же их там цеплять то что бы при плюхе в воду не вырвало?😉
Да уж как ни странно самолетка довольно здоровая для 30ого класса, у тебя Кирюх прямо как в передаче про готовку еды, добавляем, смешиваем и вуаля!
На картинках прямо вообще как нефиг делать, хотя сам знаю сколько всего новичек может запороть в АРФе😵 тем более таком деликатном.
Про поплавки ооочень интересно! Как же их там цеплять то что бы при плюхе в воду не вырвало?😉
Ну… он не сложно собирается. Там накосячить шансов не много. Другое дело, что когда “…сятый-й” самолет собираешь, оно и вправду делается почти само 😁. Все есть, все под руками. Чего-то надо - вжик, ленточкой отпилил, шуруповертом закрутил, 33 клея, 22 смолы, пол-сотни отверток на моделку 😂 Всяко сподручнее, чем дома на кухне ваять…Ты же у нас в новой моделке не был еще?
С поплавками да, надо аккуратно сажать. Чтоб не клюнуть носом, не закопаццо в воду… Так что тебе много интересного предстоит освоить 😈 Я думаю, если с погодой повезет - захочешь, мы с тобой его на пруду прогоним разок. Под твою ответственность 😉 Хотя бы отрыв-касание. Летать особо там места нет… Ты поузнавай там у себя на Ла-Манщине 😁, наверняка есть перцы с гидросамолетами. Посмотри как они летают с воды.
Неее в моделке новой не был, только на картинках в блоге у тебя видел, да уж это конечно удобно, видел бы ты как я бензо лодки ремонтирую\собираю это жуть! Все на кухне как раз и происходит!😵
Да уж про освоить это точно, пока только на пузо самолетки сажаю в основном, ну на колеса тоже, просто тут газон очень высокий, не всякие колеса проедут…
Попробуем, я как раз с 5 утра буду в Мск и до 2х дня;)
На кой мне Ламанище😁, у нас в Волгограде 70% всех кого знаю летают с поплавками ибо если есть поплавки, то взлетка у тебя получается на всееем протяжении города, часто в 10 минутах от дома, на поле и ехать то не надо. Так что у наших и спрошу, сам много раз видел как взлетают\садятся, ну надо сказать это не так уж и страшно, далеко не каждый жесткий плюх - купание, обычно (большинство летает на нитро) мотор просто глохнет и плыви за ним!😆
ПЫСЫ Рег и приемыш вроде даже при перевороте в нашем случае не должны намокать…
А Я собрался купить Шарик.и думал что буду первым,аж песню сочинил…
Самолет готов к облету. Завтра начинаем колхозить поплавки 😉
То же приобрёл Шарика. Скоро приедет. Жду с нетерпением.
Взял пустую тушке без ВМГ.
Подскажите какой двигатель, регулятор, винт и аккумуляторы лучше использовать ?
Планирую закупать на ХоббиКинге. Там наиболее дешево.
Спасибо.
Кирилл,а вот для пущёй надёжности,“обмотать”-обклеить скотчем фюз,есть смысл?Особенно края.Всё таки защита от сухостоя,случайного чирканья по ВПП и т.д.Только простым.прозрачным скотчем.
Никакого смысла.
А что делать с нижней частью Рн?Он же по земле чертить будет.Вырвет когда нибудь.Можа на костыль какой приподнять?Возможность рулевого колеса предусмотрена?
Ещё вопрос-Какой мотор,рег,винт и аккум установил?
Ничего не вырвет. Другое дело, что это не эстетично - т.к. пленка покарябается после 2-3 посадок: для эстетики покупаем самое простое заднее колесо и устанавливаем
Заднее колесо скорее всего будет не_регулируемое. Сделать канеш там можно, но это будет дюже не просто.
ВМГ как себа советует и проблем не будет, практически идеальный мотор-сет;)
Батарейку я бы взял 2,5Ач.
а что произошло с самолетом
Ничего не приизошло. В данный момент - продается, будучи даже необлетанным. Собранный, готовый к полету (тока приемник поставить). Планы изменились у хозяина, ушел он в планеры, жестко и безповоротно 😉.
Так что если что - отдаем по сходной цене 😉
Мужики привет всем вопрос выкос двигателя надо делать если да то какой икак лучше сделать