Восстановление Спита от Гиперион (бальза + композит)
Восстанавливаю для коллеги гиперионовский Спит поврежденный на почте. Интерхобби (никому не рекомендую!!!) ничего не сделал в плане предпочтовой подготовки посылки. Итог - поперечный V крыла - 0 град (соединительные накладки консолей на лонжероне просто порваны) и проломленный фюзеляж. Оперенье только и доехало целым. Еще гвоздичек в гробик этой шараги - не положили в коробку оплаченный регулятор оборотов, обещали винт в подарок - не положили, впарили товарищу Optic 6 (по цене, за которую можно взять футабу 7-ку 2.4, ессно не у нас) ну и в добавок батарейку Dualsky на 2200, хотя на коробке четко написана рекомендация 3S 3700-4000 мАч. Жаль, что до меня товарищь дошел поздно 😦 (он раньше дел с РУ моделями не имел).
Ну с крылом более менее разобрался - разломил консоли по шву, и собрал их на добротных накладках лонжерона из березовой фанеры 4 мм поверх порванных + проклеил бальзовую обшивку в месте стыка консолей тонким стеклом. На память осталось пара косметических шрамов на обшивке и примерно 30 гр. дополнительного весу.
Теперь вот думаю че с фюзом делать (3 повреждения снизу балки). Композитные фюзы почти не приходилось чинить, “почти” т.к. был аналогичный эпизод после доставки Паприки (планер 2 м размах) от Пилотажа, ну там удалось добраться без вскрытия. А тут… шансов сделать аккуратно и надежно без вскрытия похоже нет. Вот два варианта пока рассамтриваю с вырезом нижней части фюза по линиям обшивки
- почти целиком от крыла до хвоста вырезать часть, зашкурить, и наложить пару лоскутов толстого стекла (пунктир на рисунке);
- либо вырезать живую часть между двумя повреждениями, наложить через образовавшийся лючок лоскуты на повреждения (должны быть доступны) и затем вклеить наместо вырезанный фрагмент.
В первом варианте боюсь покоробит вырезанную часть - ткань может ведь усадку дать, да и вклеивать обратно аккуратно большой фрагмент будет труднее…
В обоих случаях для вклейки вырезанной части на внутреннюю часть фюза по разрезу (вдоль бортов) будет подклеиваться стеночка (может из тонкой фанерки 0.4 мм), чтоб вклеивать вырезку обратно не в стык.
Как лучше сделать? Есть еще варианты? Внешний вид стараюсь сохранить, правда без фанатизма. Просто поверх фюза (без вскрытия) клеить заплаты неохота - вид совсем испортится.
Приглашу сюда еще хозяина пепелаца (он в другом городе), чтоб посмотрел что предстоит пережить его птахе.
Фюз сендвич или стекло во всю толщину?
Подлезть к трещинам можно изнутри?
Фото совсем мелкие, там трещины только верхнего слоя или порвана ткань на всю толщину.
Резать я-бы не стал, выглядит как косметический ремонт: снаружи грубой фрезой выбрать торчащее и немного в глубину. Заполнить смолой с обрезками стеклонити и затянуть скотчем поверх, чтоб меньше шлифовать.
Спасибо, за подсказку
Хотел сначала изнутри - палкой может быть и подлезть можно, допустим, зашлифовать. А вот пропитанную ткань туды поднести, да расправить боюсь точно не получится.
Проломлено на всю толщину (не только верхний слой). Фюз - только стекло (не сендвич), тонкое (0,5 мм стенка), легко руками сжимается - в общем хлипкое все. Можно было б наверное итак оставить, только оно разобъется совсем через 10 посадок (трещины играют) - вот и подумал усилить тканью изнутри.
Фрезой (это дреммелем?) как именно выбрать? Просто соскрести красочный слой (можно наверное шкуркой? или имелось в виду разлохматить ткань?) Думал снаружи заплаты наложить, тока видно это будет (неопрятно), да и краску нужно будет подбирать.
ЗЫ В паприке при аналогичной ситуации просто изнутри было наложена пара лоскутов и все - снаружи трещины видны, то они уже при нагрузке не играли.
Да, типа дремеля, круглая насадка с грубой наждачкой. Если есть гибкий вал, то с ним проще подлезть и подготовить поверхность, чтоб слегка взлохматилась. Если изнутри, то сначала смолу нанести, потом заплатку наложить. Можно до вкладывания ткани перекур сделать, если смола долгоиграющая. С “мокрой” тканью я вообще стараюсь не работать, т.к. нервов не хватит. А снаружи потом лёгкой шпатлёвкой.
П.С. если дыра насквозь, то снаружи скотчем заклеить (скотч малярный, чтоб краску не содрал + полоска пластикового скотча неклейкой стороной к трещине) , чтоб смола не убежала
Спасибо за совет!
Попробую все-таки из нутри подлезть - там сантиметров 40 нужно тянуться до хвоста между тягами при ограниченной видимости места разлома. Длинного гибкого вала нет - придется корячится с наждачкой на палке. А потом как то на этой палке туды ткань подносить и разглаживать. Если не получится за один вечер, тада будем думать дальше…
Вы пишете, что ваш товарищ, раньше дел с р/у моделями не имел. В таком случае смею предположить, что все ваши старания - это секунд 10-15 полёта вашего знакомого и “спита” уже можно не восстанавливать. Это не та модель, с которой делают первые шаги. У того же “Гипериона” есть “Пайпер-25”, он и полукопия и летает как тренер. Я год на нем летал. А для ремонта была полоска бальзы, да рулон плёнки “гиперионовской”.
все ваши старания - это секунд 10-15 полёта вашего знакомого и “спита” уже можно не восстанавливать. Это не та модель, с которой делают первые шаги.
Он это итак уже понимает. Будет сначала учиться на моем древнем тренере (пенсионер где-то с 2004 года - самопал из Белорусии на 46-м моторе). Поднатаскаю - там видно будет.
Вчерась руки дошли до того фюза. Обмотал его пищевой пленкой, чтоб не мацать гряными руками и приступил (предварительно на места разломов наложил скотч малярный). Два лоскута толстой ткани почти на всю длину балки (от зализа крыла до бобышки для хвостового колеса) пропитал и немного отжал валиком от принтера, так чтобы были не сухими, но и без лишней смолы. Положил их на длинную палку и удачно так наложил на пол балки изнутри.
Разглаживал потом подвернувшейся под руку длинной карбоновой балкой с палец толщиной от чего-то - прямо через пасть спита (убрав лючок под мотором) дотянулся до хвоста. В общем получилось более-менее культурно, тока в одном месте волосня собралась в кучку, ну да черт с ней - изнутри не видно. В остальном разгладилось хорошо и к фюзу пристало намально. Вечером размотаю посмотрим что-то там получилось в местах разломов.
Итог: +10-15 грамм и дополнительная жесткость в балке (в других местах борта жидковатые - легко прогибаются)
Осталось вроде мелочи - приладить оперение, поставить машинки, тяги в фюз, приемник, регуль и мотор, приладить фонарь и вроде все.